Научная статья на тему 'Информация как культурный феномен информационного общества'

Информация как культурный феномен информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / информационное общество / культурный феномен / феномен культуры / книжная культура / глобализация / цифровая среда / социальный опыт / information / informatization / information society / phenomenon of culture / cultural phenomenon / book culture / globalization / digital environment / social experience

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лариса Сергеевна Перевозчикова, Ксения Сергеевна Назаренко

Информатизация как социальная практика явилась причиной трансформации культуры чтения в информационную культуру и оформления информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Изменения социального, культурного и профессионального контекста использования информации дестабилизировали традиционные представления о ее природе. В статье анализируется феномен информации относительно ее внутренней структуры и процессов внешней среды. Отмечены особенности человеческого опыта, опирающегося на алгоритмы цифровизации и информатизации. Проводятся различия между концептами «феномен культуры» и «культурный феномен». Цель данного исследования – анализ и выделение характерных положений специфики информационной культуры и информационного общества, определяющие роль и природу информации в цифровой (виртуальной) и социальной средах в ответ на воздействие повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information as a Cultural Phenomenon of the Information Society

Informatization, as a social practice, has been the catalyst for the transformation of reading culture into an information culture, thereby shaping the information society that has succeeded the industrial one. This has destabilized traditional perceptions of information due to changes in the social, cultural, and professional contexts of its use. The article examines the phenomenon of information, focusing on its internal structure and interactions with the external environment. It also highlights the features of human experience influenced by digitalization and informatization, as well as the differences between “phenomenon of culture” and “cultural phenomenon”. The aim of this study is to analyze and identify the specific characteristics of information culture and the information society, which determine the role and nature of information in digital and social environments. This is in response to the increasing impact of information and communication technologies (ICTs) on society

Текст научной работы на тему «Информация как культурный феномен информационного общества»

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2024.12.9

Информация как культурный феномен информационного общества

Лариса Сергеевна Перевозчикова1, Ксения Сергеевна Назаренко2

1,2Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Информатизация как социальная практика явилась причиной трансформации культуры чтения в информационную культуру и оформления информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Изменения социального, культурного и профессионального контекста использования информации дестабилизировали традиционные представления о ее природе. В статье анализируется феномен информации относительно ее внутренней структуры и процессов внешней среды. Отмечены особенности человеческого опыта, опирающегося на алгоритмы цифровизации и информатизации. Проводятся различия между концептами «феномен культуры» и «культурный феномен». Цель данного исследования - анализ и выделение характерных положений специфики информационной культуры и информационного общества, определяющие роль и природу информации в цифровой (виртуальной) и социальной средах в ответ на воздействие повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Ключевые слова: информация, информатизация, информационное общество, культурный феномен, феномен культуры, книжная культура, глобализация, цифровая среда, социальный опыт

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Перевозчикова Л.С., Назаренко К.С. Информация как культурный феномен информационного общества // Общество: философия, история, культура. 2024. № 12. С. 94-99. https://doi.org/10.24158/fik.2024.12.9.

Original article

Information as a Cultural Phenomenon of the Information Society

Larisa S. Perevozchikova1, Ksenia S. Nazarenko2

12Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

[email protected]

[email protected]

Abstract. Informatization, as a social practice, has been the catalyst for the transformation of reading culture into an information culture, thereby shaping the information society that has succeeded the industrial one. This has destabilized traditional perceptions of information due to changes in the social, cultural, and professional contexts of its use. The article examines the phenomenon of information, focusing on its internal structure and interactions with the external environment. It also highlights the features of human experience influenced by digitalization and informatization, as well as the differences between "phenomenon of culture" and "cultural phenomenon". The aim of this study is to analyze and identify the specific characteristics of information culture and the information society, which determine the role and nature of information in digital and social environments. This is in response to the increasing impact of information and communication technologies (ICTs) on society.

Keywords: information, informatization, information society, phenomenon of culture, cultural phenomenon, book culture, globalization, digital environment, social experience

Funding: Independent work.

For citation: Perevozchikova, L.S. & Nazarenko, K.S. (2024) Information as a Cultural Phenomenon of the Information Society. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 94-99. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.12.9 (In Russian).

Вопрос феноменальных аспектов осознанно переживаемого опыта ставится философией, начиная с эпохи рационализма, и является проблематикой природы субъективной реальности, суть которой в знании, полученном опытом из перспективы первого лица, и, следовательно, недоступном сторонним наблюдателям. По этой причине объективистский подход к объяснению природы культуры и ее явлений демонстрирует свою ограниченность. В свою очередь, социально-философский анализ культур как во временном, так и в пространственном срезе позволяет заметить, что

© Перевозчикова Л.С., Назаренко К.С., 2024

каждая культура обладает своим специфическим феноменом культуры или их композицией, которые внутри себя вырабатывают соответствующие культурные феномены, что выступает парадиг-мальными отличиями одной культуры от другой и приводит к пониманию природы культуры.

