СОЦИАЛЬНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
УДК 657.3
развитие ключевых характеристик дефиниции «корпоративная отчетность»
Ирина Владимировна Алексеева,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация irina-rseu@yandex.ru
Роксанна Григорьевна Осипова,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация irina-rseu@yandex.ru
Предмет/тема. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров служит корпоративная отчетность, представляемая самими компаниями. В этой связи улучшение качества корпоративной отчетности посредством развития и уточнения терминологического аппарата, формирование методики ее составления становится для компаний необходимым условием лидерства в конкурентной борьбе.
Цель. Основная цель статьи — исследовать дефиницию «корпоративная отчетность», отражаемую в современной научной литературе отечественных и зарубежных авторов.
В рамках этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
— сформировать авторский подход к трактовке понятия ««корпоративная отчетность» на основе обзора точек зрения отечественных и зарубежных авторов;
— рассмотреть предпосылки составления корпоративной отчетности;
— изучить принципы формирования корпоративной отчетности;
— развить современную парадигму корпоративной отчетности.
Методология. В целях обеспечения единой терминологической базы переосмыслена дефиниция «корпоративная отчетность» на основе точек зрения отечественных и зарубежных авторов, выделены основные подходы к ее трактовке, сгруппированы предпосылки ее формирования, исследованы основные принципы составления, определены пути совершенствования современной парадигмы управленческой отчетности.
Результаты. Развита современная парадигма корпоративной отчетности посредством совершенствования терминологического аппарата, базирующегося на основе выделенных групп подходов данного понятия. Корпоративная отчетность — это комплексная синтезированная отчетность, характеризующая всестороннее состояние компании в настоящем и будущем.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что современная корпоративная отчетность в условиях устойчивого развития экономики отражает транспарентность деятельности предприятия, включает в себя совокупность таких показателей, как системные и несистемные, финансовые и нефинансовые показатели, плановые показатели и итоговая информация, которая необходима для принятия эффективных управленческих решений.
Ключевые слова: корпоративная отчетность, дефиниция, подходы, бухгалтерская (финансовая) отчетность
Процессы глобализации экономики, развитие интегрированных структур, создание единого информационного пространства диктуют требования по разработке и внедрению в российскую экономику новых подходов к формированию современных видов отчетности, актуальной в области устойчивого развития корпораций. Выдающийся инвестор и эксперт финансового анализа Уоррен Баффетт справедливо отмечает: «Бухгалтерские данные, несомненно, являются языком бизнеса и в этом качестве оказывают неоценимую помощь всем, кто занимается оценкой стоимости предприятия и анализирует результаты его деятельности... И все-таки руководителям и владельцам не следует забывать, что бухгалтерский учет — лишь дополнение к деловому мышлению, а никак не его замена»1. Это высказывание констатирует факт расширения необходимости формирования помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительной отчетности, которая будет содержать финансовую и нефинансовую информацию, а также соответствовать современным тенденциям в экономике устойчивого развития. В связи с этим в последнее время (в особенности за рубежом) наблюдается всплеск интереса к формированию новых видов модификации отчетности и расширенное представление информации по экологии, социальной сфере и корпоративному управлению (ЭСКУ). К данной категории можно отнести следующие виды раскрываемой информации:
— отчетность в области устойчивого разви-
1 Баффетт У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 268 с.
-12 (354)
тия, предлагаемая Глобальной инициативой по отчетности ^Ы);
— отчетность по корпоративной социальной ответственности (CSR);
— отчетность по корпоративному управлению (ЮНКТАД ООН);
— интегрированная отчетность, предложенная Международным комитетом по интегрированной отчетности (1Ш£)2.
Одним из наиболее важных инструментов осуществления влияния на основных пользователей информации выступает корпоративная отчетность в условиях устойчивого развития экономики. Устойчивое развитие, по определению экспертов Всемирного банка, должно обеспечить не только экономический рост, но и рост (или, по крайней мере, неуменьшение) всех активов, включающих не только традиционно учитываемый финансовый капитал, но также природный и человеческий для сохранения и расширения имеющихся у людей возможностей, что меняет ценностные ориентиры социального сознания и целевые установки общественного развития. Этот подход особенно актуален при переходе к «информационному обществу» — экономике знаний, нематериальных потоков информации, интеллектуальной собственности, финансов, что приводит к так называемой дематериализации хозяйственной деятельности3.
