ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА-СПОРТСМЕНА
INFORMATIONAL COMPONENT AS BACKGROUND AND PROCESS ELEMENT IN INTELLECTUAL ABILITIES DEVELOPMENT OF TEENAGER SPORTSMEN
Г. А. Кузьменко
Эффективность развития интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в условиях спортивной деятельности обусловлена влиянием информационного компонента деятельности, который характеризуется содержанием и структурой. В статье рассмотрены структурные компоненты информационного обеспечения процесса развития интеллектуальных способностей в вариативных условиях спортивной деятельности подростка, среди них: информационное поле, информационный запрос, информационный интерес, информационная составляющая видов деятельности и информационное обеспечение процесса развития значимых интеллектуальных способностей.
Ключевые слова: спортивная деятельность подростка, интеллектуальные способности, информационное обеспечение, информационное поле, информационный запрос, информационный интерес, информационная компетентность.
G. A. Kuzmenko
The performance of teenagers sportsmen's intellectual abilities development in the conditions of sports activity is determined by the influence of the informational component. The article examines structural components of information support for intellectual abilities development in variable conditions of teenagers' sports activity which include such factors as information sphere, information demand, information interest, informational component of activity kinds and information support of the important intellectual abilities development process.
Keywords: teenager's sports activity, intellectual abilities, information support, information sphere, information demand, information interest, information competency.
Развитие интеллектуальных способностей подростка в условиях спортивной деятельности обусловлено характером информационного обеспечения. Проблема информационного обеспечения в сфере физической культуры и спорта изучалась такими авторами, как Л. Н. Акулова, Н. Н. Воскресенская, Г. К. Варлачев, С. Э. Воронин, Л. Б. Ману-ковская, Н. И. Пономарев, А. В. Седов, С. С. Филиппов и др.
В рамках синергетики информация определяется с точки зрения возможности организации системы. Высокая мера ее упорядоченности (информационности) является условием согласованности составных частей, вызывая «уменьшение энтропии системы в целом» [1].
Информационная составляющая является как предпосылкой, так и процессуальной характеристикой конкретной спортивной деятельности. Как предпосылка к действию информация получается юным спортсменом: извне посредством взаимодействия с информаторами; путем декодирования из долговременной памяти, и тогда сам подросток является источником данной информации; с помощью условий, когда возникает синергия внешнего посыла и личного интереса к приему, обработке и реализации конкретной информации, активизирующей проявление интеллектуальных способностей.
В организации деятельности подростка важен принцип информационной достаточности, который позволяет
юному спортсмену принимать адекватные решения и целесообразно организовывать деятельность. Информационная достаточность как процессуальная и содержательная составляющая деятельности достигается юным спортсменом как в ходе внешнего стимулирования, так и в результате самомотивации и самоорганизации научного поиска ответов на актуальные вопросы. При этом информационная достаточность рассматривается нами как адаптационный ресурс или механизм, который позволяет осуществлять действия, адекватные разрешению текущей проблемной ситуации. Границы информационной достаточности подвижны, она по своей сути узкопредметна, поскольку предметом исследования подростка в спортивной деятельности могут являться: частные проблемы учебной, тренировочной, соревновательной, игровой, рекреационно-вос-становительной, коммуникативной, рефлексивной, организаторской деятельности, заключающиеся в подборе спортсменом-подростком действий и операций, адекватных решению как оперативной, так и стратегической задачи. Так, знания о конкретном сопернике, позволяющие юному спортсмену выиграть состязание сегодня, завтра будут совершенно недостаточны, так как происходят постоянные качественно-количественные изменения в состоянии комплексной соревновательной, в том числе и информационной готовности каждого из спарринг-партнеров.
Информационная компетентность юного спортсмена является одной из ключевых компетентностей и проявляется прежде всего в способностях к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды с целью развития и успешной реализации соревновательно и личностно значимых качеств; прогнозированию результатов деятельности (личной, групповой, коллективной); адекватному (степени сложности) и экономичному поиску, обработке, использованию полученной информации в конкретной спортивной деятельности.
