Научная статья на тему 'Интеллектуальная готовность подростка к реализации в спортивной деятельности: сущность, Содержание, диагностика, пути развития'

Интеллектуальная готовность подростка к реализации в спортивной деятельности: сущность, Содержание, диагностика, пути развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ / TEENAGERS' INTELLECTUAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Г. А.

Комплекс представленных в статье методов и результатов исследования позволяет создать представление о процессе развития интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности в логике выделения его структурных элементов компонентов интеллектуальной готовности. Работа посвящена исследованию процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, представленных в объективных и субъективных показателях и позволяющих определить специфическое наполнение, содержательные и критериальные аспекты технологии развития интеллектуальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex of methods and results presented in the article allows to suggest that the process of development of teenagers` intellectual abilities in conditions of sports activity emphasize the logic of his structural elements components of his intellectual readiness. This work is devoted to the research of procedure and eventual aspects of the teenager`s intellectual readiness that as a supplement to objective and subjective data permit to define a specific fulfillment, content and criteria aspects of development technology of intellectual abilities

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная готовность подростка к реализации в спортивной деятельности: сущность, Содержание, диагностика, пути развития»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКА К РЕАЛИЗАЦИИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ДИАГНОСТИКА, ПУТИ РАЗВИТИЯ

Г. А. Кузьменко

Аннотация. Комплекс представленных в статье методов и результатов исследования позволяет создать представление о процессе развития интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности в логике выделения его структурных элементов - компонентов интеллектуальной готовности. Работа посвящена исследованию процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, представленных в объективных и субъективных показателях и позволяющих определить специфическое наполнение, содержательные и критериальные аспекты технологии развития интеллектуальных способностей.

Ключевые слова: подросток, спортивная деятельность, интеллектуальные способности подростков.

Summary. The complex of methods and results presented in the article allows to suggest that the process of development of teenagers4 intellectual abilities in conditions of sports activity emphasize the logic of his structural elements - components of his intellectual readiness. This work is devoted to the research of procedure and eventual aspects of the teenager^s intellectual readiness that as a supplement to objective and subjective data permit to define a specific fulfillment, content and criteria aspects ofdevelopment technology of intellectual abilities.

Keywords: teenager, sports activity, teenagers' intellectual abilities.

117

Рассмотрение процесса развития интеллектуальных способностей подростка в системе спортивной деятельности осуществляется в русле системного , структурно-функционал ьно-го, субъект-субъектного и личностного подходов, и в ряду других факторов обусловлено особенностями структуры и содержания осуществляемой деятельности.

Цель нашей работы заключается в исследовании компонентов интеллектуальной готовности подростка, про-

являющихся в вариативных условиях спортивной деятельности. В качестве методов исследования использовались: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 90 тренеров-преподавателей и 240 юных спортсменов 11-12 и 13-14 лет, занимающихся различными видами спорта (классификация видов спорта

представлена в систематике Т. Т. Джам-гарова, А. Ц. Пуни (1979) и основана на анализе противоборства противников и содействия партнеров в условиях спортивной деятельности).

Анализ исследований ряда авторов (О. В. Борденюк, А. Д. Ганюшкин, Ф. Генов, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Т. В. Иванова, Л. А. Кандыбович, Н. В. Кузьмина, Н. В. Нижегородцева, Ю. П. Поваренков, А. И. Пуни, В. А. Сла-стенин, В. Д. Шадриков, А. А. Бобри-щев и др.) о структурных особенностях готовности к деятельности позволяет рассмотреть состояние готовности через представленные ниже компоненты. Так, обозначив готовность как состояние, необходимо учитывать, что оно рассматривается «в долговременном аспекте - как многокомпонентное психолого-акмеологи-ческое образование, и в кратковременном аспекте - как оперативное психическое состояние» [1].

Рассмотрение процесса развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена непременно сопрягается с оценкой уровня индивидуаль-I'8 ной готовности к деятельности. Готовность представляет собой первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности [2]; состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [3]. Возникновение состояния интеллектуальной готовности к деятельности начинается с осознания человеком интеллектуальной задачи и постановки цели на основе реализации потребностей и мотивов личности. Фактически, мы наблюдаем, что готовность как состояние обусловлена актуализацией моти-вационного компонента деятельности,

который в свою очередь подключает информационный и когнитивный компоненты. Вместе с тем процесс разработки плана действия и деятельности в целом, моделей и схем реализации предстоящих действий характеризует проявление операционально-деятельностного и регулятивного компонента готовности.

