Научная статья на тему 'Информационные и коммуникативные технологии в полиграфии и дизайне'

Информационные и коммуникативные технологии в полиграфии и дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / ПОЛИГРАФИЯ / ЗНАК / СИМВОЛ / ПИКТОГРАММА / ДИЗАЙН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рогов А. А.

Основой информационных и коммуникативных технологий является система символов и знаков, которая вне зависимости от языковой принадлежности способствует успешной коммуникации между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRINTING AND DESIGN

The basis of the information and communication technologies is a system of symbols and signs, that regardless of the language of belonging contributes to successful communication between people.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникативные технологии в полиграфии и дизайне»

УДК 004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПОЛИГРАФИИ И ДИЗАЙНЕ

А. А Рогов

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Основой информационных и коммуникативных технологий является система символов и знаков, которая вне зависимости от языковой принадлежности способствует успешной коммуникации между людьми.

Ключевые слова: коммуникации, полиграфия, знак, символ, пиктограмма, дизайн, информационные, графические изображения.

Полиграфия и дизайн являются современной платформой информационных и коммуникационных взаимосвязей в обществе. Основой информационных и коммуникативных технологий является система символов и знаков, которая вне зависимости от языковой принадлежности способствует успешной коммуникации между людьми.

В истории известно, что человек имея способность различать и узнавать абстрактные изображения, такие как символы и знаки использовал их для предостережения и руководства, а так же передачи информации и указания направления. Современную информационную среду окружают всевозможные символы - от чисел и букв до знаков, раскрывающих смысл религии, искусстве, науке. Главной функцией символов и знаков, является установление коммуникаций посредством графических изображений.

Одно из определений понятия «знак» - это графический символ способный передать жест, выражающий какую-либо информацию или команду. Таким понятием так же обозначаются плакаты, билборды, баннера и другие средства визуальной коммуникации в целях рекламы, предупреждения или указания.

По одной из трактовок понятие «символ» - это изображение, характеризующее качество предмета не связанное с его внешней формой (например, значок «квадрат» символизирует предмет, у которого иная форма, или - абстрактное понятие (например, изображение голубя является символом мира)

Иным понятием «символ» является текстовый знак, который обозначает какое-либо качество, процесс или величину, например математические символы, буквы алфавита, знаки препинания, ноты, цифры и так далее.

Есть еще различия, разграничивающие два разных типа знаков это иконические знаки и знаки-символы. Эти типы знаков выделял американский ученый Ч. Пирс основатель семиотики. Иконические знаки в человеческой культуре создаются при изображении объектов или явлений реального мира. В изобразительном искусстве собрание иконических знаков будет считаться, пожалуй, вся реалистическая живопись. Портрет, натюрморт или пейзаж, созданный художником, будет считаться знаком для зрителя выставки определенного ландшафта

или определенной местности, знаком, у которого полно выражены иконические свойства.

Иконическим знаком этой же местности может, является и топографический план, хотя в этом знаке присутствуют элементы символики на пример (синим цветом изображают воду, черным землю).

Знак - символ отличается от иконического знака тем, что не имеет сходства с обозначающим его предметом. Таким образом, красный круг на белом фоне может быть расшифрован как "Движение запрещено" лишь в одном случае, если значение этого знака человек заранее заучил. Но есть такие знаки, которые обладают иконическими свойствами, например "Осторожно, дети" или "Пешеходный переход.

Средством опосредованного запоминания является пиктограмма. Существуют пиктограммы, известные еще со времен наскальной живописи. Такие рисунки несут в себе содержательный характер и представляют особенности индивидуального жизненного опыта человека и его абстрактное мышление. Особенности абстрактного запоминания у человека выявляются при анализе качества рисунков. Все виды пиктограмм можно разделить на пять видов:

- абстрактное изображение - в виде линейных графических элементов, не преобразованных, в какие ни будь узнаваемые образы;

-знаково-символические - в виде символов или знаков (геометрические элементы, линии, круги, ромбы, звёзды и т.д.);

- сюжетные - изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую-либо композицию, сюжет или ситуацию, а так же возможно один персонаж, выполняющий некую деятельность;

- конкретные предметы и объекты;

- метафорические - это изображения, выполненные в виде метафор, художественного вымысла, например слово «счастье» - поднявшиеся в небо мыльные пузыри на фоне солнечных лучей или радуги.

Человек, относится к типу «мыслителя», если он применяет абстрактные и знаково-символические типы рисунков. Эти люди обобщают и синтезируют полученную информацию и обладают абстрактным логическим мышлением.

Если у человека образное мышление, тогда у него преобладает сюжетное и метафорическое изображения.

Возможно, предположить преобладание у человека практического мышления, при котором он оперирует непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, и направляет его на разрешение конкретных задач в практической деятельности.

Степень свободы установки связи между абстрактными изображениями при рисовании, а затем и воспроизведении слов по рисункам свидетельствует о сформированности понятийного мышления человека.

В современной действительности большую роль в жизни человека занимает полиграфия и соответственно все её виды несут в себе коммуникативный и информационный характер. Из-за особенностей форм дизайна в полиграфии знак играет одну из главных ролей.

Дизайн в полиграфии многообразен и обеспечивает успешное решение всех поставленных задач. Именно он служит основной частью рекламной сферы, от которой зависит ее эффективность и процент конверсии. Иногда высокие расходы на разработку макетов не оправдывают себя, так как было применено неудачное дизайнерское решение, которое оставляет потребителей равнодушными или приводит к противоположному от ожидаемого результата. В таком случае следует пересмотреть дизайнерскую работу и выявить недочеты, так как любой дизайн-макет должен быть

тщательно продуман, чтобы органично влиться в создаваемый рекламной кампанией образ. Здесь обязательны элементы фирменного стиля, чтобы даже внешний вид небольших печатных элементов служил созданию положительного имиджа и узнаваемости бренда или компании. Дизайн полиграфии должен заставляет потенциального потребителя превращаться в клиента. Кроме того, хорошо продуманная реклама, используя оригинальный дизайн полиграфии и другие средства, превращает каждого случайного клиента в постоянного покупателя, что очень важно для заказчика.

Список литературы

1. Аббасов И.Б. Основы графического дизайна. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 224 с.

2. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). - М.: Индекс Маркет, 2011. - 301 с.

3. Лобзин Ю.А. Программа элективного курса "Графический дизайн". - М.: Русское слово, 2010. -232 с.

4. Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. Графический дизайн. - М.: Рус. слово, 2008. - 203 с.

5. Лосева А.Ф. Логика символа // Контекст. 1972. Литературно-теоретические исследования. - М., 1973. - С. 217.

6. Минервина Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура-С, 2004. -288 с.

7. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? - М.: АСТ, 2005. - 197 с.

8. Петросова А. Десять заповедей дизайна // Ракко§гаГ£ - 2003. - №3. - С. 45.

9. Петросова А. Символика // Ракко§гаГ£ - 2000. - №1. - С. 41.

10. Райн Х. Самый полный справочник. Графический дизайн. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 358 с.

11. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

12. Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сборник научных трудов «Вестник Российской коммуникативной ассоциации» / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Вып.1. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2008.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRINTING AND DESIGN

A.A. Rogov

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

The basis of the information and communication technologies is a system of symbols and signs, that regardless of the language of belonging contributes to successful communication between people.

Keywords: communication, printing, sign, symbol, icon, design, information, graphic images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.