Научная статья на тему 'От корпоративной социальной ответственности к нефинансовой отчетности'

От корпоративной социальной ответственности к нефинансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1902
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТЧЕТА / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SUSTAINABILITY REPORTING / INTEGRATED REPORTING / PRINCIPLES OF FN INTEGRATED REPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехода Евгения Владимировна

Рассматриваются концепция корпоративной социальной ответственности и ее отражение в отчетности компаний. Проводится сравнение финансовой и нефинансовой отчетности, анализируются практики российских компаний в области нефинансовой отчетности. Дается понятие интегрированной отчетности через характеристику руководств и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From corporate social responsibility to non-financial reporting

The paper discusses the concept of corporate social responsibility and its reflection in company reporting. We compare the financial and non-financial reporting, discusses practices in Russian companies in the field of non-financial reporting. Given the concept of integrated reporting through the characteristic of guidelines and principles.

Текст научной работы на тему «От корпоративной социальной ответственности к нефинансовой отчетности»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 3(19) 2015

УДК 65

Б01: 10.17223/22229388/19/2 Е.В. Нехода

ОТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассматриваются концепция корпоративной социальной ответственности и ее отражение в отчетности компаний. Проводится сравнение финансовой и нефинансовой отчетности, анализируются практики российских компаний в области нефинансовой отчетности. Дается понятие интегрированной отчетности через характеристику руководств и принципов.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность, концепция интегрированной отчетности, принципы интегрированного отчета.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) - понятие не новое, но все еще дискуссионное и спорное в бизнесе, экономике и менеджменте. Сформировавшись как понятие в середине прошлого века, социальная ответственность прошла длительный эволюционный путь развития, окончательно оформившись как целостная научная концепция на стыке XX и XXI вв. (табл. 1).

В нашем исследовании под корпоративной социальной ответственностью в широком смысле слова будем понимать самостоятельную концепцию, которая отражает современные тенденции развития общества, экономики и бизнеса, в рамках которых компания на добровольных началах принимает участие в социальном развитии общества и местных территорий (сообществ), защите окружающей среды, в формировании благоприятной социальной среды бизнеса через социальное инвестирование, инициативы и участие в широком перечне социальных проектов и программ.

Последний период становления социальной ответственности (начало XXI в.), можно назвать периодом ее институционализации. Он имел несколько направлений. Прежде всего, многие международные организации разработали системы международных социальных стандартов, в которых непосредственно или косвенно отражались требования социальной ответственности предприятия. Характерной особенностью деятельно-10 сти этих организаций стало повышение роли морально-нравственных норм предпринимательской деятельности.

Таблица 1. Хронология изменения понятия КСО с 1950-х по 2010-е гг.

Период Характерные измерения понимания КСО

1950-е гг. Обязательства перед обществом

1960-е гг. Взаимоотношения между компанией и обществом

1970-е гг. Вовлечение заинтересованных сторон, благосостояние граждан, интересы общества, решение «соседских» проблем, повышение качества жизни, экономическая, юридическая, этическая ответственность

1980-е гг. Добровольность, экономическая прибыльность, соблюдение законов, экономическая, правовая, этическая и добровольная ответственность

1990-е гг. Вовлечение заинтересованных сторон, охрана окружающей среды, концепция триединства: люди, планета, прибыль

20002010-е гг. Интеграция социальных и экологических задач, добровольность, этическое поведение, экономическое развитие, повышение качества жизни, права человека, охрана окружающей среды, борьба с коррупцией, прозрачность и подотчетность; развитие нефинансовой отчетности и концепции интегрированной отчетности

К институционализации социальной ответственности также относится и практика проведения регулярных социальных рейтингов и аудиторских обследований социально-трудовых отношений многих, в первую очередь крупных компаний. В США и ряде стран Европы появились специализированные агентства по социальным проблемам и социальной ответственности. В этой же связи возникла потребность в консультантах по проблемам социальных рисков и социальной ответственности компаний. Это привело к появлению в университетских курсах специальной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» и учебной литературы по этой тематике.

