Научная статья на тему 'Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деятельности'

Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TEENAGER'S SPORTS ACTIVITY / СТРУКТУРА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPABILITIES DEVELOPMENT / ВАРИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / VARIATIVE CONDITIONS / КОМПОНЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / COMPONENTS OF INTELLECTUAL READINESS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / INTELLECTUAL ASSIGNMENTS / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Г. А.

В статье рассматривается проблема достижения оптимального уровня интеллектуальной готовности спортсмена-подростка к эффективному осуществлению видов спортивной деятельности. Показана необходимость организации процесса подготовки юных спортсменов, технологически опирающегося на системно-структурный подход, который позволяет выделить: критерии, условия, структурные компоненты, интеллектуальные задачи, компонентный состав видов интеллектуальных способностей, этапы, способы, критерии оценки решения интеллектуальных задач с учетом мотивации и волевой регуляции деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPABILITIES DEVELOPMENT OF TEENAGER-SPORTSMAN UNDER VARIATIVE ACTIVITY CONDITIONS

The article is devoted to a teenage sportsmans achieving the optimal level of intellectual readiness to effectively do different sports activities. The author argues that the training young sportsmen must be technologically based on systematic-structural approach that allows to single out the criteria, conditions, structural elements, intellectual problems, components of different intellectual abilities, stages, ways, evaluation criteria of intellectual problems solution taking into account motivation and will components.

Текст научной работы на тему «Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деятельности»

СТРУКТУРА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА-ПОДРОСТКА В ВАРИАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STRUCTURE OF INTELLECTUAL ABILITIES DEVELOPMENT OF A TEENAGE SPORTSMAN UNDER VARYING ACTIVITY CONDITIONS

Г.А. Кузьменко

Kuzmenko G.A.

В статье рассматривается проблема достижения оптимального уровня интеллектуальной готовности спортсмена-подростка к эффективному осуществлению видов спортивной деятельности. Показана необходимость организации процесса подготовки юных спортсменов, технологически опирающегося на системно-структурный подход, который позволяет выделить: критерии, условия, структурные компоненты, интеллектуальные задачи, компонентный состав видов интеллектуальных способностей, этапы, способы, критерии оценки решения интеллектуальных задач с учетом мотивации и волевой регуляции деятельности.

Ключевые слова: спортивная деятельность подростка, структура проявления интеллектуальных способностей, вариативные условия, компоненты интеллектуальной готовности, интеллектуальные задачи.

The article is devoted to a teenage sportsman's achieving the optimal level of intellectual readiness to effectively do different sports activities. The author argues that the training young sportsmen must be technologically based on systematic-structural approach that allows to single out the criteria, conditions, structural elements, intellectual problems, components of different intellectual abilities, stages, ways, evaluation criteria of intellectual problems solution taking into account motivation and will components.

Keywords: teenage sportsman's sports activity, structure of intellectual capabilities development, varying conditions, components of intellectual readiness, intellectual problems.

Рассматривая проблему интеллектуальной готовности спортсмена-подростка к эффективному осуществлению спортивной, и, прежде всего, соревновательной деятельности, необходимо подчеркнуть, что спортивная деятельность рассматривается как процесс, и интеллектуальная активность спортсмена-подростка в учебно-тренировочном, соревновательном и других процессах предполагает активизацию необходимых компонентов интеллектуальных способностей, обеспечивающих операциональную адекватность поставленной цели.

При рассмотрении данного вопроса целесообразно выделить понятийный блок. Так, мы придерживаемся мнения, что «структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» [1]. В данном понятии просматривается процессуальная составляющая. Согласно определению Р.С. Немова, «структура - это строение или внутреннее устройство какого-либо сложного объекта. В специальном значении структура - это состав сложного психологического явления...» [2]. Представленные понятия дают возможность рассмотреть структуру проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка как процесс целесообразного последовательного или параллельного включения компонентов интеллектуальных способно-

стей, направленных на решение интеллектуальной задачи, обеспечивающих процессуальное, операциональное и результативное соответствие. Деятельность рассматривается нами как специфически регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность человека, порождаемая потребностью.

Интеллект спортсмена-подростка, проявляющийся в спортивной деятельности, мы понимаем как системное образование, характеризующее степень эффективности, экономичности, целесообразности процессуальных и результативных характеристик, обусловленных индивидуально-типологическими, когнитивными, волевыми, эмоциональными и социальными особенностями, и их соответствие требованиям учебной, тренировочной, игровой, организационной, контролирующе-оценочной, рефлексивной, коммуникативной, рекреационно-восстановительной, соревновательной деятельности.

Интеллектуальные способности являются динамическим основанием, которое характеризует уровневое взаимодействие психических функций, когнитивных стилей и стратегий и проявляется в процессуальных и результативных характеристиках деятельности спортсмена.

