УДК 519.95
В.Н. Дранников, С.И. Родзин ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ
Исследования по применению информационных технологий в сфере профилактики наркомании выполнялись Таганрогским государственным радиотехническим университетом в рамках федеральной программы «Молодежь России» (сертификат №79 от 05.08.02г.). Проблема
распространения наркомании в студенческой среде становится институциональной угрозой для российских вузов [1]. Перед лицом этой угрозы требуется межведомственный подход и кооперационные усилия вузов, ориентированные на решение вопросов профилактики наркомании, например, в рамках формирования регионального экспертного центра профилактики наркотизма в студенческой среде, который бы занимался накоплением экспертных знаний о механизмах действия наркотиков, о методах лечения и сопротивления наркомании, об ответственности за наркопреступления. При этом основной целью центра должна быть профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, а также правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи.
Предметом разработки в рамках федеральной программы являлась совокупность организационных, методических, информационных и программных средств профилактики наркомании в студенческой среде.
Основные требования к предмету разработки состояли в следующем:
• качественный, а не количественный характер целей профилактики наркомании;
• многошаговый характер достижения целей профилактики;
• эволюционный характер процесса профилактики наркомании;
• на каждой стадии профилактики наркомании может быть свое решение, а элементы профилактики объединены большим количеством различных связей.
С учетом указанных требований удалось собрать интегрированные экспертные данные по различным аспектам наркотизма, выбрать математические и информационные методы их обработки, а также использовать комплекс программно-аппаратных средств поддержки и
наполнения базы знаний о наркомании [2]. Оказалось, что разработка
подобного рода системы требует значительных усилий по созданию предметных баз знаний. Ввиду отсутствия готовых источников знаний в процессе работы над проектом пришлось организовать их сбор и обработку при сотрудничестве с правоохранительными и медицинскими учреждениями. Основная трудность в ходе осуществления проекта состояла в необходимости создания системы открытого типа с динамической базой знаний и
альтернативными сценариями профилактики наркомании, структуризацией знаний, учетом возможных вариантов диалога и т.п.
Новизна предлагаемой концепции системы экспертной поддержки
принятия профилактических решений и рекомендаций заключается в
интеграции знаний экспертов: наркологов, работников правоохранительных органов и учреждений социальной защиты, педагогов высшей школы.
При разработке системы возникли следующие проблемы:
• определение состава базы знаний и ее формирование;
• разработка новых и использование известных методов для описания информационных процессов в системе;
• разработка способов представления и организации использования знаний;
• разработка алгоритмов и программного обеспечения онтологического анализа с использованием «мягкой» логики.
Основным результатом проекта на данном этапе является создание пилотной версии экспертно-советующей системы профилактики наркомании в студенческой среде. При условии соответствующего финансирования разработанную в проекте концепцию можно будет развивать в направлении создания Южно-Российского межвузовского координационного центра профилактики наркомании.
1. Реформы образования. Аналитический обзор/ Под ред. В.М.Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003.
2. Дранников В.Н., Родзин С.И. Концепция базы знаний для экспертной системы профилактики наркомании // Известия ТРТУ, Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001, №1(19).