Научная статья на тему 'Роль и перспективы компьютерных технологий в подготовке конкурентоспособного специалиста'

Роль и перспективы компьютерных технологий в подготовке конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Елена Алексеевна

Статья посвящена вопросу практического применения информационных технологий в сфере профессиональной деятельности будущих специалистов. В статье говорится о возможностях современной компьютерной техники и средств мультимедиа, а также называются методы обучения в сфере информационных технологий, речь идет о формах самостоятельной работы студентов, развитии его личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и перспективы компьютерных технологий в подготовке конкурентоспособного специалиста»

иллюстрациями и чертежами, объясняющими суть изучаемого материала. Есть возможность выполнить тестовые задания в интерактивном режиме, а также проверить знания с помощью практических, самостоятельных и контрольных работ. Система гиперссылок позволяет быстро переходить на нужную страницу. На страницах, связанных с параграфами «Простейшие задачи в координатах», «Уравнение окружности и прямой», представлены слайды из единой коллекции образовательных ресурсов, которые можно использовать при объяснении темы. Последняя страница пособия содержит тематическое планирование по изучаемой главе, а также комплект теоретических вопросов для учащихся и уровни требования к их подготовке.

При необходимости нетрудно организовать индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам, а также есть возможность обучать дистанционно.

Программный пакет не может заменить традиционные формы работы школьников при обучении геометрии (построение чертежей в тетради, работа с графиками и т. п.), а дополняет их инструментарием, позволяющим ускорить процесс формирования знаний, умений и навыков учащихся, особенно на начальных этапах изучения темы.

=10- Литература

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы. М.: Просвещение, 2000.

2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2003.

3. Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru

Роль и перспективы компьютерных технологий

В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Кузина Елена Алексеевна (е!.сиг1па2010@ yandex.ru)

ГОУ СПО «Калужский технологический колледж», г. Калуга

Аннотация

Статья посвящена вопросу практического применения информационных технологий в сфере профессиональной деятельности будущих специалистов. В статье говорится о возможностях современной компьютерной техники и средств мультимедиа, а также называются методы обучения в сфере информационных технологий, речь идет о формах самостоятельной работы студентов, развитии его личностных качеств.

В рамках изучения спецдисциплин осуществляется целевая подготовка специалистов с учетом конкретных нужд производства, отрасли. Блок спецдисциплин дает основополагающие знания по профессии.

Реализация содержания обучения осуществляется через различные формы обучения, которые необходимы, чтобы упорядочить учебный процесс. Используя такие формы обучения, как фронтальная работа, групповая и индивидуальная (как по отдельности, так и в целом), преподаватель активизирует познавательную деятельность студентов.

Сегодня в систему среднего профессионального образования активно внедряются государственные образовательные стандарты второго поколения, в которых акцентируется внимание на развитии таких качеств студента, как саморазвитие, самопознание, самоконтроль, самооценка и творческая самореализация, т. е. все перечисленное рассматривается как стремление к самосовершенствованию.

Для формирования потребности в самообразовании и выработки соответствующих умений самостоятельной работы имеет особое значение индивидуальная работа.

Высокий уровень активности и самостоятельности обеспечивается индивидуальной формой организации образовательного процесса, т. к. при индивидуальной работе студент выполняет свое задание, независимо от других. При организации такой работы могут ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности студента.

Умелое применение средств обучения может значительно увеличить долю самостоятельности сту -дента, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развитие умственной активности при усвоении и закреплении изучаемого материала.

10S

ИТО Марий Эл -2010

Широкое внедрение в образовательный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебную и познавательную деятельность студента на более высоком уровне. К таким средствам обучения относится компьютеризация образовательного процесса и преподаваемых дисциплин, однако это не означает, что преподавателя полностью заменит «умная машина».

Применение компьютерных технологий позволяет сделать процесс передачи информации более совершенным, обеспечивает доступ к любой информации не только в виде текста, но и в мультимедийном формате. К таким технологиям относятся:

- программное обеспечение преподаваемых дисциплин;

- создание обучающих фильмов в рамках своей специальности студентами старших курсов для студентов младших курсов;

- иллюстрация стадий технологического процесса;

- моделирование технологических процессов;

- создание презентаций для защиты курсовых и дипломных работ и др.

Программное обеспечение учебных дисциплин дает обзор знаний по изучаемому разделу (теме), помогает фиксировать внимание студента на отдельных важных моментах изучаемого материала, позволяет быстро проверить степень усвоения знаний с помощью набора различных тренажеров. Если материал усвоен, студент допускается к изучению следующей темы, если нет - возвращается к старому материалу, при затруднениях обращается к преподавателю. С помощью набора различных программ можно также оценить знания студента и при необходимости скорректировать их. При работе с такого рода программами предусматривается самостоятельная работа студента, которая развивает познавательную активность и может применяться на начальном этапе изучения спецдисциплин. Таких программно-методических материалов по изучению дисциплин сравнительно немного, что является некоторым препятствием для применения этих технологий. Проблемой является и то, что преподаватели не всегда владеют основами компьютерного программирования, а создание необходимых обучающих программ без компьютерной грамотности преподавателя практически невозможно, т. к. изначально он сам должен предоставлять информацию в виде, понятном студентам, владеть информационной культурой.