Раскрывая обозначенную проблему, для определения структуры проявления интеллектуальных способностей в вариативных условиях спортивной деятельности мы должны выделить: 1) виды интеллектуально обусловленной деятельности спортсмена-подростка в условиях

Особенности проявления

Особенности организации стилей спортивной деятельности

Ф

► влияние выделенных компонентов на специфику построения операций и проявления психических функций в процессе спортивной деятельности

— — — ■► проявление рефлексивных способностей спортсмена-подростка

Рис. 1. Компоненты, определяющие характер проявления интеллектуальных способностей подростка в условиях спортивной деятельности

мотивированных занятий спортом; 2) структуру видов интеллектуально обусловленной деятельности; 3) условия видов деятельности; 4) интеллектуальные задачи различных видов спортивной деятельности подростка; 5) компонентный состав задействованных видов интеллектуальных способностей; 6) этапы решения интеллектуальных задач с характеристикой включенных компонентов; 7) способы решения интеллектуальных задач в стилевых предпочтениях деятельности; 8) критерии объективизированной и субъективной оценки решения интеллектуальных задач (рис. 1).

Представленные выше аспекты мы можем рассмотреть с позиции внешних и внутренних факторов: условий деятельности, предъявляемых юному спортсмену как данность, к которой следует адаптироваться, и последовательной, индивидуально обусловленной, операционально и критериально выверенной деятельности самого спортсмена-подростка.

Анализируя специфику организации деятельности спортсмена-подростка, мы выделяем учебную, учебно-тренировочную, игровую, соревновательную, контроли-рующе-оценочную, рефлексивную, коммуникативную, организационную, рекреационно-восстановительную деятельность.

На основе предложенной А.Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность - действие -операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив -цель - условие), в психологии и педагогике изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований) [3]. Структурно-функциональный анализ са-

моорганизации спортивной деятельности с позиции проявления интеллектуальных способностей спортсменом-подростком позволяет выделить цель деятельности, структурировать данную деятельность в системе достижения заявленной цели в соподчиненности с функциями, которые должны обеспечить успешность данной деятельности.

Спортивная деятельность, по мнению А.В. Родионова, является в подавляющем большинстве случаев условно экстремальной, отличается нестандартностью возможных ситуаций, конфликтным потенциалом, большим количеством факторов, варьирующих ее условия [4], соответственно, требует проявления творческого потенциала личности спортсмена-подростка.

Структуру деятельности рассматривали многие исследователи; к структуре спортивной деятельности наиболее близка обобщенная модель структуры творческой деятельности А.Т. Шумилина [5]. Анализируя данную обобщенную модель, имеет смысл выделить наиболее близкие к спортивной деятельности этапы ее построения.

1. Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2. Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла).

3. Обоснование и развитие найденного принципа, его теоретическая, конструкторская и технологическая проработка.

В условиях научного творчества (в исследовательской деятельности спортсмена-подростка) проводится конкретизация и доказательство гипотезы, в условиях технического творчества (индивидуальный подбор и подготовка спортивного инвентаря и др.) - конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества (подготовка беседы на заявленную тему и др.) - развитие и разработка замысла художественного произведения.

Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения - реализацию замысла.

4. Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла.

Структура организации интеллектуальной деятельности спортсмена-подростка представлена на рис. 2. Детализация и выделение интеллектуально обусловленного действия, интеллектуальной проблемы, интеллектуальной профессионально ориентированной личностно значимой задачи позволяют выделить организационные основы и компонентный состав деятельности. Структура видов интеллектуально обусловленной деятельности спортсмена-подростка характеризуется специфическим компонентным составом, определяющим механизм достижения целей деятельности. В качестве примера рассмотрим содержательные аспекты учебной и коммуникативной деятельности и приведем критерии оценки данных видов деятельности.

Так, учебная деятельность предполагает наличие подвидов деятельности, действий и операций, среди ко-

торых наиболее значимы: способности воспринимать информацию, проявлять двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную, непроизвольную и произвольную память (запоминать и воспроизводить информацию, движения, чувственные образы, мысли, понятия, умозаключения), характеризующие способности спортсмена-подростка к обучению, связанные с освоением материала, самостоятельным поиском и отбором информации, применением в конкретных условиях имеющихся знаний, решением нестандартных задач, продуктивной мыслительной деятельности. При этом важным качеством является способность к саморегуляции познавательной активности.

