Примечания
1. Жумаева Л. А. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста в процессе подготовки в вузе культуры и искусств : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 — теория и методика профессионального образования | Жумаева Людмила Алексеевна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2001. 53 с.
2. Караулов Ю. H. Русский язык и языковая личность. Москва : Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
3. Толмачева Т. А. Методика обучения студентов коммуникативным стратегиям иноязычного речевого поведения в повседневных ситуациях межкультурного общения: языковой вуз, английский язык : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) I Толмачева Татьяна Анатольевна ; Горно-Алтайский государственный университет. Горно-Алтайск, 2009. 243 с.
4. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи : (Подготовка переводчиков). Москва : Высшая школа, 1989. 238 с.
Referenced
1. Zhumaeva L. A. The formation of foreign language professional communicative competence of a specialist in the process of training at the University of culture and arts. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2001. 53 p.
2. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost [Russian language and linguistic personality]. Moscow, Editorial uRSS, 2010. 264 p.
3. Tolmacheva T. A. Metodika obucheniya studentov kommunikativnym strategiyam inoyazychnogo rechevogo povedeniya v povsednevnykh situatsiyakh mezhkul'turnogo obshcheniya: yazykovoi vuz, angliiskii yazyk. Diss. cand. ped. nauk [The methods of teaching students communicative strategies of foreign language speech behavior in everyday situations of intercultural communication: a language College, English language. Cand. ped. sci. diss.]. Gorno-Altaysk, 2009. 243 p.
4. Khaleeva I. I. Fundamentals of the theory of training of understanding of the foreign speech (training of translators). Moscow, vysshaya Shkola publishers, 1989. 238 p. (in Russian)
( ¿/СНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
УДК 7.07:004
С. М. Хабибрахманова
Московский государственный институт культуры
Статья представляет и анализирует результаты социологического исследования музыкантов, художников, артистов, литераторов, направленного на изучение информационного компонента их профессиональной деятельности в условиях информатизации. Особое внимание уделено взаимодействию творческих работников и современных библиотек, ставятся задачи реагирования на вызовы времени, определяются перспективные направления совершенствования информационно-библиотечного обслуживания данной социально-профессиональной группы. Анализируется отношение творческих работников к новым явлениям культуры информационного общества. Рассматриваются проблемы самопубликаций и защиты интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности в контексте информационного компонента профессиональной деятельности работников культуры и искусств.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, информационные ресурсы и сервисы, профессиональные информационные потребности, система библиотечного обслуживания, информационно-библиотечное обслуживание по искусству, культура и искусство.
ХАБИБРАХМАНОВА СВЕТЛАНА МАРАТОВНА — аспирантка кафедры документоведения и архивоведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры 211
KHABIBRAKHMANOVA SVETLANA MARATOVNA — doctoral student of Department of Document Science and Archive Science, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Хабибрахманова С. М., 2015
I НУ ISSN 1997-0803 ♦ вестник Мгуки ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
S. M. Khabibrakhm anov a
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
INFORMATION RESOURCES PROFESSIONAL ACTIVITIES OF MODERN ARTISTS (ACCORDING TO THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
The article presents and analyzing results of sociological research of musicians, artists, actors, writers, aimed at studying the information component of their professional activities in the information. Special attention is given to the interaction of artists and modern libraries are tasked responding to challenges of time, determined by the promising areas of improvement of information and library services of the socio-professional group. Analyzes the relation of artists to new cultural phenomena of the information society. The problems of self-publishing and the protection of intellectual property rights on the results of creative activities in the context of the information component of the professional activities of workers of culture and arts.
Keywords: informatization, information technology, information resources and services, professional information needs, the system library services, information — library services to the arts, culture and art.
Информатизация как глобальная тенденция развития общества охватывает своим влиянием и сферу культуры и искусств. Динамика информационных потребностей работников культуры, в том числе творческих работников, ставит новые задачи перед системой информационно-библиотечного обслуживания. Определение перспективных направлений деятельности библиотек, для которых социально-профессиональная группа творческих работников выступает целевой потребительской аудиторией, требует глубинного изучения процессов развития отрасли.
