метафорическая проекция, в которой Америка воспринимается в качестве четко отлаженного и мощного механизма.
На рис. 2. концептуальное смешение метафоры и метонимии также может быть охарактеризовано как метонимическое расширение сферы-цели, в которой продукция сети ресторанов представлена метонимией Dunkin, являющаяся, в свою очередь, «точкой доступа» к метафорической проекции, представляющей эту продукцию в качестве топлива для механизма, под которым подразумевается Америка, выступающая метонимией для всех потребителей этойпродукции.
Таким образом, в рекламном слогане "America runs on Dunkin" с помощью метода идентификации Г Стейна нам удалось выявить две концептуальные ме-тафонимии. Как мы видим, функция концептуальной метонимии проявляется в том, что она позволяет перенести фокус метафорической проекции на тот аспект сферы-цели, который наилучшим образом подходит для её восприятия через
Библиографический список
структуру сферы-источника. Так, представить целую страну в качестве слаженного механизма гораздо проще, чем разрозненных потребителей, т. е. это позволяет рассматривать дискретное явление как однородное. Кроме того, такой концептуальный перенос по принципу смежности имеет также эффект эмоционального воздействия на сознание людей.
Проведённое исследование с применением метода идентификации метафоры Г Стейна показывает, что данный подход может быть успешно использован и для идентификации других концептуальных единиц рекламного дискурса, а именно: метонимии и метафонимии, которая представляет собой концептуальное взаимодействие метафоры и метонимии. Кроме того, анализ когнитивных единиц текста позволяет, с одной стороны, наиболее полно осмыслить всю заложенную в нём имплицитную информацию, а с другой стороны, выявить когнитивные механизмы создания ярких и запоминающихся рекламных образов, способных эффективно воздействовать на сознание потребителей.
1. ЛакоффДж.,Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва: УРСС Едиториал, 2004.
2. Хахалова С.А. Личность и мораль: между метафорой и метонимией. Личность и модусы её реализации в языке: коллективная монография. Москва; Иркутск, 2008.
3. GeorgeLakoff. Women, Fire, andDangerousThings:WhatCategoriesRevealabouttheMind.Chicago: UniversityofChicagoPress.1987.
4. Goossens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions for linguistic action. Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast. Ed. by R. Dirven, R. Porings. Berlin; New York: Mouton de Gruyer, 2002: 349 - 377.
5. Ruiz de Mendoza, F.J. and Diez, O. "Patterns of conceptual interaction". In Dirven, R. and R. Pörings (Eds.) Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2002: 489 - 532.
6. SteenG. Romlinguisticformtoconceptualstructurein fivesteps.Cognitivepoetics:goals, gains, andgaps.Berlin:NewYork:Mouton deGruyter Publ.,2009:197- 226.
7. Longman Dictionary of Contemporary English. Available at: https://www.ldoceonline.com/
8. CambridgeDictionary. Availableat: https://dictionary.cambridge.org/
References
1. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem. Moskva: URSS Editorial, 2004.
2. Hahalova S.A. Lichnost' i moral': mezhdu metaforoj i metonimiej. Lichnost'imodusy eerealizacii vyazyke: kollektivnaya monografiya. Moskva; Irkutsk, 2008.
3. George Lakoff. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press. 1987.
4. Goossens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions for linguistic action. Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast. Ed. by R. Dirven, R. Porings. Berlin; New York: Mouton de Gruyer, 2002: 349 - 377.
5. Ruiz de Mendoza, F.J. and Diez, O. "Patterns of conceptual interaction". In Dirven, R. and R. Pörings (Eds.) Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2002: 489 - 532.
6. Steen G. Rom linguistic form to conceptual structure in five steps. Cognitive poetics: goals, gains, and gaps. Berlin: New York: Mouton de Gruyter Publ., 2009: 197 - 226.