М. Кастельс выделяет принципиальное отличие информационно-технологической революции по сравнению с ее историческими предшественниками, которое состоит в том, что если прежние технологические революции надолго оставались на ограниченной территории, то новые информационные технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты (Кастельс, 2000: 53). Современная глобальная культура, именуемая информационной культурой, развивается в условиях влияния двух наиболее выдающихся достижений XX века - изобретение компьютеров и интернета, которые привели не только к созданию огромных объемов данных и информации, но и к новому пониманию самой природы информации, ее ценности и значимости во всех сферах жизнедеятельности. Мир разделился на цифровой и физический, мир онлайн и мир офлайн. Линии между этими мирами размыты. В цифровом мире получение опыта, обучение, общение, действия, транзакции и «преступления» реальны в том смысле, что они имеют последствия и наделяют ответственностью. А общество, которое формируется в цифровом мире, навязывает новые способы социальной организации, обладающие способностью определять новые роли для различных систем, а также переопределять и объективно оценивать различные виды ресурсов, включая человеческие и другие.

Информация сегодня практически мгновенно преодолевает любые расстояния без искажения и потери качества. В эпоху так называемой «великой перезагрузки» и возникновения «новой нормальности» (Добринская, 2021: 112) расширяются границы социальной практики, делающие человеческий опыт крайне динамичным и перманентно требующим надлежащей адаптации поведенческих способностей в ответ на воздействие повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что погружает информацию в более широкий культурно-социальный контекст и возрастающую роль ИКТ. В передовых западных странах финансовые вложения в информационные технологии превысили вложения в индустриальное производство. Информация становится орудием, средством и предметом практической деятельности человека. Поэтому как никогда актуальной становится проблема функционирования феномена в социальной среде (Сарасов, 2005: 28).

Информация является производной культуры и охватывает обширный и сложный спектр человеческого опыта: от цифровых тенденций до исторических традиций, но при этом ее смыслы и ценности определяются социосферой, а значимость - контекстом. Мы живем в новой реальности, когда почти к любой сфере деятельности и жизни человека можно добавить слово «цифровая»: экономика, искусство, здравоохранение и «цифровая педагогика» (Проскурин и др., 2023: 18).

Идея информационной культуры исходит из наблюдения о трансформации социальной, технологической и экономической сфер, ценностей, норм, образа жизни, провоцируемой повышением технологической эффективности и навыков передачи информации и, как следствие, увеличения ее доступности и влияния. При этом информация является социальной практикой, общей теорией и инструментом коммуникации. Формирование новой культуры предполагает наличие, развитие и приобретение новых информационных компетенций, которые необходимы для функционирования в современном технологичном обществе, переносящем большую часть своей деятельности в виртуальный мир, а также информационные ресурсы и оцифрованную версию культурного наследия, что приводит к созданию информационного общества. Информационная компетенция заключается в наборе навыков, которые позволяют индивиду определять потребность в информации, эффективно ею манипулировать и принимать обоснованные, разумные, этические решения в академической, профессиональной и личной жизни.

Таким образом, информационная культура есть способ осознанного и активного функционирования человека в информационном пространстве и его результат в ходе естественной адаптации культуры чтения к технологическим и социальным изменениям, связанным с развитием ИКТ и интернета. Информатика, ранее тесно связанная с научной коммуникацией, теперь превратилась в широкое социальное исследование аналитического или синтетического характера, реализуемое в рамках конкретных или междисциплинарных сфер познания.

Как с точки зрения коммуникации, так и с точки зрения информационных наук выделено, по крайней мере, несколько типов культуры: устная и письменная культура (Ong, 1982), печатная культура (Eisenstein, 1979), книжная культура или культура грамотности (Мигонь, 2011). Все они описаны применительно к ведущему методу (и средству) коммуникации и распространения информации или знаний и фактору прогресса. Культурный характер любой информационной деятельности подчеркивает М. Бакленд: «Самое простое предположение состоит в том, что использование информации, когда мы говорим об информации как вещи, должным образом рассматривается как активное участие в культурной сфере» (Buckland, 1991).

