УДК 378
Т.П. Глухова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе представлен терминологический анализ на основании которого, предложена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образовании: интернационализация высшего образования, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, интернационализация высшего образования, подходы интернационализации, стимулы интернационализации, стратегии интернационализации.
Интернационализация системы высшего профессионального образования - явление закономерное и научно обоснованное, несмотря на то, что ещё полвека назад это понятие трудно было найти в научной литературе, связанной с системой высшей профессиональной школы. Сегодня термин стал необычайно популярен и спектр мнений по данному социальному явлению широк. Интернационализация высшего профессионального образования рассматривается, с одной стороны, в качестве важнейшего источника социального развития, с другой стороны - как серьёзная угроза сохранению уникальности образовательных систем, катализатор конфликтов, как внутри государства, так и за его пределами.
Развитие концепции интернационализации напрямую сопряжено с исследованием процессов глобализации. Так, Т.Н. Майдан в статье «Глобализация и ее влияние на экономику России» отмечает, что «глобализация представляет собой высшую стадию интернационализации», и, что «исторические корни глобализации уходят в процесс интернационализации, который с позиции отдельных стран развивается в двух направлениях - вовнутрь и вовне» [1, с. 40]. Развитие вовнутрь предполагает процесс расширения использования иностранных товаров, капитала, услуг, технологий, информации в сфере внутреннего потребления данной страны. Развитие вовне характеризуется преобладанием ориентации стран на мировой рынок и глобальной экспансией торговых и инвестиционных фирм. Главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств является пространственная и институциональная интеграция рынков [1].
Т.Н. Майдан вскрывает существенные различия между интернационализацией и глобализацией, и заявляет, что интернационализация формирует устойчивые экономические связи между странами. Термин «интернационализация» в значительной степени относится к ситуации, когда происходит увеличение операций на внешних рынках, в то время как «глобализация» означает все большую интеграцию национальных экономик, включая финансы, что ведет к созданию единого рынка. «Например, если какая-либо страна принимает решение прибегнуть к специальным мерам, защищающим внутренний рынок, то в этих условиях интернационализация еще может развиваться, а глобализация - уже нет. Таким образом, интернационализация характеризует расширение международных рынков, а глобализация - создание общего рынка без границ» [1, с. 41].
Для специалистов в области высшего образования глобализация и интернационализация также являются сопряжёнными понятиями, однако они не соотносятся как частное и целое, скорее именно интернационализация представляется производной процессов глобализации. Так, А. Гидденс [2] в начале 90-х годов определял глобализацию как интенсификацию мировых социальных отношений, которые связывают отдалённые друг от друга территории, и при которых события регионального характера начинают формироваться под воздействием социальных явлений, происходящих за многие километры от данного региона, и наоборот [2, с. 64]. П.Г. Альтбах и Ю. Тайхлер [3], проанализировав интеграционные процессы в академической среде, причиной которым послужила необходимость адаптации университетов к новым глобализационно-ориентированным условиям, пришли к выводу, что интернационализация - это неизбежный процесс, обяза-
тельный сопутствующий элемент глобальной экономики, растущего рынка труда для высококвалифицированных специалистов, интеллектуальной системы общения основанной на Интернете [3, с. 5].
Исследователи перечислили явления, которые, как они полагают, ускоряют процесс интернационализации, и к которым относятся:
• поиск общепринятой модели высшего образования;
• растущая глобализация академического рынка труда студентов и преподавателей;
• использование английского языка в качестве международного языка для проведения научных исследований и в учебных целях;
• дистанционное образование;
• использование Интернета для проведения научных исследований и в учебных целях;
• создание партнёрских отношений с высшими учебными заведениями других стран;
• гармонизация структуры степеней, дисциплин, кредитной системы перезачёта учебной нагрузки, механизмов оценки и измерения академического прогресса [3, с. 6].
Ю. Тайхлер отмечает, что исходным материалом интернационализации высшего образования послужил некий комплект неоднородных явлений, которые особым образом распространились за пределы государственных границ; интернационализация по своей сути стала переходом:
а) от преимущественно вертикального уклада международного сотрудничества и мобильности к доминированию международных отношений на равных условиях;
б) от казуистических (случайных) действий к систематизированной политике по интернационализации;
в) от несвязанной специфически международной деятельности к интегрированной интернационализации высшего образования [4, с. 5].
Дж. Найт отмечает, что глобализация это выход технологий, экономики, знаний, людей, ценностей, идей за пределы государственной границы. Влияние глобализации на каждую страну различно и зависит от особенностей исторического развития, традиций, культуры, приоритетов этой нации, а интернационализация в высшем образовании - это один из способов реагирования страны на глобализацию при сохранении уважения к уникальности собственного народа [5, с. 14]. Дж. Найт предлагает рабочее определение интернационализации высшего образования, которую рассматривает как процесс интегрирования международного/межкультурного измерения (intemational/intercultural dimension) в сферу преподавательской деятельности, научной работы и предоставления образовательных услуг, осуществляемых высшими учебными заведениями.