Самоорганизация учебной деятельности посредством репродуктивного копирования, алгоритмического повтора позволяет осваивать базовые знания в конкретном виде спорта. Далее, по мере совершенствования способностей к теоретической и практической (двигательной) деятельности, происходит развитие продуктивного мышления: преобразующего (по алгоритму деятельности), эвристического и творческого - на основе владения основными мыслительными операциями (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация). В процессе учебной деятельности спортсмен-подросток развивает эвристические способности, обеспечиващие эффективное решение нестандартных задач, оригинальность и самостоятельность суждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций, осуществление личностно значимого открытия. В процессе активной учебной деятельности спортсмен-подросток переходит на творческий уровень, подразумевающий владение приемами поисковой и творческой деятельности, проявление гибкости мышления, способности не только решать нестандартные технико-тактические и другие задачи, но и самостоятельно ставить проблемы, выдвигать гипотезы, вести исследование в области оптимизации аспектов спортивной деятельности, самостоятельно делать выводы. Результатом учебной деятельности спортсмена-подростка на этом уровне может стать не только личностно значимое, но и общественно значимое открытие. Юный спортсмен в процессе занятий спортом приучается к самоорганизации самостоятельного интеллектуального труда, владению способами умственной деятельности.

Структура готовности спортсмена-подростка к учебной деятельности определяется: уровнем мотивации к обучению в спорте; склонностью к умственным видам деятельности в процессе спортивной тренировки (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); умением моделировать и принимать решения в данной области; исходным уровнем образования (общей и специфической компетентности); способностью к запоминанию, формированию образа двигательного действия, проявлению логического и творческого мышления; наличием внутреннего мотива, мотива личностной значимости, познавательного мотив; минимизацией проявления фрустрированно-сти, тревожности.

Рис. 2. Структура организации интеллектуальной деятельности спортсмена-подростка

Структура готовности к коммуникативной деятельности подростка в вариативных условиях спортивной тренировки предполагает проявление таких факторов, как поведенческая готовность к коммуникации; личностные свойства, позволяющие решать коммуникативные задачи; знание социальных норм в условиях спортивной деятельности; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие сотрудничество, взаимопонимание, общение и организацию совместной деятельности. Критерии оценки коммуникативной готовности спортсмена-подростка к спортивной деятельности проявляются в следующих качествах и способностях: уровне сформированности ком-

муникативных навыков, особенностях мотивации деятельности, особенностях развития социально значимых свойств личности, социальном интеллекте (композитная оценка по тесту Гилфорда), интернальности в области достижений и области избегания неудач (тест УСК) и факторе силы «Сверх-Я» (по тесту 16-РР Кеттелла), общительности, самоконтроле в коммуникации, стрессоустойчивости, уравновешенности, усталости, тревожности, обидчивости, способности оказывать психологическую поддержку, способности к сопереживанию, к рефлексивному управлению, саморегуляции эмоционального состояния, навыках активного слушания.

Структура интеллектуальных способностей спортсмена-подростка характеризуется многогранностью, избирательной направленностью компонентного состава, детерминированного спецификой и условиями осуществления деятельности. При этом степень способностей определяется сложностью стоящих перед спортсменом задач, мотивацией, волевой регуляцией деятельности. Подросток, включенный в состязательную деятельность, постоянно сталкивается с проблемой соответствия поставленных целей условиям деятельности. Условия видов деятельности предполагают раскрытие особенностей естественной сложности процесса, педагогических подходов, особенностей, целенаправленно организуемых тренером, условий индивидуальной активности самого спортсмена-подростка в конкретном виде интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные задачи различных видов спортивной деятельности подростка чрезвычайно вариативны. Например, в условиях контрольно-соревновательной деятельности единоборцев: добиться превосходства над противником в конкретном игровом эпизоде, осуществить сознательный выбор и использование эффективного игрового приема; в условиях восстановительно-рекреационной деятельности: восстановить работоспособность, подготовиться к встрече с противником и «подойти» к оптимальному состоянию спортивной подготовленности. В спортивном ориентировании интеллектуальная задача учебной деятельности может быть представлена как приспособление местности к карте, отделение существенного от несущественного и др. Таким образом, формулирование интеллектуальной задачи позволяет юному спортсмену определить компонентный состав в проявлении определенного вида интеллектуальных способностей.

Компонентный состав задействованных видов интеллектуальных способностей позволяет молодому спортсмену выделить те ресурсы, посредством использования которых будет решена интеллектуальная задача. Это и конкретные психические функции (внимание, мышление, память и др.), активизация которых приводит к желаемому результату, и конкретные операции (переориентация сенсорных датчиков в сторону наблюдаемых объектов, кодирование и др.), и направленность действий. Например, формируя рефлексивные способности, мы целенаправленно работаем над становлением и развитием их компонентов: от элементарно-чувственных синкретических форм рефлексии до сложных, словесно оформленных и рационально осмысленных.

