этническому разнообразию и является противовесом гомогенизирующему эффекту глобализации.
В рамках данного исследования также представляется интересным рассмотрение стратегий интернационализации, предложенных в составе понятийного аппарата проекта «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. Такими стратегиями являются: согласованный подход (Mutual Understanding
Approach), стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled Migration Approach), стратегия получения дохода (Revenue-Generating Approach), стратегия расширения возможностей (Capacity Building Approach).
Согласованный подход опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путём предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнёров в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.
Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.
Стратегия получения дохода базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в её рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя реализацию предпринимательской
Библиографический список
стратегии на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.
Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах - поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются: 1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, учёных и студентов; 2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнёрств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.
Российская высшая школа первой декады 21 века под влиянием процессов глобализации приобретает выраженное международное измерение. В результате такого воздействия активизируется международная деятельность, открываются международные образовательные программы, вводится новая практика обучения и проведения научных исследований, изменяется миссия и политика высших учебных заведений. Данный период характеризуется формированием научного поля интернационализации высшего профессионального образования, для которого необходимым условием, как и для любой научной мысли, является наличие устойчивого терминологического аппарата, частью которого могут служить и предложенные формулировки данного исследования.
Таким образом, научная новизна работы заключается в том, что на основании терминологического анализа представлена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образования, которая, в качестве объекта научного исследования, ещё не располагает устоявшейся понятийной системой. В ходе работы были описаны и проанализированы следующие понятия: интернационализация высшего образования, формы международного сотрудничества, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.
1. Майдан, Т.Н. Глобализация и её влияние на экономику России // Национальная экономика в условиях глобализации и региональное развитие: материалы международной научной конференции». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
2. Giddens, A. The Consequences of Modernity [Текст] / A. Giddens. — Cambridge : Polity, 1990.
3. Altbach, P.G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University [Текст] / P. G. Albach, U. Teichler // Journal of Studies in International Education. — 2001. - Vol. 5. - No. 1.
4. Teichler, U. Internationalization as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. - 1999. — No. 5.
5. Knight, J. Internationalisation of Higher Education // Quality and Internationalisation in Higher Education. - Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 1999.
6. [РКС] Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке [Э/р]. - М., 2009. - Режим доступа: http://portal.ntf.ru
Статья поступила в редакцию 21.04.10
УДК 371
В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЙ менеджмент И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В работе изложены особенности преобразования ресурсов информационно-образовательных систем в информационные сервисы в рамках предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.
Ключевые слова: информационный менеджмент, информационно-образовательная система, информационный сервис, мониторинг, качество обученности.
Информатизация образования как одно из основных на- технологий при оценивании обученности выпускников обще-правлений модернизации российской системы образования до образовательной школы путем введения единого государст-2010 года повлекла за собой использование информационных венного экзамена. Известно, что идея внедрения единого го-
сударственного экзамена в современную школьную систему образования возникла не в одночасье. Она явилась естественным результатом многолетних усилий органов образования и педагогических коллективов школ, направленных на повышение объективности и стандартизации выпускных экзаменов. Использование результатов оценивания обученности выпускников общеобразовательной школы с помощью единого государственного экзамена позволяет органам управления образованием делать выводы о подготовленности выпускников общеобразовательных школ по конкретному предмету в отдельной школе, районе, регионе и т. д.
Президент России Д. Медведев выразил надежду, что «2010-й станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен» [1]. Цель модернизации отечественного образования на современном этапе заключается в том, чтобы создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросов личности, общества, многонационального российского государства.
Для реализации комплексного подхода к управлению качеством образования особый интерес представляет информационный менеджмент, представляющий собой управление образовательной системой, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как внутри системы, так и за ее пределами. Информационный менеджмент представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» - информационных систем, в продукцию «на выходе» -информационные сервисы (информационные услуги) [2, с. 2122].
При этом среди задач информационного менеджмента обычно выделяют:
• формирование технологической среды информационной системы;
• развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания;
• планирование в среде информационной системы;
• формирование организационной структуры в области информатизации;
• использование и эксплуатация информационных систем;
• формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;
• управление персоналом в сфере информатизации;
• управление капиталовложениями в сфере информатизации;
• формирование и обеспечение комплексной защищённости информационных ресурсов.
Понятие информационной системы в образовании достаточно широко раскрыто в работах С.Д. Каракозова, В.М. Лопаткина; она определяется как комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей руководителей образования [3; 4].