В отечественной системе высшего профессионального образования понятие интернационализации находится в стадии становления. Так, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в рамках Федеральной целевой программы развития образования использовал понятийный аппарат, предложенный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), в проекте «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. В проекте НФПК интернационализация высшего обра-
зования рассматривается в трёх уровнях: национальном, секторальном и институциональном и понимается как «процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [6], и включает в себя два аспекта: «внутреннюю» (образование внутри страны) и «внешнюю» (образование за границей) интернационализацию. Интернационализация образования в проекте представлена следующими формами международного сотрудничества:
• индивидуальная мобильность: мобильность сту-
дентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
• мобильность образовательных программ и институциональная мобильность: формирование новых меж-
дународных стандартов образовательных программ;
• интеграция в программы международного измерения и образовательных стандартов;
• институциональное партнёрство: создание стра-
тегических образовательных альянсов [6].
Такая трактовка интернационализации высшего профессионального образования имеет логическую завершённость, не противоречит формату отечественной системы управления высшей школой и позволяет выявить другие ключевые понятия, к которым, несомненно, относятся подходы по интернационализации (approaches to internationalization), стимулы интернационализации (rationales for internationalization) и стратегии интернационализации.
Дж. Найт предлагает следующую типологию подходов по интернационализации: деятельностный подход (activity approach), компетентностный подход (competency approach), этосный подход (ethos approach), процессный подход (process approach) [5, с. 14-16]. Деятельностный подход рассматривает международное измерение в высшем образовании через призму всевозможных образовательных процессов, образовательных программ, акдемической мобильности, международной деятельности, связанной с иностранными студентами и др. Компетентностный подход исследует степень сформиро-ванности компетенций, относящихся к интернационализации высшего образования, а именно: компетенций международного измерения. В данном подходе разработка международных учебных планов, образовательных программ, образовательный процесс и его обеспечение не являются конечным продуктом деятельности вуза, данная деятельность выступает как результат и как инструмент для развития соответствующих компетенций, и не только у студентов, но также и у остальных участников процессов (преподавателей, администрации, других сотрудников вуза). Появление интереса к международному измерению вызвало увеличение исследований, направленных на выявление и описание компетенций, которые в настоящее время называют международными (international), глобальными (global) или транснациональными (transnational) компетенциями.
Этосный подход стоит ближе к теориям развития организаций, изучающим корпоративную культуру и климат в трудовом коллективе. В отношении интернационализации высшего образования данный подход устанавливает междуна-родный/межкультурный этос - кодекс этических правил, понятий, ценностей и поведения внутри высшего учебного заведения. Международный этос инициирует, поддерживает и усиливает развитие международного/межкультурного измерения внутри организации, что выводит его на более значимый уровень корпоративной культуры всего трудового коллектива.
Процессный подход предполагает распространение международного измерения на все структуры высшего учебного заведения, с обязательным его отражением в политике вуза, во всех бизнес-процессах, предусматривает высокую степень развития и поддержки международной деятельности.
Понимание сущности интернационализации высшего образования будет неполным без анализа причинно-следственных связей, провоцирующих повышение активности вузов на международной арене. Джейн Найт [5, с. 17-20], например, выделяет политические, экономические, академические и
социально-культурологические стимулы (причины) интернационализации высшего образования. Так, политические стимулы рассматриваются в формате исторически сложившегося отношения к международному образованию, как удобному инструменту международной политики государства, связанной, в первую очередь, с национальной безопасностью и сохранением мира. В современном обществе появились и другие политические стимулы, например, необходимость адаптации вузов к быстро развивающимся процессам глобализации. Несмотря на то, что для многих глобализация является способом модернизации развития общества и отличной возможностью поиска совместных решений по проблемам, связанным с окружающей средой, здоровьем, уровнем преступности; для других глобализация остаётся синонимом слову «денационализация», «вестернизация» или «макдональ-дизация» [5, с. 18], угрозой ослабления и, может быть, уничтожения самобытной национальной культуры. Для тех, кто рассматривает интернационализацию как защитную реакцию на денационализацию, вызываемую глобализационными процессами, интернационализация служит инструментом укрепления и сохранения национальной культуры. В связи с этим, участие в интернационализации высшей школы приобретает ярко выраженный политический характер и становится приоритетным направлением государственных политик в области образования.
