Научная статья на тему 'Основные этапы развития и современное состояние дистанционного обучения в России'

Основные этапы развития и современное состояние дистанционного обучения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3468
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / КОРРЕСПОНДЕНТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПО ПОЧТЕ / ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девтерова З. Р.

Статья посвящена историческим предпосылкам возникновения дистанционного образования в мире. Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно. Заочное, корреспондентское, открытое обучение все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку обозначают обучение на расстоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития и современное состояние дистанционного обучения в России»

Девтерова З.Р.

Основные этапы развития и современное состояние дистанционного обучения в России

Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернет, телекоммуникационных сетях создают новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования -одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4].

На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии.

Решающее воздействие на развитие информационных технологий оказали информационные революции, связанные с изменением средств интеллектуального труда. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к существенному качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которая радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Благодаря ему появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Самым большим чудом первой половины ХХ века стало телевидение.

Четвертая революция (70-е гг. ХХ в.) связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением персонального компьютера. Развитие средств телекоммуникации и связи, дальнейшее совершенствование электронно-вычислительной техники привели к широкомасштабному развитию локальных и региональных вычислительных компьютерных сетей, объединенных в глобальную мировую сеть - Интернет, развитие которой продолжается и в настоящее время.

Каждому этапу исторического развития общества соответствует определенная модель образования, в которой реализуется определенный

социальный заказ, характеризующийся требованиями общества к объему, характеру и уровню профессиональных знаний и умений, необходимый для выполнения личностью тех или иных социальных и профессиональных ролей.

Изучение исторического опыта, осмысление накопленных знаний, методов и подходов к организации образования в целом, и дистанционного обучения в частности, позволит, полнее увидеть и эффективнее использовать различные научные знания в практике современного становления и развития дистанционного обучения в России.

Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский период, можно выделить несколько основных этапов, каждый из которых связан с изменением в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества с одной стороны, и развитием информационных и коммуникационных технологий с другой стороны.

Первый этап развития дистанционного обучения можно охарактеризовать как этап становления дистанционных технологий и отнести к периоду с конца Х1Х в. по 1938 г., когда произошло формирование новых форм обучения, в тоже время не получивших должной поддержки на государственном уровне.

Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке» или «корреспондентское обучение», которое появилось в России во второй половине Х1Х века по инициативе передовых русских ученых и общественных деятелей одновременно с возникновением надежной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и ученых, а также культурно-просветительских обществ.

Создателем открытого профессионального образования, в том числе и заочной его формы, можно считать известного математика, педагога и инженера, председателя Московского отделения Императорского русского технического общества Карла Карловича Мазина (1849-1926). Впервые организовались специальные вечерние рабочие курсы, классы и реальные училища в Петербурге и Москве, дающие возможность крестьянам и рабочим получать школьное и высшее образование. Единственной формой заочного обучения в дореволюционной России, признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения, основанная в Москве в 1893 г. при Обществе распространения технических знаний, и Отдел для содействия самообразовании. При Комитете педагогического музея военно-учебных заведений Санкт-Петербурга, открытого в 1894 г., которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.

История дистанционного образования в России имеет свои особенности. Но следует подчеркнуть, что эти особенности определялись не столько особым советским путем, сколько условиями организации обучения на расстоянии -масштабами страны и государственной политикой в отношении этого вида

образования. В 1917 году более половины взрослого населения России было безграмотно. Начавшаяся индустриализация страны потребовала подготовки большего числа квалифицированных специалистов. С этой задачей не могли справиться существовавшие учебные заведения традиционного типа, кроме того, невозможно было выключить из производственного процесса наиболее квалифицированные кадры. Идея обучения людей, которые не могут регулярно посещать занятия по месту расположения учебного заведения, нашла воплощение в широко развитой в СССР уникальной системе заочного обучения [1].

В конце 1917 г. в Советской России была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции прежнего Министерства просвещения. На 1-ом Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, согласно которым вводились новые принципы организации и новое содержание обучения и воспитания[5]. В 1919 г. был подписан Декрет о ликвидации неграмотности и тогда же, наряду с детскими школами, открываются школы для взрослых. При вузах создаются общеобразовательные заведения, рабочие факультеты для подготовки в вузы молодежи, не имеющей среднего образования.

В начале 20-х годов многочисленные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Механическом институте им М.В. Ломоносова и других. В 1929 г. коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы заочного обучения. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929 г.), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930 г.), Всесоюзный индустриальный институт (1923 г.) и других.

Система заочного образования была введена в 1927 году соответствующим постановлением правительства и сыграла огромную роль в подготовке кадров высшей квалификации. В стране открылись многочисленные народные университеты, институты внешкольного образования, пролетарские институты и т. д. Только журналов с названием «Внешкольное образование» было четыре.

В середине 20-х годов появилось учебное радиовещание в виде лекций, бесед по различным областям знаний и даже циклов передач. Возникли первые формы заочного обучения для взрослых: радиостанция Коминтерна в 1925-1927 гг. транслировала научно-популярный курс радиотехники, а в 1928 г. был создан первый рабоче-крестьянский университет по радио, в 1930 г. преобразованный в Институт заочного обучения по радио. В 30-х годах во Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования. Определились формы учебных передач: лекция; передача с художественной иллюстрацией (с использованием литературных и музыкальных произведений); радиоэкскурсия; учебная радиопьеса; викторина и т.п.