Проведённые нами исследования показали, что специфика профессиональных информационных потребностей творческих работников является обоснованным ориентиром информационно-библиотечной деятельности. Исследование историографии по этой проблеме [9, с. 86—113, 12, с. 140—166, 14, с. 74— 78], глубинные интервью с музыкантами, художниками, артистами, литераторами, моделирование их профессиональной деятельности позволяют дифференцировать природу информационных потребностей творческих работников, исходя из понимания места основных информационных процессов в творческой работе. С одной стороны, выделяются «классические» потребности в информации
[2, с. 136, 3, с. 1—6], когда профессиональная деятельность творческого работника столкнулась с препятствием, преодоление которого невозможно без получения информации. с другой стороны, творческая деятельность имеет информационную природу [1, с. 42— 57], ибо в её основе лежит создание художественной информации. с третьей стороны, творческий работник генерирует информационные ресурсы [10, с. 5—25, 13, с. 79—86], содержащие результаты творческой деятельности, формирует персональное информационное пространство, которое должно быть доступно аудитории потребителей, реципиентов (слушателей, зрителей и т.д.). В основе этого вида информационных потребностей творческого работника — создание коммуникации с потребителями, доведение своего творчества до целевой аудитории, получение обратной связи. Четвёртый блок информационных потребностей творческих работников связан с хранением информационных ресурсов, создаваемых ими для личного и общественного доступа [5, с. 13—15, 6, с. 13—17].
Традиционно библиотеки концентрируют своё внимание на первом виде информационных потребностей. перспективность новых направлений информационно-библиотечно-
го обслуживания творческих работников требует глубинной оценки в русле социального маркетинга [7, с. 125—144], выявления, анализа и формирования потребностей на уровне библиотеки как социального института, а не только библиотеки как организации. Подобное социально-маркетинговое исследование требует не столько серьёзных совокупностей респондентов, сколько новых подходов к программе исследования. Интерес представляет отношение творческого работника не только к конкретной библиотеке: её фондам, услугам, персоналу, возможностям. Изучения требует отношение к новым информационно-коммуникативным форматам [11, с. 3—7], к возможности участия в них библиотеки как традиционного социального института, другими словами, исследовать надо отношение социально-профессиональной группы творческих работников к новым явлениям культуры информационного общества.
Именно такое понимание наблюдаемых и отмечаемых новаций лежит в основе программы и методики предпринятого нами социологического исследования. В 2012—2013 годах было опрошено 368 респондентов, среди которых были студенты и преподаватели Московского государственного института культуры, студенты и преподаватели Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, студенты и преподаватели Октябрьского музыкального колледжа Республики Башкортостан, творческие работники: художники, литераторы, артисты. Участие в исследовании студентов, избравших творческую профессию, обусловлено тем, что и в период обучения они ведут активную творческую деятельность.
Исследование проводилось на основе специально разработанного опросного листа, состоящего из 20 вопросов разных видов. Язык опросного листа отвечает особенностям тезауруса респондентов, для которых несвойственно владение профессиональной терминологией информационно-библиотечной деятельности при присутствии анализируемых явлений в деятельности современных творче-
ских работников. Проведённые пилотажные исследования показали, что такое решение было обоснованным.