Возникновение и развитие корпоративной отчетности обусловлено стремлением правительственных органов и профессиональных бухгалтерских организаций сделать содержание и состав этой отчетности на международном уровне приемлемыми для любого пользователя, независимо от государственной и территориальной принадлежности организации, составляющей эту отчетность. В этой связи улучшение качества корпоративной отчетности становится для предприятий необходимым условием лидерства в конкурентной борьбе.
Современные корпорации стремятся к интеграции финансовой и нефинансовой информации,
2 Фомин М.В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности // Аудитор. 2012. № 8.
3 Одинцова Т.М. Роль бухгалтерского учета в условиях формирования информационной среды сбалансированного устойчивого развития // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15.
- 2015-
данных внешнего и внутреннего учета, что реально в рамках концепций корпоративного управления (CorporativeGovemance) и управленческого подхода (ManagementApproach). Современная корпоративная отчетность позволит пользователям оценить:
1) корпоративную социальную ответственность и стратегию устойчивого развития;
2) способность корпорации к генерированию экономической добавленной стоимости, а также механизм ее создания в разрезе основных бизнес-сегментов;
3) эффективность системы корпоративного управления (видение целей и перспектив, планы, организационная структура, критерии оценки деятельности, используемые механизмы внутреннего контроля, подходы к регулированию рисков и пр.);
4) наличие экономических ресурсов, которые пока не отражаются в финансовой отчетности, но представляют собой реальные факторы создания стоимости (человеческий, инновационный, организационный капитал, репутация и имидж, другие неучтенные нематериальные активы, забалансовое имущество и др.)4.
Корпоративная отчетность — это наиболее простой и профессиональный способ получения менеджментом организации необходимой оперативной, стратегической, прогнозной, управленческой информации о состоянии организации, на основании которой возможно проведение анализа и получение достоверных данных для построения прогнозных величин. В настоящее время центрами консолидации собственности и интеграции капитала в России становятся корпоративные структуры — крупные организации, учредители которых добровольно объединили ресурсы и сформировали систему хозяйствования в целях получения предпринимательского дохода. Однако такие организации связаны со многими группами людей, среди которых — акционеры, держатели облигаций, банкиры, поставщики и подрядчики, работники и управляющие. Всем им необходимо осуществлять контроль за деятельностью корпо-
4 Одинцова Т.М. Роль бухгалтерского учета в условиях формирования информационной среды сбалансированного устойчивого развития // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15.
-12 (354)
рации (либо управлять компанией), чтобы быть уверенными в том, что их интересы соблюдаются должным образом. В поисках необходимой информации они обращаются к корпоративной отчетности. В связи с тем, что такая отчетность важна для заинтересованных пользователей, она должна получить свое отражение в законодательных актах Российской Федерации.
Большое внимание при исследовании вопросов, связанных с корпоративной отчетностью, уделяется формированию единообразного понимания терминов в этой сфере. Понятийный аппарат организации развивается в направлении большей детализации, что позволяет создавать новые классификации и применять их для подробного изучения моментов формирования, представления, анализа и аудита данных. В этом проявляются возрастающая специализация научных знаний и происходящее углубление знаний человечества об экономической природе функционирования компаний. В свою очередь развитая терминологическая система представлений об отчетности имеет существенное значение для оптимизации и рационализации всех связанных с отчетными данными процессов.
Однако в настоящее время научное обоснование и нормативное регулирование вопросов представления корпоративной отчетности разработано еще недостаточно.
В настоящее время не сформировано единого мнения о содержании корпоративной отчетности, поэтому многие авторы приводят собственное видение такой дефиниции. Обзор отечественных и зарубежных авторов относительно содержания понятия «корпоративная отчетность» представлен в табл. 1.
На базе систематизации ранее указанных определений понятия «корпоративная отчетность» авторами выделены 3 основных подхода, ее формулирующих:
1-й подход: Е.В. Никифорова, Р.Г. Каспина, А.Н. Хорин, И.Ф. Ветрова, Н.Г. Сапожникова, Л.З. Шнейдман — определяют корпоративную отчетность как систему отчетов, характеризующую финансово-хозяйственную деятельность предприятия на данное время и на перспективу, для обеспечения качественной, достоверной информации различным инвесторам.
