Научная статья на тему 'Информационный менеджмент и оценка качества обученности выпускников общеобразовательной школы'

Информационный менеджмент и оценка качества обученности выпускников общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС / МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕННОСТИ / INFORMATIONAL MANAGEMENT / INFORMATIONAL-EDUCATIONAL SYSTEM / INFORMATIONAL SERVICE / MONITORING / QUALITY OF EDUCATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печатнов В. В.

В работе изложены особенности преобразования ресурсов информационно-образовательных систем в информационные сервисы в рамках предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL MANAGEMENT AND EVALUATION OF QUALITY OF EDUCATING OF SECONDARY SCHOOL GRADUATES

Peculiarities of changing resources of informationaleducational systems to informational services on the base of informational model of quality of educating graduates of secondary school, suggested by the author, are given in the work.

Текст научной работы на тему «Информационный менеджмент и оценка качества обученности выпускников общеобразовательной школы»

этническому разнообразию и является противовесом гомогенизирующему эффекту глобализации.

В рамках данного исследования также представляется интересным рассмотрение стратегий интернационализации, предложенных в составе понятийного аппарата проекта «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. Такими стратегиями являются: согласованный подход (Mutual Understanding

Approach), стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled Migration Approach), стратегия получения дохода (Revenue-Generating Approach), стратегия расширения возможностей (Capacity Building Approach).

Согласованный подход опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путём предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнёров в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.

Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.

Стратегия получения дохода базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в её рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя реализацию предпринимательской

Библиографический список

стратегии на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.

Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах - поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются: 1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, учёных и студентов; 2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнёрств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.

Российская высшая школа первой декады 21 века под влиянием процессов глобализации приобретает выраженное международное измерение. В результате такого воздействия активизируется международная деятельность, открываются международные образовательные программы, вводится новая практика обучения и проведения научных исследований, изменяется миссия и политика высших учебных заведений. Данный период характеризуется формированием научного поля интернационализации высшего профессионального образования, для которого необходимым условием, как и для любой научной мысли, является наличие устойчивого терминологического аппарата, частью которого могут служить и предложенные формулировки данного исследования.

Таким образом, научная новизна работы заключается в том, что на основании терминологического анализа представлена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образования, которая, в качестве объекта научного исследования, ещё не располагает устоявшейся понятийной системой. В ходе работы были описаны и проанализированы следующие понятия: интернационализация высшего образования, формы международного сотрудничества, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.

1. Майдан, Т.Н. Глобализация и её влияние на экономику России // Национальная экономика в условиях глобализации и региональное развитие: материалы международной научной конференции». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

2. Giddens, A. The Consequences of Modernity [Текст] / A. Giddens. — Cambridge : Polity, 1990.

3. Altbach, P.G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University [Текст] / P. G. Albach, U. Teichler // Journal of Studies in International Education. — 2001. - Vol. 5. - No. 1.

4. Teichler, U. Internationalization as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. - 1999. — No. 5.

5. Knight, J. Internationalisation of Higher Education // Quality and Internationalisation in Higher Education. - Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 1999.

6. [РКС] Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке [Э/р]. - М., 2009. - Режим доступа: http://portal.ntf.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 371

В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННЫЙ менеджмент И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В работе изложены особенности преобразования ресурсов информационно-образовательных систем в информационные сервисы в рамках предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.

Ключевые слова: информационный менеджмент, информационно-образовательная система, информационный сервис, мониторинг, качество обученности.

Информатизация образования как одно из основных на- технологий при оценивании обученности выпускников обще-правлений модернизации российской системы образования до образовательной школы путем введения единого государст-2010 года повлекла за собой использование информационных венного экзамена. Известно, что идея внедрения единого го-

сударственного экзамена в современную школьную систему образования возникла не в одночасье. Она явилась естественным результатом многолетних усилий органов образования и педагогических коллективов школ, направленных на повышение объективности и стандартизации выпускных экзаменов. Использование результатов оценивания обученности выпускников общеобразовательной школы с помощью единого государственного экзамена позволяет органам управления образованием делать выводы о подготовленности выпускников общеобразовательных школ по конкретному предмету в отдельной школе, районе, регионе и т. д.

Президент России Д. Медведев выразил надежду, что «2010-й станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен» [1]. Цель модернизации отечественного образования на современном этапе заключается в том, чтобы создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросов личности, общества, многонационального российского государства.

Для реализации комплексного подхода к управлению качеством образования особый интерес представляет информационный менеджмент, представляющий собой управление образовательной системой, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как внутри системы, так и за ее пределами. Информационный менеджмент представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» - информационных систем, в продукцию «на выходе» -информационные сервисы (информационные услуги) [2, с. 2122].