Таким образом, интеллектуальная готовность рассматривается нами как состояние мобилизации интеллектуальных способностей, ориентированных на достижение индивидуально максимального результата в условиях спортивной деятельности. А ее составляющими являются следующие компоненты.

1. Информационный компонент, представленный в исследованиях таких ученых как: У Томас, Ф. Знанец-кий, Р. Лапьер, К. К. Кардялис - через призму отношения к деятельности; Е. А. Овсюк - в условиях применения полисенсорной информации; А. А. Полозов - как информационная модель управления соревновательной деятельностью; Е. В. Хока - как механизм управления деятельностью; Т. А. Полякова - через алгоритм информационной подготовки и др. Результаты наших исследований позволяют выделить аспекты проявления информационного компонента в структуре: принятия социального запроса, осознания требований общества, коллектива, своих потребностей или задач, поставленных другими людьми; проявления рефлексивных способностей через процессы осмысления и оценки условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализацию опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением ряда требований.

ф

2. Мотивационный компонент, выделенный в работах: Э. Торндайка и рассматривающий готовность как настроенность на выполнение задачи; Г. Оллпорта, Д. Н. Узнадзе - выделяющих ведущий компонент готовности -установку; К. Роджерса и А. Маслоу -как самоактуализацию личности в условиях деятельности; В. А. Ядова -как систему диспозиционных образований; Л. И. Божович - как внутреннюю позицию личности; В. Н. Мяси-щева - как отношение; А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева - как личностный смысл; И. А. Зимней - как отрефлекси-рованную направленность. В рамках мотивационного компонента мы выделяем: наличие и соподчинение потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, установок, убеждений, целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей и выполнению интеллектуальной задачи.

3. Когнитивный компонент, представленный в работах Дж. Равена [4], Л. К. Серовой [5], Даниловой В. В. (2008), Пикаловой А. В. [6] и других, позволяющих обозначить уровни интеллектуальной готовности в структуре проявления психомоторных, перцептивных, мнемических и мыслительных аспектов интеллекта.

4. Операционально-деятельност-ный компонент представлен в работах: А. Бине - как эскиз к действию; Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской - как условие достижения результата («чем адекватнее и истиннее в мышлении процесс действий, операций, тем выше качество и меньше количество ошибок при их выполнении» [7]). С. Н. Куса-кина (2009) в качестве критериев оценки выделила в операционально-дея-тельностной подструктуре темповые характеристики, что в условиях спор-

тивной деятельности чрезвычайно важно, поскольку специфика данной деятельности ориентирована на ограничение во времени процесса выполнения интеллектуальной задачи и деятельности в целом на фоне предъявления высоких требований к ее качеству. По нашему мнению, в операционально-дея-тельностной подструктуре важен аспект готовности к: выделению этапов предстоящей деятельности, встраиванию их в систему; удержание конечной цели при выполнении промежуточных этапов; осуществлению операций и действий через реализацию вариативного опыта и оценки предстоящих условий деятельности, наиболее вероятных способов и стилей решения задачи.

5. Эмоционально-волевой компонент представлен Дж. Равеном [4], А. В. Родионовым, Д. К. Семиным [8] и др. - через аффективные и волевые аспекты поведения. Состояние эмоционально-волевой готовности к спортивной деятельности мы рассматриваем через проявление способностей: регулировать свое поведение, преодолевать субъективные и объективные трудности в соответствии с условиями интеллектуальной задачи; переживать интелектуальные чувства, эмоционально понять и принять задание, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения; самостоятельно выполнять и оценивать интеллектуально опосредованные действия, воспроизводить наглядные образцы, подчинять свои действия заданным правилам, ставить цель, принимать решение, намечать план действий, исполнять его, проявлять определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результат своих действий, подчиняться собственным словесным требованиям.

119

31 3 0

8 31

у9 30

|10 29 <

тп 28 •

И2 27

Рис. 1. Данные корреляционной зависимости между тестируемыми показателями

■ сильная статистическая взаимосвязь; средняя статистическая взаимосвязь; слабая статистическая взаимосвязь.