- 2015-
Социальная Corporate корпоративная отчетность Social Accountability - 28 -
Таблица 1
систематизация взглядов на понятие корпоративной отчетности зарубежных и отечественных авторов
Автор | определение
1-й подход: корпоративная отчетность — система отчетов, характеризующая финансово-хозяйственную деятельность предприятия на данное время и на перспективу, для обеспечения качественной, достоверной информации различным инвесторам
Никифорова Е.В. «Единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период или на отчетную дату» (является связующим звеном между организацией и субъектами деловой среды) *
Каспина Р.Г. Корпоративная отчетность представляет собой систему показателей, отражающих деятельность компании за определенный период, и являющуюся инструментом наблюдения и контроля собственниками, инвесторами и другими пользователями за работой корпорации. Указанная система показателей определяется исходя из интересов пользователей, которые могут быть различными*2
Хорин А.Н. Под корпоративной отчетностью понимают рыночно ориентированную отчетность, включающую отчет о стоимости компании с возможным раскрытием данных по территориальным сегментам стоимости или технологическим цепочкам создания стоимости и прилагаемые к нему отчет о бизнес-перспективах и отчет о рисках, а также баланс корпоративного капитала и отчет о формировании финансовых результатов. При этом данный вид отчетности, по мнению этого автора, в полном объеме опирается на данные бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, а также на показатели оценки стоимости*3
Ветрова И.Ф. Корпоративная отчетность — «это система отчетов корпорации, достоверно и комплексно характеризующих сформированный в процессе ее деятельности финансово-экономический потенциал и возможности его дальнейшего использования»*4
Сапожникова Н.Г. Корпоративная отчетность «представляет собой комплекс отчетов, обеспечивающих достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития корпорации в условиях окружающей рыночной среды». Этим автором особо отмечается, что принципы подготовки корпоративной отчетности должны быть неразрывно связаны с реализацией миссии, стратегии и целей деятельности корпорации. Основные элементы стратегии развития корпорации, включающие маркетинговые, товарные, ассортиментные, социальные, производственные, инвестиционные, финансовые данные, необходимо раскрывать в самостоятельных разделах пояснений к корпоративной отчетности*5
Шнейдман Л.З. «Корпоративная отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности деятельности экономических субъектов, укреплении доверия инвесторов к ним, мобилизации национальных и международных финансовых ресурсов, достижении финансовой стабильности»*6
2-й подход: корпоративная отчетность — специфическое образование, члены которого объединены общей деятельностью и регулярно поддерживают друг с другом непосредственный личный контакт
Андреева Г. «Образование, члены которого объединены общей деятельностью, находящиеся в непосредственном общении, что является основой для возникновения процессов»
Антипина Г. «Члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом»
3-й подход: корпоративная отчетность — отчетность, являющаяся связующим звеном в обеспечении полной, прозрачной информации различным инвесторам
Хэдрил С. «Корпоративная отчетность предоставляет информацию и оказывает помощь совету директоров в выполнении его руководящих функций»*7
Хюттен К. «Корпоративная отчетность позволяет не только руководству той или иной компании, но и инвесторам получить возможность анализировать постоянно возрастающие объемы информации»*7
*! Никифорова Е.В. Методология корпоративной публичной отчетности / Финансовая академия при Правительстве РФ. М., 2004. 455 с.
*2 Каспина Р.Г. Концепция формирования корпоративной отчетности // Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием: сборник научных трудов / под ред. В.И. Бариленко, М.В. Мельник. М.: Финансовый университет, 2012. 188 с.
*3Хорин А.Н. Аудит корпоративной отчетности компаний // Аудиторские ведомости. 2007. № 6. С. 3-13. *4 Ветрова И. Ф. Корпоративная отчетность организаций АПК / Финансовая академия при Правительстве РФ. М., 2005. 228 с. *5 СапожниковаН.Г. Развитие методологии и практики корпоративного учета и отчетности / Воронежский государственный университет. Воронеж: 2009. 414 с. *6 Шнейдман JI.3. Оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в России // Бухгалтерский учет. 2012. № 11. *7 Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению. URL: http://urlid.ru/cfkm.
-12 (354) - 2015-
2-й подход: Г. Андреева, Г. Антипина — рассматривают корпоративную отчетность как специфическое образование, члены которого объединены общей деятельностью и регулярно поддерживают друг с другом непосредственный личный контакт.
