участников в форумах и блогах проходило в очень спокойной атмосфере, участники были доброжелательны и готовы помочь друг другу. Отсутствовали насмешки и язвительные замечания.
В итоге, начав с нуля, организаторы проекта, как они считают, создали идеальную образовательную оболочку, отвечающую требованиям XXI века.
Однако существует проблема с демонстрацией проектных достижений участников. Очень сложно полученные ими умения и знания, которые бесспорно пригодятся участникам в дальнейшей жизни, встроить в существующие учебные программы и методы оценки знаний. По мнению энтузиастов Schome Park, существующая система образования требует пересмотра. Каким видится будущее:
- адаптивное, интерактивное компьютерное обучение;
- обучение родителей;
- мобильное образование;
- школа - это одна большая классная комната.
Чтобы начать двигаться в этом направлении, они считают, необходимо сделать следующее:
1. Идентифицировать максимально возможное количество целей Schome.
2. Сгруппировать их, превратив в когерентный и всесторонний список возможных целей, которых Schome может захотеть достигнуть.
3. Провести онлайн-анкетирование, которое позволит эти цели ранжировать, при этом постараться провести опрос среди сотен тысяч респондентов.
4. Проанализировать результаты, и, опираясь на них, сформулировать ключевые цели и задачи.
На своем сайте они уже организовали онлайн-анкетирование. Так что процесс идет, и хочется
пожелать энтузиастам успеха.
Глоссарий участников проекта
Микросайты - мини^еЬ-сайты, которые используются для общения по проекту.
Флэшмитинг - асинхронный инструментарий для видеоконференций.
Блог - web-сайт, содержащий личный онлайновый журнал с информацией, комментариями и другими гиперссылками, организованными автором.
Вики - web-сайт, позволяющий посетителям вносить изменения, исправления, добавлять содержимое.
Блики - блог с использованием Вики.
Машинима - изготовление мультфильмов в среде 3D.
Литература
1. Schome: the Education System for the Information age. http://www.schome.ac.uk/wiki/Main_Page Дата последнего обращения 15.04.2010
2. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 94-97.
Информационные технологии как средство формирования
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА.
Практикум работы на ПЭВМ
Богомолова Марина Рудольфовна ([email protected])
ГОУ СПО «Калужский технологический колледж», г. Калуга
Аннотация
Статья отражает особенности организации в Калужском технологическом колледже учебного процесса, имеющего своей целью формирование профессионально значимых личностных качеств специалиста, с использованием информационных технологий.
Задача учебного заведения: так организовать образовательный процесс, чтобы на завершающем этапе обучения у будущего специалиста сформировалась не только информационная грамотность, но и внутренний мотив к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, в том числе и через
информационную культуру. Информационная мобильность и компьютерная грамотность выпускников, умение отобрать из огромного массива современных программных разработок те, которые можно эффективно применять в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию с использованием ИТ - все это профессионально значимые личностные качества специалиста.
Только на основе информационно-образовательной системы может быть обеспечено соответст -вие информационной подготовки специалистов современным требованиям общества, формирование готовности к информационной деятельности в профессиональной сфере. Такая системно выстроенная инфраструктура строится на различных уровнях формирования информационной среды:
- государства и социума в целом;
- региона, города;
- учебного заведения;
- дисциплины.
В то же время, для эффективности системы, необходима взаимная интеграция и взаимодействие между уровнями информационной среды по вертикали.
Рассмотрим, как выглядит на данный момент времени и какие имеет перспективы развития процесс формирования профессионально значимых личностных качеств специалиста в нашем учебном заведении. Какое место в этом процессе занимают информационные технологии и является ли организация этого процесса системой. А именно, рассмотрим два нижних уровня информационной среды: уровень учебного заведения и уровень отдельных дисциплин.
На уровне учебного заведения процесс информатизации можно разделить на два основных направления:
1. Совершенствование системы управления учебным заведением за счет создания общей базы данных и комплексной автоматизации работы структурных подразделений.