7. Longman Dictionary of Contemporary English. Available at: https://www.ldoceonline.com/
8. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/
Статья поступила в редакцию 22.04.19
УДК 070
Gaziev Z.G., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: zaur.gazieff@yandex.ru
Alipulatov I.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: alipulatov@mail.ru
GENERAL-THEMATIC FEATURES OF THE TV CHANNEL RGVK "DAGESTAN". The article shows the main properties and characteristics of the format of the TV channel RGVK "Dagestan". Concepts such as "format" and "genre" are applied to regional broadcasting. The TV channel broadcasting network is analyzed, and the problem and positive aspects of information broadcasting are considered. A positive trend on the television channel and its distinguishing feature is the national broadcasting of programs in 7 languages of the peoples of Dagestan. The changes observed in the program policy of the RGVK Dagestan channel, in particular in the sphere of the growth of cognitive-educational and socio-political broadcasting, are shown.
Key words: format, genre, TV channel, broadcasting network, RGVK "Dagestan", program.
З.Г. Газиее, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: zaur.gazieff@yandex.ru
И.С. Алипулатое, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: alipulatov@mail.ru
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕКАНАЛА РГВК «ДАГЕСТАН»
В статье показаны основные свойства и характеристика формата телеканала РГВК «Дагестан». Рассмотрены такие понятия, как «формат» и «жанр», применительно к региональному вещанию. Проанализирована сетка вещания телеканала, рассмотрены проблемные и позитивные стороны информационного вещания. Положительной тенденцией в эфире телеканала и его отличительной чертой выступает национальное вещание программ на 7 языках народов Дагестана. Показаны изменения, наблюдаемые в программной политике канала РГВК «Дагестан», в частности в сфере роста познавательно-просветительского и общественно-политического вещания.
Ключевые слова: формат, жанр, телеканал, сетка вещания, РГВК «Дагестан», программа.
В конце XX века слово «формат» обретает новый смысл, сфера его употребления расширяется. Связано это, прежде всего, со всеобщей цифровизацией, когда «формат» начинают понимать как набор определённых параметров и характеристик (формат DVD, MP3). В отношении экранного произведения под форматом мы подразумеваем совокупность признаков телевизионной программы, то есть формально-содержательных характеристик, позволяющих идентифицировать эту программу.
Кроме того, понимание механизмов функционирования форматного телевидения позволяет осуществлять эффективное управление каналом, выстраивать конкурентоспособные стратегии, что особенно важно в связи с увеличением количества нишевых каналов на медиа-рынке и с планируемым переходом от аналогового к цифровому телевидению. Конкуренция на телевизионном рынке растет, в том числе, из-за нарастающей конкуренции со стороны новых медиа. Поэтому умение просчитать потребителя, продать идею - один из ключевых навыков современного телевизионного профессионала [1, с. 45]. Понимание природы форматного телевидения позволяет выстраивать эффективную работу не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, непосредственно участвующих в подготовке контента к эфиру (журналистов, операторов, режиссеров и т. д.).
Жанровые признаки устойчивы: например, ведущий задает вопросы, собеседник отвечает - это интервью. Жанры (их не так уж много), а вот форматов может быть бесконечное множество, признаки меняются от передачи к передаче, и только совокупность этих формально-содержательных характеристик позволяет идентифицировать контент При перечислении форматных признаков мы называем и жанр - понятие формата шире, чем понятие жанра.
При передаче прав на производство телевизионного формата определяется «коридор» для возможных изменений, которые необходим при адаптации с точки зрения социально-антропологических особенностей телеаудитории, языка страны вещания, правового обеспечения, учитываются и технологические возможности телекомпании, которая будет производить данный заимствованный формат [2, с. 120].
За пределами ситуации заимствования, адаптации телевизионных форматов это понятие теряет свою однозначность, и в профессиональной лексике журналистов нередко используется как синоним понятий «тип», «вид», даже «стиль». Про передачу могут сказать «наш формат» или «не наш формат», имея в виду самые разные характеристики: тему, целевую аудиторию, кандидатуру ведущего, темпоритм монтажа и многое другое.
