Н.А. Карапетян ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В телевизионной журналистике активно происходит процесс жанрообразова-ния. Одни жанры заменяются другими, некоторые трансформируются, другие взаимодействуют и синтезируются. Исследователь этой проблемы А.Н. Тепляшина, справедливо замечает: «Жанр фиксирует сдвиги в духовной жизни общества и меняется вместе с ней»1. Прежняя типология журналистских жанров, сегодня уже не может адекватно отражать картину современной реальности. В одном из базовых учебников по журналистике, вышедшем в 2000 году, было отмечено: Вместе со старой системой организации СМИ рухнула и прежняя классификация жанров. Там же читаем: «В современной российской журналистике понятие жанр заметно потеснено понятием текст». Итак, прежняя классификация устарела. Что взамен?»2. Совершенно справедливым представляется мнение А.Н. Тепляшиной о том, что две взаимосвязанных тенденции - активная эволюция жанров, с одной стороны, и свободная комбинация признаков различных жанров в одном произведении с другим, создали предпосылки собственно новой теории жанров, т.е. учения, всякий раз предполагающего необходимость изменения нормы применительно к постоянно обновляющейся практике.
Еще М.М. Бахтин писал о необходимости учитывать жанровые изменения, отмечая, что «в каждую эпоху задают тон определенные жанры»3. Даже в тех случаях, когда говорят о размывании границ жанров или о попытке отступить от жанровых норм, по существу речь идет о создании новых жанров. М.М. Бахтин, утверждал, что существование относительно устойчивых тематических, композиционных и стилистических типов высказываний, характерны лишь для «речевых жанров».
Отсюда следует, что точного стандарта для журналистского материала не существует. И все-таки журналисты, а тем более начинающие, обязаны знать, каковы жанры журналистики, каковы особенности и законы каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться
в «свободный полет», должен научиться работать в любом жанре.
Все документальные жанры делятся на две группы: информационные и публицистические. В данной работе рассматриваются информационные жанры. Причем те из них, которые наиболее часто используются в региональных новостных программах. Напомним, задача информационных жанров - быстро проинформировать аудиторию о событиях и явлениях в мире, причем сделать это надо оперативно, поскольку люди могут получить информацию из других источников и не всегда правдивую. Этой задаче в информации подчинено все: время, законы жанра, работа журналистов.
Ничто не должно отвлекать зрителя от информации. Людям важна новость. «Индустрия новостей» всегда играла значительную роль в политической и экономической жизни общества, в культурных и социальных процессах. В истории известны случаи, когда журналистские новости использовались для дезориентации противника, например, во время мировых войн. В мире происходит масса событий, и задача журналиста - представить зрителям наиболее полную картину происходящего. Именно с помощью информации человек познает окружающий мир, получает необходимые знания, что-то меняет в своем представлении и поведении.
Любая информация должна быть представлена в определенной форме. Исходной новостной формой на ТВ сейчас считают сюжет. Это короткое сообщение о каком-то актуальном происшествии или событии с использованием видеоряда и закадрового текста. Задача такого материала сообщить аудитории о происходящем событии и, используя видеоряд, облегчить зрителю его понимание. Телесюжет может быть подготовлен в разных жанрах.
Известно, что жанры телевидения сформировались на основе печатных. Их своеобразие определяется устной формой звучащей речи и дополняется видеорядом. Именно это позволяет телевидению модернизировать традиционные жанры и создавать новые. Большинство телевизионных передач представляют собой соедине-
ние различных жанров. Новостные программы -не исключение. В журналистике это называется -синтезом жанров. На региональном телевидении наиболее распространенной является следующая классификация информационных жанров.
Устная информация. Она представляет собой сообщение ведущего, все подводки, предшествующие видеоматериалу и сюжетам корреспондентов. Можно сказать, что устная информация по своим функциям соответствует газетному жанру заметки. Это простейшая форма сообщения, которую характеризуют новизна и краткость. В стилистическом плане, заметка принципиально лишена каких бы то ни было признаков индивидуального стиля. Это предельно информативное изложение фактов, лишенное оценочности.
Репортаж. Этот жанр на местном телевидении в чистом виде практически не встречается. Поэтому обычно он дается в записи, скорее это репортажная модификация.