2. Информатизация образования - сложный процесс, который состоит из следующих видов деятельности:
а) составление учебных планов с учетом возможности формирования информационной грамотности по спирали от 1 курса до последнего. На каждом витке обучения в рамках разных дисциплин студенты углубляют, расширяют и интегрируют в профессиональную сферу свои навыки и знания информационного характера.
Причем процесс формирования информационной грамотности по спирали можно разложить на когнитивную, деятельностную и развивающую составляющие.
Когнитивная (учебная): дисциплины 1-4 курса Информатика ^ Информационные системы ^ Информационные технологии в профессиональной деятельности ^ Практикум работа на ПЭВМ.
Практическая (деятельностная): учебная практика ^ СРС на разных дисциплинах ^ Курсовое проектирование ЭТЛ ^ Дипломное проектирование.
Развивающая (внеклассная, факультативная): конкурсы, викторины СПС «КонсультантПлюс», факультатив - лабораторный практикум по химии, психологическое тестирование, организация самостоятельной и досуговой деятельности студентов с использованием ПЭВМ;
б) использование средств ИКТ в качестве:
- средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффектив -ность и качество;
- сообщения знаний через компьютерную визуализацию учебной информации - средства мультимедиа.
Неоспоримые плюсы такой формы подачи материала:
- эффектность и, как следствие, - удержание внимания аудитории;
- возможность обсуждения параллельно демонстрации;
- работа зрительной памяти, как следствие, - эффективность усвоения и закрепления информации.
Какие возможности предоставляет использование мультимедийного оборудования?
- приобретение готовых электронных продуктов по дисциплинам и демонстрация их в качестве лекционного материала с последующим обсуждением;
- создание своими силами для последующей демонстрации презентаций и других ознакомительных и обучающих продуктов;
- создание студентами презентаций и сообщений с последующим представлением, обсуждением и защитой перед группой;
- защита рефератов, курсовых, дипломных работ, не наедине с преподавателями, а открыто, перед аудиторией, с ответами на вопросы оппонентов;
- моделирование учебных ситуаций (СРС по дисциплинам);
- контроль и коррекция результатов учебной деятельности (тесты, тренинги);
- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных);
- информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (создание ме-диатеки);
- средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторный практикум по химии, автоматизированный расчет выхода хлеба в зависимости от исходных параметров);
- компьютерное тестирование и психодиагностика (психологическое тестирование);
- средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр (предоставление компьютерных классов для самостоятельной, досуговой деятельности студентов).
Указанные виды деятельности по информатизации процесса образования в большей или меньшей степени реализуются в учебном заведении. На основе вышеизложенного выделим педагогические цели использования информационных технологий в учебном процессе:
- развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);
- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
- развитие коммуникативных способностей (например, использование Internet, электронной почты и т. п.);
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (моделирование профессионально-ориентированных проблемных ситуаций);
- развитие умений обрабатывать результаты экспериментально-опытной деятельности
(за счет автоматизации процесса обработки результатов на ПЭВМ);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Большинство перечисленных выше качеств личности является именно надпрофессиональными качествами специалиста. Но, возникает вопрос: насколько полноценно формирование этих качества в учебном заведении? Соответствует ли результат требованиям социальных партнеров-заказчиков? Как проконтролировать и оценить степень компетенции будущих специалистов, еще не имевших полноценного опыта работы на производстве? Можно сделать вывод, что если в учебном заведении нет инструмента контроля степени подготовки специалиста в разрезе личностных качеств, то полноценной информационно-образовательной системой процесс обучения назвать нельзя.