120

6. Регулятивный компонент раскрыт в работах Р. Д. Санжаевой [2], А. Б. Ильина, и проявляется в регуляции: эмоционального состояния; активности психических процессов, физиологических (частота пульса, дыхание, давление крови, биотоки, температура кожи), поведенческих параметров деятельности (скорость формирования навыка, быстрота реакций) и др. Данный компонент мы рассматриваем через реализацию способностей подростка к целепола-ганию, планированию, прогнозированию, контролю, коррекции, оценке, волевой саморегуляции поведения и деятельности в процессе спортивной подготовки.

Анализ научных исследований ряда авторов по проблеме готовности к обучению в школе (Л. И. Божо-вич, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткин, А. В. Запорожец, Н. В. Нижегородцев, К. Н. Поливанов) создает предпосылки к рассмотрению готовности как системного образования, состоящего из ряда компонентов, что позволяет предпо-

9

10 11

12

Рис. 2. Данные корреляционной зависимости между тестируемыми показателями в контексте решения интеллектуальной задачи: совершенствование техники исполнения двигательного действия

ложить наличие системной организации в структуре готовности к спортивной деятельности. Подобно тому, как структура готовности к обучению в школе отвечает психологической структуре учебной деятельности в младшем школьном возрасте (Д. Б. Эль-конин), структура готовности к интеллектуально-опосредованной спортивной деятельности детерминирована спецификой видов спортивной деятельности.

Состояние готовности с позиции результативного аспекта деятельности представлено системной оценкой спортсмена, характеризующей момент совпадения готовности физической, технической, психологической (С. А. Казанцев, 2005).

Готовность как психологический феномен подчинена принципам: развития (в рамках формирования компонентов интеллектуальной готовности к спортивной деятельности, а при отсутствии целенаправленной развивающей деятельности - угасания), системности, детерминизма как опосре-

32

31 3 0 29 28 27 26

25

9

10 11

12 13

9

10 11

12

Рис. 3. Данные корреляционной зависимости между тестируемыми показателями в контексте решения интеллектуальной задачи: анализ техники исполнения двигательных действий партнеров по команде

дованности опытом человека, субъ-ектности как индивидуально и лич-ностно обусловленной данности.

Процесс развития интеллектуальных способностей сопряжен с оценкой результата, отражающего конкретную степень интеллектуальной готовности подростка к реализации личностного потенциала в вариативных условиях спортивной деятельности и проявляющегося, прежде всего, в личном спортивном достижении. Помимо данного интегративного показателя используется широкий спектр тестовых процедур, позволяющий определить состояние и степень интеллектуальной готовности подростка к различным видам спортивной деятельности как в рамках генетического, так и в аспектах социокультурного подходов. Исследования М. Е. Железняковой и Н. И. Чуприковой [9] подтверждают значимость проявления социального аспекта в таких подсистемах спортивного мастерства юного спортсмена как социально-адаптивная, социально-психологи че ская и личностная.

32

31 30 29 28 27 26

25

Рис. 4. Данные корреляционной зависимости между тестируемыми показателями в контексте решения интеллектуальной задачи: соучастие в проведении практического занятия по психологической подготовке

Резюмируя результаты исследований, и учитывая представленные выше структурные компоненты психологической, в т.ч. и интеллектуальной готовности, экспериментальный психодиагностический комплекс мы выстроили в следующем ракурсе. Анализ компонентов интеллектуальной готовности спортсмена-подростка осуществлялся посредством оценки состояния и динамики результатов, проявляющихся в тестовых процедурах. Оценка интеллектуальных способностей спортсмена-подростка учитывала следующие проявления (взаимосвязь некоторых из них представлена в рис. 1, 2, 3, 4):

1) особенности психофизиологического состояния: реакция на движущийся объект (1), чувство времени (2), критическая частота слияния световых мельканий (3), теппинг-тест (4);

2) особенности когнитивных процессов: восприятие, внимание (5), мышление (6), память (7);

3) особенности проявления когнитивных стилей: стиль информаци-

121

онного усвоения, полезависимость (8) / поленезависимость (9), импульсивность (10) / рефлективность (11), вербализация (12) / визуализация (13), быстрое (14) / медленное течение времени (15), адаптивность / инноватив-ность, дискурсивность (16) / интуитивность (17), семантические предпочтения, конвергентность (18) / дивергент-ность (19), аналитичность (20) / синтетичность (21), узкий / широкий диапазон эквивалентности;

4) особенности интеллекта (22);

5) особенности эмоционального интеллекта, выражающиеся в отношении к себе, к другим, к деятельности, самооценке (23), уровне притязаний, эмпатии (24), коммуникативной толерантности (25), ассертивности и др.;

6) особенности социального интеллекта: социально-психологическая адаптация (26), психологическая атмосфера в коллективе (27), групповая сплоченность (28), социальная креативность (29), особенности отношений «тренер-спортсмен», особенности отношений в системе «ребенок-

122 родитель»;

122 7) особенности направленности личности: мотивация успеха и боязни неудачи (30), мотивация достижения (31), ценностные ориентации, склонность к риску (32);

8) особенности волевой регуляции деятельности (33);

9) экспертная оценка универсальных показателей: соревновательная успешность (34), тактическое мышление

(35), техническая подготовленность

(36), потребность к обучению (37).

