2. Яруллина Л. Р. Когнитивно-регулятивный механизм эффективного поведения молодых специалистов на рынке труда : моногр. — Казань : Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит.ун-та, 2014. — С. 117-120.
3. Jarullina L. Experience in developing effective behavior of college graduates in the labor market // Global Competition On The Markets For Labor, Education And Innovations B&M Publishing (USA). - California, 2013.- P. 261-264.
УДК/uDC 025.5:7.071
С. М. Хабибрахманова Svetlana Khabibrakhmanova
информационно-библиотечное обслуживание
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
INFORMATIONAL LIBRARY SERVICE OF CREATIVE wORKERS
Статья предлагает результаты социологического исследования музыкантов, художников, артистов, литераторов, направленного на изучение информационного компонента их профессиональной деятельности в условиях информатизации. Особое внимание уделено взаимодействию творческих работников и современных библиотек, ставятся задачи реагирования на вызовы времени, определяются перспективные направления совершенствования информационно-библиотечного обслуживания данной социально-профессиональной группы. Анализируется отношение творческих работников к новым явлениям культуры информационного общества. Рассматриваются проблемы самопубликаций и защиты интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности в контексте информационного компонента профессиональной деятельности работников культуры и искусств.
The article presents the results of sociological research of musicians, artists, actors, writers, aimed at studying the information component of their professional activities under conditions of informatization. Special attention is given to the interaction of artists and modern libraries. The tasks responding to challenges of time are formulated, promising areas of improvement of information and new cultural phenomena of the information society are determined. The problems of self-publishing and the protection of intellectual property rights on the results of creative activities in the context of the information component of the professional activities of workers of culture and arts are considered.
Ключевые слова: информационные технологии, информационные профессиональные информационные потребности, система библи-
отечного обслуживания, информационно-библиотечное обслуживание, специалисты в области культуры и искусства.
Keywords: informatization, information technology information resources and services, professional information needs, the system library services, information — library services to the arts, culture and art.
Информатизация как глобальная тенденция развития общества охватывает своим влиянием и сферу культуры и искусств. Динамика информационных потребностей работников культуры, в том числе творческих работников, ставит новые задачи перед системой информационно-библиотечного обслуживания. Определение перспективных направлений деятельности библиотек, для которых социально-профессиональная группа творческих работников выступает целевой потребительской аудиторией, требует глубинного изучения процессов развития отрасли.
Проведенные нами исследования показали, что специфика профессиональных информационных потребностей творческих работников является обоснованным ориентиром информационно-библиотечной деятельности. Исследование историографии по этой проблеме [9; 12; 14], глубинные интервью с музыкантами, художниками, артистами, литераторами, моделирование их профессиональной деятельности позволяют дифференцировать природу информационных потребностей творческих работников с учетом понимания места основных информационных процессов в творческой работе. С одной стороны, выделяются «классические» потребности в информации [3; 2], когда профессиональная деятельность творче-
ского работника столкнулась с препятствием, преодоление которого невозможно без получения информации. С другой — творческая деятельность имеет информационную природу [1], ибо в ее основе лежит создание художественной информации. С третьей стороны — творческий работник генерирует информационные ресурсы [10; 13], содержащие результаты творческой деятельности, формирует персональное информационное пространство, которое должно быть доступно аудитории потребителей-реципиентов (слушателей, зрителей и т. д.). В основе этого вида информационных потребностей творческого работника — создание коммуникации с потребителями, доведение своего творчества до целевой аудитории, получение обратной связи. Четвертый блок информационных потребностей творческих работников связан с хранением информационных ресурсов, создаваемых им, для личного и общественного доступа [5; 6].
Традиционно библиотеки концентрируют свое внимание на первом виде информационных потребностей. Перспективность новых направлений информационно-библиотечного обслуживания творческих работников требует глубинной оценки в русле социального маркетинга [7], выявления, анализа и формирования потребностей на уровне библиотеки как социального института, а не только библиотеки как организации. Подобное социально-маркетинговое исследование требует не столько серьезных совокупностей респондентов, сколько новых подходов к программе исследования. Интерес представляет отношение творческого работника не только к конкретной библиотеке: фондам, услугам, персоналу, возможностям. Изучения требуют отношение к новым информационно-коммуникативным форматам [11] и возможность участия в них библиотеки как традиционного социального института, то есть отношение социально-профессиональной группы творческих работников к новым явлениям культуры информационного общества.
