Научная статья на тему 'Правовые аспекты информатизации в Республике Корея'

Правовые аспекты информатизации в Республике Корея Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2300
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ / INFORMATION LAW / LEGAL POLICY IN THE REPUBLIC OF KOREA / IT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Койбаев Борис Георгиевич, Золоева Зарина Тамерлановна

В статье рассмотрены подходы Республики Корея к вопросу информатизации. Анализируются нормативно-правовые акты сопровождающие процессы реализации государственной политики в сфере информатизации. Авторами предпринята попытка выявить положительный опыт, который может быть использован Российской Федерацией для дальнейшего развития процесса информатизации и совершенствования законодательства в сфере информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF INFORMATIZATION IN THE REPUBLIC OF KOREA

The article considers the approaches to IT development in the Republic of Korea. It analyzes the normative legal acts accompanying the process of implementation of the state policy in the sphere of IT development. The authors attempt to reveal the positive experience that can be used by the Russian Federation for further development of IT as well as improvement of legislation in the field of IT development.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты информатизации в Республике Корея»

2. Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» от 16 мая 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=31785 (Дата обращения: 23.02.2014).

3. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 26.06.2014 г.) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12145408/ (Дата обращения: 23.02.2014).

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009.19 мая.

5. Галачиева М. М. Опасность терроризма в современных условиях российской действительности как предпосылка принятия Федерального закона «О противодействии терроризму» // Право и правосудие в современном мире: сборник материалов конференции. Краснодар: Просвещение-Юг, 2006.

6. Гельман З. Н. СМИ в «Российской газете». М., 2005.

7. Семенова А. Н. Преступность на современном этапе. М., 2011.

8. Трофимов А. К. Терроризм и его последствия. М., 2003.

УДК 34:002

Б. Г. Койбаев, З. Т. Золоева

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

В статье рассмотрены подходы Республики Корея к вопросу информатизации. Анализируются нормативно-правовые акты, сопровождающие процессы реализации государственной политики в сфере информатизации. Авторами предпринята попытка выявить положительный опыт, который может быть использован Российской

Федерацией для дальнейшего развития процесса информатизации и совершенствования законодательства в сфере информатизации.

Ключевые слова: информационное право, информатизация, правовая политика Республики Корея.

B. G. Koybaev, Z. T. Zoloeva

LEGAL ASPECTS OF INFORMATIZATION IN THE REPUBLIC OF KOREA

The article considers the approaches to IT development in the Republic of Korea. It analyzes the normative legal acts accompanying the process of implementation of the state policy in the sphere of IT development. The authors attempt to reveal the positive

Одной из важных тенденций развития, как всего современного мира, так и отдельно взятых государств, является построение информационного общества, которое вносит значительные коррективы в межличностные, общественные, внутригосударственные и международные отношения. Реагируя на реалии сегодняшнего дня госу-

experience that can be used by the Russian Federation for further development of IT as well as improvement of legislation in the field of IT development.

Key words: information law, IT development, legal policy in the Republic of Korea.

дарства, реализуют информационную политику, от эффективности которой во многом зависит успешность формирования информационного общества.

Актуальность исследования вопросов правового регулирования информатизации не вызывает сомнения. В условиях продолжающейся в Российской Федерации ад-

Гуманитарные и юридические исследования

министративной реформы, сопровождающейся формированием информационного общества, большое значение приобретает использование опыта развитых стран в сфере государственного управления и информатизации.

Как известно, одним из лидеров в сфере построения информационного общества является Республика Корея, которая в 2014 году в очередной раз заняла лидирующую позицию в рейтинге развития электронного правительства, проводимого ООН [6, р. 11], продемонстрировав миру высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий.

Еще в начале 2000-х годов между различными провинциями Республика Корея чувствовался существенный цифровой разрыв. Так, на основе данных, представленных Национальным статистическим управлением Республики Корея (по состоянию на 5 декабря 2001), в Сеуле из каждых 10 семей 6 и более имели персональный компьютер, а в провинции Чолла-намдо - только 4, в индустриальном центре Кореи - городе Ульсане -Интернетом умели пользоваться 6 человек из 10, а в провинции Чхунчхон-намдо этот показатель едва достигал 4 человек [5].

Буквально за десять лет Республике Корея удалось сделать решительный шаг в развитии процессов информатизации, этому способствовало проведение эффективной государственной политики.

