УДК 657.1:332.1
Ю. Н. Киркач, Е. А. Шароватова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА
Рассматриваются вопросы регламентирования и унификации нефинансовой отчетности, представляющие большой интерес в научном 44 сообществе. Отмечается, что международные организации по стан--дартизации отчетности предлагают разнообразные форматы составления отчетности и наборы показателей корпоративной нефинансовой отчетности для заинтересованных пользователей. В статье отражены некоторые положения, регламентирующие состав нефинансовой отчетности, проведен их сравнительный анализ. В результате исследования авторами предложен вариант состава показателей, который синтезирует в себе применяющиеся в практической деятельности форматы нефинансовой отчетности. Утверждается, что представление корпоративной нефинансовой отчетности в синтезированном формате позволит показать объективное состояние компании и возможности реализации стратегии развития бизнеса.
At present, the regulation and unification of non-financial reporting are of great interest to scientific community. International accounting standardization organizations offer a variety of reporting formats and a set of indicators of corporate non-financial reporting for their users. The article explores some provisions that regulate the composition of non-financial reporting and offers their comparative analysis. As a result of the study, the authors proposed a new composition of the reporting indicators, which synthesizes the formats of non-financial reporting used. Corporate non-financial reporting in its synthesized format clearly demonstrates the objective state of business and the possibility of implementing a business development strategy.
Ключевые слова: корпоративная нефинансовая отчетность, показатели, интегрированная отчетность, отчетность в области устойчивого развития.
Key words: corporate sustainability reporting, indicators, integrated reporting, reporting on sustainable development.
Вопросы совершенствования структуры корпоративной бухгалтерской отчетности исторически вызывали интерес инвесторов и акционеров, стремящихся подтвердить ожидания доходности бизнеса той или иной компании. Это подтверждается развитием международных отношений и интеграцией той или иной компании в экономической среде, что рождает особые требования к приемам формирования отчетности с целью предоставления информации о результатах бизнеса заинтересованным пользователям. На этом фоне стремление к демонстрации перспектив субъекта в отраслевом бизнесе за последние годы возродило научный и практический интерес к проблемам разукрупнения показателей унифицированной бухгалтерской отчетности.
© Киркач Ю. Н., Шароватова Е. А., 2018
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 44 — 52.
Для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса предоставление стейкхолдерам только финансовой информации стало недостаточным. Разнообразие целей и потребностей сторон, заинтересованных в знаниях о различных аспектах деятельности компании, изменение характера современного бизнеса, развитие информационных технологий предопределили необходимость всестороннего взгляда на корпоративную отчетность. Основной причиной такого вывода стало то, что представленная в финансовой отчетности информация является «исторической» — отражает результаты лишь прошлых периодов. Кроме того, синтетический характер ключевых показателей бизнеса не дает возможность выявить потенциальную перспективность его составляющих, которые требуют более развернутого информационного ресурса для выработки стратегии производства. В результате этого у пользователей складывается необъективное мнение о состоянии дел в компании.
В некоторой степени решению такой проблемы может способствовать нефинансовая отчетность, охватывающая большой круг показателей нефинансового характера: качество менеджмента, эффективность социальных инвестиций, этика делового поведения. Эти факторы определяют имидж компании и формируют ее деловую репутацию, однако для раскрытия перспективности бизнеса они малопригодны. Подтверждение этому можно найти в работах ряда ученых, таких как Н. Н. Абдуганиев, М. В. Федоров, И. В. Алексеева, И. Е. Калабихина и многих других. Большое внимание к проблеме со стороны видных экономистов говорит о ее актуальности и высокой заинтересованности в поиске оптимальных решений в вопросе представления нефинансовой информации. Главное достоинство нового направления корпоративной отчетности — это дополнительная структуризация ее показателей с целью убедить заинтересованные стороны в социальной ориентированности компании.