Стандартизация идей КСО нашла признание и в необходимости составления и предоставления компаниями нефинансовой (социальной) отчетности, развитием которой становится в настоящее время концепция корпоративной интегрированной отчетности (обязательная финансовая отчетность - МСФО и преимущественно добровольная нефинансовая отчетность).

Американская корпорация Shell стала первой крупной компанией, выпустившей социальный отчет, но по факту первый социальный отчет был выпущен в 1989 г. американским производителем мороженого Ben & Jerry's.

В самом общем виде под нефинансовой отчетностью компаний понимают отчетность в области экономических, социальных и экологических результатов деятельности организации [1-3]. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) трактует нефинансовый отчет как «публичное доказательство эффективного управления репутацией и ответственной конкуренции».

А. Аннаев приводит различия между финансовой и нефинансовой отчетностью (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение характеристик финансовой и нефинансовой отчетности [1. С. 211]

Параметры Финансовая отчетность Нефинансовая отчетность

Формы представления Стандартные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности Формы отчетности в свободном виде или по принятым стандартам

Пользователи Внутренние и внешние пользователи Внутренние и внешние пользователи

Периодичность Годовая, полугодовая, поквартальная Годовая или двухгодовая

Горизонт Отражает прошлые результаты и текущее состояние организации Отражает прошлые результаты, текущее состояние и может содержать планы организации на будущее

Соответствие стандартам Обязательное соответствие принятым стандартам Добровольное соответствие принятым стандартам

Законодательная база Развитая законодательная база практически во всех странах Законодательная база имеется лишь в нескольких странах

Обязательность аудита Обязательно в определенных случаях Добровольно

В большинстве стран нефинансовая отчетность предоставляется крупным бизнесом на добровольных началах. Исключением является Франция, где с 2012 г. действует вторая редакция Закона Гренелль, вступившего в силу в первой редакции в 2001 г. [4]. Данный закон обязывает французские компании с оборотом не менее 100 млн евро и количеством сотрудников не менее 500 человек публиковать нефинансовую отчетность, раскрывающую информацию по социальным и экологическим аспектам деятельности, а также проводить ее независимую проверку. В 2012 г. в Испании вступил в силу Закон об устойчивой экономике, который обязывает государственные компании выпускать нефинансовую отчетность [5].

«По данным сайта www.corporateregister.com, в 2008 г. в мире было зарегистрировано более 3 000 нефинансовых отчетов. Количество российских организаций, составляющих нефинансовую отчетность, все еще невелико по сравнению с европейскими странами, но с каждым годом их становится больше» [1. С. 208].

На 21 июля 2015 г. в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов РСПП был внесен 571 отчет, выпущенный 151 компанией (табл. 3). Для сравнения, на 1 апреля 2013 г. в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов РСПП было внесено 392 отчета, выпущенных 122 компаниями. Самое большое количество отчетов представлено компаниями энергетического комплекса, нефтегазодобывающими компаниями, банковским сектором; среди видов отчетов преобладают социальные отчеты.

Однако социальная отчетность России находится на начальном этапе своего становления и

Таблица 3. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний на 21 июля 2015 г.

Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов

ИО ОУР СО ЭО Итого

Нефтегазовая 19 0 77 9 27 113

Энергетика 38 41 35 40 5 121

Металлургическая и горнодобывающая 17 5 22 40 0 67

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная 9 9 10 20 0 39

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 4 0 0 4 15 19

Производство пищевых продуктов 9 0 14 17 0 31

Телекоммуникационная 10 2 4 20 0 26

Финансы и страхование 17 3 12 55 0 70

Жилищно-коммунальное хозяйство 4 0 0 11 1 12

Цементное производство и строительство 2 0 1 0 1 2

Образование, здравоохранение 5 0 0 10 0 10

Транспорт 5 0 3 10 2 15

Прочие виды услуг 3 0 7 1 0 8

Некоммерческие организации 5 0 3 13 0 16

ИТОГО... 147 60 188 250 51 549

Отраслевые отчеты 4 0 1 16 0 17

ВСЕГО. 151 60 189 271 51 571

Примечание. ИО - интегрированные отчеты; ОУР - отчеты в области устойчивого развития; СО - социальные отчеты; ЭО -экологические отчеты.