3-й подход: С. Хэдрил, К. Хюттен — под корпоративной отчетностью понимают отчетность, являющуюся связующим звеном в обеспечении полной, прозрачной информации различным инвесторам.
Из представленных мнений авторитетных экономистов и финансистов постепенно складывается экономическое знание о корпоративной отчетности. Ее грамотное использование в экономике сегодня является основным способом стабильного функционирования организации. Большую роль при этом играют непосредственные контакты и определенные отношения, специфические ценности, правила и нормы, регулирующие все сферы ее деятельности. Единого мнения относительно феномена корпоративной отчетности в экономике пока не наблюдается, поэтому все утверждения и определения выглядят, по меньшей мере, достаточно абстрактно.
По мере развития общества происходит постепенное закрепление определенных норм в экономической области. Ставя во главу угла высокую эффективность, корпоративная отчетность очень скоро будет являться основным условием существования предприятия, тем более когда речь идет о крупных международных экономических компаниях.
В экономической литературе современного периода исследованию непосредственно форм корпоративной отчетности и их эффективности посвящено лишь несколько трудов таких отечественных ученых, как И.Ф. Ветрова, Е.В. Никифорова, Р.Г. Каспиной, А.Н. Хорина, Л.З. Шнейдман, Н.Г. Сапожникова.
Практически все исследователи определяют корпоративную отчетность как систему или комплекс отчетов, которые характеризуют всестороннюю деятельность организации.
В результате проведенного исследования было выработано уточненное определение корпоративной отчетности на основе точек зрения отечественных и зарубежных авторов. Корпо-
ративная отчетность — это комплексная синтезированная отчетность, которая аккумулирует и раскрывает всю информацию о финансово-хозяйственном положении организации на данное время, а также на перспективу, позволяющая вести диалог с заинтересованными сторонами и укрепить их доверие. Целью корпоративной отчетности является формирование информации об экономическом потенциале коммерческой организации, ее стратегии развития, существенных рисках, обеспечивающей достаточную степень привлекательности в глазах инвесторов для устойчивого роста ее стоимости, способствующей минимизации конфликта интересов у различных агентских групп. Корпоративная отчетность является неотъемлемой частью грамотного бизнеса (зарубежные организации успешны благодаря именно этой отчетности).
Инвесторы требуют большей достоверности не только от корпораций и советов директоров, но также и от независимых аудиторов. Инвесторам необходима понятная информация от аналитиков продаж. В этой связи инвесторы апеллируют к разработчикам стандартов бухгалтерского учета и регуляторам рынка (правительственные организации, фондовые биржи, законодательные органы).
Лучшему раскрытию информации должна способствовать предложенная PricewaterhouseCoopers новая глобальная модель корпоративной отчетности, использование которой может принести значительные доходы корпорациям, а долгосрочным инвесторам — обеспечить более высокие цены на акции.
Новая глобальная модель корпоративной отчетности состоит из трех уровней: глобальные общепринятые учетные принципы, стандарты для конкретной отрасли и информация, специфичная для корпорации (стратегия, корпоративное управление и т.д.).
Предполагается, что благодаря этой модели инвесторы будут иметь информацию на каждом уровне и получат полное представление о корпорации (ее рыночные возможности, стратегия и ее выполнение, слагаемые стоимости капитала и финансовые результаты).
Как правило, в состав корпоративного отчета входят три основных блока: описательный,
Management Discussion & Analysis (MD & A) и финансовый. Описательный блок содержит обращение руководства Компании к партнерам, клиентам и акционерам, краткую историю предприятия, описание ключевых проектов. Раздел MD & A содержит анализ практики принятия управленческих решений в соответствии с показателями финансово-хозяйственной деятельности. В финансовом блоке публикуется финансовая отчетность, комментарии к ней и заключения аудиторов.
Для обеспечения процесса управления корпоративной отчетностью необходима учет-но-аналитическая система. Достоверность учет-но-аналитической системы позволяет повысить информативность корпоративной отчетности.
Традиционная финансовая отчетность в последние годы подвергалась значительной критике со стороны специалистов по поводу ее низкой информативности и релевантности. Будучи ориентирована на определенный узкий круг показателей, финансовая отчетность не дает целостного представления о причинах тех или иных явлений и процессов, о бизнес-модели и системе рисков компании, взаимоотношениях со стейкхолдерами,
а также не позволяет оценить стратегии развития, перспектив компании и ее места и роли в экологической системе. В этой связи решению этих проблем должна способствовать новая концепция корпоративной отчетности.