При выполнении простейших автоматизированных двигательных действий информация несет мотивацион-ную нагрузку и представляется как информационный посыл, команда к действию, самоприказ и др. При осуществлении более сложного действия юному спортсмену требуется информация, раскрывающая степень сложности значимых внешних условий, позволяющая соотнести цель деятельности с наличным внутренним ресурсом. Причем характер внешней или внутренней информации определяет стратегию достижения цели. В практике организации спортивной деятельности подростка существуют варианты применения предварительной информации как источника знаний об ожидаемых особенностях предстоящей деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
1. Доминирующая внешняя информация без конфликта мотивов (команда тренера, установка спортивного психолога, родителей и др.) воспринимается юным спортсменом априори, не обсуждается и побуждает к действию. Выстраивается цепочка: внешняя информация ^ сформулированная цель ^ использование внешних и адаптация имеющихся внутренних ресурсов, даже если они не позволяют достичь цели деятельности, действия, операции. Цель первична, процесс деятельности подстраивается под цель.
2. Доминирующая внешняя информация при конфликте мотивов (команда тренера, установка спортивного психолога, родителей и др., анализируемая юным спортсменом на соответствие цели реальным условиям деятельности) воспринимается юным спортсменом для обработки, анализа, сопоставления имеющихся возможностей с целью деятельности, действия, операции. В данной ситуации юный спортсмен может быть неудобен тренеру, его необходимо убеждать, мотивировать, осуществлять поэтапный анализ качества деятельности, побуждать к самоконтролю. В большей мере такое поведение присуще дискурсивным спортсменам-подросткам, в целях развития стилевой гибкости с ними необходимо вести диалог и мотивировать на деятельность, которая развивает интуитивную составляющую.
3. Доминирующая внутренняя информация как предпосылка к деятельности. Как правило, данная информация позволяет эффективно организовать вариативную часть тренировки, выполнять аналитический разбор действий и деятельности. При внутреннем побуждении организуется субъект-субъектное взаимодействие: «спортсмен - тренер»; «ребенок - родитель» и др. Доминирующая внутренняя информация позволяет формировать информационный запрос, ощущать себя полноправным субъектом деятельности. Резюме спортсменов-подростков 13-14 лет представле-
но следующими заключениями: «Я знаю, как выполнять действие», «Более того, я чувствую образ данного действия», «Я уверен в правильности действия», «Я хочу проявить, презентовать свои способности», «Я желаю представить в разных модальностях информационную модель деятельности».
Для того чтобы у спортсмена-подростка проявился информационный запрос, необходимо развить информационный интерес. Что в данном случае первично? Анализ содержания терминологических блоков позволяет констатировать следующее. Триада «интерес - запрос - интерес» раскрывает цель психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности в логике: «Развитие информационного интереса спортсмена-подростка, критерием эффективности которого является перманентно существующий информационный запрос, позволяющий достигать цели деятельности и побуждать к дальнейшему развитию информационного интереса». Триада «запрос -интерес - запрос» позволяет рассматривать запрос как процессуальную характеристику, личную нужду, формирующуюся сообразно процессу развития спортивной деятельности, интерес же в данном случае выступает субъективным критерием эффективности организации педагогического процесса. Так, информационный интерес рассматривается нами как потребность, прошедшая стадию мотивации, сознательное стремление подростка к удовлетворению личных информационных потребностей.
Информационный запрос выражает потребность подростка в конкретных сведениях по конкретному вопросу, узконаправлен, стремится к сужению поля исследовательской активности, постижению сущности происходящего. Задачей тренера в рамках развития интеллектуальных способностей является формирование предметного, межпредметного, дисциплинарного, междисциплинарного информационного запроса. Соответственно, для того чтобы развивать информационную компетентность личности подростка, необходим поиск новых смыслов деятельности, актуализация возникающих проблем и потенциальных возможностей личности подростка к их решению посредством постоянного развития информационных потребностей.
Таким образом, спортсмен-подросток существует в информационной среде, и часть этой среды является его достоянием, той областью, в которой он осуществляет деятельность, его информационным полем деятельности. Внутри информационного поля деятельности находятся информационные потребности, имеющие свою иерархию. При стечении внешних и внутренних условий на базе той или иной информационной потребности возникает информационный интерес, который направляет векторы информационного запроса в пограничную зону между знанием и незнанием, из информационного поля деятельности в информационную среду. Таким образом, расширяется диапазон информационного взаимодействия со средой.
