Научная статья на тему 'Информационное обеспечение устойчивого развития производственного предприятия'

Информационное обеспечение устойчивого развития производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение устойчивого развития производственного предприятия»

позиционирование продукции на отобранных сегментах;

установление рейтингов модулей; изучение привлекательности конкретного модуля; разработка комплекса маркетинга по конкретному модулю;

формирование списков бизнес-проектов;

установление рейтинга бизнес-проектов. Предлагаемая последовательность, на наш взгляд, обеспечивает наиболее эффективное достижение стратегических целей предприятия и в конечном итоге -профессиональный подход крынкам сбыта.

Кафедра маркетинга и менеджмента

Поступила 06.11.03 г.

658.5.011

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

О.ІІ. ПРИЗ

Кубанский государстаенн ый технологически и университет

Приватизация государственной собственности, происходившая в стране в последнее десятилетие 20-го века, затронула и предприятия хлебопекарной отрасли. Многие из них, став самостоятельными субъектами хозяйствования, столкнулись с целым спектром проблем, решение которых стало залогом выживания в условиях рынка.

Сегодня хлебопекарная промышленность России включает около 18 тыс. предприятий общей мощностью 54,4 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий в сутки. Рынок хлебопекарной отрасли представлен двумя конкурирующими группами: относительно небольшим количеством крупных государственных предпри-ятий-производителей и огромным числом (свыше 10

000) пекарен малой мощности различных форм собственности [1, 2].

Несмотря на изменившуюся ситуацию при переходе к рыночным отношениям, качество хлеба не стало конкурентным преимуществом на рынке, все хлебозаводы выпускают практически одинаковый ассортимент хлебобулочных изделий. Однако наличие большого количества предприятии-про изводитслеи хлеба привело к увеличению разнообразия выпускаемой продукции за счет пищевых добавок (витамины, минеральные вещества, соевая мука и т. п.), привлекательной упаковки, дифференцированной цены.

Таким образом, в условиях рынка любому предприятию жизненно необходимо иметь общую стратегию развития производства, владеть азами маркетинга, чтобы наиболее точно определять потребности рынка, быть максимал ьно гибким, в минимальные сроки удовлетворять выявленный спрос, иначе это сделают конкуренты и собственная продукция не найдет сбыта.

Одним из основных направлений в рамках такой стратегии должно стать формирование информационного пространства, доступ к которому был бы ограничен несколькими группами потребителей, например, предприятиями-производителями в рамках государственных муниципальных образований.

В рыночных условиях для хозяйствующего субъекта крайне важно иметь информацию, касающуюся структуры и объема спроса, основных конкурентов, а также политической, экономической и социальной среды обитания предприятия, что позволит оперативно и относительно точно определить динамику его дальнейшего развития.

Для проведения необходимых расчетов по прогнозированию развития предприятия требуется, на наш взгляд, знание следующих факторов:

современных тенденций макроэкономических процессов;

динамики потребительских предпочтений в области производимой продукции;

сведений об основных преимуществах предпри-ятий-конкурентов;

достижений научно-технического прогресса в соответствующей отрасли;

способов совершенствования технологии производства выпускаемой продукции.

Тенденции развития макроэкономических процессов могут характеризовать следу ющие данные:

1) уровень инфляции, т. е. степень обесценивания отечественной валюты, которая влияет на уровень реальных доходов предприятий и на возможность их технического развития;

2) уровень жизни населения, оказывающий непосредственное воздействие на покупательскую способность и предпочтения потребителей;

3) динамика объемов промышленного производства в отрасли, что дает возможность отслеживать зависимости данного показателя от развития макроэкономических процессов, составлять обоснованные планы стратегического развития отрасли в целом и отдельного предприятия в частности, повышая тем самым устойчивость развития последнего в условиях нестабильного состояния макроэкономической среды.

Динамика потребительских предпочтений в области хлебобулочной продукции в условиях современной России обусловлена таким явлением, как конкурентная борьба производителей за рынки сбыта с целью максимизации прибыли от производства и реализации про-

дукции. На рынке хлебобулочных изделий данный фактор еще не получил достаточно широкого распространения ввиду ставших уже традиционными пред-

гттт'готттгтг «ллгчтатг т» лтпт'х л^ттл^т-тг Т-Т/-Л ттл л-лЛг гоа

ХХ\_> ~Х Л. Ч^ХИГИМ ГI /1X1 и чЛиЖА X Х\-7 Х1\^Ц^/\_>ХХаУХ у а-

ция может уже в ближайшее время измениться. Эго может быть обусловлено продолжающимся сегодня в России расслоением населения натри основные группы: с высоким уровнем доходов; со средним уровнем доходов; группу с низкими доходами. Уровень доходов

о пр с д с ля ет и уровень жизни, который, в свою очередь, влияет на потребительские предпочтения.

Отслеживание сведений об основных предприяти-ях-конкурентах - крайне важная со ставляющая успешного функционирования и устойчивого развития любого хозяйствующего субъекта. Борьба производителей за рынки сбыта своей продукции осуществляется в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей покупателя в более высоком качестве изделия при меньшей цене.