Информация нефинансового характера, структурированная в нефинансовой отчетности в разрезе экологических последствий деятельности компаний, впервые появилась в 1980-х гг. В ней отражались меры, которые предпринимались для сокращения негативных последствий ведения бизнеса. Практика составления социальной отчетности возникла в 1970-х гг., однако широкое ее использование началось в 1990-х гг. одновременно с разгоревшимися корпоративными скандалами из-за масштабного выпуска некачественной продукции. Именно тогда в профессиональном сообществе возникло осознание того, что деятельность компании не должна ограничиваться лишь экономическими показателями (налогами, инвестициями и т. д.). Все это послужило предпосылками создания в конце XX в. Руководства по отчетности в области устойчивого развития, разработанного в рамках глобальной инициативы по отчетности. Этот документ синтезировал в себе экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании.
В международной практике существуют различные стандарты составления нефинансовой отчетности, например: Стандарт социальной
45
отчетности компаний АА1000 AS, разработанный британским Институтом социальной и этической отчетности; Руководство по социальной ответственности ISO 26000, которое было выпущено Международной организацией по стандартизации (ИСО) [11; 12]. Однако наибольшей популярностью в подготовке отчетности пользуется Руководство по отчетности в области устойчивого развития Global Reporting Initiative (GRI). Данная концепция является первой в мире, которая объединила информацию о деятельности компании в области окружающей среды, выполнении повсеместных обязательных требований и социальных вопросах. В 2013 г. была принята новая версия стандарта GRI «Глобальная инициатива по отчетности» G4, вступившая в силу с 1 января 2015 г. Отчеты, опубликованные после 31 декабря 2015 г., должны быть подготовлены в соответствии с версией G4 Руководства. В данном Руководстве установлены два вида стандартных элементов отчетности: общие стандартные элементы отчетности; специфические стандартные элементы отчетности (табл. 1).
Таблица 1
Элементы и показатели отчетности в области устойчивого развития
Общие стандартные элементы отчетности Специфические стандартные элементы отчетности
1. Стратегия и анализ Сведения о подходах в области менеджмента
2. Профиль организации Категория «Экономическая»: экономическая результативность, присутствие на рынке, непрямые экономические воздействия, практики закупок
3. Выявленные существенные аспекты и границы Категория «Экологическая»: материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, сбросы и отходы, продукция и услуги, соответствие требованиям, транспорт, общая информация, экологическая оценка поставщиков, механизмы подачи жалоб на экологические проблемы
4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами Категория «Социальная»: занятость, инвестиции, местные сообщества, здоровье и безопасность потребителя, взаимоотношения сотрудников и руководства, недопущение дискриминации, противодействие коррупции, маркировка продукции и услуг, здоровье и безопасность на рабочем месте, государственная политика, маркетинговые коммуникации, обучение и образование, детский труд, равное вознаграждение для женщин и мужчин, права коренных и малочисленных народов, иные трудовые отношения
Однако мировой экономический кризис 2008 г. выявил недостатки нефинансовой модели корпоративной отчетности:
1) превалирование финансово-экономических задач в ущерб социальным и экологическим;
2) возникновение конфликтных ситуаций среди заинтересованных пользователей из-за разрозненности и несогласованности их интересов в корпоративной отчетности;
3) отсутствие возможности сравнения нефинансовой отчетности независимо от территориальной принадлежности компании [3, с. 48].
Эти недостатки подтвердили целесообразность создания нового формата корпоративных отчетов. Поэтому в 2013 г. в свет был выпущен Международный стандарт по интегрированной отчетности, предложенный Комитетом по международной интегрированной отчетности (ПИС) и базирующийся на трех основных положениях:
— шесть видов капитала: финансовый, производственный, человеческий, интеллектуальный, природный и социально-репутационный;
— бизнес-модель;
— создание стоимости с течением времени.
Необходимо отметить, что в ходе разработки Руководства С4 специалисты старались увязать подготовку отчета в области устойчивого развития с составлением интегрированного отчета, основываясь на методологических рекомендациях, разрабатываемых Советом по интегрированной отчетности (ПИС). Однако в силу несоответствия сроков разработки руководств СШ и ПИС поставленная цель не была достигнута в ходе работы над С4. Стоит отметить, что в новой версии Руководства имеется разъяснение взаимосвязи интегрированной отчетности и отчетности в области устойчивого развития.