Перспективой работы колледжа является создание такого инструмента контроля уровня компе -тенции выпускников. Предполагается, что этот инструмент будет включать в себя определенный банк диагностик и тестов, содержащих в себе критерии оценки таких качеств, которые необходимы специалистам тех направлений, по которым осуществляется подготовка в учебном заведении. В процесс диагностики будут вовлечены сами студенты (самооценка), их коллеги (взаимооценка), а также преподаватели, социальные партнеры и в некоторых случаях родители. Проанализировав и оценив результаты диагностики можно будет сделать выводы об уровне подготовки будущих специалистов, выявить сильные и слабые стороны и скорректировать учебный процесс на достижение лучшего результата. Имея в распоряжении возможность контроля и коррекции степени компетенции будущих специалистов в соответствии с требованиями времени и социальных партнеров, можно будет считать
образовательный процесс системой. Системой, которая будет чутко реагировать на изменения времени и корректироваться. Обобщенно такая система изображена на схеме:
Составление учебных планов с учетом возможности формирования информационной грамотности по спирали от 1 курса до последнего. На каждом витке обучения в рамках разных дисциплин студенты углубляют, расширяют п интегрируют в профессиональную сферу своп знания п навыки информационного характера
Использование средств ГЖТ в качестве:
Средств обучения; Моделирования учебных ситуаций:
Контроля и коррекции результатов учебной деятельности; Использования программных 1 пакетов;
Информационно-методического обеспечения; Средств автоматизации процессов обработки результатов эксперимента; компьютерной психодиагностики;
ЦЕЛЬ -
сформировать у будущих специалистов не только информационную грамотность, но и внутренний мотив к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, в том числе и через информационную культуру.
Создание инструмента контроля уровня надпрофессиональной компетенции
выпускников (диагностика, оценка, коррекция)^
Педагогические цели использования ИТ в учебном процессе
Развитие мышления; Эстетическое воспитание; Развитие коммуникативных способностей; Формирование умения принимать оптимальное решение:
Умение автоматизировать
процесс обработки
результатов опытно-
экспериментальной
деятельности;
Формирование
и и ф ор ма ци о н н о п кул ь тур ы
Рассмотрим формирование информационно-образовательной системы на уровне дисциплины. Для интеграции знаний и умений студентов, приобретаемых ими на протяжении всего образовательного процесса, в КТК успешно применяется метод индивидуальных творческих проектов. Этот метод используется при личностно ориентированной организации образовательного процесса. Проектный метод применяется в том случае, когда обучающиеся уже научены основным приемам умственной деятельности, могут самостоятельно предлагать методы и находить пути решения поставленных задач и изучили курс спецдисциплин.
Сфера информационных технологий - одна из самых благоприятных для применения метода проектов благодаря многообразию инструментальных средств, которыми студенты владеют, и универсальности информации, которой они обладают. Это дает хорошую базу для творческой деятельности и применения результатов этой деятельности в любой профессиональной направленности.
Проект может быть как результатом скоординированной совместной деятельности группы уча -щихся, так и индивидуальной работой каждого студента.
При организации работы над проектом преподаватель выполняет следующие функции:
- координирует поиск студентами различных источников информации;
- создает психолого-педагогические условия для самостоятельного творчества студентов;
- управляет творческим процессом, осуществляя непрерывную обратную связь и коррекцию результатов работы.
Причем степень долевого участия преподавателя в работе над проектом различна в зависимости от этапа проектирования. Что наглядно изображено на схеме.
VI защита проекта
V подготовка к защите проекта
Villi рефлексия, ко] анализ результатов
>Д] iTi
I этап выбора темы, постановки целей и задач проекта, формирование внутренней мотивации
выполнение проекта
II Поиск материалов, их анализ, отбор содержания
IV обработка результатов, формулирование выводов
□ Доля участия студента ■ Доля участия преподавателя
Проектное обучение ориентировано на реализацию модели опережающего образования, потому что стимулирует истинное учение самих студентов, так как это обучение:
- личностно ориентированно;
- профессионально мотивируемо, что означает возрастание профессионального интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение студентам, оценивающим продукт своего труда, ощущение успеха.
Проект может быть монопредметным и межпредметным. Межпредметный проект становится интегрирующим фактором, средством обобщения комплекса знаний, полученных ранее в системе, обеспечивающей профессиональную компьютерную грамотность специалиста на последнем витке образования в учебном заведении.