В дополнение к использованию и распространению печатных книг, газет и т. д., книжная культура обозначает рукописные средства массовой информации и распространение письменных документов устной традиции в архиве и через него - в опубликованных коллекциях. Она также переплетает процесс обрамления и определения устных жанров с литературными интересами и идеологиями. Книгу и книгопечатание обозначают как инструмент и средство прогресса, а чтение имеет первостепенное значение для личного, социального и академического развития. Обусловлено это тем, что на индустриальном этапе развития цивилизации система взаимодействующих отраслей культуры и народного хозяйства хранила, распространяла и использовала информацию посредством печатных изданий: книг, газет и т. д., производство которых требует много ресурсов и времени, поэтому, когда информация стала быстро обновляться, преобразовываться и расширяться, для нее потребовались другие носители. Цифровые технологии лишают информацию влияния материальных носителей, с которыми она когда-то была связана.

Обозначившаяся во второй половине ХХ в. информационно-технологическая перспектива цивилизационной эволюции потребовала расширения представлений о новых технологиях производства книги, ее новых формах, способах распространения, меняющемся отношении читателей к восприятию книги в новой информационно-коммуникативной среде (Лютов, 2017: 9).

Информационная культура приходит на смену книжной культуре, а информационное общество - на смену индустриальному, когда информация становится ядерной ценностью культуры и выступает как продуктом производственного процесса, так и источником новых отраслей в формирующейся новой технологической парадигме, организованной вокруг появившихся более мощных и гибких информационных технологий.

Что общего между кодами, используемыми для отправки сообщения из космоса, и молекулами ДНК? Как второй закон термодинамики, открытый физиком, связан с общением таким образом, что можно говорить об «энтропии» музыкальной партитуры, страницы текста или разговора? Почему сложные математические теории вероятности связаны с тем, как мы выражаем себя в устной и письменной речи? Ответ на эти вопросы - «информация», и тот факт, что один термин может связать эти разрозненные идеи, показывает его большую широту и силу (Campbell, 1982: 13).

Для определения информации как феномена и ее места в культуре проведем различия между понятиями «культурный феномен» и «феномен культуры».

Феномен культуры представляет собой объект, выработанный конкретной культурой, в то время как культурный феномен - это самодостаточное явление культуры, создающее вокруг себя свою собственную культуру мощным инструментарием социализации через формирование симметричных поведенческих стандартов, установление границ приемлемости и норм, тем самым, исходя из контекста, формируя мировоззренческую парадигму.

Культурный феномен - это роль, сложная концепция, которая отражает динамическое взаимодействие между культурой, обществом и поведением человека. Он обеспечивает развитие и прогресс общества через экспериментальные формы, находящие отражение в искусстве, литературе, музыке, кино и других формах творчества, отзеркаливая свое время и контекст, фиксируя свой уникальный взгляд на мир с конкретного ракурса, т. е. в фиксированное время и в определенном месте. Для его возникновения важны условия, а его природу определяет контекст. Его продуцирует творчество определенного сообщества - этноса, народа, даже если толчком к возникновению феномена являлся творческий подвиг конкретного представителя сообщества.

Феномен достигает статуса культурного, когда он обретает коренной, структурообразующий смысл для существования данного сообщества. В таком случае он выступает как часть «генотипа» культуры. Ведь до его появления нет самого предмета - конкретной культуры. Сам феномен может принимать различные формы, которые находят отражение в явлениях культуры.

Таким образом, культурный феномен эквивалентен смыслу. Один и тот же культурный феномен может быть представлен разными феноменами культуры. Так, взаимодополняемость культурных феноменов создает уникальный характер культуры, ее социокультурное пространство, конституирует саму культуру, то есть без них данная конкретная культура не собирается в единое целое, ее генезис объективно необъясним, история деформируется и ее невозможно реконструировать, исследовать.

Имеет место утверждение, что информация, совершая переход от аксиологии информации к ее интеграции во все сферы жизнедеятельности, из феномена книжной культуры становится культурным феноменом, т. н. информационной культурой. То есть, вырабатываясь культурой, информация является ее продуктом, который по мере роста ценности становится феноменом культуры, а по мере увеличения значимости - культурным феноменом.

Подход к определению информации и способы ее использования в меняющихся условиях ее создания, распространения и потребления влияют на акценты в онтологической природе информации, что, в свою очередь, отражается на гносеологических ценностях культуры.

Философы, психологи, социологи и антропологи имеют разные подходы к определению природы информации и ее значимости в обществе, а в последнее время еще и искусственный интеллект внес свой особый и сложный вклад в эту область. Философия полагает культуру как форму бытия, совокупность ценностей. Наше понимание природы информации как культурного феномена обусловлено тем, что информация, обрастая большой значимостью, выстраивает вокруг себя собственную культуру и централизует роль информационной (цифровой) мировоззренческой парадигмы.

