Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Таким образом, вывод о гайде как величине земельного надела, необходимого для отправления государственных повинностей, находится в полном противоречии с общей историко-юридической теорией Сибома, согласно которой гайда как земельное владение раздробилась бы на мелкие участки в условиях наследования равными долями в течение двух поколений, а владельцы этих участков попали бы в зависимость от лордов. Несостоятельность такого взгляда показал еще П. Виноградов: гайда не может дробиться далее 78 части, ибо это угрожает целостности восьмиволовой запряжки. Но и в случае раздела владельцы 1, 2 и более животных продолжали обрабатывать надел коллективно и в этом не было и следа кооперации внутри “community of serfs”, на которой настаивал Сибом. Данные А. Гуревича, в свою очередь, свидетельствуют, что и к концу XI в. половина свободных держателей владела 1 - 2 виргатами (соответственно 2 - 4 быками). Отсюда и латинский перевод этого держания как “virga” - двор (появляется в конце X в.). Раздробления, как видим, не произошло, а гайда, перестав быть реальной земельной мерой, трансформировалась в фискальную единицу.
Так или иначе, но эти исследования приводят к следующему итогу: прежде чем стать фискальной единицей, гайда, как и кентский сулунг, была реальной мерой земельной площади (на это указывает этимологическая связь данных терминов
), -, -венные повинности, т. е. отправлять перед государством обязанности, приличествующие свободному статусу.
УДК 519.95
В.Н. Дранников, С.И. Родзин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ
Исследования по применению информационных технологий в сфере профилактики наркомании выполнялись Таганрогским государственным радиотехническим университетом в рамках федеральной программы «Молодежь России» (сертификат №79 от 05.08.02г.). Проблема распространения наркомании в студенческой среде становится институциональной угрозой для российских вузов [1]. Перед лицом этой угрозы требуется межведомственный подход и кооперационные усилия вузов, ориентированные на решение вопросов профилактики наркомании, напри,
наркотизма в студенческой среде, который бы занимался накоплением экспертных знаний о механизмах действия наркотиков, о методах лечения и сопротивления , . центра должна быть профилактика наркомании и зависимости от психоактивных , , сохранение психического здоровья молодежи.
Предметом разработки в рамках федеральной программы являлась совокупность организационных, методических, информационных и программных средств профилактики наркомании в студенческой среде.
Секция теории права
Основные требования к предмету разработки состояли в следующем:
♦ качественный, а не количественный характер целей профилактики наркомании;
♦ многошаговый характер до стижения целей профилактики;
♦ эволюционный характер про цесса профилактики наркомании;
♦ на каждой стадии профилактики наркомании может быть свое решение, а элементы профилактики объединены большим количеством различных связей.
С учетом указанных требований удалось собрать интегрированные экспертные данные по различным аспектам наркотизма, выбрать математические и информационные методы их обработки, а также использовать комплекс программноаппаратных средств поддержки и наполнения базы знаний о наркомании [2]. Ока,
созданию предметных баз знаний. Ввиду отсутствия готовых источников знаний в процессе работы над проектом пришлось организовать их сбор и обработку при сотрудничестве с правоохранительными и медицинскими учреждениями. Основная трудность в ходе осуществления проекта состояла в необходимости создания системы открытого типа с динамической базой знаний и альтернативными сценариями профилактики наркомании, структуризацией знаний, учетом возможных вариантов диалога и т.п.
Новизна предлагаемой концепции системы экспертной поддержки принятия профилактических решений и рекомендаций заключается в интеграции знаний экспертов: наркологов, работников правоохранительных органов и учреждений , .
При разработке системы возникли следующие проблемы:
♦ определение состава баз ы знаний и ее формирование;
♦ разработка новых и использование известных методов для описания информационных процессов в системе;
♦ разработка способов представлен ия и организации использования зна-
;
♦
анализа с использованием «мягкой» логики.
Основным результатом проекта на данном этапе является создание пилотной -
.
концепцию можно будет развивать в направлении создания Южно-Российского межвузовского координационного центра профилактики наркомании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Реформы образования. Аналитический обзор / Под ред. В.М.Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003.
2. Дранников В.Н., Родзин С.К Концепция базы знаний для экспертной системы профилактики наркомании // Известия ТРТУ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. №1(19).