Следует отметить, что централизованным сбором информации по этим и другим позициям в настоящее время не занимается какая-либо единая структура. Так, например, ЗАО «Кубаньхлебпром», объединяющий 36 муниципальных хлебозаводов Краснодарского края, периодически по окончании отчетного периода получает от них стандартизированный набор данных об основных итогах работы. Однако в данном случае связь достаточно односторонняя. В основном информация собирается для осуществления действий контролирующего характера. Конечно, некоторая обратная связь имеется, но в ограниченном объеме, лишь по основным показателям, без какого-либо анализа.

Кроме того, контролирующая организация не занимается такими вопросами, как, например, отслеживание динамики научно-технического прогресса или предпочтений потребителей, а эта информация является чрезвычайно важной, необходимой для развития предприятий.

Как видно, назрела проблема организации работы информационных каналов, которые дали бы предприятиям хлебопекарной отрасли возможность обмениваться необходимыми сведениями без ущемления права на сохранение коммерческой тайны, своевременно бы информировали производителей о динамике макроэкономических процессов, о последних достижениях в

Статистические

управление

области техники и технологии, об изменении спроса и предложения на те или иные сорта хлеба и т. п.

Нами предложена схема создания Информационно-.и.: ц:'н.;:,1 N п\>" ■ ы"1ленноети Красно-

дарского края за счет средств ЗАО «Кубаньхлебпром» (50%) и бюджетов края и его городов (50%), для чего предварительно следует зарезервировать необходимые средства в планах развития этих структур.

Информационный центр в структуре информационных потоков представлен на рисунке:

1 - информационный поток, содержащий данные об основных показателях деятельности хлебозаводов Краснодарского края за отчетный период;

2 - сведения, поступающие от покупателей и потребителей хлеба и хлебобулочной продукции;

3 - информация, предоставляемая научно-исследовательскими институтами о достижениях научно-технического прогресса в области хлебопекарной промышленности;

4 - данные, получаемые от Статистического управления о динамике основных макроэкономических показателей;

5,6,7 - анонимные данные о динамике макроэкономических процессов, о результатах работы хлебозаводов Краснодарского края, о предпочтениях потребителей, а также разнообразный аналитический материал, сведения рекомендательного характера, направляемые соответственно на предприятия хлебопекарной промышленности края, в ЗАО «Кубаньхлебопродукт», Администрациям края и городов.

Для создания Информационного центра, по нашим расчетам, потребуются единовременные капитальные затраты не более 200 тыс. р. Указанное вложение средств будет вскоре окуплено за счет ожидаемого увеличения прибыли предприятий и налоговых поступлений в бюджет края.

Информационный центр функционирует следующим образом. Предприятия направляют данные о результатах своей производственно-хозяйственной деятельности (объем производства, выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, износ оборудования и т. д.), не опасаясь за их разглашение, в Информационный центр по итогам каждого отчетного периода (месяца) не позднее, например, 5 рабочих дней. Такой относительно короткий срок обусловлен необходимостью оперативной обработки и анализа поступающего объема информации в центре с целью своевременного предоставления обработанной информации хлебозаводам, головной организации - ЗАО «Кубаньхлебпром», Администрациям края и городов. Подобная оперативность продиктована необходимостью повысить динамичность построения планов развития хозяйствующих субъектов.

Кроме предприятий-производителей хлеба Информационный центр должен находиться в постоянном контакте с потребителями продукции с целью выяснения их предпочтений и пожеланий в области ассортимента, цен, качества, сервиса и т. п. Для этого необхо-

димо организовать опросы общественного мнения, снабдить точки реализации хлебобулочной продукции книгами отзывов и предложений, открыть горячую телефонную линию, которой мог бы воспользоваться любой потребитель. Кроме выяснения предпочтения покупателей, подобный контакт с ними помог бы обоснованно сегментировать рынок.

В задачи Информационного центра также должны входить такие направления, как налаживание и поддержание контактов с институтами и организациями, занимающимися разработкой новых видов оборудования, современных технологических способов изготовления продукции, новых рецептур. Подобная деятельность помогла бы своевременно отслеживать появление более совершенных, более эффективных и простых в использовании машин, технологий, рецептур, осуществлять стратегическое планирование, повышать устойчивость развития отраслевых предприятий.

Для отслеживания динамики макроэкономических процессов Информационный центр должен будет поддерживать контакт и со Статистическим управлением.

После получения всех необходимых исходных данных Информационный центр будет заниматься аналитической работой с целью производства информацион-

ного продукта, содержащего анонимные сведения о тенденциях развития хлебопекарных предприятий Краснодарского края, об их проблемах и возможностях, предлагать пути избежания тех или иных неверных решений, имевших место в отчетных периодах, и рекомендовать направления дальнейшего развития среднестатистического хозяйствующего субъекта на основе новейшей информации о достижениях в области хлебопечения, о развитии внешней среды предприятия.

Создание подобного информационного пространства будет способствовать повышению устойчивости развития муниципальных предприятий хлебопекарной отрасли и может стать их серьезным конкурентным преимуществом по отношению к частном}' сектору.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.Н. Индустрия продовольствия России. - М., 2000.

2. Хлебопекарная и кондитерская промышленность России. - http://www.conditer.ni.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 17.11.03 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.