Правовые основы политики Республики Корея в сфере информатизации были заложены еще в конце 80-х годов, когда были приняты Закон «Об информационной безопасности», Закон «О поставках и использовании компьютерных сетей», Закон «О стимулировании распространения и применения компьютерной сети», которые закрепили возможность одностороннего предоставления информации физическим лицам по их требованию и фактически создали правовые возможности для формирования электронного правительства в стране.

Дальнейшее развитие законодательства в сфере информатизации Республики Корея были связаны с принятием Закона

«О защите персональных данных, содержащихся в государственных учреждениях» (1994 г.), рамочного закона «О стимулировании развития информационных технологий» (1995г.), Закона «О раскрытии информации государственными учреждениями» (1996 г.), регламентировавшие ключевые направления в развитии электронного правительства Кореи. Принятие этих законодательных актов послужило основой для разработки 31 дорожной карты по развитию электронного правительства и Плана национальной информатизации, который был утвержден в 2008 г. [3].

В 2001 г. был принят Закон «Об электронном правительстве», призванный оказать содействие в реализации проектов электронного правительства, повысить производительность, прозрачность и демократичность органов государственной власти, и в конечном итоге направленный на улучшение качества жизни граждан. В соответствии со статьей 2 данного Закона, термин «электронное правительство» означает правительство, которое эффективно выполняет административную работу между органами государственной власти и/или гражданами, и осуществляющее административную работу с использованием информационных технологий. В статьях 6-14 перечислялись принципы, на которых основывалась деятельность электронного правительства в Республике Корея. Это - принцип приоритета удобства граждан, реформирования, электронной обработки, раскрытия административной информации, верификации, распределения информации, защиты личной информации, предупреждения перекрывающих инвестиций, аутсорсинга развития технологий и операций.

Следует отметить, что процесс информатизации в Республике Корея изначально сопровождался построением электронного правительства, а важнейшим итогом проводимой в государстве информационной политики стала возможность общения государства и граждан посредством Интернет, а также возможность предоставления ограниченной информации по запросам заявителей в электронном виде.

Начало активной политики, направленной на информатизацию всего государства было дано в 1999 г., когда Правительство Кореи утвердило проект «Cyber-Korea 21» (1999-2002 гг.), целью которого было решение проблемы неравномерного регионального развития и активизация применения сети Internet индивидуальными и коллективными субъектами. В результате реализации проекта «Cyber-Korea 21» на территории всей страны были созданы условия для доступа в Интернет на высоких скоростях, а также была создана национальная система качественной мобильной связи. В тот же период был утвержден еще один проект, связанный с формированием в Корее электронного правительства, предполагавший организацию электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с государственными структурами.

В продолжение общегосударственной информационной политики в 1999 году был принят Закон Республики Корея «О цифровой подписи» [2]. В соответствии со статьей 1, данный Закон был направлен на создание базовых условий организации системы электронных подписей и преследовал цель обеспечения безопасности и надежности электронных сообщений, и стимулирование использования электронных документов и сообщений, на национальном уровне. В том же году был также принят Рамочный закон «Об электронной коммерции», в статье 1 которого уточнялись правовые последствия сделок, совершенных в электронном виде, обеспечение их безопасности и надежности. Таким образом, Закон Республики Корея «О цифровой подписи» и Рамочный закон «Об электронной коммерции» фактически создали правовые основы для осуществления операций в электронной форме, и были направлены на информатизацию государства.

Следующий этап развития политики в сфере информатизации Кореи связан с принятием Основного плана локальной информатизации в 2002 году, который был направлен на улучшение качества жизни, повышение эффективности органов мест-

ного самоуправления, а также активизацию местной экономики. В том же году начинает действовать программа е-Korea vision 2006 (2002-2006 гг.), в рамках которой правительство финансировало подключение всех начальных, средних и высших школ к высокоскоростному Интернету, а также проводило мероприятия по повышению компьютерной грамотности, предоставлению доступа в Интернет неимущим и жителям отдаленных регионов, преследуя цель преодоления цифрового разрыва и повышения качества жизни граждан.

Согласно государственной доктрине, Республика Корея, завершив к концу 2003 г. построение информационного общества, приступила с 2004 г. к формированию постинформационного общества. «Водоразделом» каждой «эпохи» служит уровень информатизации (в государственных программах страны различаются первый, второй и третий уровни) и все возрастающие возможности ИКТ. Именно это определяет отличительные характеристики каждого «нового» общества и смену парадигмы развития страны.

