Профессиональное сообщество
www.idmz.ru
гол □, № Л
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: НОВЫЕ ВИДЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ
40-е заседание, 17 декабря 2009 г., Президиум РАМН, Москва Заседание было посвящено рассмотрению требований к типовым МИС с точки зрения создаваемой концепции информатизации здравоохранения.
Директор Департамента информатизации Минсоцздрав-развития РФ Симаков Олег Владимирович в своем докладе «Цели и направление создания информационной системы в здравоохранении» выделил главную цель информатизации — повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи и эффективное использование ресурсов отрасли.
Он подчеркнул, что для эффективного использования ресурсов нужны фактические, а не планируемые расходы на пациента. «Российское здравоохранение движется к
внедрению диагностически-ориентированных групп (ДОГ). Уже сегодня создано около 120 стандартов (по сравнению с 600 стандартами в системах здравоохранения других стран), которые либо связаны с нозологиями, либо работают в интересах создания будущих ДОГ».
На уровне субъектов РФ, по мнению О. Симакова, должен быть сделан акцент на информированности населения о возможности получения той или иной медицинской помощи и квалификации лечащего врача. «На сайте госуслуг мы предлагаем информацию по оказанию высокотехнологической медицинской помощи. Есть открытый доступ для всех и закрытый доступ к порталу для тех, кто уже получил квоты. Со второго квартала 2010 г., граждане будут получать информацию о лечащих врачах из регистра медперсонала: какой медВУЗ
окончил, когда и какое повышение квалификации проходил. Таким образом у гражданина появится возможность
составить впечатление о квалификации врача. Система отработана на Ивановской области. За первый квартал этот регистр будет заполнен с помощью региональных МИАЦ. При этом предполагается не ручной, а автоматизированный ввод информации. Эта работа федерального уровня. Все остальные виды информации должны предоставляться на уровне региона».
Комментируя архитектурный подход к созданию системы, О. Симаков отметил, что «на федеральный уровень будут подниматься только аналитические данные. При этом персональные данные отделяются от медицинских. Сливаться эти два массива будут только на месте оказания медпомощи. В следующем году мы будем делать модель врачебной тайны, чтобы в момент оказания медицинской помощи мы получали информированное согласие пациента и соблюдали его право на защиту персональных данных».
Каждый главный врач может проконсультироваться
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
технологии
Профессиональное сообщество
со своими разработчиками и выбрать наиболее подходящую типовую МИС для стыковки. Сегодняшняя статистика говорит о том, что лишь у 18% ЛПУ уже есть МИС, а у 80% их либо нет, либо персональные компьютеры не связаны в сети и не используются в медицинских целях, поэтому остается широкое поле деятельности и для типовых решений, и для вендоров для продажи МИС лечебным учреждениям. По словам О. Симакова, предложение ввести МИС в депозитарий М3 СР РФ в качестве типовой системы сделано уже четырем разработчикам, их МИС уже состыковываются. Трудоемкость состыковки составляет 1 человекомесяц. «Разработано интерфейсное решение для состыковки по двум важнейшим показателям: законченный случай стационара и посещения поликлиники. Стык этих четырех систем означает, что макет, позволяющий с относительно низкой трудоемкостью осуществлять интегрирование МИС, уже разработан».
Комиссия по инновациям при Президенте РФ одобрила инициативы М3 СР РФ по созданию электронной медицинской библиотеки и разработке экспертных систем мониторинга индивидуального состояния граждан, попадающих в рисковые зоны. «Сейчас пишется карта про-
екта, уточняется объем выделенных средств, анализируется опыт Израиля и Германии в части индивидуального мониторинга групп риска по сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету и т.д.».
несколько сотен ЛПУ, О.В. Симаков ответил: «Такой, например, как в Челябинской области, где один МИАЦ решает сервисные проблемы 370 медицинских учреждений региона».
«Когда речь идет о линейных ЛПУ, мне хочется перейти на промышленную индустриальную платформу как магистральную линию развития потому,
что промышленный универсальный.
«В 2010 году наши усилия будут сосредоточены на создании системы, а не на решении частных задач. Будем переходить к поэтапному внедрению электронной медицинской карты в формате сочетания электронного и бумажного документооборота. Логика заключается в том, чтобы не отдельное учреждение переводить на электронный документооборот, а весь субъект».
На вопрос президента АРМИТ Михаила Эльянова, как один МИАЦ, например, Москвы или Московской области, может обслужить
поход — подход
В заключение директор Департамента информатизации заметил: «Когда речь идет о линейных ЛПУ, мне хочется перейти на промышленную индустриальную платформу как магистральную линию развития потому, что промышленный поход — подход универсальный. Либо на конкурсной аутсорсинговой основе, либо по госзаданию нужно обеспечить сервисную поддержку ЛПУ. А 1,5 ИТ-специалиста в ЛПУ эту проблему не решат. По стоимости владения (не прямые затраты) аутсорсинг дешевле, чем штатный специалист».
Либо на конкурсной аутсорсинговой основе, либо по госзаданию нужно обеспечить сервисную поддержку ЛПУ. А 1,5 ИТ-специалиста в ЛПУ эту проблему не решат.
1 72 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Профессиональное сообщество
Александр Константинович Тарасов, начальник отдела развития информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Департамента информатизации здравоохранения М3 СР РФ, уточнил требования к МИС, разделив их на три группы: функциональные требования, требования по обмену данными, требования по использованию справочно-нормативных документов.
При работе с данными персонифицированного учета медицинской помощи МИС должна реализовывать следующий набор функций:
• аутентификацию и авторизацию прав доступа сотрудников МО при входе в МИС;
• регистрацию факта оказания медицинской помощи пациенту, включая операции, лечебные и диагностические манипуляции;
• хранение и возможность передачи сведений в сводный реестр персонифицированного учета сведений об оказанной медицинской помощи;
• формирование и передачу в СМО счета на оплату лечения и получение из СМО сведения об оплате или отказе оплаты. Для проведения медицинской экспертизы формирование и передачу в ответ на запрос персонально идентифицируемых сведений о медицинской помощи, оказанной пациенту;
• формирование официальных форм учетно-отчетной медицинской документации и передачу этих форм органам управления здравоохранением;
• формирование любых бланков медицинской документации.
Требования по подсистеме обмена данными МИС:
• Импорт/Экспорт персонифицированных данных, медицинских карт пациентов, реестров услуг, счетов, НСИ.
• При реализации требуется обеспечить единый клиентский интерфейс для автоматизации всех процессов, связанных с обслуживанием пациентов и планированием деятельности медицинского учреждения.
• Программное обеспечение должно использовать утвержденный перечень классификаторов или полное взаимодействие с ним.
www.idmz.ru
гол а, № л
• Прикладное программное обеспечение функциональных подсистем должно быть построено по модульному принципу, то есть включать в себя модули и компоненты, которые могут быть модернизированы без необходимости перепроектирования всей системы в целом.
• МИС должна строиться в расчете на единое информационное пространство здравоохранения муниципального образования, субъекта РФ, РФ с возможностью репликации и агрегирования информации на несколько уровней.
• Для обеспечения безопасной системной среды система должна включать систему безопасности, включающую надежную аутентификацию, ролевое управление доступом, безопасный обмен данными с использованием криптопреобразования (шифрования) канала связи.
• Должна быть обеспечена возможность интеграции с информационными системами управления ресурсами.
• Должна быть обеспечена интеграция с информационной системой ведения паспортов ЛПУ, регистра медицинского персонала, регистра медицинской техники.
• МИС должна иметь средства для создания интерфейсов взаимодействия с внешними информационными системами.
Подготовила Н.Куракова
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■