Формат телеканала РГВК «Дагестан», безусловно, является предметом разработки его маркетингового отдела и творческих групп телеканала. Однако самым главным документом, регламентирующим работу телеканала, безусловно, является устав РГВК «Дагестан». Именно в уставе обозначено, сколько и каких программ, в каком соотношении должны присутствовать в сетке вещания телеканала. Этот документ является руководящим в отношениях между министерством, курирующим и финансирующим работу РГВК «Дагестан», и самим телеканалом.
И главным редакторам и менеджерам телеканала РГВК «Дагестан» необходимо разобраться во всем, что происходит в республике, в мире, уловить, найти закономерности, выделить признаки, найти новое, придать ему черты исследованного процесса и получить результат. А результат на телевидении только один - интерес зрительской аудитории, признаком которой является узнаваемость программ, ведущих, журналистов. Учитывая конкурентность телевизионной среды, крайне важно следить за всеми современными тенденциями в развитии телевизионного продукта, который выходит не только на телеканалах, но и на интернет сайтах.
На телевидении слово «формат» употребляют не столько применительно к каналу в целом, сколько в отношении отдельно взятых программ. Формат телеканала РГВК «Дагестан» - это, прежде всего, упор на том, что происходит в Дагестане, что волнует дагестанское общество. Главная задача телеканала -осветить и рассказать о том, что происходит в республике, по возможности дать этому оценку и донести до людей причины и последствия происходящего. Это касается и новостных программ, и политических, и культурных, и просветительских, и детских. Самые разные форматы передач подчинены одной главной задаче - рассказу о том, что происходит в Стране гор.
Треть вещания ГБУ РД «РГВК «Дагестан» - это новостной формат. Важную роль здесь играет информационная дирекция - выпуски «Время Новостей» выходят 8 раз в день и оперативно информируют зрителей о происходящем в республике и за её пределами. Он идёт как отдельное направление. Журналисты и корреспонденты, работающие в редакции «Новостей», не задействованы ни в
каких других проектах и работают только в информационном формате. Иногда у некоторых из них возникает потребность в создании телевизионного продукта большего формата. К примеру, Патимат Бурзиева, которая регулярно делает документальные фильмы, посвященные той или иной проблеме.
Обычно новостной продукт имеет свою статистику и свои критерии оценки, и в отчётах РГВК «Дагестан» он отражается отдельной статьей. На канале осуществляются прямые трансляции значимых государственных праздников и мероприятий, оперативное освещение происходящего в республике («Время новостей Дагестана»), что позволяет зрителям РГВК «Дагестан» быть в курсе событий, не выходя из дома.
Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, а стремятся их проанализировать, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными (новостными) программами, информационно-аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.
На спутниковом телеканале РГВК «Дагестан» еженедельно выходит в эфир информационно-аналитический проект «Время новостей. Итоги», которая верстается из материалов, которые шли в эфир в течение недели. Объективные причины не позволяют делать проект более аналитичным. Но и при существующих возможностях, на наш взгляд, программу следует готовить более профессионально. Поэтому исследование программы передачи «Время новостей. Итоги» является весьма актуальным.
Сегодня на всех федеральных (и не только) каналах выходят еженедельные итоговые информационно-аналитические программы, формирующиеся в соответствии с информационной политикой. Решены они в основном в жанре аналитической публицистики-обозрения. Обозрения - один из устойчивых жанров аналитической публицистики. Основная особенность обозрения - фактоло-гичность. Причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью. Обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее. Обозрение отличается широтой исследования материала, и последнее -обозрение ограничено хронологическими рамками [3, с. 192].
Понятно, что такого рода передачи должны вести обозреватели, умеющие общаться с невидимой аудиторией и обладающие талантом популяризатора, т. е. особенностью просто рассказывать о сложном.