Главное отличие интегрированной отчетности заключается в том, что она базируется на факторах производства, которых, в соответствии с МСИО, выделено шесть: финансовый, производственный, человеческий, интеллектуальный, природный и социально-репутационный. Успех компании зависит от эффективного взаимодействия всех соответствующих видов капиталов. Компания создает стоимость на протяжении различных промежутков времени и для разных стейкхолдеров, и максимизировать ее посредством только одного вида капитала невозможно. Под капиталом в данном случае понимается запас стоимости, который увеличивается, уменьшается или трансформируется в результате деятельности организации. Общие запасы капиталов не остаются неизменными в течение длительного времени. По мере того, как капиталы увеличиваются, уменьшаются или преобразуются, между ними и внутри них происходит постоянный круговорот. Например, когда организация увеличивает свой производственный капитал с помощью нового оборудования, соответствующие затраты на перевооружение уменьшают ее финансовый капитал. В результате последний преобразуется в производственный. Этот пример показывает постоянное взаимодействие и преобразование, которые происходят между капиталами, хотя и с разными темпами и результатами.
Сравнительная характеристика двух направлений корпоративной отчетности, формируемых в соответствии с Руководством в области устойчивого развития и Стандарта по интегрированной отчетности, представлена в таблице 2.
47
Таблица 2
Сравнительная характеристика интегрированной отчетности и отчетности в области устойчивого развития
48
Содержание Интегрированная отчетность Отчетность в области устойчивого развития
Цель Предоставление сведений о том, каким образом создается стоимость в течение долгого времени; установление ведущих принципов и элементов, определяющих общее содержание интегрированного отчета; объяснение фундаментальных концепций, лежащих в их основе Выявление и оценка вклада компании в устойчивое развитие; рекомендации по подготовке отчетности, содержащей значимую и ценную информацию о наиболее актуальных проблемах, связанных с устойчивым развитием
Подход Основан на применении принципов подготовки отчета; не предписывает конкретные показатели деятельности, методы оценки или отражение отдельных фактов, но включает несколько требований, которые должны быть применены, чтобы интегрированный отчет соответствовал Стандарту При составлении необходимо руководствоваться принципами подготовки отчетности, отражать стандартные элементы отчетности и следовать инструкции по применению
Потенциал компании, информацию о котором необходимо отразить в отчете Виды капиталов: финансовый, производственный, интеллектуальный, человеческий, со-циально-репутационный и природный. При этом организации, готовящие интегрированный отчет, необязательно должны применять эту категоризацию или структурировать отчет по капиталам Категории: экономическая, экологическая, социальная
Сфера применения Для применения в частном секторе коммерческими компаниями любого масштаба, а также в адаптированном виде — в государственном секторе и некоммерческими организациями Любые организации, независимо от их размера, отраслевой принадлежности или местонахождения
Принципы Стратегический фокус и ориентация на будущее. Связность информации. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Существенность. Краткость. Достоверность и полнота. Постоянство и сопоставимость Контекст устойчивого развития. Точность. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Существенность. Сопоставимость. Полнота. Сбалансированность. Своевременность. Ясность. Надежность
^^
Исходя из сравнительной характеристики двух видов отчетности, можно сделать вывод о том, что отчетность в области устойчивого развития является ключевым информационным источником, который синтезирует в себе экономические, экологические и социальные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также положительные и негативные последствия корпоративного воздействия. При подготовке отчетности в области устойчивого развития рассматривается значение концепции устойчивого развития, основные проблемы и приоритеты устойчивого развития компании, при этом делается акцент на влияние тенденций, рисков и возможностей устойчивого развития на долгосрочные перспективы и финансовые результаты деятельности компании.
В интегрированной отчетности отражается больше аспектов деятельности предприятия. Однако в Стандарте не отражены ключевые показатели эффективности и методы оценки, нет сравнительных показателей для таких аспектов, как качество стратегии организации и результаты ее деятельности, а также не требуется отражения отдельных фактов. Специалисты, подготавливающие интегрированные отчеты, руководствуются лишь общими принципами, своими профессиональными суждениями и определяют, какие факты являются существенными в деятельности компании и как они раскрываются; при этом применяются общепринятые методы измерения и отражения информации. Если информация, включенная в интегрированныи отчет, аналогична иной информации, опубликованной организацией, или основана на ней, она готовится на том же основании, что и иная информация, или должна быть совместима с ней [14, п. 1.10].