Информационные потребности в условиях спортивной деятельности подростка анализировались в ряде исследований [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. Дефиниция «информационные потребности», представленная авторами, не противоречит нашим представлениям и рассматривается
как потребность в комплексе сведений, дополняющих первоначальное знание, посредством которого субъект информационного взаимодействия решает объективную проблему, возникшую перед ним в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, разрешение которой связано с поддержанием его деятельности в обозримый промежуток времени на оптимальном уровне.
Результаты педагогического наблюдения и анкетирования спортсменов-подростков 12-14 лет ЦО «Чертаново», ЦО «Самбо-70», ГОУ СОШ СПО СПК «Спарта» заставляют обратить внимание на объем информации (ОИ) в условиях решения оперативных и стратегических задач, который создает для личности конкретные развивающие условия деятельности.
Достаточная информация позволяет юному спортсмену: (1) декодировать известную информацию из долговременной памяти; (2) находить ее в доступных источниках; (3) подбирать оптимальные средства и методы для решения поставленной задачи; (4) информационно владеть динамикой и перспективой развития ситуации. При достаточной информации развивается устойчивость и переключаемость внимания, кратковременная память, логическое мышление, аналитические способности.
Минимальная информация побуждает юного спортсмена к ее дополнению, поскольку это единственный способ нахождения эффективного пути реализации задачи или цели деятельности, при этом развивается практическое математическое мышление, мышление в аналогии, способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Юный спортсмен стремится быть соревновательно и лич-ностно успешным, и это мотивирует его на поиск необходимой информации, при этом первоначальное поле информа-
ционного поиска может быть выбрано неадекватно цели. Образовательные и воспитательные задачи спортивной деятельности при минимальном информационном обеспечении могут варьировать (от развития логики мышления до развития способности к интуитивному принятию решения; от сбора индивидуально максимального объема информации и определения в этом объеме информационной основы деятельности до экономичного поэтапного информационного поиска в условиях срочной реализации информации).
Избыточная информация позволяет развивать способности к классификации, находить главное и определять значимые факторы, развивать индуктивное мышление, чутье языка, способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, способность к классификации, пространственное воображение, комбинаторные способности. Избыточная информация, как и недостаточная, создают ситуацию выбора стратегии решения оперативных и долгосрочных задач.
Рассматривая процесс получения информации спортсменом-подростком в хронологическом аспекте с учетом запроса деятельности, мы выделяем такие виды информации, как опережающая, сверхсрочная, срочная, отставленная (см. таблицу).
П. Я. Гальперин [11; 12] в ключевых работах рассмотрел концепцию поэтапного формирования умственных действий, в которой выделил ориентировочную основу деятельности (ООД) как систему представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. ООД базируется на владении информацией о специфике данной деятельности. Позднее В. Д. Шадриков представил информационную основу дея-
Таблица
Характер влияния видов информации на развитие интеллектуальных способностей подростка-спортсмена
Виды информации Характер влияния информации на развитие видов интеллектуальных способностей
Опережающая информация Подается в процессе непрерывной деятельности перед выполнением действия, ориентирована на зону ближайшего развития с учетом стратегии развития цели, способствует развитию способностей к абстрагированию, экстраполированию, предвосхищению ситуации, выстраиванию ближайшей модели поведения. И чем ближе опережающая информация к реальной, текущей информации, тем активнее проявляется мобилизация психомоторных способностей, поскольку информационная картина ожидаемой деятельности накладывается на информационную составляющую текущей деятельности
Сверхсрочная информация Подается во время выполнения действия, при этом создаются условия, позволяющие активно развивать сенсибилизированность, преднамеренность, избирательность, аналитичность восприятия, оперативное реагирование, переключаемость и вместе с тем устойчивость внимания, оперативное мышление, способность к мобилизации усилий по коррекции деятельности и состояния, помехоустойчивость и др.
Срочная информация Подается сразу после выполнения действия, способствует развитию таких интеллектуальных способностей, как произвольная, кратковременная память, мыслительные способности (анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение) и др. Применяется также в условиях рейтинга соревновательных результатов, тренировочного процесса и других видов деятельности
Отставленная информация Подается по истечении некоторого времени после завершения действия. Развивает мнемические действия (группировку, выделение опорных пунктов, план, схематизацию, достраивание запоминаемого материала, серийную организацию материала); мыслительные операции (анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение); свойства мышления (критичность, лабильность); свойства воображения (планирование и программирование деятельности, рефлексивные возможности) и др.