Предпосылки составления корпоративной отчетности, сгруппированные авторами по трем группам, приведены в табл. 2.
Таким образом, предпосылки составления корпоративной отчетности систематизированы по трем основным группам:
1-я группа — предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни, к которой относятся такие предпосылки, как возникновение, полнота, точность, отнесение к соответствующему периоду, классификация.
2-я группа — предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении остатков по счетам управленческого учета на конец отчетного периода — это существование, права и обязательства, полнота, оценка и распределение.
3-я группа — предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении представле-
Таблица 2
Предпосылки составления корпоративной отчетности организациями
Предпосылки | Сущность
Предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни
Возникновение корпоративной отчетности Отраженные в корпоративном учете хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности корпорации
Полнота учета хозяйственных операций Все хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете, отражены в нем
Точность отражении информации в корпоративной отчетности Суммы и прочие данные, относящиеся к отраженным в управленческом учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам хозяйственной деятельности корпораций, отражены надлежащим образом
Отнесение учетной информации в корпоративной отчетности к соответствующему периоду Хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в соответствующем отчетном периоде
Классификация учетной информации и понятность ее отражения в корпоративной отчетности Хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены на соответствующих счетах корпоративного учета
Предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода
Существование активов организации Отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют
Права на имущество и обязательства перед кредиторами Организация обладает правами или контролирует права на отраженные активы, а отраженные обязательства представляют собой именно обязательства корпорации
социальная Corporate корпоративная отчетность Social Accountability - 31 -
Окончание табл. 2
Предпосылки | сущность
Полнота учета хозяйственных операций Все активы, обязательства и капитал, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете, отражены в нем
Оценка и распределение активов, обязательств, капитала Активы, обязательства и капитал включены в корпоративную отчетность в соответствующих суммах, любые результирующие оценки и корректировки по распределению стоимости отражены правильно
Предпосылки составления корпоративной отчетности в отношении представления и раскрытия информации
Возникновение корпоративной отчетности , права на имущество и обязательства перед кредиторами Отраженные в отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место или будут иметь место и относятся к деятельности корпорации
Полнота учета хозяйственных операций Все хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни, которые подлежат включению в корпоративную отчетность, включены в нее
Классификация учетной информации и понятность ее отражения в корпоративной отчетности Информация корпорации представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в понятной форме
Точность отражения всех фактов финансово- хозяйственной деятельности и оценка их результатов Финансовая, управленческая и прочая нефинансовая информация раскрыта достоверно и в надлежащих суммах
ния и раскрытия информации, к которым относятся возникновение, права и обязательства, полнота, классификация и понятность, точность и оценка.
Корпоративная отчетность представляет сбой систему показателей, отражающих деятельность корпорации за определенный период. Она является инструментом наблюдения и контроля со стороны собственников, инвесторов и других
пользователей за работой корпорации. Для более полного и достоверного представления корпоративной отчетности необходимо руководствоваться принципами ее составления. В табл. 3 определены следующие принципы формирования корпоративной отчетности, которые делают финансовую информацию полезной для большинства инвесторов, кредиторов и других пользователей.
Принцип определение
Уместность Финансовая информация является уместной, если инвесторы и кредиторы принимают различные решения и эта информация помогает оценить прошлые, настоящие и предстоящие события компании, предсказать параметры будущей деятельности
Своевременность Заключается в обеспечении финансовой информацией пользователей, принимающих решения, когда они нуждаются в такой информации. Для улучшения своевременности финансовой информации используют диалоговые (электронные) финансовые отчеты в реальном времени, составляемые при помощи коммерческого языка представления отчетности (XBRL).
