ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Новиков Владимир Викторович к.э.н., докторант Академии управления МВД России.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел. Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел ведется на программной основе. В ходе ее реализации решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера.
Ключевые слова: органы внутренних дел, инфраструктура, информация, программа, безопасность.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AN INFORMATION INFRASTRUCTURE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
Novikov Vladimir Viktorovich, Cand.Econ.Sci., the postgraduate student of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. In clause the basic directions of development of информацион-th infrastructure of law-enforcement bodies are considered. Creation of uniform information-telecommunication system of law-enforcement bodies is conducted on a program basis. During its realization a number взаимоувязанных multiplane problems both system, and applied character is solved.
Keywords: law-enforcement bodies, infrastructure, the information, the program, safety.
Информационная инфраструктура органов внутренних дел сегодня находится в стадии бурного развития. Соответствующий комплекс организационно-
технических мероприятий, выполняемых в настоящее время, оформлен в виде ведомственной Программы «Создание единой информационно-
телекоммуникационной системы органов внутренних дел» ( ЕИТКС ОВД).
Несколько слов о начале разработки Программы ЕИТКС ОВД.
В 2004 году руководство МВД России обосновало перед Минэкономразвития России необходимость выделения целевого финансирования для модернизации и совершенствования информационно-
телекоммуникационного обеспечения органов внутренних дел.
Комплекс первоочередных технических мероприятий, по которым на тот момент имелась проектная документация (проектно-сметная документация и завершенные проекты по результатам НИОКР), лег в основу формирования ведомственной Программы, которая была согласована с Минэкономразвития России и утверждена Приказом МВД России от 14 декабря 2004 года № 896.
В рамках научного обеспечения Программы в 2005 году была выполнена разработка Системного проекта ЕИТКС ОВД, в соответствии с результатами которого Программа была переработана. Новая редакция Программы была также согласована с Минэкономразвития России и утверждена Приказом МВД России от 8 июня 2006 года № 420.1
Главной целью Программы является достижение качественного улучшения информационного обеспечения органов внутренних дел за счет использования в практической деятельности современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий и повышение на этой основе эффективности деятельности органов внутренних дел.
Реализация программы «Создание ЕИТКС ОВД»
- позволит создать в органах внутренних дел единое информационное пространство;
- обеспечит требуемый уровень безопасности информационных ресурсов;
- даст возможность практическим работникам на всех уровнях управления ОВД санкционировано получать в реальном масштабе времени требуемую информацию.2 Всё это, в итоге, должно повысить эффективность и результативность управленческой и практической деятельности в МВД России.
Комплексный план разработки, создания и внедрения ЕИТКС помимо чисто технических содержит правовые и организационные мероприятия, а также мероприятия по проведению обеспечивающих Программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В ходе реализации Программы решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера:
1. Создание интегрированной универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел, обеспечивающей взаимодействие с телекоммуникационной системой внутренних войск МВД России, телекоммуникационными системами других органов государственной власти;
2. Модернизация автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационноаналитических центров органов внутренних дел;
3. Создание специализированных территориально-распределенных автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;
4. Интеграция автоматизированных ресурсов в единое информационное пространство органов внутренних дел;
5. Организация санкционированного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам в режиме реального времени;
6. Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-
телекоммуникационном обеспечении органов внутренних дел;
1 Об утверждении новой редакции программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 8 июня 2006 г. № 420; О совершенствовании системы организации работ по реализации мероприятий программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 15 февраля 2007 г. № 155.
Полунин В.Ф. Создание единой информационнотелекоммуникационной системы органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2006. № 4. С.23.
Новиков В.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
7. Внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых и перспективных интеллектуальных информационных технологий поддержки принятия управленческих решений.
В системе мероприятий Программы в качестве базовых определены следующие направления, связанные с решением инфраструктурных вопросов построения ЕИТКС ОВД:
1. Развитие интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы;
2. Создание инфраструктуры единого информационного пространства;
3. Развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования;
4. Совершенствование информационно-
технологического обеспечения служб;
5. Развитие инфраструктуры информационной безопасности .
Реализация мероприятий по этим направлениям обеспечит интеграцию в единое информационнотелекоммуникационное пространство различных, как существующих и успешно функционирующих, так и вновь создаваемых и модернизируемых в рамках Программы автоматизированных информационных систем органов внутренних дел.