Интервью. В новостях этот жанр преследует одну цель - получить информацию по интересующему аудиторию вопросу. Как правило, эту информацию дает либо специалист, либо журналист, знакомый с проблемами.
Обзор прессы. Он на телевидении выполняет две функции: ориентирует людей в общем потоке информации и рекламирует, анонсирует наиболее актуальные газетные материалы.
Корреспондентский материал. Это обобщенное понятие. Как следует из названия, материал, подготовленный корреспондентом. В этом качестве он выступает как форма. Однако он может быть и жанром, если соответствует жанру корреспонденции, то есть в нем содержится рассказ
о событии, явлении, тенденции. В отличие от репортажа здесь нет ни сиюминутности, ни «эффекта присутствия».
В информационной программе большое значение имеют подводки ведущего. Не являясь самостоятельным жанром, они, тем не менее, позволяют подготовить аудиторию к восприятию новости. Нередко эта задача достигается подводкой-отводкой от одного материала к другому и расположением в выпуске сюжетов в определенной последовательности.
Одним из самых действенных жанров информации, по крайней мере, в региональном вещании, является телерепортаж. В некотором смысле всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенство-
вания репортажа. Если в печати репортаж - это всего лишь один из многих жанров, то на телевидении репортаж - жанр номер один, особенно в информационных программах.
Если сравнить место, которое занимают в программе местных студий информационные жанры, то можно заметить что, аналитические программы, выходящие после выпусков новостей, занимают значительно меньшее эфирное время, да и зрительская аудитория у них намного меньше. А вот ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи, без них не обходится ни одна программа новостей. Это неудивительно. Репортаж более других свойственен природе телевидения. Репортаж приближает зрителя к событию, сводит до минимума роль посредника, что повышает степень доверия к нему.
Событийный репортаж позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя самую свежую и актуальную информацию, предложить людям оценку события не только с точки зрения репортера. Это способствует выработке собственного мнения. В этом приоритет событийного репортажа перед другими жанрами, где субъективное начало превалирует. Конечно, у событийного репортажа есть свои ограничения. Из-за невозможности показать в информационном сюжете всё событие в объеме реального времени репортер вынужден отбирать наиболее типичные моменты события, и делать это надо так, чтобы не исказить общую картину. В противном случае зритель увидит событие глазами репортера. И, тем не менее, событийный репортаж сочетает в себе самые действенные качества всех информационных жанров. К тому же событийные репортажи интереснее смотреть.
Уже отмечалось, что обязательным требованием к репортажу является «эффект присутствия». Выступая как участник или очевидец события, репортер старается, как можно полнее передать атмосферу происходящего, с помощью описаний видео- или звукового ряда. Чем удачнее он это делает, тем больше зритель испытывает этот «эффект присутствия». Необходимая для классического репортажа «сиюминутность» может быть достигнута только при прямом включении. В остальных случаях это достигается искусственно с использованием репортажного метода показа и рассказа. Подготовка репортажа проходит в условиях широкого использования метода
наблюдения и фиксации его развития и результатов, чтобы дать аудитории возможность увидеть событие, т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно вызвать сопереживание зрителя. Способом достижения этой цели является отражение динамики события. Репортаж немыслим без звуковой картинки происходящего, так называемых интершумов. В «живых» (эфирных), репортажах особенно ярко проявляется уникальное свойство - абсолютная оперативность.
Наиболее действенным конечно, является классический репортаж, то есть репортаж, в котором журналист-репортер рассказывает о конкретном событии, свидетелем которого он является, по мере того, как развивается само событие. Такой репортаж, звучит столько же, сколько продолжается само событие. Он передается в эфир одновременно с происходящим событием. Таковы репортажи с торжественных заседаний, митингов, со спортивных соревнований. Выделить классический репортаж из многообразия репор-тажных форм необходимо потому, что с появлением звукозаписи возникла возможность создания различных модификаций репортажа при помощи монтажа, наложений и других технических приемов и средств. Между тем до внедрения в радиовещание электромагнитной звукозаписи репортаж мог быть и был только «живым», то есть рассказом с места события, развивающимся по ходу самого события.
Разница между прямым репортажем и репортажем, записанным в студии, очевидна. Никогда журналист, находящийся в студии, не достигнет того особого контакта со зрителем, который создает «эффект присутствия». Именно сопричастность репортера происходящему событию накладывает неповторимый отпечаток на его рассказ, создает у него настроение, адекватное происходящему событию, ту эмоциональную искренность, которую безошибочно чувствует и принимает зритель.
