РАЗДЕЛ III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 004.38(07)
К. А. Шахбанова
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ТЕХНИКУМЕ
Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходит такие профессиональные и личностные качества, которые позволяют специалист)' успешно адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу.
Формирование у специалистов среднего звена таких качеств позволит повысить адекватность результатов образовательной деятельности средних специальных учебных заведений ожиданиям общества, потребностям социально-экономического развития страны.
Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы среднего профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы.
Совершенствование организации образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях предусматривает, прежде всего, использование новых технологий обучения.
Активно внедряются в образовательный процесс средних специальных учебных заведений личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии [1].
Состояние отечественной образовательной системы и тенденции развития общества диктуют необходимость безотлагательного решения проблемы опережающего развития профессионального образования на основе перспективных инфокоммуникационных технологий (ИКТ), создания в стране единой образовательной информационной среды. При этом информатиза-
ция предполагает сущностное изменение организации, содержания, технологии и организационных форм в системе подготовки специалистов.
В процессе модернизации системы образования возникает ряд проблем, и одна из них - проблема психолого-педагогического характера, связанная с недостаточной конкурентоспособностью выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в условиях интенсивного процесса информатизации общества.
Информатизация образования нами понимается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества содержания образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества; проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замена, традиционных методик на более эффективные во всех видах деятельности в системе высшего и среднего профессионального образования России.
Особо значимым является то обстоятельство, что система специального профессионального образования (СПО) обеспечивает возможность получения одновременно общего и профессионального образования. Этим обусловлена его востребованность как экономикой, так и миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации. Престижность высокотехнологичного труда перед малоквалифицированным играет все более ведущую роль в выборе молодежью среднего профессионального образования технического профиля.
Выявленный вектор развития системы СПО, обусловленного социальноэкономической ситуацией в стране, соответствует и общемировым тенденциям. Формирование единого европейского образовательного пространства невозможно без совместимости стандартов и критериев оценки качества во всех европейских странах. Содержание СПО как при условии обеспечения сопоставимости российских образовательных стандартов СПО с зарубежными аналогами, разнообразие спектра подготовки специалистов определяют его потенциальную востребованность на международном рынке образовательных услуг.
Таким образом, колледжи и техникумы, являясь самым массовым звеном подготовки квалифицированных кадров, способны решить несколько насущных проблем общества:
• обеспечить удовлетворение потребности в квалифицированных кадрах во всех отраслях экономики;
• снять проблемы доступа определенных групп молодежи к профессиональному образованию, снизив, тем самым, уровень безработицы среди молодежи, поскольку в реальном секторе экономики испытывается постоянный дефицит в практико-ориентированных специалистах технического профиля;
• этот уровень образования достаточно часто является единственной возможностью получения профессионального образования для молодежи из
малообеспеченных слоев населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
■ учреждения СПО в основном формируют массовый средний класс российского общества.
Как известно, специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального звена, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгори тма действий.
Таким образом, учреждения СПО, их уровень, содержание обучения, прак-тико-ориентированные технологии подготовки специалистов способны гибко и оперативно обеспечивать вхождение новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное пространство.
В связи с переходом к информационной стадии развития общества основополагающей сос тавляющей эффективности работы образовательных учреждений, подготовки ими конкурентоспособных специалистов является уровень квалификации педагогических кадров. Анализ целей преподавания дисциплин общепрофессионального и специального информационного циклов, требований нового Государственного образовательного стандарта СПО специальностей сельскохозяйственного профиля, позволяет сделать вывод о необходимости разработки принципиально новых подходов к обучению конкурентоспособных специалистов, совершенс твовании информационного обеспечения учебного процесса, системы контроля знаний, реализовать которые может преподаватель, не только освоивший свою предметную область, но и обладающий информационной культурой.
В Дербентском государственном сельскохозяйственном техникуме по специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» информационная подготовка, формирование информационной кулыуры будущих техников сельскохозяйственного производства по учебному плану осуществляются на основе преподавания курсов «Информатика» и «Инженерная графика».