Умения работать только с обучающими программами недостаточно для современного специалиста, поэтому находят применение и другие методы обучения в сфере информационных технологий. Создание обучающих фильмов, иллюстрация технологических процессов и их моделирование возможны при условии, что студент уже владеет определенными знаниями, навыками и умениями в сфере этих технологий. В настоящее время большую популярность получила работа по созданию различных проектов. Их можно выполнять как по индивидуальным, так и по групповым заданиям, когда каждый член одной команды выполняет свое индивидуальное задание, а результат работы каждого будет влиять на общий результат.

Создание проектов носит межпредметный характер, т. к. для этого необходим некоторый багаж знаний, который формируется и пополняется при изучении дисциплин так называемого «компьютерного блока», а именно:

- информатика;

- информационные системы;

- информационные технологии;

- применение информационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа на ПЭВМ.

При изучении этого блока дисциплин студенты знакомятся с операционной системой Windows, современными офисными пакетами Microsoft Office: элементами Word, созданием и разработкой расчетных таблиц в Excel, созданием и разработкой слайдов в Power Point, основами компьютерного черчения Auto Cad, компьютерной графикой в Photoshop, основами сканирования изображений и др.

Полученные знания студенты применяют на заключительном этапе изучения спецдисциплин -курсовом и дипломном проектировании. Это развивает такие качества студента, как почти сформировавшегося специалиста, как способность неординарного подхода к решению специализированных профессиональных задач с использованием информационных технологий. На данном этапе формируется умение отбирать из большего количества современных программных разработок те, которые можно эффективно применить именно в своей области деятельности.

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы курсовая (дипломная) работа выполняется студентами по индивидуальным заданиям, которые связаны с производственным процессом, где студенты проходили практику. Каждая тема имеет индивидуальное задание, составленное с учетом способностей студентов и возможностей предприятия. Здесь учитываются желание и умение одних работать с литературой (расчетно-графические работы и работы реферативного характера), а других - навыки работы в лаборатории (работы экспериментального характера).

Занятия проводятся в форме самостоятельной работы студента, аудиторной и внеаудиторной. Преподаватель выступает в роли наставника, помогает разработать и реализовать план выполнения работы, проводит индивидуальные консультации. Однако нужно, чтобы преподаватель сам владел навыками пользователя компьютера.

Сочетание индивидуальной формы обучения и современных средств обучения позволяет развивать следующие личностные качества студента: творческий подход к решению профессиональных задач, умение четко и организованно планировать свое время, анализировать поток информации, сортировать его и преобразовывать в нужный формат.

Результаты работы оформляются студентом в пояснительную записку, которая сопровождается электронным носителем информации. В электронном виде оформляются результаты работы (графики, схемы, таблицы) и во время защиты проецируются на экран через мультимедийный диапроектор в соответствии с логикой изложения краткого содержания работы. Защита работ проводится на последнем уроке - конференции, перед аудиторией слушателей, и проходит в форме презентации, что способствует развитию у будущих специалистов навыков публичного выступления, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения. Проведение такой защиты еще и в форме конкурса способствует поддержанию духа соперничества в работе между коллегами, стремлению быть лучшим.

Эта работа интересна студентам, нацеленным на профессиональный успех и творчество. Они могут осознанно применять свои знания в своей будущей профессии.

Применение компьютерных технологий на различных этапах обучения позволяет формировать у студента такие профессионально-важные качества, как умение собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, переносить технологии из одной предметной области в другую, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, а самое главное - использовать компьютер для приобретения все новых и новых знаний.

=10- Литература

1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. 192 с.

2. Специалист: журнал. 2004. № 5.

3. Среднее профессиональное образование: журнал. 2002. № 10.

Информационная база автоматизированной системы

ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Кузнецов Леонид Александрович, Капнин Алексей Владимирович ([email protected])

Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ), г. Липецк

Аннотация

Кафедра АСУ Липецкого государственного университета уже несколько лет занимается разработкой и совершенствованием собственной автоматизированной системы поддержки образовательной программы (АСПОП) обучения. АСПОП должна оптимальным образом использовать имеющиеся учебные материалы: с минимальными денежными и трудовыми затратами; в целях эффективного обеспечения всех необходимых для обучающей системы функции. В статье тезисно описана технология обеспечения АСПОП учебными материалами.

Структура учебного материала. В учебном процессе выделяются следующие виды учебных ма-териалов:

1) лекционный курс;

2) задания к лабораторным работам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.