Критериальное обеспечение объективизированной и субъективной оценки решения ИЗ в СД
Компонентный состав задействованных видов ИС и обуславливающих их психических функций
Особенности проявления волевых способностей в реализации ИЗ СД
Особенности проявления мотивации в реализации ИЗ СД
Интеллектуальные задачи (ИЗ)
различных видов и стилей СД
Особенности организации стилей СД
Ф
Рис. Структура информационного обеспечения процесса развития интеллектуальных способностей подростка в условиях спортивной деятельности
тельности (ИОД), раскрывающую данное понятие и принцип динамической организации ИОД применительно к производственному обучению в рамках психологической системы деятельности (ПСД). Под ИОД, согласно воззрениям автора, понимается вся совокупность информации, которая характеризует объективные и субъективные условия деятельности и обеспечивает организацию деятельности в соответствии с вектором «цель - результат». Необходимая для ученика информация постепенно разворачивается по мере повышения его функциональных возможностей [13].
На рисунке представлены структурные компоненты информационного обеспечения процесса развития интеллектуальных способностей подростка.
Одной из проблем спортивной подготовки подростка является игнорирование процессуальной стороны разви-
тия интеллектуальных способностей, в том числе и их информационной составляющей, и ориентация лишь на результат непосредственной соревновательной деятельности. На наш взгляд, классификация видов спортивной деятельности позволяет определить структуру и содержание информации, ее дидактические единицы, раскрывающие сущность и особенности предмета исследования, создать информационное поле, позволяющее подростку эффективно управлять собственной деятельностью.
Информационное поле развития интеллектуальных способностей в условиях спортивной деятельности более сложно: оно содержит информацию о видах деятельности и технологических путях развития интеллектуальных способностей, реализуемых в исследуемых видах деятельности. Эффективность развития интеллектуальных способностей
подростка в условиях спортивной деятельности обусловлена в ряду других факторов и адекватным информационно-методическим обеспечением процесса спортивной подготовки по заявленным в публикации направлениям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юзвишин И. И. Основы информациологии. - М.: Межд. изд-во «Информациология»: Высшая школа, 2000. - 517 с.
2. Акопян А. О. Средства и методы информационного обеспечения тренировочного процесса спортсменов высокого класса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: ВНИИФКб. - М., 1999. - 24 с.
3. Акулова Л. Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: СПБГАФК им. Лесгафта. - СПб., 2005. - 52 с.
4. Каня Ян. Информационные потребности личности и социально-педагогические условия их удовлетворения: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2002. - 48 с.
5. Кардялис К. К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: ВНИ-ИФК. - М., 1990. - 49 с.
6. Колокатова Л. Ф. Дидактическая система инфор-
мационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: РГУФКСиТ. - М., 2008. - 51 с.
7. Колтыгина Е. В. Учет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомо-торной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2002. - 24 с.
8. Полозов А. А. Информационная модель управления соревновательной деятельностью: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: СибГУФК. - Омск, 2003. - 48 с.
9. Полякова Т. А. Спортивная ориентация детей младшего школьного возраста на основе информационного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: ВНИИФК. - М., 2008. - 24 с.
10. Пугачев А. В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 24 с.
11. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966.
12. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
13. Шадриков В. Д. Формирование психологической системы деятельности // Проблемы системогенеза деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1980. - С. 5-31.
ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 14-18 ЛЕТ В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PERSONAL ATTITUDE OF VISUALLY IMPAIRED 14-18-YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN TOWARDS HEALTH CARE AND SPORTS
Л. Ю. Коткова
В статье рассматриваются особенности информированности и активности школьников с нарушением зрения в вопросах сохранения здоровья, отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Дана оценка жизненным приоритетам учащихся.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, жизненные приоритеты, школьники с нарушением зрения.
L. Y. Kotkova
The article examines peculiarities of visually impaired schoolchildren' level of information, active position and attitude towards health care and sports. The author gives an evaluation to life priorities of students.
Keywords: movement activity, health, life priorities, visually impaired schoolchildren.
Социальная потребность сохранения и укрепления здоровья человека существовала всегда. Значимость здоровья для осуществления полноценной деятельности в различных сферах жизни очень велика.
Особую важность проблема заботы о сохранности своего здоровья приобретает для людей, имеющих различные нарушения в развитии. Проявление внимания и заинтересованности в укреплении состояния здоровья своего ор-