Особое внимание в ходе исследования было уделено взаимодействию творческих работников и современных библиотек. 63% опрошенных оказались читателями библиотек. С одной стороны, такой показатель может быть высоко оценён в условиях спада читательской активности населения и снижения посещаемости библиотек, о которых сегодня много говорят и учёные, и практики. С другой стороны, уточняющий открытый вопрос с просьбой назвать посещаемые библиотеки, показал, что их круг весьма узок. Было сделано предположение о прагматических приоритетах в библиотечном чтении. Корреляция ответов на этот вопрос с данными о респондентах показала, что наибольшей популярностью библиотеки пользуются в студенческой среде. Эта группа респондентов назвала библиотеки учебных заведений, что позволяет говорить об определённой внутри-групповой равномерности при ответе на этот вопрос. Для значительной группы респондентов значимыми являются нотные библиотеки и коллекции (это подтвердили и ответы на вопрос о наиболее востребованных информационных ресурсах), что обусловлено высокой долей музыкантов (исполнителей, вокалистов, педагогов, художественных руководителей народных и фольклорных коллективов и т.д.), а также хореографов, принявших участие в данном опросе. Предварительные исследования, проведённые автором, в том числе и методом включённого наблюдения, показывают, что традиционно нотные библиотеки и коллекции наиболее востребованы у представителей этих творческих специальностей, исходя из особенностей их профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ наиболее востребованных информационных ресурсов, которыми пользуются респонденты, показал, что 57% (то есть все респонденты, обозначившие сферу своей профессиональной деятельности «музыка» или «хореография») активно
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
используют нотную литературу. 53% (то есть 97% студентов, принявших участие в опросе) обращаются к учебной литературе. Книги по специальности в библиотеке читают 12% респондентов, художественную литературу — 10%, журналы общекультурного содержания
— менее 2% опрошенных. В данном случае полученные нами данные не выходят за рамки результатов, полученных нашими коллегами, изучающими другие группы читателей [8]. при этом уточняющие вопросы в ходе пилотажных исследований и проверяющих глубинных интервью показывают высокую читательскую активность творческих работников в русле свободного и профессионального чтения вне библиотеки.
следует отметить, что большинство респондентов не знакомо со специальными библиотеками по искусству. Лишь 14% опрошенных назвали Российскую государственную библиотеку по искусству [4, с. 85—97], ведомственные библиотеки и универсальные библиотеки, известные своими коллекциями по искусству. В большинстве случаев это
— педагоги, работающие в высших учебных заведениях.
сложности возникли и с определением наиболее востребованных услуг, предоставляемых библиотеками для творческих работников. Значительная часть респондентов (61%) проигнорировала этот вопрос. В ответах остальных превалировали аналоги следующих вариантов «выдача книг», «ксерокопирование нот», «помощь в поиске книг в каталоге». к сожалению, ни один респондент не отметил библиографическую деятельность библиотек. Уточняющие интервью позволяют предположить, что творческие работники слабо знакомы с библиографией искусства как особым культурным и информационным явлением. Вместе с тем уточняющие вопросы показали отсутствие идентификации многих распространённых явлений библиографической природы (например, поисковых систем Интернет, навигаторов) как библиографических явлений.
отвечая на вопрос о пользовании электрон-
ными библиотеками, респонденты показали неменьшую активность (64%), однако в числе названных библиотек не было «официальных» библиотек, в большинстве случаев назывались интернет-ресурсы, позволяющие скачивать тексты. А на вопрос об использовании ресурсов электронных библиотек 75% читателей ответили, что в основном пользуются художественной литературой.
у всех творческих работников, выступивших участниками опроса, особой популярностью пользуются интернет-ресурсы, позволяющие самостоятельно размещать результаты собственной творческой деятельности. Большинство опрошенных, в особенности начинающие исполнители, вокалисты, литераторы, художники, пользуются данными сервисами активно.
На вопрос, считаете ли вы эффективным для своей профессиональной деятельности размещение результатов своего творчества, 56% респондентов ответили положительно. одними из самых эффективных сервисов были названы Yotube.ru, Стихи.ги, а также социальные сети ВКонтакте и Facebook. по их мнению, данные сервисы по размещению информации обладают таким качеством, как всеобщая доступность по информированию целевой аудитории, а также позволяют контролировать количество просмотров и посещений зрителями/слушателями/читателями и следить за рейтингом размещаемой информации. также респонденты отметили простоту в отслеживании реакции потребителей на размещение на данных ресурсах результатов своего творчества, а 58%респондентов довольны тем, что данные сервисы предоставляют возможность знакомиться с комментариями и осуществлять процесс обратной связи, так как содержат в себе выходные контактные данные об авторе или исполнителе.