Согласно работе [3] этапы педагогического проектирования информационной системы управления образованием можно представить в виде следующей последовательности:
1. Этап стратегического планирования: выработка общих целей и принципов создания информационной системы.
2. Этап педагогического проектирования: определение педагогических принципов создания информационной системы управления образованием и его подсистем.
3. Этап проектирования архитектуры информационной системы, включая унификацию структуры и интерфейсов, выбор технического решения для его создания.
4. Этап реализации согласованных стратегических, педагогических и технических решений в процессе создания информационной системы управления.
5. Этап тестирования подсистем и элементов информационной системы управления.
Под руководством С. Д. Каракозова была спроектирована информационно-образовательная система мониторинга качества образования выпускников общеобразовательной школы, особенности проектирования, разработки и использования которой изложены в работах [5; 6].
За годы функционирования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования в банке данных собрана и хранится следующая информация: об органах управления образованием, об общеобразовательных учреждениях, о выпускниках общеобразовательных учреждений, об условиях обучения выпускников общеобразовательных школ, о результатах ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ, о решаемости заданий ЕГЭ выпускниками общеобразовательных школ, о кадровом потенциале общеобразовательных учреждений.
Преобразование вышеперечисленных данных, а именно получение из этих данных - новых данных, которые могут быть предоставлены органам управления образованием в виде информационного сервиса (информационной услуги) позволит выявить причины имеющегося уровня качества образования в регионе.
Рис. 1. Содержание и задачи информационного сервис-менеджмента
Касаясь содержания и задач информационного сервиса (сервис-менеджмента) [2, с. 22] заметим, что диапазон их достаточно широк (рисунок 1).
В нашей работе информационный сервис-менеджмент будет решать задачу разработки сервиса. Мы предлагаем выявлять тесноту связи между данными хранящимися в базе данных информационно-образовательной системы мониторинга качества обученности выпускников общеобразовательной школы, что позволит органам управления образованием делать выводы о влиянии одних показателей системы образования на другие. Выдвигаемая нами идея в рамках разработки информационного сервиса графически представлена на рисунке 2 как информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы.
В заключение отметим, что дополнение информационнообразовательной системы мониторинга качества образования выпускников общеобразовательной школы другими показателями обученности, позволит получить новую информацию о влиянии одних показателей системы образования на другие, а внедрение новых подходов к преобразованию имеющихся в информационно-образовательной системе данных позволит решать задачи информационного сервис-менеджмента более
широко, все это в целом будет способствовать эффективному управлению качеством отечественного образования.
Рис. 2. Информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы
Библиографический список
1. Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России. Р/д: http://www.kremlin.ru/news/6681.
2. Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с. + CD-R. - (Высшее образование).
3. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектирование информационных систем управления образованием / С.Д. Каракозов, В. М. Лопаткин // Ползуновский вестник. - 2005. - .№ 1.
4. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: монография. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
5. Головишников, К. В. Региональная информационная система обеспечения единого государственного экзамена как первый этап внедрения системы мониторинга качества образования / К.В. Головишников, В.В. Печатнов // Вестник БГПУ: Естественные и точные науки. - 2004. -Вып. 4.
6. Печатнов, В.В. Информационно-образовательные системы в управлении региональным качеством образования // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1.
Статья поступила в редакцию 21.04.10
УДК 159.922
Л.С. Колмогорова, д-р психол. наук, проф. АлтГПА; E-mail: [email protected]; Е.Е. Бычкова, аспирант АлтГПА, Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена исследованию проблемы гуманистических ценностей. Анализируются особенности детских идеалов и ценностей двух поколений: девяностых и двухтысячных годов. Исследуется влияние целенаправленных воспитательных воздействий на становление ценностей школьника.
Ключевые слова: гуманистические ценности, гуманность, идеал, младший школьный возраст.
Одной из важнейших тенденций в современном мире яв- прежних ценностных ориентиров и идеалов, которые сущест-
ляется утверждение гуманистических ценностей во всех сфе- вовали в нашей стране в советский период. И современное
рах общественной жизни. Изменение ценностных ориентаций, поколение детей поставлено в условия поиска и утверждения
как пишет В.А. Григорьева-Голубева [1, с. 80-81], обуслов- новых идеалов и ценностей.
лено «сменой цивилизаций», которая происходит на рубеже Н.Е. Щуркова обращает внимание на то, что сегодня [2,
столетий. В настоящее время происходит дискредитация с. 4] в нашем обществе нашли широкое распространение и