На рисунках 1, 2, 3, 4 представлены данные корреляционного анализа, определяющие степень взаимосвязи между тестируемыми показателями вне и в контексте решения ин-

теллектуальной задачи. При решении интеллектуальной задачи, связанной с осуществлением конкретного вида деятельности, происходит актуализация выделенных выше способностей (рис. 1-4), проявляющихся в тестовых процедурах.

Поскольку в тестологии отсутствуют специфические тесты, отражающие особенности деятельности, при проведении процедуры тестирования подростков проводилась предварительная подготовка - настрой на предполагаемый вид деятельности. Создавались предпосылки к восприятию деятельности, связанной с выполнением тестов, в которых юный спортсмен представлял, что, условно, он не формально выполняет корректурную пробу, а ориентирован на детализированный анализ техники исполнения упражнения, в котором чрезвычайно важна концентрация внимания на каждом действии, либо, проявление других способностей.

Так, в результативных характеристиках преломляются показатели актуального состояния подростка, уровень его текущей готовности к осуществлению интеллектуальных операций и действий как структурных элементов деятельности, и среди них - информационная, мотивационная, операцио-нально-деятельностная, эмоционально-волевая готовность.

Информационная готовность предполагает такое состояние, при котором субъект деятельности обладает знаниями: о ситуации и вероятных путях ее целенаправленного развития в вариативных условиях спортивной деятельности, об усилиях, которые потребуется приложить для достижения результата, о собственной практической готовности к само-

ф

реализации в избранном виде спорта, о содержании и условиях учебной, спортивной и ожидаемой профессиональной деятельности, о последствиях, которые могут иметь место при завершении занятий спортом (возможность трудоустройства, возможности для личностного роста и карьеры), о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через спортивную деятельность или иную избранную профессию.

Мотивационная готовность подростка-спортсмена характеризуется высокой степенью личностной заинтересованности в интеллектуально опосредованной деятельности, нацеленностью как на результат, так и на процесс, проявлением ценностных предпочтений, наличием потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, установок, убеждений, индивидуально выраженных целей, соответствующих дальнейшим способам самосовершенствования в интеллектуально опосредованной спортивной деятельности.

Операционально-деятельностная готовность рассматривается как комплекс способностей, позволяющих юному спортсмену совершать рациональный, адекватный выбор необходимых операций и видов действий, самостоятельно определять характер комплексирования технических элементов для выполнения двигательной и собственно интеллектуальной задачи из ее элементов, находить эффективные способы достижения цели уже имеющимися в опыте спортсмена или вновь созданными средствами.

Эмоционально-волевая готовность к интеллектуальной деятельности проявляется у юного спортсмена в таком ее осуществлении, которое позволяет

сохранять интеллектуальную активность, противодействуя сбивающим вешним и внутренним факторам.

Регулятивная готовность мы рассматриваем как способность регулировать свое состояние, поведенческие параметры, активность психических процессов в условиях спортивной деятельности.

Каждый из перечисленных видов готовности обусловлен проявлением названных компонентов. Так, волевая готовность, как и другие, пронизывает все стороны готовности (информационную, мотивационную, операциональную), поэтому выделение данных видов осуществляется для оценки степени их представленности в структуре интеллектуально-опосредованной спортивной деятельности. На основе полученных данных выстраивается экспериментальная технология развития интеллектуальных способностей подростка.

Рассматривая интеллектуальную готовность с позиции процесса развития, ее можно представить как тенденцию прохождения реперных точек, которые характеризуются критериями соответствия конкретному соревнованию и состязательной среде в целом, на фоне постоянного усложнения деятельности и повышения требований к степени реализации интеллектуальных способностей. С позиции же субъекта деятельности - подростка, процесс развития характеризует динамику актуальных состояний, в которых на определенном уровне эффективности проявляются интеллектуальные способности, обусловленные индивидуальными особенностями адаптации к вариативной спортивной деятельности.