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3201 “«Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (базовый уровень среднего профессионального образования) с квалификацией «Техник» в области информатики отмечается:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи, накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
— уметь анализировать биохимические круговороты веществ и их нарушения человеком.
Курс «Информатика» должен «сформировать у студента фундамент современной информационной культуры».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что курс «Информатика» является базовым курсом, выравнивающим знания и умения в области информатики и информационных технологий у студентов, формирующим компьютерную грамотность, обеспечивающим преодоление психологического барьера «боязни работы с персональным компьютером», формирующим у будущих техников сельскохозяйственного производства фундамент современной информационной культуры.
Дисциплина «Инженерная графика» является следующей ступенькой информационной подготовки студентов техникума. Эта дисциплина изучается во втором курсе (2-й семестр).
Целью курса «Инженерная графика» является ознакомление обучающихся с современными графическими средствами интегративной компьютерной графики.
В результате изучения курса студент должен знать структуру и общую схему функционирования графических средств, реализующих графику, уметь применять средства интегративной компьютерной графики в профессиональной деятельности, приобрести навыки по использованию средств деловой и иллюстративной графики, уметь выбрать графическое средство на основе знания основных параметров для создания продуктов сельскохозяйственного производства.
Дисциплина «Инженерная графика» непосредственно связана с курсом «Информатика».
Эта дисциплина формирует умения, навыки и информационную культуру студента при работе с графической информацией.
Динамика и содержание непрерывного формирования информационной культуры студентов техникума будет неполной, если не учесть дополнительный резерв в виде курсов по выбору в области информатики и информационных технологий, систему самостоятельной работы студентов, учебно-производственную практику по специализации, работу над курсовыми и дипломными работами.
Разработанный нами курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства» занимает особое место в модели подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства к использованию инфокоммуни-кационных технологий в профессиональной деятельности. Этот курс по выбору изучается в третьем курсе.
Основной целью данного курса является формирование у студентов сель-
скохозяйственного техникума культуры комплексного использования инфо-коммуникационных технологий в сельскохозяйственном производстве.
Содержание курса по выбору направлено на обобщение, интеграцию и актуализацию знаний студентов по инфокоммуникационным технологиям, используемых в деятельности техника сельскохозяйственного производства, учет региональной специфики применения инфокоммуникационных технологий в деятельности специалистов сельскохозяйственного производства; навыков работы на компьютере по созданию презентаций, поиску в сети (локальной и глобальной), общению по электронной почте. Исходя из этого были определены задачи изучения курса: 1) знакомство с нормативно-правовыми актами, регламентирующими информатизацию образования; 2) анализ многообразия определений ИКТ; 3) характеристика основных современных ИКТ, используемых в деятельности специалистов СПО; 4) изучение современного регионального опыта применения ИКТ в деятельности специалистов СПО; 5) анализ современной практики применения сети Интернет в СПО; 6) формирование умений и навыков создания презентаций Microsoft PowerPoint, общения ио электронной почте, поиска в локальной и всемирной сети, участия в телеконференциях; 7) формирование умений и навыков применения ИКТ при подготовке рефератов, курсового проекта, выпускной квалифицированной работы.
По некоторым темам данного курса разработаны презентации, которые использовались нами на лекциях.
В качестве реализации педагогических условий использования инфокоммуникационных технологий в процессе изучения будущими техниками сельскохозяйственного производства нашего курса по выбору использовалось модульное обучение.
Модульное обучение предполагает организацию образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации).
В программе выделены следующие содержательные модули:
1. Инфокоммуникационные технологии в средних профессиональных учреждениях в свете стратегических направлений модернизации образования.
2. Электронные средства обучения в среднем профессиональном образовании,
3. Технология реализации профессионально-ориентированных задач с использованием электронных средств в средних профессиональных учреждениях.
4. Проектная деятельность будущих техников сельскохозяйственного производства с использованием инфокоммуникационных технологий.
Нами разработана и успешно применяется методика проведения практических занятий по модулю «Проектная деятельность будущих техников сельскохозяйственного производства с использованием инфокоммуникацион-
ных технологий» в изучении курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства» в Дербентском государственном сельскохозяйственном техникуме.