Именно такое понимание наблюдаемых и отмечаемых новаций лежит в основе программы и методики предпринятого нами социологического исследования. В 2012-2013 гг. было опрошено 368 респондентов, среди которых были студенты и преподаватели Московского государственного института культуры, студенты и преподаватели Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагило-ва, студенты и преподаватели Октябрьского музыкального колледжа Республики Башкор-
тостан, творческие работники: художники, литераторы, артисты. Участие в исследовании студентов, избравших творческую профессию, обусловлено тем, что и в период обучения они ведут активную творческую деятельность.
Исследование проводилось на основе специально разработанного опросного листа, состоящего из 20 вопросов разных видов. Язык опросного листа отвечает особенностям тезауруса респондентов, для которых не свойственно владение профессиональной терминологией информационно-библиотечной деятельности при присутствии анализируемых явлений в деятельности современных творческих работников. Проведенные пилотажные исследования показали, что такое решение было обоснованным.
Особое внимание в ходе исследования было уделено взаимодействию творческих работников и современных библиотек. 63 % опрошенных оказались читателями библиотек. С одной стороны, такой показатель может быть высоко оценен в условиях спада читательской активности населения и снижения посещаемости библиотек, о которых сегодня много говорят и ученые, и практики. С другой стороны, уточняющий открытый вопрос с просьбой назвать посещаемые библиотеки показал, что их круг весьма узок. Было сделано предположение о прагматических приоритетах в библиотечном чтении. Корреляция ответов на этот вопрос с данными о респондентах показала, что наибольшей популярностью библиотеки пользуются в студенческой среде. Эта группа респондентов назвала библиотеки учебных заведений, что позволяет говорить об определенной внутригрупповой равномерности ответов. Для значительной группы респондентов значимыми являются нотные библиотеки и коллекции (это подтвердили и ответы на вопрос о наиболее востребованных информационных ресурсах), что обусловлено высокой долей музыкантов (исполнителей, вокалистов, педагогов, художественных руководителей народных и фольклорных коллективов и т. д.), а также хореографов, принявших участие в данном опросе. Предварительные исследования, проведенные автором, в том числе и методом включенного наблюдения, показывают, что традиционно нотные библиотеки и коллекции наиболее востребованы представителями творческих специальностей с аудиоособенно-стями их профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ респондентов о наиболее востребованных ими информа-
ционных ресурсах показал, что 57 % (то есть все респонденты, обозначившие сферу своей профессиональной деятельности «музыка» или «хореография») активно используют нотную литературу. 53 % (то есть 97 % студентов, принявших участие в опросе) обращаются к учебной литературе. Книги по специальности в библиотеке читают 12 % респондентов, художественную литературу — 10%, журналы общекультурного содержания — менее 2 % опрошенных. В данном случае полученные нами данные не выходят за рамки результатов, полученных нашими коллегами, изучающими другие группы читателей [8]. Уточняющие вопросы в ходе пилотажных исследований и проверяющих глубинных интервью показывают высокую читательскую активность творческих работников в русле свободного и профессионального чтения вне библиотеки.
Следует отметить, что большинство респондентов не знакомы со специальными библиотеками по искусству. Лишь 14 % опрошенных назвали Российскую государственную библиотеку по искусству [4], ведомственные библиотеки и универсальные библиотеки, известные своими коллекциями по искусству. В большинстве случаев это педагоги, работающие в высших учебных заведениях.
Сложности возникли и с определением наиболее востребованных услуг, предоставляемых библиотеками для творческих работников. Значительная часть респондентов (61 %) проигнорировала этот вопрос. В ответах остальных превалировали аналоги следующих вариантов: «выдача книг», «ксерокопирование нот», «помощь в поиске книг в каталоге». К сожалению, ни один респондент не отметил библиографическую деятельность библиотек. Уточняющие интервью позволяют предположить, что творческие работники слабо знакомы с библиографией искусства как особым культурным и информационным явлением. Вместе с тем уточняющие вопросы показали отсутствие идентификации многих распространенных явлений библиографической природы (например, поисковых систем Интернет, навигаторов).
Отвечая на вопрос о пользовании электронными библиотеками, респонденты показали не меньшую активность (64 %), однако в числе названных библиотек не было «официальных» библиотек, в большинстве случаев назывались интернет-ресурсы, позволяющие скачивать тексты. А на вопрос об использовании ресурсов электронных библиотек 75 % чи-
тателей ответили, что в основном пользуются художественной литературой.
Среди всех творческих работников, выступивших участниками опроса, особой популярностью пользуются интернет-ресурсы, позволяющие самостоятельно размещать результаты собственной творческой деятельности. Большинство опрошенных, в особенности начинающие исполнители, вокалисты, литераторы, художники, пользуются данными сервисами активно.
