твенного ущерба - задача, осложняемая требующая обращения к гражданско-пра-
самим характером и правовым статусом вовому анализу отношений. Решение этой
объекта посягательства. В целом иму- проблемы включает в себя: а) определение
щественный ущерб должен определяться наличия упущенной выгоды, на возмещение
соответственно полученной виновным иму- которой лицо действительно имеет право; б)
щественной выгоде. Однако из закона это исчисление размера упущенной выгоды (ст.
не вытекает. В теории выработана позиция, 15-16 ГК РФ). При этом здесь также требует
по которой имущественный ущерб исчисля- специального гражданско-правового ана-
ется как упущенная выгода. Но определение лиза момент причинения имущественного
упущенной выгоды также сложная проблема, ущерба.
Литература
1. Логинова Н.Г. Проблемы разграничения уголовно наказуемого причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения и административного // Уголовное право и современность: сб. науч. тр.
- Красноярск, 2006. Вып. 10.
2. Панов Н.И. Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. - Харьков, 1977.
3. См: комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. проф. А.Г.Королькова.
- М.: Изд-во Эксмо, 2003.
5. Учебный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Жалин-ский А.Э. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6. Воронин В.В. Разграничение ответственности за причинение имущественного ущерба // Уголовный процесс. 2006. № 12.
7. Векленко В.В. Квалификация хищений: монография. - Омск, 2001. С. 64.
8. Уголовное дело № 1-101. Архив Зеленогорского суда Красноярского края за 1999 г.
9. Коротенко, А.Н. Квалификация преступлений против собственности, граничащих со сферой менее опасных деяний (опыт системного подхода) // Российский судья. 2007. № 6. С. 29.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ МВД РОССИИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
А.Н. ПРОКОПЕНКО,
кандидат технических наук, доцент (БелЮИ МВД России);
А.А. ДРОГА,
(БелЮИ МВД России)
Информационные ресурсы управленческого и справочного характера формируются в МВД России за счет управленческих и справочных документов как создаваемых в самом министерстве, так и приходящих в министерство от внешних корреспондентов. Документы создаются и пересылаются в «бумажном» и электронном виде. Причем электронный документооборот в последние годы значительно возрос.
Для хранения и использования информационных ресурсов справочного характера создаются библиотеки документов. В них помещаются учебники, учебные пособия, лекции, сборники, бюллетени, брошюры,
справочники, научно-техническая документация, микрокарты и другие материалы справочного характера как поступившие в орган внутренних дел, так и подготовленные в органе внутренних дел.
Кроме вышеперечисленных, к информационным ресурсам справочного характера относятся информационные ресурсы, содержащие законодательные и нормативно-правовые акты, а также другая правовая информация. В министерстве используются различные привлеченные информационные ресурсы, в основном фирм «Консультант Плюс» и «Гарант».
Необходимо отметить, что работа по
НАУКА.ТЕОРИЯ.
2010'1
ПРАКТИКА.
правовому информированию сотрудников министерства осуществляется в настоящий момент в рамках Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года [1]. Концепция определила, что для повышения эффективности информационно-правового обеспечения деятельности подразделений ОВД должна быть создана автоматизированная система правового информирования ОВД. Указанная система должна позволять доводить правовую информацию непосредственно до рабочего места каждого сотрудника ОВД. Основными направлениями правовой информатизации подразделений ОВД являются:
• внедрение СТРАС «Юрист»;
• внедрение СТРАС «Юрист-Регион»;
• внедрение системы видеоконференц-связи;
• внедрение АИС «Мониторинг»;
• создание портала «Правовое информирование» в ЕИТКС, предназначенного для объединения информационных ресурсов и автоматизированных систем правового назначения и предоставления к ним централизованного доступа сотрудников органов внутренних дел, а также возможность обмена данными с информационными системами МВД России.
На настоящий момент для работы непосредственно с документами, возникающими в деятельности МВД России, были созданы следующие информационные ресурсы. К ним относятся:
• информационные ресурсы, содержащие нормативно-правовые акты МВД России. Они были сформированы в 2003 году в соответствии с Приказом МВД РФ от 25.01.2003 № 53 «Об опытной эксплуатации автоматизированной информационной поисковой системы «Нормативные правовые акты МВД России» [2];
• информационные ресурсы, содержащие судебную практику МВД России. Они также сформированы в 2003 году в соответствии с Приказом МВД РФ от 10.12.2003 № 971 «Об опытной эксплуатации автоматизированной информационно-поисковой системы «Судебная практика защиты интересов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» [3].
• информационные ресурсы, содержащие международные договоры и соглашения МВД России, а также материал юридических консультаций. Они сформированы в соответствии с Приказом МВД РФ от 22.05.2008
№ 439 «О вводе в эксплуатацию автоматизированных информационно-поисковых систем «Юридические консультации», «Международные договоры и соглашения МВД России» в подразделениях системы МВД России» [4].