среди минусов работы с вышеуказанными интернет-ресурсами были отмечены проблемы, связанные с защитой авторских прав. Данные ресурсы не способны гарантировать защиту результатов творческой деятельности в полном объёме. Большая часть респонден-
тов отмечает, что для защиты авторских прав им приходилось обращаться в специализированные службы, такие как РАО, причём 73% респондентов, сделавших это, оценивают данную процедуру регистрации сложной и трудоёмкой.
В ходе социологического исследования выяснилось, что 64% респондентов ведут собственный архив, преимущественно в домашних условиях, 56% опрашиваемых предпочитают традиционные документные способы хранения информации, 32% предпочитают хранить архив в электронном виде на базе «домашнего» компьютера. Лишь 12% используют современные «облачные» технологии и хранят данные в сети Интернет. 62% опрашиваемых считают все три вида ведения домашнего архива небезопасными. Отмечаются случаи потерь информации, связанные с техническими и бытовыми проблемами. Безусловно, практически все личные архивы творческих работников закрыты для пользователей, за исключением тех
электронных документов, которые были выложены в Интернет. 74% респондентов отмечают необходимость создания специализированной службы накопления и распространения результатов творческой деятельности, которая бы в полной мере отвечала их запросам, в том числе по защите авторских прав.
Таким образом, информация, полученная в ходе проведённого социологического исследования, позволяет наметить новые направления информационно-библиотечного обслуживания творческих работников, связанные с организацией одновременно широкого и легитимного доступа к информационным ресурсам, содержащим результаты их творческой деятельности. На наш взгляд, особые перспективы демонстрируют депонирование творческих работ на базе специализированных библиотек по искусству, организация и хранение архивов творческих работников, обеспечение доступа к ним целевой аудитории, формирование персональных ресурсов Интернет.
Примечания
1. Голицын Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре / Государственный институт искусствознания. Москва : Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. 303 с.
2. Градобоева Н. В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства (проблемы и методика изучения) : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 05.25.03 — библиотековедение и библиографоведение / Градобоева Наталия Владимировна ; Санкт-Петербургская государственная академия культуры. Санкт-Петербург, 1996. 277 с.
3. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. 1986. № 2. С. 1—6.
4. Колганова А. А. Электронные ресурсы РГБИ в контексте информатизации библиотек по искусству // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Москва : Либерия, 2007. С. 85—97.
5. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. 2014. № 2. С. 13—15.
6. Лопатина Н. В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2010. № 3. С. 13—17.
7. Лопатина Н. В. Социология маркетинга : учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект, 2005. 303 с.
8. Мхитарян О. В. Информационная культура музыканта как условие готовности к профессиональному саморазвитию [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : Электронный научный журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2014. № 2. ТОЬ: theoryofculture.ru/issues/29/627/ (дата обращения: 08.02.2015).
9. Рассина Э. Б. Специфика формирования фондов музыкальных библиотек : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 05.25.03 — библиотековедение, библиографоведение и книговедение / Рассина Эмилия Боруховна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2006. 240 с.
10. Сляднева Н. А. Информационно-креативный цикл как условие антикризисного развития социума // Учёные записки : сборник научных статей. Москва : МГУКИ, 2002. С. 5—25.
11. Сляднева Н. А. Социальные практики эпохи информационного общества // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2014. № 5. С. 3—7.
12. Судья Э. С. Проблемы развития советской музыкальной библиографии : дис. на соиск. учен. степ. кан-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
дидата педагогических наук : 05.25.03 / Э. С. Судья ; Московский государственный институт культуры. Москва, 1974.
13. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретико-методологические основания : дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 24.00.01 — теория и история культуры / Суминова Татьяна Николаевна ; Московский государственный университет культуры. Москва, 2006. 342 с.