В 2004 году корейское правительство инициирует переход к новому этапу цифровой революции, предполагающему доступ к информации в любое время и любом месте. Этот этап связывают с проектом «u-Korea vision». Для поддержания проекта корейское правительство разрабатывает новую национальную стратегию в области информационно-коммуникационных технологий -IT839 (восемь услуг, три инфраструктуры и девять технологий).

В ноябре 2008 года в Корее был объявлен Мастер-план по национальной информатизации (2008-2012 гг.), а для его успешного выполнения введен План действий по национальной информатизации, преследующий цели восстановления экономики и повышения конкурентоспособности национальной экономики. На практике план действий предполагает изменение концепции взаимоотношений между государством, физическими лицами и бизнесом, посредством предоставления госу-

Гуманитарные и юридические исследования

дарственных услуг в один этап онлайн без посещения государственных учреждений и получения бумажных документов. С помощью чего предполагается сэкономить 13,300 трлн. вон в ближайшие четыре года, а также ожидается создание (либо продвижение по службе) в области информатизации 142 000 постоянных рабочих мест [7, p. 10-11].

Следующий этап развития информационного законодательства был связан с принятием 22 мая 2009 года Рамочного закона «О национальной информатизации Республики Корея» [4]. В соответствии с п. 3 статьи 16, государство и все местные органы власти должны были разработать и осуществлять политику по продвижению национальной информатизации. Главы центральных административных органов и главы органов местного самоуправления разрабатывали и внедряли план реализации национальной информатизации каждый год, в соответствии с основным планом, а также представляли Президентскому совету по вопросам информационного общества на рассмотрение отчет о реализации плана за предыдущий год, а также план на предстоящий год.

Информационная политика Республики Корея приобретает новый виток в своем развитии в 2010 году и находит свое воплощение в реализации проектов «Смарт Корея», что было вызвано широким распространением смартфонов. Так, государственная стратегия «интеллектуальной страны» предусматривает развитие мобильного Интернета, создание смарт-сетей, и построение на основе этих сетей нового смарт (интеллектуального) общества.

В качестве одного из правовых аспектов информатизации следует упомянуть информатизацию органов местного самоуправления. Так, в феврале 2003 года была создана Корейская ассоциация местной информатизации (KALI), действующая на основании Закона «О местном самоуправлении» и Закона «О содействии компьютеризации административной работы для реализации электронного правительства».

Основной функцией KALI является информатизация органов местного самоуправления, а также содействие созданию электронного правительства.

Последние изменения информационного законодательства Республики Корея были связаны с принятием в 2011 году Закона «О персональных данных», который был направлен на защиту информации и частных субъектах и преследовал цель укрепления информационной безопасности. Закон, в частности, запретил использование частными компаниями информации персонального характера, а также запретил саму возможность требования такой информации от граждан. В соответствии со ст. 2 данного Закона, конфиденциальной объявляется информация, относящаяся к живому человеку, которая идентифицирует конкретного человека по его имени, национальному идентификационному номеру, изображению или иной аналогичной информации. Так же в качестве нововведения Закон закрепляет права субъекта в отношении данных о нем. Так субъект имеет право:

• на получение информации о себе, которая находится в обработке в государственных органах и у частных компаний;

• дать согласие на обработку персональных данных или отказать в нем;

• на подтверждение обработки таких персональных данных, а также требовать доступа (в том числе выдачу свидетельства) к своим персональным данным;

• приостановить обработку и сделать коррекцию, удаление и уничтожение такой личной информации;

• на соответствующее возмещение за ущерб, возникший в результате обработки персональных данных.

Руководство Республики Корея, несмотря на уже достигнутые высокие результаты, продолжает инициировать проекты (программы) в сфере информатизации государства, которые сменяют друг друга. С 2013 года в Корее приступили к реализации программы Giga Korea, для коорди-

нации деятельности которой, было создано Министерство науки, ИКТ и планирования будущего. По заявлению возглавившего его Чой Мун-ки (Choi Moon-ki), министерство нацелено на укрепление фундамента науки и ИКТ посредством интенсификации процесса укрепления фундаментальной науки и программного обеспечения (ПО); создание среды, в которой каждый может предложить свежие идеи для создания венчурных компаний; создание новых рабочих мест путем улучшения климата для начинающих предпринимателей (start-ups) посредством поддержки и координации политики с соответствующими учреждениями, доведения уровня отечественных научных исследований до мирового; запустит правительственный проект, по которому социальные вопросы (такие как безопасность пищевых продуктов и охрана экологической среды) будут разрешаться посредством научных технологий; удвоит усилия по созданию коммуникаций и Интернет-среды, которые будут полезны в повседневной жизни людей, и сократит стоимость ИКТ-услуг [1, с. 10].