Интеллектуальная готовность к спортивной деятельности проявляет-

123

124

ся в результативном и процессуальном аспектах. Результативный аспект интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности характеризуется такими составляющими как: успешность и точность (правильность, соответствие модели) осуществления действия и деятельности; скорость выполнения интеллектуально-опосредованного действия и деятельности в целом; экономичность программы действия и деятельности, включающая оптимальную энергозатратность по показателям работоспособности, тревожности; адекватность программы внешним и внутренним условиям и др.

Процессуальный аспект интеллектуальной готовности к эффективному осуществлению спортивной деятельности включает в себя такие проявления как: 1) эффективная реализация психических функций на уровне действий и операций (ощущения, восприятия (достаточная дифференцирован-ность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация), внимания, мышления (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне активизации аналитического мышления), памяти (хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической формы и активизацией смыслового аспекта памяти), воображения, представления); 2) достаточное развитие психомоторных качеств; 3) знание индивидуальных сильных сторон в проявлении: психологических функций (внимание, мышление, память); психомоторных способностей (скорость двигательных реакций и др.); особенностей волевой регуляции деятельности; 4) реализация информаци-

онной компетентности в условиях решения интеллектуальной задачи (эффективное использование теоретических знаний и опыта); 5) обобщенное знание структуры и содержания предстоящей интеллектуально опосредованной спортивной деятельности и способов достижения индивидуально-возможного результата (или способность создать представление о деятельности по доступным характеристикам); 6) готовность к вариативным условиям поиска интеллектуальной проблемы и решению интеллектуальной, про фес сио наль но-ориенти ро ванной, личностно-значимой задачи;

7) готовность к принятию решения, самостоятельным действиям, ответственности за результаты интеллектуально опосредованной деятельности;

8) реализация и совершенствование индивидуального стиля интеллектуальной активности в условиях спортивной деятельности с учетом стилевых предпочтений; 9) реализация и совершенствование вариативных стилей (стилевой гибкости) интеллектуальной активности в условиях спортивной деятельности; 10) мотиваци-онно-ценностная включенность и регуляция интеллектуально опосредованной деятельности (потребность осуществлять интеллектуальную активность при любом текущем результате, положении в турнирной таблице, рейтинге и т.д.), зрелость мотива-ционной системы личности; 11) волевая регуляция интеллектуально опосредованной деятельности (в т.ч., способность действовать при отсроченном положительном результате); 12) способность к самоорганизации интеллектуально опосредованной спортивной деятельности; 13) процессуальная результативность дея-

Таблица 1

Анализ самооценки интеллектуальной готовности подростка-спортсмена

№ Уровень интеллектуальной готовности подростка-спортсмена Распределение мнений подростков-спортсменов

п о/ /о 1*т

1 2 1 2 1 2

1 Высокий 55 22 23 9 3 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Выше среднего 65 36 27 15 2 4

3 Средний 82 94 34 39 1 1

4 Ниже среднего 38 50 16 21 4 2

5 Низкий 0 38 0 16 5 3

6 Всего 240 240 100 100 1-5

Примечание: 1 - результаты самооценки подростков до выполнения группы интеллектуальных тестов по рассматриваемым компонентам готовности; 2 - результаты самооценки после выполнения группы тестовых заданий

тельности, проявляющаяся в сплоченности, низком показателе конфликтного потенциала, конструктивном стиле поведения, ролевом позиционировании; 14) интеллектуальная (информационная, мотива-ционная, волевая, технологическая) готовность к эффективному осуществлению видов спортивной деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, рефлексивной, организационной, восстановительно-рекреационной, соревновательной); 15) стремление продолжить (продолжать) интеллектуально опосредованную спортивную деятельность.

Оценка интеллектуальной готовности к эффективному осуществлению спортивной деятельности реализуется через систему критериев. В качестве показателей успешности интеллектуальной активности выступают как объективные (скорость и точность выполняемых операций, действий в структуре деятельности, количество ошибок за определенный промежуток времени), так и субъективные критерии исполнения (в т.ч. и экспертные оценки). Объективные критерии дают

количественную характеристику выполненной работы или время, затраченное на ту или иную операцию или действие с учетом их соответствия модели деятельности. В субъективных оценках, как правило, представлена информация об особенностях выполнения деятельности с учетом фактора эффективности по данным интервьюирования, анкетирования, опроса, ранжирования и др.