Такой подход позволяет с одной стороны сконцентрировать на приоритетных направлениях выделяемые в рамках Программы финансовые ресурсы на информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности, а с другой, - повышает эффективность отдачи от уже вложенных инвестиций в сферу информатизации ОВД.
Остановимся несколько подробнее на перечисленных 5 направлениях Программы, большая часть которых успешно реализуется начиная с 2005 года.
1. Развитие интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации.3
Эта система строится в качестве базовой универсальной телекоммуникационной инфраструктуры органов внутренних дел. Она является важнейшим системообразующим компонентом ЕИТКС ОВД, который обеспечивает формирование единого информационного пространства, реальную интеграцию и эффективное использование распределенных информационных ресурсов МВД России. ИМТС также обеспечивает информационное взаимодействие подразделений органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и органами Государственной и исполнительной власти на Федеральном и региональном уровнях. ИМТС обеспечивает предоставление широкого комплекса телекоммуникационных услуг подразделениям системы МВД России и возможность взаимодействия с магистральными сетями связи.
В рамках ИМТС должны быть организованы выделенные каналы передачи данных и предоставлены услуги: электронной почты; голосовой связи; видеоконференцсвязи; аудиоконференцсвязи.
Главными задачами мероприятий по развитию ИМТС являются:
- создание в максимальной степени универсальной транспортной среды, которая предоставит различные услуги связи в интересах всех подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, позволит обеспе-
3 Об утверждении структуры интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 сентября 2006 № 763.
чить различные традиционные подсистемы связи (передачи данных, телефонную, видеоконференцсвязь и т.д.) на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств;
- создание технической базы для реализации в рамках ЕИТКС ОВД концепции формирования единого информационно-телекоммуникационного пространства;
- организация взаимодействия ЕИТКС ОВД с от-
дельными, уже функционирующими на данный период времени, территориальными информационно-
телекоммуникационными системами органов государственной власти, включая правоохранительные органы;
- организация технической возможности доступа сотрудников ОВД к ведомственным информационным ресурсам и к информационным ресурсам публичных и специальных федеральных информационных систем;
- обеспечение гарантированного уровня информационной безопасности при оказании ОВД телекоммуникационных услуг.
Подход к созданию ИМТС основан на принципах использования сетей связи нового поколения, обеспечивающих возможность интеграции отдельных вторичных сетей связи для передачи разных видов информации и организации распределенных информационных ресурсов ОВД на всех уровнях управления в составе еИткС ОВД.
Структурно ИМТС состоит из:
- опорной сети, образованной распределенными опорными коммутационными узлами (ОКУ) Центра и федеральных округов и коммутационными узлами субъектов федерации, связанными между собой по магистральным арендованным каналам (трактам);
- региональных сетей, образованных коммутационными узлами субъектов федерации и узлами горрай-линорганов, связанных по радиально-кольцевому принципу собственными или арендованными цифровыми каналами.
2. Развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования. Мероприятия по развитию этой системы нацелены на создание инфраструктуры, интегрирующей информационные ресурсы общего пользования в системе МВД России. Основными задачами данного направления являются:
- формирование и ведение интегрированных банков данных общего пользования оперативно-справочного, оперативно-розыскного, розыскного, криминалистического и экспертно-криминалистического назначения, в том числе автоматизированных учетов лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации;
- обеспечение информационно-аналитической деятельности всех подразделений ОВД;
- обеспечение в установленном порядке обмена оперативно-служебной информацией общего пользования с другими правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежных государств.
3. Совершенствование информационно-
технологического обеспечения деятельности служб органов внутренних дел. Мероприятия данного блока нацелены на создание автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям деятельности ОВД. Эти задачи решаются путем выполнения соответствующих НИОКР в рамках государственного оборонного заказа. В качестве примера можно упомянуть некоторые из уже созданных и создаваемых систем:
- системы автоматизированных экспертно-
криминалистических учетов, в том числе автоматизированная система дактилоскопических учетов;
- система информационного обеспечения антитер-рористической деятельности органов внутренних дел;
- автоматизированная система биометрической идентификации личности по изображению лица;
- система информационного обеспечения подразделений ФМС России на региональном уровне;
- система дистанционного обучения на базе образовательных учреждений МВД России и учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ;
- автоматизированная система информационного обеспечения органов предварительного следствия;
- единая система управления дежурной службы МВД России;
- ведомственный сегмент государственной автоматизированной системы изготовления и контроля заграничных документов, содержащих в электронной форме биометрические данные их владельцев;
- федеральная информационная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения (завершено в 2006 году);
- автоматизированная система правового информирования системы МВД России;
- автоматизированная система управления финансовыми ресурсами.