Второй этап развития дистанционного обучения, начинается с 1938 года, который продолжался до начала 60-х годов ХХ века, когда заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К

началу 1939 г. в России заочно обучалось около 40 тыс. человек, а в 1940-41 учебном году в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах. Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось ее восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному Также в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили свое существование [3].

Заочное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также заочными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955-56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений. Кроме того, в различных городских и фабрично-заводских центрах были организованы учебно-консультационные пункты. В 1956-57 учебных годах в заочных вузах обучалось около 723 тыс. студентов, выпуск 1955 г. составил более 62 тыс., а на первый курс в 1956-57 учебных годах было принято около 195 тыс. человек. Следующие 30 лет развития советской высшей школы стали временем неуклонного количественного роста и качественного развития образования по всем параметрам. Нарастал научный, научно-технический, научно-педагогический, образовательный и духовный потенциал страны. В тоже время продолжался процесс открытия различных учебных заведений и их филиалов, практикующих заочную форму обучения, во всех регионах Советского Союза.

Опыт организации и проведения дистанционного обучения показал, что многие студенты-заочники, будучи связаны с производственной работой по специальности, часто достигают лучших результатов, чем учащиеся стационарных вузов, где преобладает молодежь, не имеющая жизненного и производственного опыта.

С наступлением третьего этапа развития технологий дистанционного обучения (начало 60-х годов XX в. - начало 90-х годов XX в.) был осуществлен переход к применению несколько новых методик и в первую очередь, с использованием технических средств для обучения. В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы. На Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения.

Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.

Несмотря на то, что эти технологии обеспечивали практически только одностороннюю передачу информации и не предоставляли возможности получить систематическое образование, их роль в деле просвещения достаточно велика. Наряду с печатными материалами, радио и телевидением с середины 80-х годов активно стали применяться аудио и видеокассеты для обучения, а взаимодействие

обучающегося и преподавателя начало происходить не только по почте, но и по телефону и факсу. Однако до начала 90-х годов новые информационные технологии в обучении как дистанционном, так и в традиционном не использовались в должной мере. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону [2].

Четвертый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми годами XX в., так как он в первую очередь характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе компьютеров, жестких магнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудио конференц-связи и т.д. В это десятилетие некоторые учебные заведения начали использовать в образовательных целях многоцелевые сайты, стала возможной двухсторонняя связь, подразумевающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом. И хотя такое взаимодействие было, по большей части, асинхронным (т.е. происходило не в реальном времени) на 1998 г. количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения, использующих новые информационные технологии, составило более ста восьмидесяти.

Для развития и координации усилий в области дистанционного обучения в 1993 году была создана некоммерческая организация - Ассоциация Международного Образования, членами которой, среди прочих, стали: Московский институт электроники и математики, Московский государственный университет леса, Российский университет дружбы народов, Московский авиационный технологический университет, Московский энергетический институт, Международный Центр дистанционного обучения ЛИНК, Тамбовский государственный технический университет, Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В.Ломоносова и др. Российской высшей школой в регионах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска проводятся эксперименты по применению новых информационных технологий для дистанционного обучения студентов. Для расширения международных связей российских ВУЗов создан Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, который совместно с ЮНЕСКО приступил к разработке проекта дистанционного обучения в России. Большая работа по педагогическому обеспечению системы дистанционного обучения ведется Российской академией образования (РАО). В лаборатории дистанционного обучения Института общего и среднего образования Российской академии образования разрабатываются новые педагогические технологии; дистанционное обучение на основе Интернет-технологий; изучение дидактических возможностей Интернета; разработка современных средств обучения; создание учебных пособий для педагогических вузов и т.д. Западные университеты открывают в России свои представительства и филиалы. Примером может служить Всемирный технологический университет, созданный на базе российских и международных университетов и ведущий дистанционную подготовку по таким направлениям,

как информатика, механика и моделирование технологических процессов, иностранные языки, менеджмент и др.

В 1991 г. первые 20 российских студентов приступили к изучению курса Открытого университета Великобритании «Эффективный менеджер»; был создан Международный центр дистанционного образования ЛИНК (сейчас Международный институт менеджмента ЛИНК).

Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ века и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа видится в том, что для организации и проведения дистанционного обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет.

В заключение необходимо отметить, что Россия имеет огромный опыт в области организации заочного обучения. Богатые история и практика использования в России и бывшем СССР технологий дистанционного обучения требует серьезного анализа с целью сохранения лучших традиций и наиболее удачного опыта с возможностью трансформации их в образовательную систему XXI века.

Литература

1. Андреев, А. А., Солдаткин, В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [ Текст]/А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 2001 - 232 с.

2. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие [Текст]/ Под ред. Е. С. Полат. - М., 2001.- 272 с.

3. Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине ХХ века [Текст]/Г.Ф. Карпова.- Ростов-на-Дону, 1994 .- 28 с.

4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст]/ М.: Гос. Комитет РФ по высш. образованию, 1995. - 24 с.

5. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие [ Текст]/ Д.И. Латышина. - М., 2000.- 532 с.

Л. С. Довгаль

Программно-информационное обеспечение учебного процесса

Сегодня, в условиях глобальной информатизации образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение студентами необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.