В ходе исследования заявленной темы мы провели анализ особенностей самооценки интеллектуальной готовности подростков к осуществлению вариативных видов спортивной деятельности в рассматриваемых выше компонентах (табл. 1).

Результаты исследования самооценки подростков выявляют ее первоначальный завышенный уровень (до осуществления (само)анализа интеллектуальной готовности по рассматриваемым компонентам), причем в первом тестировании асимметричность результатов составляет 0,9 - в сторону максимальной оценки; во втором - соответственно - 1,5. После выполнения тестовых процедур, связанных с определением характера

125

I группа видов спорта

II группа видов спорта IV группа видов спорта

13 12

11

VII группа видов спорта VIII группа видов спорта IX группа видов спорта

12

6 11 7 10-

4 13

5 12

с

126

Ш — идеальное представление о значимости КИГ I I — реальная представленность КИГ в структуре спортивной подготовки

подростка. В седьмой группе видов спорта: спортивное ориентирование - диаграмма темного цвета; бег, плавание, лыжные гонки - диаграмма белого цвета

Рис. 5. Значимость компонентов интеллектуальной готовности по мнению тренеров Виды спорта: футбол, хоккей (I); борьба (II); теннис/одиночный разряд, бадминтон/одиночный разряд (IV); бег, плавание, лыжные гонки, спортивное ориентирование (VII); акробатика, фигурное катание на коньках/парное (VIII); спортивная гимнастика, прыжки и метания (IX)

интеллектуальной готовности по представленным тестам, самооценка подростков смещается в сторону значений ниже среднего, что свидетельствует об осмыслении проблемы реального состояния готовности по выделенным компонентам.

Исследуя субъективную значимость процессуальных компонентов интеллектуальной готовности (КИГ) в логике развития одноименных способностей, мы провели анализ и сопоставление мнений тренеров по аспектам идеальной и реальной представленности 15-ти рассматриваемых компонентов (рис. 5).

Преподаватель XX

Содержание вопросов: 1. Оцените по десятибалльной шкале значимость представленных компонентов интеллектуальной готовности в вашем виде спорта. 2. Определите по десятибалльной шкале, насколько вы реализуете в педагогическом процессе развитие данных компонентов.

Выборочный анализ мнений юных спортсменов 2000, 1999, 1998, 1997, 1996 годов рождения (90 респондентов) показал, что высокой мотивацией к развитию интеллектуальных способностей, востребованных в спортивной деятельности и эффективной организацией процесса спор-3 / 2011

5

4

4 13

5

тивной подготовки, по их мнению, отличаются 26% тренеров; недостаточная готовность различной степени, по мнению юных спортсменов, присуща 74% тренеров-преподавателей. Высокий уровень развития способности к формированию выделенных компонентов интеллектуальной готовности подростка, по мнению спортсменов, отмечен у 24% тренерского состава; средний выявлен у 62%; низкий представлен у 14%. Результаты анкетирования и интервьюирования показывают, насколько существенен ресурс психолого-педагогического и организационного сопровождения процесса развития интеллектуальных способностей у под ростка-спортсмена.

В рамках экспериментального исследования оперативной интеллектуальной готовности юным спортсменам перед тренировкой была предоставлена возможность субъективной оценки компонентов личной готовности к деятельности. Данная оценка осуществлялась при помощи проведения анкетирования непосредственно перед тренировкой. В анкете было представлено 4 вопроса, отражающих состояние информационной, мотива-ционной, операционально-деятель-ностной и волевой готовности (табл. 2). По результатам первичного обследования мы видим, что наиболее существенная динамика самооценки наблюдается в информационной (0,5) и волевой (0,4) готовности. Исходно высокий показатель субъективной оценки мотивационной готовности обусловлен представлениями подростка о мотивации как факте достижения долгосрочного результата, не «здесь и сейчас», а неопределенно во времени - в будущем.

Мы наблюдаем факт, что мотива-ционная составляющая при первом тестировании не несет в себе операцио-нально-деятельностного содержания. Кроме того, при организации учебно-тренировочного процесса тренеры-преподаватели не акцентируют внимание подростков на понимании сущности операций в структуре технико-тактических действий, в связи с этим наблюдается незначительная динамика показателя операционально-дея-тельностной готовности.

