УДК 004:378 ББК 73+74.58 Д-25
Девтерова Зурета Руслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8772) 571239.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
(рецензирована)
Статья посвящена вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в дистанционном образовании. Развитие современных информационных технологий привело к появлению новых подходов к организации образования, при которых обучаемый и обучающийся находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, информационно - образовательная среда, информационные и телекоммуникационные технологии.
Devterova Zureta Ruslanovna, Cand. of Pedagogic, senior lecturer of the chair of foreign languages, faculty of information systems in economics and law of Maykop State Technological University, tel.: (8 772) 571239
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN REMOTE EDUCATION
The article is dedicated to problems of usage of information and communicative technologies in remote education. Development of modern information technologies lead to appearing of new approaches to educational organization, in which a teacher and a student are far away from each other.
Keywords: remote education, Internet, informative educational sphere, informational and telecommunicational technologies
В образовательную систему России в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования граждан. С 1995 г. начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения (ЕСДО). Дистанционное обучение (от англ. distance -«дистанционное», «на расстоянии») - форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств. Если существующая традиционная система обучения в определенной степени ограничивает доступ к профессиональному образованию, то объявленная ЕСДО России не имеет границ, она - для всех и на протяжении всей жизни. [2]
В настоящее время дистанционное образование - одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования, как за рубежом, так и в России. В условиях трансформации российского общества дистанционное обучение играет важную роль в решении проблемы модернизации профессионального образования. Это качественно новый вид образования, базирующийся на принципе самостоятельного обучения студента, а также современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации. Этот вид образования предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель и студент не находятся в состоянии постоянного педагогического взаимодействия, и является важной организационной составляющей непрерывного образования.
Высшей целью создания и развития системы дистанционного обучения является предоставление студентам, гражданским и военным специалистам, самым широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей. Повышение уровня образования за счет более активного использования научного и учебного потенциала ведущих университетов и академий, лидирующих отраслевых центров подготовки кадров и других образовательных учреждений.
Дистанционное образование позволяет построить фактически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде,
удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это удобно и комфортно.
Возможность учиться под руководством опытных педагогов лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор - все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно-образовательного пространства.
Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих как различные традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий:
Обучение по типу экстерната. Форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение дисциплин согласно программе профессионального образования по избранной специальности.
Университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения учащихся на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются помимо печатных пособий аудио и видеокассеты, СБ-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения);
Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими;
Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов;
Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, СБ-ЯОМ-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования;
Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла закончить школьное или профессиональное образование.
Основными целями всех упомянутых моделей образования на расстоянии являются:
1) расширение возможностей обучаемых в совершенствовании и пополнении своих знаний в различных областях, в рамках действующих образовательных программ;
2) присвоение аттестата об образовании, той или иной квалификационной степени на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);
3) дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.
Дистанционное обучение в системе профессиональной школы адресовано различным категориям обучающихся: самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их профессиональной школе; желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто готовится поступать в вуз или не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении); желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий, по болезни; больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение; желающим получить дополнительное образование по полному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы. [3]
Сегодня дистанционное обучение можно охарактеризовать как форму получения образования, при которой в образовательном процессе используются как традиционные, так и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися.
В настоящее время в Интернете имеется огромное множество различных материалов, программ и систем, предназначенных для учебных целей. Классификация программных продуктов для дистанционного обучения осуществляется по четырем параметрам:
Функциональное назначение. Энциклопедии (большие базы данных, используются в качестве справочного материала); виртуальные университеты и колледжи (для организации различных форм дистанционного обучения, обычно реализованы в сфере WWW); тестирующие программы.
Среда функционирования. Продукты с тестовым режимом в среде несетевых операционных систем (например, DOS); с графическим режимом в среде ОС без использования сети (например, Windows); использующие сетевые технологии для работы в сети; функционирующие в среде WWW.
Число категорий пользователей. Однопользовательские продукты, без использования сети; однопользовательские, функционирующие в сети; многопользовательские, без использования сети; многопользовательские, функционирующие в сети.
Использование гипермедиа и мультимедиа. Программные продукты, содержащие только текстовую информацию; программные продукты, содержащие текстовую информацию и элементы графики; программные продукты на базе гипертекста; программные продукты, использующие возможности мультимедиа; программные продукты, использующие возможности гипермедиа.
Для взаимодействия учащихся и преподавателя при дистанционном обучении обычно используются следующие Интернет-технологии:
- WWW (от англ. World Wide Web - «всемирная паутина») - технология работы в сети с гипертекстами;
- FTP (от англ. File Transfer Protocol - «протокол передачи файлов») - технология передачи по сети файлов производственного формата;
- IRC (от англ. Internet Relay Chat - «поочередный разговор в сети») - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;
- E-mail - электронная почта - отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких минут; информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций;
- телекоммуникации - технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями; для поддержки информационного потока могут использоваться сетевые технологии разнообразных форм: электронная почта, телеконференции по электронной почте (of line) или в оперативном режиме (on line); электронные доски объявлений; телевидеоконференции;
- BBS - электронная доска объявлений (Bulletin Board System) - комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих обмен информацией с использованием компьютерных телекоммуникаций. Пользователи имеют возможность оставлять на ней сообщения и файлы.
Информационный поиск, возникающий между преподавателем и учащимся (или несколькими преподавателями и учебной группой) в процессе дистанционного обучения и осуществляющийся с помощью телекоммуникаций и других средств новых информационных технологий, является двунаправленным: часть информации идет от преподавателя к учащемуся, а другая часть - от учащегося к преподавателю. Именно этот фактор и создает условия для повышения интерактивности при дистанционном обучении с учетом программных средств новых информационных технологий. Если в процессе обучения образуется группа учащихся, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от учащегося к группе, от группы к учащемуся и т. д. [1]
Дистанционное обучение получает в системе профессионального образования все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества.
Литература:
1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 76 с.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 1995. 24 с.
3. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406 с.