Надежность Является мерой правдивости и объективности корпоративных отчетов и гарантирует пользователям, что информация является точной и полезной
Достоверность Данные достоверны, если пользователи, используя различные подходы, приходят к единому заключению относительно конкретных показателей отчетности
Правдивость Данные, представленные в отчетности, должны соответствовать действительности
Нейтрально сть Финансовая информация должна быть свободной от предвзятостей (управлению компанией при выборе методов учета следует выбрать тот, который отвечает экономической реальности)
Сопоставимость Повышает потребительскую стоимость информации и уместность корпоративной отчетности. Суммы, отражаемые и раскрываемые в отчетности, должны быть существенными, если это влияет на тех, кто принимает решения
Существенность Влияет на качество, целостность и надежность корпоративной отчетности
Прозрачность Обеспечивает полное раскрытие сделок, финансовые условия и результаты деятельности компании. Чем более прозрачен процесс составления корпоративной отчетности, тем легче получить и оценить природу и качество отчетов корпорации
Таблица 3
Принципы формирования корпоративной отчетности
На основании систематизации указанных характеристик принципов корпоративной отчетности можно сделать вывод, что только при общей уместности, существенности, правдивости, достоверности, надежности, сопоставимости, своевременности, нейтральности и прозрачности информации корпоративная отчетность будет защищать права и интересы заинтересованных пользователей. Именно эти принципы делают полезной корпоративную отчетность для большинства инвесторов, кредиторов и других пользователей. А одним из главных способов обеспечения достоверной и существенной информации является профессиональное суждение бухгалтера, под которым авторы понимают независимое суждение специалиста в области бухгалтерского учета относительно объектов учета, способов формирования отчетности, основанное на специальных знаниях, опыте специалиста, сложившейся практике отражения хозяйственных операций в условиях неопределенности.
В результате проведенного исследования было выработано уточненное определение понятия «корпоративная отчетность». Итак, корпоративная отчетность — это комплекс отчетов, содержащий достаточно полную информацию о результатах деятельности организации, перспективных планах его развития, позволяющий вести диалог с заинтересованными сторонами и укрепить их доверие. Корпоративная отчетность является неотъемлемой частью грамотного бизнеса. Целью корпоративной отчетности является повышение уровня открытости, обеспечение доступа пользователей к достоверной, полной, прозрачной информации о деятельности организации. По мере развития общества происходит постепенное закрепление определенных норм в экономической области. Ставя во главу угла высокую эффективность, корпоративная отчетность очень скоро будет являться основным условием существования предприятия, тем более, когда речь идет о крупных международных экономических компаниях.
Необходимо отметить, что аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности в России в настоящее время имеют ряд ограничений. Это является серьезным препятствием для внедрения передовых практик корпоративной отчетности. Однако Правительство Российской
Федерации и отечественные законодательные и нормотворческие органы предприняли некоторые конструктивные шаги по приближению отечественной практики отчетности к мировым стандартам. Сложившаяся ситуация позволяет рассчитывать на дальнейшее улучшение условий в данной сфере в нашей стране, что будет способствовать повышению прозрачности деятельности и инвестиционной привлекательности российских компаний.
Список литературы
1. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Современные тенденции развития корпоративной отчетности в условиях устойчивого развития экономики // Учет и статистика. 2014. № 2. С. 8-17.
2. Гетьман В.Г. XXXVI Конгресс Европейской ассоциации бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 27. С. 2-9.
3. Емельянова С.Е., Сметанников В. Шаги корпоративной отчетности // Маркетинг pro. № 56. С. 7-9.
4. Карасева Л. МСФО — достижения и перспективы развития // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. 2012. № 6. С. 25-32.
5. Каспина Р.Г. Концепция формирования корпоративной отчетности // Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием: сборник научных трудов / под ред. В.И. Бариленко, М.В. Мельник. М.: Финансовый университет, 2012. 188 с.
6. Никифорова Е.В. Публичная отчетность: принципы построения / под. ред. А.И. Афонич-кина. М.:Финансы и статистика, 2002. 96 с.
7. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 2-8.
8. Соловьева О.В. Международные стандарты финансовой отчетности. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности. М.: Эксмо, 2010. С. 228.
9. Фомин М.В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности // Аудитор. 2012. № 8. С. 32-37.
10. Хорин А.Н. Аудит корпоративной отчетности компаний // Аудиторские ведомости. 2007. № 6. С. 3-13.
11. Чумакова Е.В. Инструменты повышения эффективности системы корпоративного управления // Бизнес. Образование. Право. Вестник института бизнеса. 2013. № 23. С. 220-226.
12. Экклз Р.Дж., Дипиаза С.А. Как вернуть доверие общества. Будущее корпоративной отчетности. М.: Альпина паблишер, 2003. 212 с.
13. Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio de Janeiro, Brazil, 20-22 June 2012. URL: http://www.uncsd2012.org/ content/documents/814 UNCSD%20REPORT%20f inal%20revs.pdf.