При этом среди задач информационного менеджмента обычно выделяют:

• формирование технологической среды информационной системы;

• развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания;

• планирование в среде информационной системы;

• формирование организационной структуры в области информатизации;

• использование и эксплуатация информационных систем;

• формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

• управление персоналом в сфере информатизации;

• управление капиталовложениями в сфере информатизации;

• формирование и обеспечение комплексной защищённости информационных ресурсов.

Понятие информационной системы в образовании достаточно широко раскрыто в работах С.Д. Каракозова, В.М. Лопаткина; она определяется как комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей руководителей образования [3; 4].

Согласно работе [3] этапы педагогического проектирования информационной системы управления образованием можно представить в виде следующей последовательности:

1. Этап стратегического планирования: выработка общих целей и принципов создания информационной системы.

2. Этап педагогического проектирования: определение педагогических принципов создания информационной системы управления образованием и его подсистем.

3. Этап проектирования архитектуры информационной системы, включая унификацию структуры и интерфейсов, выбор технического решения для его создания.

4. Этап реализации согласованных стратегических, педагогических и технических решений в процессе создания информационной системы управления.

5. Этап тестирования подсистем и элементов информационной системы управления.

Под руководством С. Д. Каракозова была спроектирована информационно-образовательная система мониторинга качества образования выпускников общеобразовательной школы, особенности проектирования, разработки и использования которой изложены в работах [5; 6].

За годы функционирования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования в банке данных собрана и хранится следующая информация: об органах управления образованием, об общеобразовательных учреждениях, о выпускниках общеобразовательных учреждений, об условиях обучения выпускников общеобразовательных школ, о результатах ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ, о решаемости заданий ЕГЭ выпускниками общеобразовательных школ, о кадровом потенциале общеобразовательных учреждений.

Преобразование вышеперечисленных данных, а именно получение из этих данных - новых данных, которые могут быть предоставлены органам управления образованием в виде информационного сервиса (информационной услуги) позволит выявить причины имеющегося уровня качества образования в регионе.

Рис. 1. Содержание и задачи информационного сервис-менеджмента

Касаясь содержания и задач информационного сервиса (сервис-менеджмента) [2, с. 22] заметим, что диапазон их достаточно широк (рисунок 1).

В нашей работе информационный сервис-менеджмент будет решать задачу разработки сервиса. Мы предлагаем выявлять тесноту связи между данными хранящимися в базе данных информационно-образовательной системы мониторинга качества обученности выпускников общеобразовательной школы, что позволит органам управления образованием делать выводы о влиянии одних показателей системы образования на другие. Выдвигаемая нами идея в рамках разработки информационного сервиса графически представлена на рисунке 2 как информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы.

В заключение отметим, что дополнение информационнообразовательной системы мониторинга качества образования выпускников общеобразовательной школы другими показателями обученности, позволит получить новую информацию о влиянии одних показателей системы образования на другие, а внедрение новых подходов к преобразованию имеющихся в информационно-образовательной системе данных позволит решать задачи информационного сервис-менеджмента более

широко, все это в целом будет способствовать эффективному управлению качеством отечественного образования.

Рис. 2. Информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы

Библиографический список

1. Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России. Р/д: http://www.kremlin.ru/news/6681.

2. Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с. + CD-R. - (Высшее образование).

3. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектирование информационных систем управления образованием / С.Д. Каракозов, В. М. Лопаткин // Ползуновский вестник. - 2005. - .№ 1.

4. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: монография. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

5. Головишников, К. В. Региональная информационная система обеспечения единого государственного экзамена как первый этап внедрения системы мониторинга качества образования / К.В. Головишников, В.В. Печатнов // Вестник БГПУ: Естественные и точные науки. - 2004. -Вып. 4.

6. Печатнов, В.В. Информационно-образовательные системы в управлении региональным качеством образования // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 159.922

Л.С. Колмогорова, д-р психол. наук, проф. АлтГПА; E-mail: [email protected]; Е.Е. Бычкова, аспирант АлтГПА, Барнаул, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена исследованию проблемы гуманистических ценностей. Анализируются особенности детских идеалов и ценностей двух поколений: девяностых и двухтысячных годов. Исследуется влияние целенаправленных воспитательных воздействий на становление ценностей школьника.

Ключевые слова: гуманистические ценности, гуманность, идеал, младший школьный возраст.

Одной из важнейших тенденций в современном мире яв- прежних ценностных ориентиров и идеалов, которые сущест-

ляется утверждение гуманистических ценностей во всех сфе- вовали в нашей стране в советский период. И современное

рах общественной жизни. Изменение ценностных ориентаций, поколение детей поставлено в условия поиска и утверждения

как пишет В.А. Григорьева-Голубева [1, с. 80-81], обуслов- новых идеалов и ценностей.

лено «сменой цивилизаций», которая происходит на рубеже Н.Е. Щуркова обращает внимание на то, что сегодня [2,

столетий. В настоящее время происходит дискредитация с. 4] в нашем обществе нашли широкое распространение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.