Одним из примеров применения проектного метода обучения в рамках информатизации образовательного процесса можно считать дисциплину «Работа на ПЭВМ». Изучая дисциплины «компьютерного» блока в колледже на протяжении предшествующих 4-х курсов (информатика, информационные системы, информационные технологии, проектирование и исследование технологических процессов, применение информационных технологий в профессиональной деятельности), студенты познакомились с операционной системой Windows, научились работать с широко распространенными программами пакета Microsoft Office, узнали основы алгоритмизации и начала программирования на языке Visual Basic, освоили систему команд и инструментальных средств Visual Basic для создания Windows-приложений.
На 5-м (последнем) курсе дисциплина «Работа на ПЭВМ» запланирована как самостоятельная работа студентов над созданием индивидуального проекта в электронном виде на любую тему в рамках свой специальности (рекламный проект продукции, иллюстрация технологического процесса, резюме-презентация в электронном виде, web-страница и т. п.) с использованием приложений, изученных за весь курс «компьютерных» дисциплин. Таким образом, все знания и умения, полученные студентами ранее, систематизируются, оформляясь в компьютерную грамотность будущего специалиста. Такой проект можно считать межпредметным.
Важной особенностью проектного обучения, как средства, направленного на развитие личностных качеств, является то, что целевая установка - способы деятельности, а не накопление фактических знаний.
Говоря о практической значимости индивидуальных проектов, создаваемых студентами, важно отметить возможность внедрения их в учебный процесс. Обучающие и ознакомительные проекты по специальности используются в образовательном процессе колледжа в рамках дисциплин «Введение в специальность», «Технология и организация производства», «Оборудование», «Процессы и аппараты», Автоматизация технологических процессов», «Инженерная графика» и др.
Полученный при создании и защите своего проекта опыт студенты успешно применяют и в дальнейшей учебной деятельности: презентация бизнес-планов, защита курсовых и дипломных проектов была проведена с использованием приложения М8 РоуегРот1 и мультимедийного оборудования.
Таким образом, можно утверждать, что взаимная интеграция профессиональных и информационных знаний и умений студентов успешно реализуется при применении проектного метода обучения в рамках реализации модели опережающего обучения. Что является весьма весомой и значимой составляющей процесса подготовки современного специалиста - мобильного, информационно грамотного профессионала. Специалиста, в процессе подготовки которого ставится развитие целостной личности.
ЦЕЛЬ - МАКСИМУМ - развитие таких качеств специалиста современного уровня, как способность неординарного подхода к решению узко специализированных профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Умение отобрать из огромного массива современных программных разработок те, которые можно эффективно применять именно в своей области деятельности. См.*
Применение проектного метода
приличносгно-ориенгнрованной организации образовательного процесса
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОНСУЛЬТАНТ)
знаииевъш компонент качества подготовки специалиста:
знать: о разнообразии возможностей применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. деятглшоеттш компонент канесяш подготовки специалиста:
уметь: использовать программы пакета MicrosoftOffice и приложение Microsoft Visual Basic для создания индивидуальных проектов решения технологических, организационных и маркетинговых задач в своей профессиональной деятельности личностный компонент качества подготовки специалиста:
развитие у студентов следующих свойств и
качеств
■ уверенность в себе;
■ конкурентоспособность на рынке труда; умение планировать свое время; способность к самообучению и самосовершенствованию, благодаря навыку самостоятельной работы;
• умение отслеживать инновационные процессы различного направления с целью примененияв своей профессиональной деятельности.
накопление фактических жаний
Возвращаясь на уровень учебного заведения, и обобщая все сказанное, можно утверждать, что системная организация учебного процесса с активным использованием ИКТ способствует формированию профессионально значимых личностных качеств специалиста.
=Ъ0 Литература
1. Гузеев В.В. Планирование образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
3. СибирскаяМ.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. М., 2002.
4. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». № 5 (июль 2004 г.).
5. Анисимов П.Ф., Мухаметзянова Г.В. Состояние и перспективы научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования // Образовательная инициатива. 2005. № 1.