В данный модуль включены следующие темы:
1. Образовательные сайты, возможности и перспективы использования в учебной и профессиональной деятельности.
2. Поиск и работа с образовательными сайтами российских вузов.
3. Проектная деятельность техника сельскохозяйственного производства. Виды и типы проектной деятельности в средних профессиональных учреждениях. Индивидуальные и групповые проекты, технология их организации.
4. Методические приемы организации проектной деятельности студентов техникума. Примеры проектов, реализуемых в учреждениях среднего профессионального образования.
5. Интернет-проекты, ориентированные на студентов сельскохозяйственного техникума.
Студенты при изучении данного модуля должны знать:
- возможности образовательных сайтов в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- работу образовательных сайтов;
- основные типы педагогических программных средств и их целевое назначение;
- виды проектов и технологию их реализации в учреждениях среднего профессионального образования
Студенты должны уметь:
- организовать образовательный процесс с использованием инфокомму-никационных технологий;
- организовать самостоятельную работу по освоению программного продукта;
- организовывать проектную деятельность с использованием компьютерных технологий.
Студенты должны иметь представление:
- об основных фуппах профессиональных задач и способах их решения с использованием возможностей инфокоммуникационных технологий;
-о ресурсах Интернета для сельскохозяйственного производства;
- о приемах использования инфокоммуникационных технологий на практических занятиях,
Отбор содержания курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства» выявил ярко выраженную прикладную, практическую направленность обучения.
Экспериментальная работа но формированию информационной культу-
ры будущих техников сельскохозяйственного производства была организована на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО) «Дербентский государственный сельскохозяйственный техникум». В педагогическом эксперименте приняли участие 32 студента, из них на констатирующем этапе - 32; на последующих этапах - 25 студентов.
В ходе диагностики готовности будущих техников сельскохозяйственного производства учреждений среднего профессионального образования к использованию ИКТ в профессиональной деятельности мы определили, что:
- большая часть опрошенных будущих техников сельскохозяйственного производства не знакома с работой на персональном компьютере (56,3%), выполняют простые операции по обработке информации (32,7%) и только 10,9 % будущих техников сельскохозяйственного производства работают с несколькими компьютерными программами и используют НИТ в процессе обучения;
- на начало эксперимента наглядно преобладает низкий уровень сформированное™ информационной культуры будущих техников сельскохозяйственного производства (80 %);
- 98% будущих техников сельскохозяйственного производства желают посещать курсы подготовки, чтобы повысить свою квалификацию в области компьютерных технологий.
Полученные в результате диагностической работы эмпирические данные поставили перед нами задачу разработки конкретной программы по работе с будущими техниками сельскохозяйственного производс тва.
Наиболее актуальными в контексте исследуемой проблемы явились следующие положения: ориентация обучения на безотлагательное применение обучающимися полученных знаний на практике для разрешения конкретных профессионально проблем; ориентация обучения курса на профессиональную направленность; ориентация на формирование новых образовательных потребностей у будущих техников сельскохозяйственного производства; ориентация обучения на личностное развитие каждого студента.
Процесс подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства к использованию ИКТ в образовательном процессе проектировался и реализовывался на основе принципов: приоритета самостоятельного обучения, совместной деятельности, системности, индивидуализации, контекстности, актуализации результатов обучения, элективно-сти, развития образовательных потребностей и осознанности.
В контексте проведения экспериментальной работы разработаны и апробированы учебно-методические материалы, направленные на формирование у будущих техников сельскохозяйственного производства знаний, умений и навыков работы на компьютере:
- программа курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности будущих техников сельскохозяйственного производства»;
- методические указания к лабораторному практикуму по подготовке будущих техников сельскохозяйственного производства к использованию ин-фокоммуникационных технологий в учебном процессе.