Хотя технологические изменения принципиально не изменили природу самой информации, они трансформировали социальный, культурный и профессиональный контекст, в котором внедряется и используется информация, что дестабилизировало традиционные представления о природе информации. Это не означает, что природа информации изменилась сама по себе, скорее, цифровая эпоха высвободила те качества, которые всегда были скрыты в наших представлениях об информации. Эта дестабилизация информации рассматривается как онтологическая, возникающая в результате ассоциации с онтологическими свойствами доминирующих способов производства, воспроизводства, передачи и потребления информации в определенные исторические периоды. Очевидная дестабилизация самой онтологии информации, как представляется, имеет значительные последствия для статуса знаний, не в последнюю очередь из-за тесной связи между механизмами производства знаний и природой знаний.

Природа информации заключается в ее структуре и организации, способности генерировать смыслы и знания, способах ее использования как в обществе в целом, так и в рамках конкретных социальных практик. Структура информации способствует тому, что данный феномен способен выступать в роли своеобразных «социальных сетей», которые внутренне организуют социум и обеспечивают его стабильность и развитие (Сарасов, 2005: 38). Одним из важных последствий распространения цифровых технологий стал сдвиг в негласном понимании природы информации, сущности знаний и познаваемого.

Социальная реальность информационной культуры складывается в результате повышения технологической эффективности и навыков передачи информации, а также на изменениях в образе жизни в результате доступности информации и ее влияния, что создало и организовало виртуальное киберпространство, ставшее неотъемлемой частью современной реальности. Новая реальность не заменила старую, привычную, а стала ее неотъемлемой частью.

Суть цифровой революции полностью проявляется в культурных изменениях, происходящих в обществе. Они обсуждаются в связи с преобразованиями информационного общества, такими как размывание различия между реальностью и виртуальностью, между людьми, природой и артефактами, а также разворот от информационного дефицита к изобилию.

Информация, оформившись из феномена культуры в культурный феномен - информационную культуру, создает свою специфику, определяющую информационное общество, из которой можно выделить особо акцентные положения:

1. С точки зрения глобализации и развития информационного общества происходит трансформация ранее установленных ценностных идей и строится новая иерархия ценностей. В условиях информатизации общества перманентно происходит информационный обмен, который служит залогом развития общества, что утверждает толерантность как одну из главных доминант ценностей.

2. Традиционная концепция человека как отдельной сущности трансформируется в новое онтологическое самовосприятие человека как информационного организма, взаимосвязанного со всем миром процессом глобализации.

3. Информационное общество принципиально отлично от предшествующих использует информацию. Информация способна улучшать качество товаров и услуг, поэтому она стала использоваться организациями как экономический ресурс с целью повышения эффективности деятельности, стимулирования инноваций и увеличения результативности и конкурентоспособности. Кроме того, наблюдается тенденция к созданию более информационно активных организаций, которые приносят большую пользу экономике страны в целом.

4. В социосфере информация снизила роль поколенческого опыта и сформировала опору на цифровой опыт. Технологический разрыв зачастую влечет за собой и разрыв ценностный, когда в противоречие вступают противоположные поведенческие паттерны, у молодежи появляются новые ориентиры, часто виртуальные и не всегда понятные старшему поколению (Махмутова, 2021: 13).

5. Перестраивается невербальная коммуникация. Современная коммуникационная среда является чрезвычайно разнообразной и открытой, что позволяет ей интегрировать в себя коды и сообщения из различных источников, являющихся узлами сети. С одной стороны, цифровое сообщение стало тождественно информационному, что привело к снижению доли личного общения. С другой - ИКТ трансформировали вербальный язык, наполнив его новой терминологией, и,

соответственно, вербальную коммуникацию. Ввиду чего появилась необходимость поиска новых инструментов невербалики для выражения и восприятия эмоций, потребностей, намерений и отношения при цифровом (виртуальном) общении и дополнении, уточнении, замене новых слов и выражений.

6. Количество и доступность информации, сопряженные с высокой скоростью ее передачи и легким поиском, привели к информационному перенасыщению. Однако информация не равна знанию, она может пониматься только как возможность знания, которая реализуется через осмысление данных, обучение применению информации в соответствии с контекстом, способность оценить ее достоверность. Но ИКТ задали настолько быстрый темп жизни, что у человека не всегда есть возможность такой рефлексии. Это приводит индивида к ложной экспертности относительно всех вопросов, по которым он располагает информацией.