В результате глобализационных процессов (рост межгосударственной взаимозависимости, информационная революция и др.) появились и экономические стимулы развития интернационализации высшего образования. Так, для усиления международной конкурентоспособности многие страны ведут поиск эффективных решений удержания страны на престижных позициях в экономике, науке и технологиях. Вследствие чего, повышение уровня высококвалифицированной рабочей силы и инвестирование в прикладные исследования становятся приоритетными направлениями государственной политики таких стран, а это напрямую связано со степенью развития образовательной системы, потенциалом международного сотрудничества, и с интернационализацией высшей школы. На институциональном уровне присутствует и другой экономический стимул интернационализации - возможность альтернативного источника доходов, получаемого от участия вузов в международных программах на фоне общего сокращения финансирования высшего образования государственными органами.
В образовательной и исследовательской среде существуют и академические стимулы. Как известно, студенческая и преподавательская мобильность появились на самых ранних этапах становления университетов, в результате международная деятельность достигла высокой стадии развития. Современное академическое сообщество не снижает значимости данного измерения, однако, под действием внешних факторов приобретает новый формат. Так, влияние рыночной экономики, внедрение методов бизнеса в образовательный сектор и переход на межнациональный уровень сотрудничества кардинально меняет парадигму управления всеми процессами вуза, включая международную деятельность. Такое влияние проявляется, например, в развитии международных концепций по качеству образовательных услуг, в создании единых стандартов обучения и проведения научных исследований. Считается, что совершенствование международного измерения в преподавании, научных исследованиях и оказании образовательных услуг, повысит качество образовательных услуг. Вследствие чего, интернационализация постепенно перемещается на центральное место и становится неотъемлемой частью миссии вуза.
Необходимость развития межкультурного общения, понимание и признание разнообразия культур, сохранение и передача национальной культуры составляют основу социально-культурологических стимулов интернационализации высшего образования, которые приобретают актуальность в тех странах, где интернационализация рассматривается в качестве инструмента сохранения уважения к культурному и
этническому разнообразию и является противовесом гомогенизирующему эффекту глобализации.
В рамках данного исследования также представляется интересным рассмотрение стратегий интернационализации, предложенных в составе понятийного аппарата проекта «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. Такими стратегиями являются: согласованный подход (Mutual Understanding
Approach), стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled Migration Approach), стратегия получения дохода (Revenue-Generating Approach), стратегия расширения возможностей (Capacity Building Approach).
Согласованный подход опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путём предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнёров в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.
Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.
Стратегия получения дохода базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в её рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя реализацию предпринимательской
Библиографический список
стратегии на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.
Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах - поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются: 1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, учёных и студентов; 2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнёрств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.
Российская высшая школа первой декады 21 века под влиянием процессов глобализации приобретает выраженное международное измерение. В результате такого воздействия активизируется международная деятельность, открываются международные образовательные программы, вводится новая практика обучения и проведения научных исследований, изменяется миссия и политика высших учебных заведений. Данный период характеризуется формированием научного поля интернационализации высшего профессионального образования, для которого необходимым условием, как и для любой научной мысли, является наличие устойчивого терминологического аппарата, частью которого могут служить и предложенные формулировки данного исследования.
Таким образом, научная новизна работы заключается в том, что на основании терминологического анализа представлена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образования, которая, в качестве объекта научного исследования, ещё не располагает устоявшейся понятийной системой. В ходе работы были описаны и проанализированы следующие понятия: интернационализация высшего образования, формы международного сотрудничества, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.
1. Майдан, Т.Н. Глобализация и её влияние на экономику России // Национальная экономика в условиях глобализации и региональное развитие: материалы международной научной конференции». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
2. Giddens, A. The Consequences of Modernity [Текст] / A. Giddens. — Cambridge : Polity, 1990.
3. Altbach, P.G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University [Текст] / P. G. Albach, U. Teichler // Journal of Studies in International Education. — 2001. - Vol. 5. - No. 1.
4. Teichler, U. Internationalization as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. - 1999. — No. 5.
5. Knight, J. Internationalisation of Higher Education // Quality and Internationalisation in Higher Education. - Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 1999.
6. [РКС] Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке [Э/р]. - М., 2009. - Режим доступа: http://portal.ntf.ru
Статья поступила в редакцию 21.04.10
УДК 371
В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В работе изложены особенности преобразования ресурсов информационно-образовательных систем в информационные сервисы в рамках предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.
Ключевые слова: информационный менеджмент, информационно-образовательная система, информационный сервис, мониторинг, качество обученности.
Информатизация образования как одно из основных на- технологий при оценивании обученности выпускников обще-правлений модернизации российской системы образования до образовательной школы путем введения единого государст-2010 года повлекла за собой использование информационных венного экзамена. Известно, что идея внедрения единого го-