Анализ научно-методического обеспечения подготовки юных спортсменов в ДЮСШ позволяет отметить невысокую степень разработанности методик и технологических аспектов интеллектуальной подготовки. Так, данная тематика представлена в исследованиях по видам спорта: спортивное ориентирование (Чешихина В. В., 1996, Суханова М. Г., 2004, Рыженко-ва Н. В., 2007 и др.); шахматы (Вершинин М. А., 2005; Габбазова А. Я., 2005; Безотосов С. В., 2007 и др.), фрагментарно в футболе (Осипенко А. И., 2001) и теннисе (Пьянов Б. Н., 1995). Таким образом, научно-теоретическое и организационно-методическое обеспечение процесса развития интеллектуальных способностей юных спортсменов не соответствует требованиям времени. Нами выявлено, что вопросы интеллектуальной подготовки в избранном виде спорта не актуальны для юных спортсменов еще и потому, что критериальная база оценки, применяемая тренерами, размыта, и единственным универсальным критерием (по мнению практиков), является результативность соревновательной деятельности. Более 76% опрошенных тренеров утверждают, что нецелесообразно тратить время на интеллектуальную

127

Таблица 2

Динамика результатов самооценки интеллектуальной готовности к спортивной деятельности подростков 11 — 12 лет (п=150)

Содержание вопроса Самооценка (тестирования, балл)

Группы видов спорта MI-IX ±т

1 II IV VII VIII IX

Данные 1,2,3 тестирования (М ± т)

Насколько ты имеешь четкое представление о том, какие по степени сложности задания необходимо сегодня выполнить на тренировке и владеешь ли ты достаточной информацией, как это делается? 3,1+0,13 3,5±0,14 3,8±0,14 3,4+0,1 3,7±0,13 3,9±0,11 3,2±0,11 3,5±0,15 4,0+0,13 3,5±0,11 3,7±0,12 3,9±0,11 3,6±0,12 3,8±0,13 3,9+0,11 3,5±0,12 3,8+0,11 3,9±0,13 3,4±0,12 3,7±0,13 3,9±0,12

Насколько ты желаешь выполнять все сложные задания, которые дает тренер, и можешь ли ты мотивировать себя на качественное их выполнение? 3,9+0,11 4,0+0,11 4.1 ±0,12 3,7±0,13 3,8±0,14 3,9±0,12 3,4±0,11 3,6±0,12 3,8±0,12 3,8±0,12 3,9±0,11 4,0+0,13 3,6±0,13 3,9±0,12 4,1 ±0,11 3,8±0,12 4,0±0,12 4,2±0,13 3,7±0,12 3,9±0,12 4,0+0,12

Насколько ты готов выполнить все необходимые способы действий, элементов техники, показать варианты достижения цели спортивной деятельности на тренировке (и знаешь, как это делать)? 3,2±0,13 3,4±0,14 3,5+0,11 3,5±0,11 3,6±0,12 3,8±0,12 3,3±0,11 3,4±0,11 3,6±0,12 3,2±0,11 3,3±0,13 3,5±0,12 3,7±0,13 3,8±0,14 3,8±0,12 3,8±0,12 3,9±0,13 4,0±0,12 3,5+0,12 3,6±0,13 3,7±0,12

Насколько ты способен проявлять волю, управлять своим состоянием и активностью, выполняя сложные тренировочные задания в ходе всего занятия? 3,4±0,12 3,6±0,13 3,9+0,11 3,3±0,11 3,6±0,12 3,8±0,12 3,4±0,11 3,6±0,12 3,7±0,11 3,8±0,11 3,9±0,12 3,9±0,12 3,4±0,13 3,6±0,12 3,7±0,12 3,4+0,11 3,6±0,12 3,7±0,13 3,5+0,12 3,7±0,12 3,8+0,12

- виды спорта, характеризующиеся исходным более высоким показателем готовности

Примечание: Виды спорта: I - футбол, хоккей: II - борьба; IV- теннис, бадминтон; VII - плавание, лыжные гонки, спортивное ориентирование; VIII - акробатика, фигурное катание на коньках (парное); IX - спорт, гимнастика, прыжки и метания

Ф

б а

о р

п

о с

ет л 2

рт о

е р

и м а н и

с!

к о

и

3

о I

т ^

Ы ф

е сл

о

С

о ЕЗ

т

+1 5 5.