развития. В последние годы в России наблюдается увеличение количества выпускаемых социальных отчетов, однако оно имеет неустойчивый характер. Число организаций, выпустивших минимум один социальный отчет в виде отдельного документа, можно оценивать на уровне 107, вместе с этим количество социальных отчетов,

опубликованных ими за 2004-2014 гг., составляет 380. Вплоть до 2011 г. наблюдается ежегодное увеличение количества опубликованных социальных отчетов, что, по мнению исследователей, представляет собой достаточно закономерное явление в свете начала подготовки нового вида отчетности. Однако в 2012 г. количество опубликованных отчетов снижается (в 2013 г., правда, вновь наблюдается рост). Причем отсутствуют отчеты и за более поздние годы по компаниям, опубликовавшим ранее несколько отчетов.

Анализ отчетов российских компаний по данным на 21 июля 2015 г. (см. табл. 3) показал, что

абсолютно все компании-участники при подготовке своих отчетов использовали какой-либо международный либо национальный стандарт: Руководство глобальной инициативы по отчетности (ОЫ), стандарты Серии АА1000, Базовые индикаторы результативности РСПП, отраслевые стандарты (в частности, стандарт добровольной отчетности в области устойчивого развития для компаний нефтегазового сектора - 1Р1БСЛ/ЛР1). Отдельные компании-участники Глобального Договора ООН также указали на соответствие их практики КСО, описанной в отчете, Десяти принципам ГД ООН (табл. 4).

Таблица 4. Используемые международные и национальные стандарты подготовки нефинансовой отчетности и практики

КСО

Компании Отчетный период Руководство ОЫ ГД ООН АА 1000 Базовые индикаторы РСПП Иные отраслевые стандарты

ПАО «Газпром» I + - - - -

II + - - - -

ПАО «Лукойл» I + + + + -

II + + + + -

ОАО «НК Роснефть» I + + - + +

II + + - + +

ОАО «Российские сети» I + - - - -

II + - - - -

ПАО «Русгидро» I + - - - -

II + - - - -

ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» I + - + - -

II + - + - -

ПАО ГКМ «Норильский никель» I + - + + -

II + - - + -

Объединенная компания «РУСАЛ» I + + - - -

II + - - - -

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» I + - - + -

II + - - + -

ПАО «Сбербанк» I + - - - -

II + - - - -

ПАО «ВТБ» I + - - - -

II + - - - -

ОАО АФК «Система» I + + - + -

II + + - + -

Все участники использовали при подготовке своих отчетов Руководство ОЫ, являющееся на настоящий момент общепризнанным инструментом раскрытия информации в области социальной ответственности бизнеса.

Одна из основных функций нефинансовой отчетности - информирование всех заинтересованных сторон (государство, СМИ, местное сообщество, акционеры, покупатели, поставщики, конкуренты, бизнес-партнеры) о деятельности бизнеса в области устойчивого (социального и экологического, прежде всего) развития. Однако, по нашему мнению, это не 12 единственная функция нефинансовой отчетности. Целый ряд заинтересованных лиц, и прежде всего это государство, СМИ, местное сообщество, сотрудники компании, профсоюзы -

испытывают потребность в анализе нефинансовой отчетности с точки зрения активности компании в области социально ответственного поведения и благополучия человека, работающего в организации.