В вещательной сетке РГВК «Дагестан» также присутствует итоговый выпуск информационно-аналитические программы «Время новостей. Итоги». Однако, эта программа не является обозрением, так как её выпуски не обладают вышеперечисленными признаками. Ведет выпуски комментатор, который не анализирует и группирует факты, не отыскивает в единичном общее. Единственный признак обозрения в проекте «Время новостей. Итоги» - это хронологические рамки -одна неделя. Однако, как подчёркивают теоретики телевидения, по одному признаку судить о жанре нельзя.
Телевизионный проект «Время новостей. Итоги» предназначено не для глубокого телезрителя, который бы хотел получить анализ событий и фактов, произошедших за неделю в республике. Этого в программе нет. Скорее, эта программа для занятых людей, которые не имеют возможности смотреть ежедневную программу «Время новостей. Итоги». А посмотрев итоговую программу, каждый зритель будет в курсе, что произошло в Дагестане, так как программа состоит из материалов, которые прошли в эфир за неделю, практически с теми же подводками, что и в первый раз. И итоговая программа «Время новостей. Итоги» не формирует общественное мнение.
По дефиниции ГВ. Кузнецова: «Информационная (новостная) программа - регулярное сообщение о текущих событиях, состоящая из 8-14, а иногда 20 эпизодов («сюжетов»). Набор новостей универсален - от политики до погоды, включая все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого слушателя - зрителя. По мере необходимости присутствует «негатив», как красная лампочка на пульте управления жизнью. Но баланс «негатива» и «позитива» не должен оставлять ощущения безысходности». И далее: «Они удовлетворяют важнейшую потребность современного человека - быть в курсе происходящих событий в стране и мире» [4, с. 198].
Главный вопрос при создании подобных программ - отбор новостей за неделю, который позволит создать полноценный её образ. Такие программы структурируются из определенного количества сюжетов, которые, оказавшись рядом, меняют и свою окраску и могут приобретать иной смысл.
Важнейшим и решающим этапом создания программы является верстка. Понятие «верстка», да в основе своей и сам процесс её осуществления пришли в телевидение из давней журналистской практики, где с самого начала обозначали композицию, подбор и расположение материалов на определенной, пространственно ограниченной площади, и оформление - ориентирующее выделение их для более удобного, быстрого и четкого восприятия потребителя информации [5, с. 131].
Современное телевидение развивается в сторону увеличения числа и разнообразия телевизионных каналов и жанров, что соответствующим образом отражается на телеаудитории, которая становится все более разнородной, дифференцированной. Встаёт вопрос о поиске закономерностей в выборе зрителями тех или иных каналов, программ или жанров. Здесь и приходит на помощь типо-логизация: среди огромного разнообразия предпочтений находятся часто встречающиеся комбинации предпочитаемых каналов и жанров [5, с. 30].
На телевидении сложилось несколько видов репортажа: событийный, тематический, проблемный, специальный. В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития, невозможность что-либо изменить в соответствии с авторским замыслом. Журналист не организует событие, но следует за ним. Событие неприкосновенно: на него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, показывая его зрителям, нельзя.
Подчиняясь лишь событийной логике, оно течет перед объективами камер и микрофонами телевизионной техники в реальном времени и пространстве. В событийном репортаже не автор выбирает событие, а событие выбирает журналиста [6, с. 242].
В информационно-аналитической программе «Время новостей. Итоги» на первое место выходят событийные репортажи, посвященные террористическим актам. В подробных материалах необходимо достоверно и объективно рассказать о событии, не превращая данное событие в некие «ужастики», которые достаточно часто мелькают и в программах федеральных репортеров.