Один из принципов интегрированной отчетности гласит: «Информация, содержащаяся в интегрированном отчете, должна быть представлена: (а) на основе, не меняющейся в течение долгого времени; (б) таким образом, чтобы можно было провести сравнение с другими организациями, в тех случаях, когда это существенно для способности организации создавать стоимость с течением времени» [14, п. 3.54]. Следовательно, другие организации должны отражать такие же показатели при составлении интегрированной отчетности. Как известно, каждая организация сама выбирает показатели оценки деятельности, и отсутствие в Стандарте требований конкретики в отношении тех или иных показателей приводит к нарушению одного из ключевых принципов составления отчетности — сопоставимости. Руководство С4, наоборот, говорит о том, как организации должны составлять отчетность, описывая единые принципы и показатели.
На наш взгляд, решением данной проблемы может стать объединение способов составления отчетности, отраженных в Международном стандарте по интегрированной отчетности и в Руководстве С4. Увеличение числа аспектов в нефинансовой отчетности (отражение шести видов капитала) и конкретизация показателей (как в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития) позволит составить качественную информативную отчетность. Отраженная в нефинансовой
49
отчетности информация должна быть ориентирована, в первую очередь, на инвесторов. Структурирование информации в нефинансовой отчетности должно осуществляться на основе учета факторов, определяющих инвестиционную привлекательность компании. Для решения этой задачи нами предложен состав показателей в нефинансовой отчетности (табл. 3). Предполагается, что данные показатели будут использованы заинтересованными пользователями как дополнительная аналитическая информация к консолидированной финансовой отчетности.
Таблица 3
50 Структура показателей нефинансовой отчетности
Аспекты Показатели
1. Финансовый Инвестиции, риски деятельности, дебиторы и кредиторы, активы, обязательства
2. Производственный Технология производства, поставщики и подрядчики, качество реализуемой продукции/услуг, контрагенты, рынки сбыта
3. Человеческий Занятость, взаимоотношения сотрудников и руководства, недопущение дискриминации, здоровье и безопасность на рабочем месте, свобода ассоциации и ведения коллективных переговоров, обучение и образование, детский труд, разнообразие и равные возможности, принудительный или обязательный труд, равное вознаграждение для женщин и мужчин, практика обеспечения безопасности, оценка практики трудовых отношений поставщиков, права коренных и малочисленных народов, механизмы подачи жалоб на практику трудовых отношений, оценка соблюдения прав человека поставщиками, механизмы подачи жалоб на нарушение прав человека
4. Интеллектуальный Патенты, авторские права, программное обеспечение, права и лицензии, гудвилл
5. Природный Материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, сбросы и отходы, продукция и услуги, соответствие требованиям, транспорт, общая информация, экологическая оценка поставщиков, механизмы подачи жалоб на экологические проблемы
6. Социально-репута-ционный Здоровье и безопасность потребителя, маркировка продукции и услуг, маркетинговые коммуникации, неприкосновенность частной жизни потребителя, соответствие продукции/услуг требованиям, методы корпоративного управления
7. Стратегия развития Методы конкурентной борьбы, поведение в отношении доли рынка, стратегия использования имеющихся возможностей по созданию стоимости компании, планы по реализации этих стратегий, приемлемый для организации профиль риска
^^
Как отражено в Стандарте, поставщиков финансового капитала интересует также информация о том, как организация создает стоимость для других, — какими действиями или взаимодействиями с клиентами, поставщиками. Следовательно, в нефинансовом отчете нужно отражать, на каких условиях происходит работа с партнерами, на какие уступки компания готова идти, как поддерживается репутация компании и т. д. В отчете необходимо кратко отражать, как те или иные условия могут повлиять на способность организации создавать стоимость, раскрывать стратегию, методы корпоративного управления и, конечно, результаты деятельности.