14. Юрковецкая А. З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук / А. З. Юрковецкая ; Московский государственный институт культуры. Москва, 1981.
References
1. Golitsyn G. A. Informatsiya i tvorchestvo: na puti k integral'noi kul'ture [Information and creativity: on the way to integrated culture]. Moscow, Russky Mir [Information and publishing agency "Russian World"], 1997. 303 p.
2. Gradoboeva N. V. Informatsionnye potrebnosti spetsialistov v oblasti muzykal'nogo iskusstva (problemy i metodika izucheniya). Diss. cand. ped. nauk [Information needs of experts for musical art (problems and technique of studying). Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 1996. 277 p.
3. Kogotkov S. D. Formirovanie informatsionnykh potrebnostei [Formation of information requirements]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 2. Informatsionnye protsessy i sistemy [Scientific and technical information. Series 2. Information processes and systems]. 1986, No. 2, pp. 1—6.
4. Kolganova A. A. Elektronnye resursy RGBI v kontekste informatizatsii bibliotek po iskusstvu [The RGBI electronic resources in the context of informatization of libraries on art]. Bibliotechnye kompiuternye seti: Rossiya i Zapad [Library computer networks: Russia and West]. Moscow, Liber publisher, 2007. Pp. 85—97.
5. Lopatina N. V. Informatsionnaya infrastruktura obshchestva [Information infrastructure of society]. Informatsionnye resursy Rossii [Information resources of Russia]. 2014, No. 2, pp. 13—15.
6. Lopatina N. V. Informatizatsiya kul'tury: sovremennye problemy i perspektivy [Informatization of culture: modern problems and prospects]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2010, No. 3, pp. 13—17.
7. Lopatina N. V. Sotsiologiya marketinga [Marketing sociology]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2005. 303 p.
8. Mkhitaryan О. V. Informatsionnaya kul'tura muzykanta kak uslovie gotovnosti k professional'nomu samorazvitiyu [Information culture of the musician as condition of readiness for professional self-development]. Kul'tura: teoriya i praktika: Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Culture: theory and practice: Electronic scientific magazine]. Available at: theoryofculture.ru/issues/29/627/ (accessed: 08.02.2015).
9. Rassina E. B. Spetsifika formirovaniya fondov muzykal'nykh bibliotek. Diss. cand. ped. nauk [Specifics of formation of funds of musical libraries. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2006. 240 p.
10. Slyadneva N. A. Informatsionno-kreativnyi tsikl kak uslovie antikrizisnogo razvitiya sotsiuma [Information and creative cycle as condition of anti-recessionary development of society]. Uchenye zapiski: sbornik nauchnykh statei [Scientific notes: collection of scientific articles]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002. Pp. 5—25.
11. Slyadneva N. A. Sotsial'nye praktiki epokhi informatsionnogo obshchestva [Social practices of the era of the information society]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2014, No. 5, pp. 3—7.
12. Sud'ya E. S. Problemy razvitiya sovetskoi muzykal'noi bibliografii. Diss. cand. ped. nauk [Problems of development of the Soviet musical bibliography. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1974.
13. Suminova T. N. Khudozhestvennaya kul'tura kak informatsionnaya sistema: mirovozzrencheskie i teoretiko-metodologicheskie osnovaniya. Diss. dok. filos. nauk [Art culture as information system: world outlook and teoretiko-methodological bases. Dr. philos, sci. diss.]. Moscow, 2006. 342 p.
14. Yurkovetskaya A. Z. Sovershenstvovanie bibliotechno-bibliograficheskogo obsluzhivaniya samodeyatel'nykh muzykal'nykh kollektivov na osnove izucheniya spetsifiki ikh informatsionnykh potrebnostei. Diss. cand. ped. nauk [Improvement of library and bibliographic service of amateur musical collectives on the basis of studying of specifics of their information requirements. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1981.