Как замечают теоретики ТВ, «интересные, выразительные планы не возникают по воле случая. Если вы понятия не имеете, как должен выглядеть ваш репортаж и просто ловите в объектив все, что движется, надеясь, что при монтаже что-нибудь получится, на успех не рассчитывайте. Заранее планировать видеоряд не менее важно, чем заранее писать сценарии и продумывать развитие сюжета и сценарный план до начала съемки. Бывает, что у вас нет возможности заранее ознакомиться с местом съемки, но вы, по крайней мере, можете, оказавшись на месте, как следует оглядеться и определить, что с изобразительной точки зрения для вас важно, а что нет [7, с. 66]. Снять сюжет профессионально на одном месте невозможно, поэтому репортер использует весьма разнообразный видеоряд, планы разной крупности, и ракурсов, что позволяет смонтировать живой репортаж и передать драматизм события.
Кроме событийных репортажей в программе используются и тематические, и проблемные репортажи. В данном случае репортер получает задание снять не конкретное событие, а репортаж на ту или иную тему, когда редакция не ограничивает журналиста ни местом, ни персонами, ни проблематикой будущего репортажа. В любом случае событие (или события), подходящее для заданной темы, репортер выбирает сам. Такой репортаж называется тематическим, или проблемным [6, с. 242].
Сегодня каждый профессионально работающий канал имеет в своем арсенале информационно-аналитическую программу, которая завершает информационную неделю, анализируя, комментируя, прогнозируя события. Тем самым выполняют свою главную задачу - формировать общественное мнение.
Телевизионный проект «Время новостей. Итоги» вышел в эфир спустя год после начала вещания канала РГВК «Дагестан». Идет он в воскресный вечер в 19:30 и 22:30 и на сегодняшний день хронометраж - 70 минут. Финансовые возможности канала не позволяют создать специальную редакцию по производству действительно аналитической программы. Сегодня её можно причислить к информационным программам, которые формируются из видеоматериалов корреспондентов информационной службы РГВК «Дагестан», прошедших в эфир за неделю. Специально сюжеты для выпусков итоговой программы не снимаются.
Итоговый выпуск программы «Время новостей. Итоги» решён в классическом стиле и имеет традиционную верстку, при которой на первое место выходят политические новости. Реже при ранжировании событий используются новые тенденции постановки в начало выпуска сюжетов о человеческих трагедиях. При верстке шеф-редактор пытается соблюдать принцип баланса позитивных и негативных материалов. При отборе материалов предпочтение отдается политической информации, а менее всего представлены материалы экономической, социальной и культурной тематики.
Структура программы привлекает ряд моментов. Во-первых, весьма удачен, на наш взгляд, блок краткого обзора событий, не вошедших в подробный обзор. Правда, чаще всего этот блок включает в себя информацию о взрывах, терактах, убийствах, спецоперациях, ДТП. Таким образом, журналисты информируют обо всех негативных событиях, которые произошли в республике за неделю, но стараются не акцентировать на них пристального внимания, чтобы после просмотра выпусков не оставалось ощущения безысходности. Вторым положительным моментом является включение в структуру программы интервью с гостем в студии, которое проводит ведущая, выступающая в роли интервьюера. Такие интервью всегда имеют информационный повод, а перед ними идут сюжеты по теме последующей беседы.
Из информационных жанров используются заметки: официальные и авторские. Практически отсутствуют вербальные заметки. Понятно, что программа структурируется из ведеоматериалов, которые уже прошли в эфир. А так как программа идёт в записи, то горячих новостей в ней не бывает.
Достаточно широко представлен ведущий жанр информационной журналистики - репортаж: событийный, тематический, реже проблемный. Но лидируют в итоговых выпусках «Время новостей» отчет, сюжеты корреспондентов РГВК «Дагестан» с различных заседаний и совещаний на самом высоком региональном уровне. В паркетной журналистике отчеты снимаются без учета современных требований к подобным сюжетам. Визуальная картинка отчетов не выходит за пределы зала заседаний. Они не динамичны и затянуты. Порой хронометраж отчетов может достигать 9 минут эфирного времени. А это и для подробного освещения события, на котором могут и рассматриваться актуальные вопросы, но говорится непонятным языком, слишком много.