В то же время при включении информации о существенных факторах, связанных с конкурентным преимуществом (например, важнейшие стратегии), организация рассматривает вопрос о том, «как описать суть фактора, не раскрывая определенные данные, которые могут нанести значительный урон ее конкурентному преимуществу. Соответственно, организация анализирует, какое преимущество конкурент может реально получить на основе данных нефинансового отчета» [15, с. 34].
Конкретная информация, включенная в интегрированный отчет, будет неизбежно варьироваться в разных организациях, потому что каждая из них имеет собственную уникальную историю создания стоимости. Тем не менее рассмотрение вопросов, относящихся к элементам содержания, общим для всех организаций, помогает обеспечить приемлемый уровень сопоставимости их отчетности.
Таким образом, нефинансовый отчет представляет целостную картину деятельности организации. Чем активнее интегрированное мышление внедряется в деятельность организации, тем в большей степени связность информации будет присуща нефинансовой отчетности, анализу и принятию решений, а впоследствии — консолидированной отчетности. Для оценки инвестиционной привлекательности организации в отчетность должна быть включена хорошо структурированная и нацеленная на потенциальных инвесторов информация, позволяющая оказать влияние на принятие инвестиционного решения.
51
Список литературы
1. Абдуганиев Н. Н., Федоров М. В. Нефинансовая отчетность и подход к ее разработке как важнейшему элементу социальной политики российских компаний // Известия УрГЭу. 2014. № 2 (52). С. 42—52.
2. Алексеева И. В., Осипова Р. Г. Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 41. С. 32—41.
3. Калабихина И. Е., Волошин Д. А., Досиков В. С. Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 31. С. 47—57.
4. Чайковская Л. А., Быстрова Ю. О. Интегрированный подход к раскрытию информации об интеллектуальном капитале // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2013. № 10. С. 11 — 18.
5. Морозова Е. В. Нефинансовая отчетность как источник информации о деятельности компании / / Международный бухгалтерский учет. 2014. № 22. С. 25—37.
52
6. Шароватова Е. А., Евстафьева Е. М. Теоретические и практические аспекты формирования отчетности на основе учетно-аналитического обеспечения системы управления // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 25 — 36.
7. Хахонова Н. Н., Киркач Ю. Н. Практические аспекты применения бюджета доходов и расходов в качестве формы управленческой отчетности в коммерческих организациях// Учет и статистика. 2015. № 4 (40). С. 20 — 26.
8. Лабынцев Н. Т. Особенности организации управленческого учета и отчетности в соответствии с МСФО // Управленческий учет. 2015. № 7. С. 89—98.
9. Когденко В. Г., Мельник М. В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2 — 15.
10. Ситникова В. А. Нефинансовая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации // Аудитор. 2015. № 3. С. 77—79.
11. Стандарт социальной отчетности АА1000 AS : [сайт]. URL: http://ru.solar. wikia.com/wiki/ (дата обращения: 05.06.2017).
12. Руководство по социальной ответственности ISO 26000. Международная организация по стандартизации ISO : [сайт]. URL: http://www.iso.org/iso/ru/ home.htm (дата обращения: 05.06.2017).
13. Руководство по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative (GRI)). URL: http://media.rspp.ru (дата обращения: 05.06.2017).
14. Международный стандарт по интегрированной отчетности / Комитет по международной интегрированной отчетности. URL: http://integratedreporting. org (дата обращения: 05.06.2017).
15. Миронова О. А., Кузьменко О. А. Концепция отчетности в области устойчивого развития: проблемы и перспективы применения в России // Инновационное развитие экономики. 2014. № 5 (22). С. 31 — 37.
Об авторах
Юлия Николаевна Киркач — асп., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия.
E-mail: kirkach-ulya@mail.ru
Елена Александровна Шароватова — д-р экон. наук, проф., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия. E-mail: esharovatova@mail.ru
The authors
Prof. Elena A. Sharovatova, Rostov State Economic University (RINH), Russia. E-mail: esharovatova@mail.ru
Yulia N. Kirkach, PhD Student, Rostov State Economic University (RINH), Russia. E-mail: esharovatova@mail.ru