После мирового финансового кризиса 2008 г. возник вопрос, почему бизнес, формирующий финансовые отчеты посредством общепринятых принципов бухгалтерского учета, потерпел фиаско. Финансовая отчетность стала очень детализированной и могла содержать большое количество томов технической информации, которая требовала интерпретации экспертами высокого уровня. Как оказалось, даже такая информация не была достаточной. Увеличивающееся число отчетов, произведенных компаниями, отражало организационные и экономические основы деятельно-

сти компании, и лишь несколько слов - о вкладе в общество и защиту окружающей среды. Эта информация была ориентирована на различного рода аудиторию и представлена в различных форматах, независимо от содержания. В связи с этим идея упрощения отчетности в рамках интегрированного отчета стала привлекать все больший интерес.

Это привело к формированию концепции интегрированной отчетности. Интегрированная отчетность сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию и отражает способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде.

Передовые позиции по развитию концепции интегрированной отчетности занимают две организации:

1. Южно-африканский комитет по интегрированный отчетности (The Integrated Reporting Committee of South Africa (IRCSA)) под руководством Мервина Кинга. Несколько лет назад Комитет предоставил материалы для обсуждения касательно того, как должен выглядеть интегрированный отчет в соответствии с рекомендациями «Кодекса корпоративного управления Кинга» (Кинг III). В настоящий момент рассматриваются принятые комментарии и замечания к документу. Цель комитета состоит в согласовании Южноафриканского руководства с международными договоренностями настолько, насколько это возможно.

2. Международный комитет по интегрированной отчетности (The International Integrated Reporting Committee), сформированный в 2010 г., под руководством принца Уэльского в сфере отчетности в области устойчивого развития и Глобальной инициативы по отчетности. В дополнение к представителям бизнеса и инвесторов в комитет входят экономисты, разработчики стандартов и представители органов надзора и регулирования безопасности, также привлечено научное сообщество. Комитет опубликовал свой проект по интегрированной отчетности в сентябре 2011 г. и также открыт для комментариев и замечаний.

У каждого комитета существует свое представление о сущности «интегрированной отчетности». Так, согласно Южно-африканскому комитету «интегрированный отчет рассказывает полную историю организации. Это отчет, предоставляющий стейкхолдерам информацию о стратегии, деятельности и мероприятиях, проводимых организацией, таким образом, чтобы они смогли оценить способность организации к созданию и сохранению своей ценности в настоящем и в будущем времени. Эффективный интегрированный отчет отражает понимание организацией того обстоятельства, что процесс создания ценности ос-

новывается на финансовых, социальных, экономических и экологических системах, а также качестве отношений с заинтересованными лицами. Интегрированный отчет должен быть написан простым и понятным языком, чтобы стать полезным ресурсом информации об организации для стейкхолдеров» [6].

Согласно определению Международного комитета по интегрированной отчетности «интегрированная отчетность соединяет воедино информацию о стратегии организации, политике управления, показателях деятельности и перспективах, отражая при этом финансовый, социальный и экологический контекст, в котором организация функционирует. Она обеспечивает ясное и емкое представление о том, каким образом организация демонстрирует разумное руководство, а также как она создает свою стоимость в настоящее время и в перспективе. Интегрированный отчет должен являться главным инструментом в отчетности организации» [7].

Таким образом, интегрированная отчетность представляет собой прозрачную информацию, сфокусированную на создании ценности организации как в долгосрочном, так и краткосрочном периодах, объясняя при этом в очень простой манере изложения, как все элементы (финансовые и нефинансовые) формируют единое целое. Интегрированный отчет должен стать единственным и в то же время главным отчетом организации. Предполагается, что он не дополнит существующие требования к отчетности, а полностью заменит их. Однако интегрированная отчетность ни в коей мере не посягает на замещение стандартных показателей финансовой отчетности. Эти показатели станут основой для измерения доходности капитала в соответствии со стандартами МСФО.

Чтобы помочь пользователям и составителям отчетности понять, чем интегрированная отчетность отличается от обычной корпоративной отчетности, Международный комитет по интегрированной отчетности выделил восемь различий между ними (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция интегрированной отчетности основывается на предшествующих ей инициативах, таких как Глобальная инициатива по отчетности, отчетность по устойчивому развитию, инициативах по социальной и экологической отчетности без прямого использования этих терминов. Дабы избежать явных ассоциаций с существующими инициативами и терминологией, эта новая концепция может вовлечь в процесс новых участников и стимулировать появление инноваций в открытых моделях управления. У широкой общественности появляется новая надежда на то, что эта «альтернативная отчетность» будет набирать все большую популярность.