Учебно-методические материалы для будущих техников сельскохозяйственного производства были подготовлены в соответствии с выше названными научно-методическими принципами создания учебно-методической литературы, ориентированность на самостоятельное обучение; предназначенность для обучающихся; постановка проблемно-контрольных вопросов к темам; ориентация на разноуровневое освоение учебного материала; выделение обязательного минимума содержания; введение дополнительного учебного материала; введения минимум двух списков рекомендуемой для изучения литературы: обязательной и дополнительной; принцип рекомендации форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения; наличие терминологического словаря-справочника.
На технологическом этапе процесса информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства обучающий выполнял следующие технологические операции: организация взаимодействия всех участников процесса обучения; оперативная диагностика; на каждом конкретном занятии определение реалвных образовательных задач; создание учебных ситуаций, в которых будущие техники сельскохозяйственного производства, проходящие подготовку, могли освоить программу обучения с наибольшей степенью активности; проведение мониторинг.
Технология реализация разработанной модели инфокоммуникационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства представляет собой совокупность и последовательность выполняемых на каждом этапе процесса подготовки технологических операций, в структуре каждой из которых предусмотрена система определенных технологических действий, выполнение которых предполагает реализацию участниками процесса подготовки определенных функций.
Выделены уровни сформированности информационной культуры будущих техников сельскохозяйственного производства как образовательного результата информационно-технологической подготовки: низкий, средний и высокий.
Нами сформулированы критерии и показатели сформированности информационной культуры будущих техников сельскохозяйственного производства:
мировоззренческий — принятие на личностном уровне ценности информационной деятельности; готовность к постоянному обновлению знаний и умений в области информационных технологий; наличие и готовность к реализации потребности в использовании информационных технологий в про-
фессионалъной деятельности; предвидение последствий информационной деятельности; осознание и стремление к самосовершенствованию;
когнитивный - целостная и непротиворечивая система знаний и умений в области ИКТ;
профессионально-деятельностный - сформированность теоретических и практических умений, позволяющих успешно использовать информационно-технологические возможности для наиболее эффективного решения профессиональных задач и отражающих уровень развития личности будущего техника сельскохозяйственного производства как субъекта информационной деятельности.
Для определения уровня сформированности информационной культуры будущих техников сельскохозяйственного производства по выделенным критериям использовался метод количественной обработки результатов диагностики, позволяющий определить количественные показатели в отношении степени проявления каждого критерия.
Оценка показателей по профессионально-деятельностному критерию производилась экспертами, в качестве которых выступали заведующие кафедрами, методисты и деканы, а также по результатам наблюдения и разработанным опросникам. В целях оптимизации экспертной работы была разработана карта фиксации показателей.
Количественные показатели когнитивного критерия определялись с помощью теста проверки теоретических знаний; выполнением итог ового практического задания, оцениваемого экспертами, в роли которых выступают преподаватели информатики. Результаты оформлялись с помощью карты фиксации показателей практических навыков работы на компьютере.
Завершающим моментом процесса обучения является анализ и оценивание достигнутых будущими техниками сельскохозяйственного производства успехов с целью определения реального уровня освоения учебного материала, установления эффективности процесса обучения, стимулирования их образовательных потребностей. ,
Анализ результатов полученных данных показал, что из 25 будущих техников сельскохозяйственного производства показали низкий уровень подготовки 1 1 человек (44%), средний - 9 (36%), высокий - 5 (20%). Выявленное процентное соотношение уровней подготовки педагогов показывает, что больше половины обучающихся достигают среднего и высокого уровней предложенной нами модели (56%).
Результаты экспериментального исследования получили статистическое подтверждение, что свидетельствует об их достоверности и подтверждает правильность исходных гипотетических предположений.
Процесс инфокоммуникационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства, организованный на базе сельскохозяйственного техникума в соответствии в о писанной моделью, предоставляет широкие возможности для успешной профессиональной деятельности будущих
техников сельскохозяйственного производства, поскольку способствует формированию знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для решения профессиональных задач в условиях информатизации образования.
Библиографический список
!. Антонов, О. Ю. Педагогическое взаимодействие педагогов и студентов в процессе подготовки техников сельскохозяйственного производства в колледже / О. Ю. Антонов: Дис... .канд.пед.наук. - Нижний Новгород, 2004. - 164 с.