К сожалению, не во всех выпусках присутствует информационное интервью. А ведь именно оно расширяет жанровую палитру выпусков. Увы, в итоговой программе нет корреспонденции, обозрений. Из аналитических жанров используется лишь комментарий. Руководство РГВК «Дагестан», шеф-редактор проекта «Время новостей. Итоги» прекрасно понимают, что программа не является аналитической. Но мизерное финансирование канала не позволяет делать её выпуски более публицистичными. Хотя именно сегодня дагестанский зритель нуждается в глубокой и серьезной аналитике.
Утренняя и дневная сетка телеканала достаточно разнородна. Помимо ежедневных выпусков новостей и информационно-аналитических программ выходит примерно равное количество развлекательных и познавательно-просветительских программ (по большей части документальные фильмы и повторы других передач), а в вечернее время (прайм-тайм) размещаются передачи, имеющие общую направленность за исключением передач на национальных языках.
На основе анализа содержания эфира РГВК «Дагестан», мы можем сказать, что канал предлагает зрителю программы различной тематики. Программная структура состоит как из познавательно-развлекательных передач различных жанров и тематики («Годекан», «Круглый стол», «Мой театр»), так и из общественно-политических программ («Подробности», «За скобками», «Человек и право», «Первая студия»).
В эфире общественного телеканала мы также обнаружили относительно высокий процент регулярных культурно-просветительских программ (примерно 1/3 от общего количества развлекательных программ). Телеканал придает особое значение национальному вещанию - в эфир выдаются программы на 7 языках народов Дагестана, что является положительной тенденцией в эфире телеканала и выступает его отличительной чертой. К примеру, передача на лакском языке «Аьрщи ва агьлу», в апреле вышел телеочерк «Встреча весны» в с. Вачи Кулинского района и т. д.
Обзор недельного эфира канала показал, что программное наполнение телеканала оставалось разнообразным и вполне сбалансированным. В программной структуре хотя и преобладал развлекательный контент, но не с большим процентным отрывом от передач остальных жанров. На канале практически отсутствуют комедийные шоу, реалити-шоу и остальной контент, носящий именно откровенно развлекательный характер.
После рассмотрения эфира прайм-тайма стало очевидно, что канал стремится к разнообразию контента. В будние дни «подход» к прайм-тайму и сам прайм-тайм состоят из постоянных передач: «Городская среда», «Кунацкая», «Человек и право», «Первая студия».
Утром на телеканале выходят новостные выпуски (один из них на языках национальных меньшинств), документальные и развлекательные передачи. Благодаря большому количеству аналитических передач на социально-политическую тематику общественный телеканал имеет возможность сформировать в дневном эфире блок из трех аналитических или познавательных программ, включая в него каждый день разные передачи. Тематическое взаимоисключение основывается на максимально возможном разделении всех программ по интересам. Программирование эфира выходных дней отличается развлекательной ориентацией, но при этом аналитические и познавательно-просветительские передачи не вытеснены развлекательным контентом.
Формат телеканала определяет вектор его развития и производство конечного продукта - телевизионной программы, потребителем которой становится телезритель. Программы канала РГВК «Дагестан» можно разделить на шесть основных групп: информационно-аналитические, общественно-политические, художественные, развлекательные, детские и национальные.
РГВК «Дагестан» - один из немногих региональных каналов, самостоятельно заполняющий суточную сетку вещания. В эфире телеканала - новостные выпуски «Время новостей Дагестана», художественные фильмы, трансляции спортивных соревнований, детские, культурно-исторические и развлекательные программы. Следует отметить положительные изменения в программной политике канала РГВК «Дагестан»: в эфире канала выросла доля познавательно-просветительского вещания, а также канал сократил количество сериалов в своем вещании. Большие объёмы программ развлекательного характера в эфире помогают общественным телеканалам привлечь аудиторию, их общественный статус подразумевает, что они должны делать ставку на иные интересы зрителей. В эфире также присутствуют регулярные программы о национальной культуре в разном объёме.