Таблица 5. Различия между интегрированной и корпоративной отчетностью

Характеристики Обычная отчетность Интегрированная отчетность

Надежность Ограниченное раскрытие информации Большая прозрачность

Контроль за ресурсами Финансовыми Всеми видами капитала

Структура Отрывочная Системная

Сфокусирован-но сть На прошлом, на финансах На прошлом и на будущем во взаимосвязи, на стратегии

Временные рамки Краткосрочный период Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период

Способность к адаптации Низкая, четкое следование правилам Высокая, реагирование на конкретные обстоятельства

Стиль изложения Избыточная, сложная информация Наиболее существенные краткие сведения

Технологии Бумажные документы Применение ИТ

Стандартной формы интегрированного отчета не существует, но Международный комитет по интегрированной отчетности опубликовал основные руководящие принципы, которыми рекомендуется руководствоваться при подготовке интегрированного отчета [6, 7]:

Стратегическое назначение. Интегрированный отчет дает представление о стратегических целях организации, о том, как эти цели связаны с созданием ценности в настоящем времени и в перспективе, о ресурсах, от которых зависит организация, и взаимоотношениях с заинтересованными сторонами.

Взаимосвязь информации. Интегрированный отчет показывает взаимосвязь между разными компонентами бизнес-модели организации, внешними факторами, которые влияют на ее деятельность, и множеством ресурсов и отношений, от которых зависят организация и ее деятельность.

Ориентация на будущее. Интегрированный отчет включает будущие ожидания руководства, а также любую другую информацию, которая поможет понять и оценить перспективы организации или их неопределенность.

Восприимчивость и включенность в процесс стейкхолдеров. Интегрированный отчет дает представление о взаимоотношениях с ключевыми стейкхолдерами и о том, в какой степени организация понимает их потребности, учитывает их мнение и реагирует на их запросы.

Краткость, надежность и основательность. Интегрированный отчет предоставляет краткую, достоверную информацию, важную для определения способности организации создавать и поддерживать свою ценность в кратко-, средне- и долгосрочном периодах.

Интегрированный отчет включает в себя финансовые показатели, отчет по устойчивому раз-

витию, экономический отчет и любые другие отчеты, связанные с деятельностью компании. Финансовый отчет подготавливается в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и проходит аудиторскую проверку. Отчет по устойчивому развитию отражает вопросы, связанные с экологией, обществом и управлением, и подготавливается в соответствии с Глобальной инициативой по отчетности или серией стандартов АссоиПАЬПйу (АА1000), а также проходит аудиторскую проверку по ключевым показателям Международного стандарта по заданиям по подтверждению достоверности информации. Экономический отчет подготавливается в соответствии с «Кодексом корпоративного управления Кинга» (Кинг III).

В связи с набирающей скорость популярностью интегрированной отчетности наблюдается несколько тенденций:

1) организации, которые должным образом не принимают интегрированную отчетность, становятся все более изолированными;

2) организации все больше и больше начинают обращать внимание на вопросы социально-ответственного характера и их влияние на основную деятельность, однако не всегда надлежащим образом соотносят с этим свои процессы и стратегию;

3) в противоположность бытующему мнению реакция на Кодекс корпоративного управления Кинга не так сильна, как многие думают;

4) организации до сих пор с неохотой ставят перед собой нефинансовые цели. Лишь одна треть организаций выражает желание связывать свои нефинансовые цели со стратегией и мнением стейкхолдеров;

5) значимость нефинансовой информации до сих пор недостаточно четко объяснена и требует последующего уточнения, изучения и разъяснения;

6) процесс заверения интегрированного отчета также нуждается в дальнейшей проработке и серьезном внимании. Независимое и объективное заверение нефинансовой информации пребывает на относительно низком уровне;