7. ИКТ воздействуют на механизмы социализации, сводя их к потребности присутствия и активности в информационном пространстве, что формирует социумы с тождественной этической практикой и делает процесс интеграции в них самодетерминируемым.

В контексте социально-философского анализа становления информационной культуры и оформления информационного общества можно предположить, что природа и структура информации будут и далее меняться в ответ на преобразования цифровой среды. Причем эти изменения происходят гораздо стремительнее скорости адаптивных возможностей природы человека, а разрыв между социальными и виртуальными формами жизнедеятельности будет только усиливаться.

Список источников:

Добринская Д.Е. Что такое цифровое общество? Социология науки и технологий. 2021. Т. 12, № 2. С. 112-129. https://doi.org/10.24412/2079-0910-2021 -2-112-129.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. 608 с.

Круглый стол «Стратегические векторы исследований в области педагогики высшей школы» / Д.К. Проскурин [и др.] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 3. С. 18-21.

Лютов С.Н. Книжная культура в многообразии понятий и исследовательских подходов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 9-16.

Махмутова Е.В. Межпоколенческий баланс в цифровую эпоху: глобальное измерение // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 6. С. 11-16. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-6-11-16.

Мигонь К. Книжная культура - попытка определения понятия как научной категории // Белорусская книга в контексте мировой книжной культуры : сборник статей. Минск, 2011. С. 17-39.

Сарасов Е.А. Региональная пресса как системный субъект и посредник политической коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 11, № 1. С. 28-38.

Buckland M. Information and information systems. N.Y., 1991. 225 p.

Campbell J. Grammatical man: Information, Entropy, Language, and Life. N.Y., 1982. 319 p.

Eisenstein E. The printing press as an agent of change: communications and cultural transformations in early modern Europe. Volumes 1 and 2. N.Y., 1979. 794 p.

Ong W.J. Orality and Literacy. The Technologizing of the Word. Routledge, 1982. 214 p.

References:

Buckland, M. (1991) Information and information systems. New York. 225 p.

Campbell, J. (1982) Grammatical man: Information, Entropy, Language, and Life. New York. 319 p.

Castells, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The information age: Economics, society, and culture]. Moscow. 608 p. (In Russian)

Dobrinskaya, D.E. (2021) What is a digital society? Sociology of Science and Technology. 12 (2), 112-129. Available from: doi:10.24412/2079-0910-2021-2-112-129. (In Russian)

Eisenstein, E. (1979) The printing press as an agent of change: communications and cultural transformations in early modern Europe. Volumes 1 and 2. 794 p.

Liutov, S.N. (2017) The book culture: diversity of concepts and research methods. Culture and Arts Herald. (4 (52)), 9-16. (In Russian)

Makhmutova, E.V. (2021) Intergenerational balance in the digital age: A global dimension. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 11 (6), 11-16. Available from: doi:10.26794/2226-7867-2021-11-6-11-16. (In Russian)

Migon, K. (2011) Knizhnaya kul'tura - popytka opredeleniya ponyatiya kak nauchnoy kategorii [Book culture - an attempt to define the concept as a scientific category]. In: Belorusskaya kniga v kontekste mirovoy knizhnoy kul'tury [The Belorussian book in the context of world book culture]. Minsk, pp. 17-39. (In Russian)

Ong, W.J. (1982) Orality and Literacy. The Technologizing of the Word. Routledge. 214 p.

Proskurin, D.K., Murog, I.A., Egorushkin, V.A., & Zakharov, N.E. (2023) Kruglyy stol "Strategicheskie vektory issledovaniy v oblasti pedagogiki vysshey shkoly" [Round table "Strategic vectors of research in the field of higher education pedagogy"]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. (3), 18-21. (In Russian)

Sarasov, E.A. (2005) Regional'naya pressa kak sistemnyy sub"ekt i posrednik politicheskoy kommunikatsii [Regional press as a systemic subject and mediator of political communication]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 11, (1), 28-38. (In Russian)

Информация об авторах

Л.С. Перевозчикова - доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного технического университета, Воронеж, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=406286

К.С. Назаренко - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного технического университета, Воронеж, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763996

Вклад авторов:

Л.С. Перевозчикова - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; доработка текста.

К.С. Назаренко - написание исходного текста; итоговые выводы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors L.S. Perevozchikova - D.Phil., Professor at the Department of Philosophy, Sociology, and History of the Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=406286

K.S. Nazarenko - PhD, Associate Professor at the Department of Philosophy, Sociology, and History of the Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763996

Contribution of the authors: L.S. Perevozchikova - academic advising; concept of the study; methodology development; follow-on revision of the text.

K.S. Nazarenko - source text writing; final conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 17.12.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.