Однако в информации использовать подобный репортаж практически невозможно по разным причинам. Необходимость предварительной записи репортажа на видео с последующей передачей его в эфир, а иногда и с повторами объясняется тем, что событие может происходит в такие часы, когда большая часть аудитории не может смотреть телевидение. В этом случае репортаж приходится перемещать во времени, выделяя более удобное время. В расписании передач
невозможно выделить столько времени, сколько продолжается само событие. В таких случаях также используется запись репортажа в сокращенном варианте, когда время звучания сжимается. Вот почему в информации мы, как правило, имеем дело не с классическим репортажем, а с одной из его модификаций.
Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому субъективный момент все-таки присутствует и здесь. Репортеры зависимы от события. Журналисту необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа.
Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. Телерепортер оценивает ещё, какую «картинку» он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - одно из основных условий «смотрибельности» репортажа. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах. Телерепортаж менее интересен. Дело в том, что - сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают тоску.
Поскольку зритель как бы становится очевидцем события тележурналисту нет необходимости описывать событие. Эту функцию выполняет видеоряд - «картинка». Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями, словом, говорит о неочевидном, но важном.
Стоит отметить и тот факт, что телевизионный репортаж создает команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров, координаторов, осветителей и т.д.
В новостной программе ГТРК «Карелия» присутствуют разные жанры. Кроме названных, это интервью, зарисовка, но особое предпочтение корреспонденты, конечно же, отдают репортажу. Бывает, что ведущий новостей представляет все
материалы в выпуске как репортаж. Однако профессионалы должны четко знать границы и возможности того или иного жанра. Если в определении жанра возникают трудности грамотнее называть и представлять работы корреспондентов нейтральным словом - материал.
Как показывает практика, события могут быть ожидаемыми и неожиданными. В зависимости от этого репортажи могут быть:
- ситуативными (незапланированными). Обычно такие репортажи возникают, когда происходят неожиданные события. Это может быть ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года;
- твердыми (запланированными). Такой репортаж готовится, если событие известно заранее и оно запланировано. Этим событием может быть выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента и т.д.
В практике региональных журналистов встречаются «проблемные» репортажи, которые содержат не только рассказ о самом событии, но и анализ причины, и события, ему предшествовавшие. Такой репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. «Проблемным» является репортаж, связанный с приходом журналиста на объект и исследование им проблемы, связанной с данным объектом. В этом случае журналист пользуется информационным поводом.
Как уже отмечалось, телесюжет может представлять собой любой жанр. Но часто тележурналисты используют термин «сюжет» в виде формы, сделанной в сочетании видеоряда и закадрового текста. На карельском телевидении наиболее распространенным является тематический сюжет. Однако нередко используются сюжет-анонс и минирецензия. Сюжет-анонс в новостях представляет собой сообщение о предстоящих событиях политического, культурного, социального значения. Это может быть короткая информация о концерте, выставке или ярмарке с указанием даты и точного времени, когда они должны состояться. Задача автора сюжета-анонса - не столько реклама, сколько информирование о том, что должно произойти в ближайшее время в их городе или республике. Мини-рецензия - это краткая оценка какого-то культурного события (спектакля, выставки, шоу). Отличие мини-рецензия от публицистической рецензии в том, что ее автор не ставит своей целью выявить общественное
значение культурного явления. Он лишь сообщает зрителям о своем мнении или мнении специалиста, выполняя чисто информационную функцию. Несмотря на то, что рецензия относится к аналитическому жанру довольно часто используется в новостях. Рецензии на новые кинофильмы, спектакли, телепередачи, книжные новинки пользуются популярностью у зрителей. Суть жанра - выявить то, что незаметно непосвященному.
Нередко на карельском телевидении корреспонденты используют в работе заметку (письмо). Это обработанное или организованное журналистом письмо зрителя в редакцию. Как правило, оно строится на описании событий и фактов, требующих привлечь внимание общественности. На первый взгляд в информационной программе заметка самый простой жанр. Конечно, ее не сравнишь с репортажем. Тем не менее, и к этому жанру предъявляются определенные требования, выполнение которых обязательны: точность, краткость, ясность.