7) в области обязательной отчетности перед стейкхолдерами наблюдается заметный прогресс, однако согласованность предоставляемой информации со стратегией, ключевыми показателями деятельности и размерами заработной платы все еще требует улучшений;

8) социально-ответственная деятельность организаций либо недостаточно хорошо отражается в отчетах, либо заверяется не в соответствии с требованиями Кодекса корпоративного управления Кинга. Это является одной из важных проблем и может быть индикатором уровня, на котором система ценностей компании и находится на самом деле;

9) легче становится выявить организации, желающие лишь повысить свою репутацию. Подго-

товка интегрированного отчета при отсутствии надлежащего процесса позволяет читателю отчета сразу идентифицировать организации, которые формируют его лишь исходя из необходимости следовать стандартам, а не реального желания внедрить принципы КСО в свою стратегию и бизнес-процессы;

10) медленно, но уверенно система управления поставками подвергается влиянию новой концепции интегрированной отчетности, так как важность сопряжения социально-экологической ответственности с инновационной деятельностью и системой управления поставками уже прокомментирована многими компаниями. Данное влияние следует рассматривать с точки зрения характерных черт, существующих везде по цепочке поставок, независимо от того, являются ли организации объектами требований интегрированной отчетности или нет.

Однако некоторые специалисты критикуют интегрированную отчетность за снижение роли устойчивости и социальной ответственности бизнеса, одновременно с концентрацией внимания на информационных потребностях инвесторов, что очень заметно в последнем проекте по интегрированной отчетности от Международного комитета по интегрированной отчетности. Также растет беспокойство, что вопросы, представленные на повестке дня, уже озвучены и, возможно, контролируются и отслеживаются бизнес-сообществом. Это, возможно, повлияет на то, что концепция не сможет добиться значительных изменений в действительно важных вопросах, таких как движение в направлении устойчивой экономики с достаточным участием стейк-холдеров, которое определяется корпоративной ответственностью и отчетностью.

В заключение отметим, что концепцию интегрированной отчетности поддерживают более 80 глобальных компаний и 25 институциональных инвесторов, входящих в Пилотную программу Международного совета по интегрированной отчетности (МСИО). Среди участников - Danone, Deloitte, HSBC, KPMG, Microsoft, Coca-Cola, Unilever, Volvo и др. Из России в Программе участвуют только две компании - Госкорпорация «Росатом» и ОАО «НК Роснефть».

В настоящее время МСИО предоставил «версию 1.0» Международного стандарта по интегрированной отчетности. «Предполагается, что к 2015 г. Стандарт будет признан на международном уровне» [6].

Литература

1. Аннаев А. Нефинансовая отчетность: сущность, стандарты и этапы подготовки // Общество и экономика. 2009. № 8. С. 208-215.

2. Безручук В.В., Лайчук С.М. Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 27(273). С. 33-40.

3. Ключников С.В. Принципы формирования социальной корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 24(174). С. 8-15.

4. La loi «Grenelle II» No. 2010-788 du 12 juillet 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (свободный). URL: http://www.ey.com/ Publication /vwLUAssets/ Grenelle_II_ Larti-cle_225_en_pratique/$FILE/Grenelle_II_Larticle_225_en_pratiqu e.pdf (дата обращения: 06.12.2015 г.).

5. Ley 2/2011, de 4 de marzo, de Economía Sostenible [Электронный ресурс]. Режим доступа: (свободный). URL: http://www.boe.es/boe/dias/2011/11/09/pdfs/B0E-A-2011-17631. pdf (дата обращения: 07.12.2015 г.).

6. По материалам сайта «Интегрированная отчетность» [Электронный ресурс]. Режим доступа: (свободный). URL: http://ir.org.ru/ (дата обращения: 09.12.2015 г.).

7. DiscussionPaper, IIRC, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (свободный). URL:http:// integratedreporting. org/ (дата обращения: 09.12.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.