В АИПС «Юридические консультации» сконцентрированы информационные ресурсы консультационного характера по правовым вопросам, состоящие из двух сегментов:
• ответы на служебные письма, заявления и обращения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел РФ, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД России, а также граждан, депутатов и государственных учреждений;
• разъяснения, комментарии, статьи и методические рекомендации, подготовку которых осуществляют подразделения центрального аппарата МВД России и подразделения, непосредственно подчиненные МВД России.
Формирование информационных ресурсов АИПС «Юридические консультации» осуществляется в соответствии с Приказом МВД РФ от 26.07.2008 г. № 658 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления информации для формирования и использования автоматизированной информационно-поисковой системы «Юридические консультации» [5].
На настоящий момент указанные отдельные информационные ресурсы объединены в рамках одной автоматизированной информационно-справочной системы СТРАС «Юрист», построенной на программной базе компании Консультант Плюс. СТРАС «Юрист» введена в эксплуатацию в 2007 году Приказом МВД РФ от 27.06.2007 № 593 «О порядке эксплуатации автоматизированных информационно-поисковых систем правового назначения» [6].
Кроме СТРАС «Юрист» для работы информационными ресурсами правового характера созданы СТРАС «Юрист-Регион» и система «Мониторинг». СТРАС «Юрист-Регион» предназначена для создания в каждом МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ региональной автоматизированной информационно-поисковой системы правовых актов, издаваемых этими органами. Правовая информация региональных АИПС в итоге объединяется в единый информационный банк данных на федеральном уровне, что позволяет центральному аппарату вести необходимый кон-
троль над нормотворческой деятельностью пользуется для проведения видеоконферен-
региональных подразделений [6]. ций руководства министерства с регионами.
В 2009 году внедрена третья многоуровне- Порядок организации и проведения сеансов
вая, также территориально распределенная, видеоконференцсвязи определен Приказом
но уже поисково-аналитическая информа- МВД России от 26.05.2009 № 410 [7]. Также
ционная система «Мониторинг». Уникаль- система видеоконференцсвязи используется
ность данных информационных ресурсов для проведения видеолекций вузами МВД
заключается в том, что в результате сбора, России, в рамках дистанционного образова-
анализа и оценки правовой информации с ния и служебной подготовки. Портал «Право-
помощью АИС «Мониторинг» вычисляются и вое информирование» в ЕИТКС в настоящий
фиксируются проблемы применения зако- момент создается.
нодательства, регулирующего деятельность Из вышеперечисленных справочных право-
системы МВД России, а также выявляются вых ресурсов в Белгородском юридическом
правотворческие ошибки, допущенные на институте доступна для использования СТРАС
стадии разработки того или иного норматив- «Юрист», включающая четыре базы, содержа-
ного акта. В режиме обратной связи, каждый щая в общей сложности более 12 тыс. доку-
сотрудник правового подразделения, вне ментов. Также сотрудники БелЮИ МВД России
зависимости от места его работы может постоянно участвуют в видеоконференциях.
внести предложения по совершенствованию Таким образом, можно констатировать, что
конкретных нормативных актов. С момента в МВД России созданы обширные информа-
внедрения АИС «Мониторинг»нафедераль- ционные ресурсы справочного правового
ный уровень со всей России уже поступило характера, используемые в деятельности
269 предложений, 232 из которых признаны органов внутренних дел. Указанные инфор-
актуальными [8]. мационные ресурсы позволяют доводить
Система видеоконференцсвязи внедрена правовую информацию непосредственно до
в МВД России в рамках ЕИТКС и активно ис- каждого сотрудника ОВД.
Литература
1. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года Приказ МВД России от 04.04.2009 № 280 // База данных «Нормативно -правовые акты МВД России».
2. Об опытной эксплуатации автоматизированной информационной поисковой системы «Нормативные правовые акты МВД России»: Приказ МВД РФ от 25.01.2003 № 53 // База данных «Нормативно -правовые акты МВД России».
3. Об опытной эксплуатации автоматизированной информационно-поисковой системы «Судебная практика защиты интересов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»: Приказ МВД РФ от 10.12.2003 № 971 // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».
4. О вводе в эксплуатацию автоматизированных информационно-поисковых систем «Юридические консультации», «Международные договоры и соглашения МВД России» в подразделениях системы МВД России: Приказ МВД РФ от 22.05.2008 № 439 // База данных «Нормативно -правовые акты МВД России».
5. Об утверждении инструкции о порядке предоставления информации для формирования и использования автоматизированной информационно-поисковой системы «Юридические консультации»: Приказ МВД РФ от 26.07.2008 г. № 658 // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».
6. О порядке эксплуатации автоматизированных информационно-поисковых систем правового назначения: Приказ МВД РФ от 27.06.2007 № 593 // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».
7. Об утверждении правил организации и проведения сеансов видеоконференцсвязи с участием Министра внутренних дел РФ или его заместителей: Приказ МВД России от 26.05.2009 № 410 // База данных «Нормативно -правовые акты МВД России».
8. Интервью начальника Правового департамента МВД России генерал-лейтенанта милиции Валерия Черникова. Электронный ресурс: Сайт МВД России. http://www.mvd. ru/news/29330/. Дата обращения 25.10.2009.