International Accounting Corporate Social Accountability
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
DEVELOPING THE KEY CHARACTERISTICS OF THE CORPORATE REPORTING DEFINITION
Irina V. ALEKSEEVA, Roksanna G. OSIPOVA
Abstract
Importance One of the main sources of information about the success of business operations for investors and other stakeholders is the corporate reporting presented by companies. Improving the quality of corporate reporting through the development and refinement of basic vocabulary and definitions, formation of the methodology of report compilation becomes an essential requirement for companies to lead in the vying.
Objectives The main objective of the article is to explore the corporate reporting definition, which is presented in modern scientific literature by domestic and foreign authors.
Methods To ensure uniform definitions, we analyzed the viewpoints of domestic and foreign authors on the corporate reporting definition, identified major approaches to its representation, grouped the main prerequisites of its preparation, and defined the ways of improving the modern paradigm of management reporting.
Results We have developed the modern paradigm of corporate reporting by means of improving the terminology based on selected groups of approaches to the concept.
Conclusions and Relevance The modern corporate reporting in conditions of sustainable development of the economy reflects the transparency of company
operations, includes a set of indicators, like system and non-system, financial and non-financial indices, planed performance and bottom-line information required for making effective management decisions.
Keywords: corporate reporting, definition, approaches, accounting, financial statements
References
1. Alekseeva I.V., Osipova R.G. Sovremennye tendentsii razvitiya korporativnoi otchetnosti v us-loviyakh ustoichivogo razvitiya ekonomiki [Modern trends in corporate reporting development in the context of sustainable development of economy]. Uchet i statistika = Accounting and Statistics, 2014, no. 2, pp. 8-17.
2. Get'man V.G. XXXVI Kongress Evropeiskoi assotsiatsii bukhgalterov [The 36th Congress of the European Accounting Association]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 27, pp. 2-9.
3. Emel'yanova S.E., Smetannikov V. Shagi kor-porativnoi otchetnosti [Steps of corporate reporting]. MarketingPro, no. 5-6, pp. 7-9.
4. Karaseva L. MSFO — dostizheniya i per-spektivy razvitiya [IFRS: achievements and development prospects]. Korporativnaya finansovaya otchetnost': mezhdunarodnye standarty = Corporate
Financial Reporting: International Standards, 2012, no. 6, pp. 25-32.
5. Kaspina R.G. Kontseptsiya formirovaniya korporativnoi otchetnosti. V kn. : Analiticheskoe i kontrol'noe obespechenie upravleniya innovatsion-nym razvitiem: sbornik nauchnykh trudov [The concept of corporate reporting formation. In: Analytical and control support to innovative development management]. Moscow, Financial University Publ., 2012,188 p.
6. Nikiforova E.V. Publichnaya otchetnost': printsipy postroeniya [Public companies' reporting: principles of preparation]. Moscow, Finansy i statis-tika Publ., 2002, 96 p.
7. Rozhnova O.V. Aktual'nye problemy fin-ansovoi otchetnosti [Actual problems of financial statements]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 15, pp. 2-8.
8. Solov'eva O.V. Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti. Kontseptual'nye osnovy podgotovki i predstavleniya finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards. Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, p. 228.
9. Fomin M.V. Sovershenstvovanie podkhodov k formirovaniyu korporativnoi otchetnosti [Improving the approaches to corporate reporting formation]. Auditor, 2012, no. 8, pp. 32-37.
10. Khorin A.N. Audit korporativnoi otchetnosti kompanii [Audit of corporate reporting of compa-
nies]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2007, no. 6, pp.3-13.
11. Chumakova E.V. Instrumenty povysheniya effektivnosti sistemy korporativnogo upravleniya [Tools to improve the effectiveness of corporate governance]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulleting of Volgograd Business Institute, 2013,no.23, pp. 220-226.
12. DiPiazza S.A., Eccles R.G. Kak vernut' doverie obshchestva. Budushchee korporativnoi otchetnosti [Building Public Trust. The Future of Corporate Reporting]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2003, 212 p.
13. Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio de Ja -neiro, Brazil, 20-22 June 2012. Available at: http://www.uncsd2012.org/content/documents/ 814UNCSD%20REP0RT%20final%20revs.pdf.
Irina V. ALEKSEEVA
Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation irina-rseu@yandex.ru
Roksanna G. OSIPOVA
Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation irina-rseu@yandex.ru