~ о

мь

ем л

ро

сп

нт

о

е сл

о

С

о ЕЗ

5 2

с '— ае

® ® 1. °00;Н

н н

5 1 х п м е р к

® т о Ф

т е те с а р нт е

о

е

а

рта

о п

с

СЧ СО Ю Ю сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч со со" ^ со" сч 2 1 2 2 2

555555 "0 "0 "0 "0 "0 "0

0" 0" 0" 0" 0" 0"

71

"1 "2 0" 0" 0 0

+1 +1 +1 +1 "6 "1 "2 "3

3" 5" 3" 4"

4339

3

■— (Т^ г-^ г-^

"2 "2 "1 "1 0" 0" 0" 0"

+1 +1 +1 +1 "6 "2 "4 "9

4" 6" 4" 5"

"3 "7 "9 "6 "1 "7 7" 6" 6" 8" 5" 6"

555555 "0 "0 "0 "0 "0 "0

0" 0" 0" 0" 0" 0"

" 8 "4 5 22 "4 0" "3 0" "3 0"2 0" 0+1 о ° +1 х +1 £ ^ 8 0" "5 3"5 8" 2 2 7 23 2

"4 8 "4

О ^ — +1

"4 8"

"4 "4 7 6 5 "4 0 0 "3 "3 "2 0 +1 +1 сэ о О +1

о^ со +1 +1 +1 —

9" 9" 2 0 5 0" ,— О! СО (М со

500005

7 6 7 8 6 6 +1 +1 +1 +1 +1 +1

0 0 0 0 0 0

060600 333333

подготовку, тогда как результаты педагогического эксперимента показывают обратное. Процесс предварительной интеллектуальной подготовки к спортивной деятельности перед и в ходе учебно-тренировочных занятий, носящий, в том числе и организационную направленность, делает ее недостаточно результативной в фазе вхождения в деятельность, но в дальнейшем повышается ее эффективность и комплексная результативность (табл. 3).

Таким образом, проведенные исследования позволяют сформулировать ряд выводов.

1. Выявленные компоненты интеллектуальной готовности подростка-спортсмена, проявляющиеся в процессуальных и результативных характеристиках, позволяют изучить критерии готовности и оптимизировать с учетом полученных результатов структуру интеллектуальной подготовки в вариативных условиях спортивной деятельности.

2. Представленные компоненты готовности проявляются в исследуемых видах спорта в различном сочетании и степени значимости с учетом влияния внешних и внутренних факторов, обусловленных спецификой вида спорта.

3. Исследование субъективных критериев интеллектуальной готовности (самооценки, самоотношения, самоанализа, оценки и анализа) позволяет более эффективно их комплексировать с объективными критериями готовности, и создавать адекватное представление подростка-спортсмена о состоянии и тенденциях интеллектуального развития в условиях видов деятельности.

4. В ходе ретроспективного анализа представленности компонентов интеллектуальной готовности в структуре спортивной подготовки подростка необходимо соотносить понятия «объективная ценность» и «субъективная значимость».

129

130

Значимым является то, что необходимо развивать сейчас, и что находится в зоне ближайшего развития подростка.

Выделение и анализ компонентов интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности и ее критериев в группах видов спорта позволяет констатировать, что помимо методологических и технологических аспектов, представленных выше, существует идейный смысл развития интеллектуальных способностей подростка, заключающийся в раскрытии индивидуальных возможностей личности каждого подростка-спортсмена. Тренерам-преподавателям, воплощая опыт ведущих педагогов России, дана возможность реали-зовывать педагогическую позицию В. А. Сухомлинского, который «...стремился к тому, чтобы ребенок трудился... из желания пережить волнующее интеллектуальное чувство» [10].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобрищев А. А. Психолого-акмеологиче-ская концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.13, 13.00.04. - СПб., 2009. - 386 с.

2. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 1997. - 354 с.

3. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. - М.: ФиС, 1984. - 126 с.: илл.

4. Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - Изд. 2-е, испр. - М.: «Когито-Центр», 2001. - 142 с.

5. Серова Л. К Психология личности спортсмена: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.

6. Пикалова А. В. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М.: Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2004. - 22 с.

7. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в спортивной деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07, 13.00.04. - Великие Луки, 2000. - 351 с.

8. Родионов А. В., Терехова Д. А. Методическое пособие по работе с универсальным психодиагностическим комплексом УПДК-МК. - М.: РГУФКСиТ, 2008. - 68 с.

9. Железнякова М. Е., Чуприкова Н. И. Психологические критерии мастерства спортсменов: на примере академической гребли: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Коломенский гос. пед. ин-т 2001. - 22 с.

10. Сухомлинский В. А. О Воспитании. - 4-е. изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.