Выделение этапов решения интеллектуальных задач с характеристикой включенных в них компонентов позволяет нам анализировать эффективность интеллектуальной деятельности на каждом из них в процессе: 1) вовлечения в интеллектуальную деятельность; 2) целеполага-ния; 3) проектирования действий; 4) осуществления действий; 5) анализа результатов действий и сравнения их с поставленными целями.

Определение способов решения интеллектуальных задач в стилевых предпочтениях деятельности (вербали-

зация/визуализация; внутренний/внешний локус контроля; конвергентность/дивергентность и др.) позволяет прояснить сущность организации интеллектуальной деятельности подростка-спортсмена и ее приспособительные механизмы.

Критерии объективизированной и субъективной оценки решения интеллектуальных задач позволяют субъектам спортивной деятельности соотносить процессуальные и результативные характеристики деятельности. Процесс проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в условиях спортивной деятельности обусловлен спецификой влияния мотивации на характеристики конкретных действий и операций (рис. 3). Так, юный хоккеист (14 лет), в условиях соревновательной деятельности максимально мотивированный на достижение цели «забить гол», после соревнования вспоминает: «В голове стучали слова: Забить, забить, забить!Быстрей, быстрей!» В этой ситуации сокращаются этапы достижения цели, процесс вербализации сжат, установки отличаются краткостью, простотой, высоким темпом внутренней речи, что способствует ограничению вариативности действий, операций. Заданный высокий темп достижения цели заставляет минимизировать операциональную составляющую, исключать обманные движения, финты, действия, сбивающие темпо-ритмовые характеристики деятельности вратаря, при этом действия нападающего обнажаются, становятся более прямолинейными, читаемыми соперником. Итог очевиден: максимальная мотивация на результат упрощает алгоритм достижения цели, минимизируется интеллектуальная насыщенность действий. Коэффициент успешных действий хоккеиста падает (с 0,7 в условиях предварительной контрольной тренировки до 0,2 в данном соревновании). Решая эту проблему, тренеру было бы целесообразно дать установку обмануть вратаря, оттянуть на себя игру, дольше держать шайбу - то есть перевести мотивацию из плоскости результата в плоскость процесса. Данная установка мотивирует проявление смелости, уверенности в действиях, позволяет сосредоточиться на сильных сторонах тактико-технической готовности юного хоккеиста. Установка тренера не повлияет отрицательно, расхолаживающе, она снизит верхнюю пороговую мотивацию на результат, которая без того подкрепляется игроками команды, зрителями, соперниками и другим окружением (рис. 3).

В условиях деятельности, мотивированной на процессуальные характеристики, юный спортсмен «отодвигает» время достижения цели, сосредотачиваясь на процессе, детализации, развернутом осмыслении каждой операции; при этом отдаляется сама цель и теряется необходимость ее достижения в данном конкретном случае. Юный теннисист (13 лет), мотивированный процессуально, проигрывает матчбол, который решает исход матча, поскольку уверен: спорт - это бесконечный процесс соревнования, впереди ждет множество таких матчей. У данного спортсмена мотивационная составляющая деятельности не подкрепляется развитыми во-

э

т а п ы

Д о с т и ж е н и

я Ц

е л и

Время

Рис. 3. Специфика проявления действий (операций) в мотивированной деятельности (действиях) спортсмена-подростка :

А - ведущая цель деятельности (действия);

А1, А2, А3 - подцели конкретных действий (операций) спортсмена-подростка при оптимальном соотношении мотивации на результат и на процесс;

а1, а2, а3 - подцели действий (операций) спортсмена-подростка, ориентированного на процессуальные характеристики;

А4 - смещение цели на процессуальные характеристики

Ф

левыми способностями, в связи с этим падает скорость и результативность соревновательной деятельности, а цель исхода соревнования переносится на качество некоторых процессуальных аспектов действий и операций (рис. 3).

Так, в двух противоположных ситуациях наблюдается различие содержательных характеристик интеллектуальной деятельности юных спортсменов, требующих оптимизации программы действий, операций, изменения ее направленности как самим юным спортсменом, так и тренером-преподавателем.

Таким образом, упор на системно-структурный анализ спортивной деятельности субъекта и выделение критериев, условий, структурных компонентов, интеллектуальных задач, компонентного состава видов интеллектуальных способностей, этапов, способов, критериев объективизированной и субъективной оценки решения интеллектуальных задач с учетом мо-

тивации и волевой регуляции деятельности позволит технологически эффективно организовать процесс развития интеллектуальных способностей спортсмена-подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

2. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2005.

4. Родионов А.В. Практика психологии спорта. -Ташкент: Lider Press, 2008.

5. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. -М.: Радио и связь, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.