На вопрос «Считаете ли вы эффективным для своей профессиональной деятельности размещение результатов своего творчества?» 56 % респондентов ответили положительно. Одними из самых эффективных сервисов были названы YouTube.ru, Стихи.ги, а также социальные сети ВКонтакте и РасеЬоок. Было отмечено, что данные сервисы по размещению информации обладают всеобщей доступностью и информатизацией целевой аудитории, а также позволяют контролировать количество просмотров и посещений слушателями/читателями и следить за рейтингом. Также респондентами была отмечена простота в отслеживании реакции потребителей на размещение на данных ресурсах результатов своего творчества. 58 % респондентов отметили, что данные сервисы предоставляют возможность знакомиться с комментариями и осуществлять процесс обратной связи, так как содержат в себе выходные контактные данные об авторе или исполнителе.
Среди минусов работы с указанными интернет-ресурсами были отмечены проблемы, связанные с защитой авторских прав. Данные ресурсы не способны гарантировать защиту результатов творческой деятельности в полном объеме. Большая часть респондентов отмечает, что для защиты авторских прав им приходилось обращаться в специализированные службы, такие как РАО. Причем 73 % респондентов, сделавших это, оценивают данную процедуру регистрации сложной и трудоемкой.
В ходе социологического исследования выяснилось, что 64 % респондентов ведут собственный архив, преимущественно в домашних условиях. 56 % опрашиваемых предпочитают традиционные документные способы хранения информации. 32 % предпочитает хранить архив в электронном виде на базе «домашнего» компьютера. Лишь 12 % используют современные «облачные» технологии и хранят данные в Интернете. 62 % опрашиваемых считают все три вида ведения домашнего архива не безопас-
ными. Отмечаются случаи потери информации, связанные с техническими и бытовыми проблемами. Безусловно, практически все личные архивы творческих работников закрыты для пользователей, за исключением электронных документов, которые были выложены в Интернете. 74 % респондентов отмечают необходимость создания специализированной службы накопления и распространения творческой деятельности, отвечающей в полной мере их запросам, в том числе и по защите авторских прав.
Таким образом, информация, полученная в ходе проведенного социологического исследования, позволяет наметить новые направления информационно-библиотечного обслуживания творческих работников, связанные с организацией одновременно широкого и легитимного доступа к информационным ресурсам, содержащим результаты их творческой деятельности. Особые перспективы демонстрируют депонирование творческих работ на базе специализированных библиотек по искусству, организация и хранение архивов творческих работников, обеспечение доступа к ним целевой аудитории, формирование персональных ресурсов Интернета.
1. Голицын Г. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. — М.: Русский мир, 1997. — С. 42-57.
2. Градобоева Н. В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1996. — С. 136.
3. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 2. - 1986. - № 2. - С. 1-6.
4. Колганова А. А. Электронные ресурсы РГБИ в контексте информатизации библиотек по искусству // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. — М., 2007. — С. 85-97.
5. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. — 2014. — № 2. — С. 13-15.
6. Лопатина Н. В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы // Научно-техническая информация. Сер.1. — 2010. — № 3. — С. 13-17.
7. Лопатина Н. В. Социология маркетинга : учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2005. — С. 125-144.
8. Мхитарян О. В. Информационная культура музыканта как условие готовности к профессиональному саморазвитию [Электронный ресурс] // Культура, теория и практика. — 2014. — № 2. — URL: http://theonyofcuitune.ru/ issues/29/627/.
9. Рассина Э. Б. Специфика формирования фондов музыкальных библиотек : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — С. 86-113.
10. Сляднева Н. А. Информационно-креативный цикл как условие антикризисного развития социума // Ученые записки. — М.: МГУКИ, 2002. — С. 5-25.
11. Сляднева Н. А. Социальные практики информационного общества // Научно-техническая информация. Сер. 2. — 2014. — № 5. — С. 3-7.
12. Судья Э. С. Проблемы развития советской музыкальной библиографии : дис. ... канд. пед. наук. — М., 1973. — С. 140-166.
13. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретико-методологические основания : дис. ... д-ра филос. наук. — М., 2006. — С. 79-86.
14. Юрковецкая А. З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей : дис. ... канд. пед. наук. — М., 1981. — С. 74-78.
УДК/uDC 069:378 Д. Д. Родионова, А. А. Насонов
Daria Rodionova, Aleksandr Nasonov
СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛьНАЯ ПОДГОТОВКА
музейного специалиста
CONTEMPORARY TRENDS IN A PROFESSIONAL TRAINING of museum SPECIALIST
В статье сформулированы основные принципы и охарактеризован подход к подготовке музейных специалистов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Авторы делятся опытом организации учебного процесса, научно-исследова-
тельской работы студентов, подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.
The article formulates the basic principles and describes the approach to museum specialists training under conditions of implementation of Federal state educational standards of higher professional education. The authors share