В информационной региональной программе часто используется отчет - информационное сообщение о мероприятии. По характеру отчет может быть общим или тематическим. Информационный отчет отличается тем, что предметом отображения являются различные собрания, партийные съезды, конференции, заседания парламента и т.п.
В отчете журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Отчет в отличие от репортажа можно написать и со слов участника или свидетеля. Объем материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический -освещает один-два наиболее важных вопроса. Отчет - предполагает строгое, объективное изложение последовательности каких-либо событий. Авторское начало в отчете может быть достаточно значительным, но никогда не должно перевешивать объективность информации.
Расширенная информация стилистически не отличается от заметки. Если говорить об отличиях, то они касаются элементов композиционного решения, вступления, концовки и т.д. и большего хронометража в силу возможного наличия справок и характеристик. Однако авторского стилистического элемента этот жанр не предполагает.
Часто используемым жанром в информационной программе является интервью. Как известно, его задача - получение информации у одно-
го или нескольких лиц по актуальным, общественно значимым вопросам. В корреспондентской практике нередко используется интервью-монолог, когда в кадре только отвечающий. Вопрос ему задан за кадром.
Жанр информационного интервью предполагает точные вопросы и краткие ответы по существу. Здесь неуместны лишние детали и длинные вводные фразы. Нередко интервью используется как метод для сбора нужной информации.
Используется в практике карельского телевидения и коллективное интервью - пресс-конференция, когда на один и тот же вопрос (или группу вопросов) отвечают несколько интервьюируемых, затем их ответы сводятся в единый материал. Интервью-анкеты называют опросом. В своей работе корреспонденты региональных компаний используют и блиц-опрос, который содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц. Как следует из сказанного, интервью, как и репортаж, является ударным жанром в информационной программе. На карельском телевидении в рамках информации используется еще один жанр, который в эфирном варианте позволяет использовать элементы аналитики. Речь идет о зарисовке. Зарисовка - короткий, живой и образный рассказ или показ, созданный на основе впечатлений или переживаний автора. Здесь авторское начало весьма заметно. Наиболее распространенной в тематическом отношении является - портретная
зарисовка, которая в отличие от очерка не исследует личность героя, а останавливает внимание на какой-то типичной черте или факте биографии, позволяющей судить о человеке. Этот жанр требует от корреспондента - автора профессиональной подготовленности - умения в небольшом материале выхватить и отразить типичное (взгляд, походку, размышления, паузу, слова).
Как показывают практические исследования новостных выпусков Карельского телевидения, большая часть корреспондентов не видят отличие сюжета от репортажа или других информационных жанров. Им не хватает теоретических знаний, поскольку работать на телевидение все чаще приходят люди без специального журналистского образования. Все вышеизложенное показывает, современная телевизионная практика вносит существенное изменение в классическое понимание жанров, в том числе информационных. Однако все сказанное вовсе не означает, что в корреспондентских материалах допускается жанровая эклектика.
Примечания
1 Тепляшина А.Н. Жанрообразование в современной журналистике. Сайт Алтайского Госуни-верситета.
2 Там же.
3 Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Просвещение, 1994. - С. 103.
Л.М. Маныч
ПОЭТИКА РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1950-1970-Х ГГ. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Пейзажной живописи принадлежит особая роль в отражении духовной жизни эпохи, в воплощении современных эпических, нравственных, художественных поисков. Так, для искусства России второй половины 1950-1970-х годов весьма существенной была тема памяти - духовной, культурной, исторической, личностной.
Для пейзажной живописи знаковым событием в этом отношении явилось проведение в 1966 году выставки «Памятники древнерусской архитектуры в произведениях московских художников»1. И очевидно, как со временем менялась трактов-
ка этого мотива в произведениях живописцев (и не только московских) на протяжении этого периода (вторая половина 1950-1970-х гг.). В этом, мы считаем, выразились изменения в художественном сознании общества в целом.
Так, к концу 1960-х - началу 1970-х годов в творчестве В.Ф. Стожарова мы видим как меняется характер изображения памятников зодчества по сравнению с предшествующим периодом. Почвой для работы в эти годы послужили поездки в Ярославскую и Костромскую области, в Новгород и Псков. Древняя архитектура исторических земель России, величественные и пластичные