4. Создание инфраструктуры единого информационного пространства ОВД. Целью данного направления работы является обеспечение:
- интеграции в единое информационное пространство (ЕИП) ОВД разнородных распределенных автоматизированных информационных ресурсов ОВД общего и специального назначения (АБД общего пользования, СТРАС по направлениям работы структурных подразделений МВД России, создаваемых и уже существующих АИС ОВД);
- санкционированного доступа к ним сотрудников ОВД в режиме реального времени.
В качестве основных элементов единого информационного пространства, обеспечивающих взаимодействие существующих автоматизированных информационных ресурсов ОВД, будут разработаны унифицированные средства сопряжения различных уровней управления ОВД на базе современных аппаратнопрограммных и программных средств.
Подсистема управления ЕИП будет обеспечивать выполнение следующих функций:
- организацию автоматизированного сбора и хранения данных об аппаратной и программной конфигурации компонент АИР;
- автоматизированное управление АИР ОВД;
- диагностику состояния и поиск неисправностей;
- обеспечение возможности удаленного администрирования АИР ОВД;
- создание отчетов о работоспособности и производительности вычислительных ресурсов Системы.
Основой формирования единого информационного пространства ОВД будет разрабатываемая единая модель данных (ЕМД).
Для организации единого информационного пространства ОВД предусматривается применение следующих унифицированных системообразующих компонентов:
- единая система по ведению и распространению классификаторов;
- единая система адресования информационных ресурсов;
- единая система поиска и обнаружения информации и услуг.
В рамках выполняемых мероприятий предполагается решение задач создания единой системы электронно-
го документооборота и делопроизводства на базе единой системы электронной почты.
5. Развитие инфраструктуры информационной безопасности. Предполагается, что не менее 90% всей информации, которая будет циркулировать в ЕИТКС ОВД, будет носить характер конфиденциальной или содержать сведения, составляющие государственную тайну. Поэтому без решения вопросов технической защиты информации создание и внедрение ЕИТКС ОВД практически невозможно. Исходя из этого, в ЕИТКС ОВД будет создана единая система информационной безопасности (ЕСИБ), обеспечивающая защиту информации и выполняющая весь комплекс необходимых задач: защита информации от ее утечки по техническим каналам; защита информации от несанкционированного доступа к ней; защита информации в каналах связи; антивирусное противодействие.
Таким образом, создание и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел современных информационных и телекоммуникационных технологий и систем является одним из важнейших направлений развития инфраструктуры системы МВД России.
Список литературы:
1. О совершенствовании системы организации работ по реализации мероприятий программы МВД
России «Создание единой информационно-
телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 15 февраля 2007 г. № 155.
2. Об утверждении структуры интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 сентября 2006 № 763.
3. Об утверждении новой редакции программы МВД
России «Создание единой информационно-
телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ мВд РФ от 8 июня 2006 г. № 420.
4. Полунин В.Ф. Создание единой информационнотелекоммуникационной системы органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2006. № 4.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность статьи В. В. Новикова не вызывает сомнения. Автор правильно акцентирует внимание на необходимости развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел.
В статье рассмотрены такие основные направления создания информационной инфраструктуры органов внутренних дел, как: формирование интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы; создание инфраструктуры единого информационного пространства; развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования; совершенствование информационно-технологического обеспечения служб; развитие инфраструктуры информационной безопасности.
В статье показано, что единая информационнотелекоммуникационная система органов внутренних дел должна формироваться исключительно на программной основе. В ходе ее реализации решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера.
Вывод: статья В.В. Новикова может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
заместитель начальника Академии управления МВД России доктор экономических наук, профессор
А.А. Крылов