Занимая лидирующие позиции в мировых рейтингах по уровню развития ИКТ, и имея, таким образом, положительный опыт в вопросах информатизации, Корея сотрудничает со многими государствами, в том числе находящимися на постсоветском пространстве. Так, в 2013 году было налажено сотрудничество Южной Кореи с Белоруссией и Узбекистаном по вопросам создания электронного правительства.

По нашему мнению, несомненный практический интерес имеет активизация сотрудничества Российской Федерации и Республикой Корея в сфере информатизации, с целью привлечения положительного опыта. Такое сотрудничество может проявляться в различных формах, например, путем проведения меморандумов на пра-

вительственном уровне, проведения конференций, обмена кадрами, стажировки с целью получения опыта, проведения совместных исследований и т. д. В результате такого сотрудничества у Российской Федерации появится собственный потенциал для реализации соответствующих проектов на внутригосударственном уровне.

Анализ опыта Республики Корея показал, что процесс информатизации и формирования информационного общества в этом государстве проходил в рамках проводимых в странах административных реформ. Этот процесс сопровождается формированием электронного правительства, ориентированного, прежде всего, на граждан. Проведенный анализ также показал, что руководство Республики Корея в вопросах информатизации основывает свою деятельность на представлении государства как сервисной системы, основной целью которой является обслуживание интересов общества.

Так же было выявлено, что информатизация государства в Республике Корея осуществлялась планомерно, в рамках реализуемой общегосударственной информационной политики и имело четкие законодательные основы.

В результате произведенного исследования можно заключить, что высокие позиции Республики Корея в мировых рейтингах обусловлены применением комплексного подхода к решению проблемы модернизации государственного управления, четко прослеживается проводимая в стране политика по разграничению полномочий между уровнями власти, и особым упором на муниципальный уровень. По нашему мнению, отражение в политике Российской Федерации этих тенденций будет иметь положительные результаты, и способствовать дальнейшему развитию процесса информатизации и его правовому обеспечению.

1.

2.

Литература и источники

Белова Л. Г. Южная Корея: движение от информационного общества к вездесущему обществу// Транспортное дело России. 2014. № 3.

Закон Республики Корея от 05.02.1999 г. № 5792 «О цифровой подписи» [Электронный ресурс] URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UN-DPADM/UNPAN042823.pdf (Дата обращения: 23.03.2015).

Гуманитарные и юридические исследования (Ц^^

СКФУ-ISr

3. Отчет о результатах обучающего визита делегации Федерального казначейства в Министерство стратегии и финансов Республики Корея [Электронный ресурс] URL: http://www. roskazna.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-news/doc/%D0%9E%D1%82%D1 (Дата обращения: 23.03.2015).

4. Рамочный закон о Национальной информатизации № 9705 от 22 мая 2009 [Электронный ресурс] URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UN-DPADM/UNPAN042828. pdf (Дата обращения: 23.03.2015).

5. Штефан Е. Увеличивается разница в уровне информатизации между регионами Кореи // Сеульский вестник. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.kr/high-tech/2340.html (Дата обращения: 23.03.2015).

6. United Nations E-Government Survey 2014 [Электронный ресурс] URL: http://unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf. (Дата обращения: 23.03.2015).

7. 2010 Informatization White Paper Republic of Korea [Электронный ресурс] URL: http://www.korea. go.kr/new_eng/html/files/publications/2010_Informatization_WhitePaper.pdf (Дата обращения: 23.03.2015).

УДК 340.153; 342.511.6

С. А. Польская

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФРАНЦУЗСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА:

ИЗЪЯТИЕ ИЗ ОБЩЕГО ПРАВИЛА

Статья посвящена анализу формирования и развития теоретических основ правила изъятия из общего правила в процессе усиления потестарных полномочий французской монархии на протяжении Х11-ХУ вв. Основой выступает содержание королевских грамот о помиловании и об освобождении, практика распространения которых свидетельствует о расширении судебных привилегий короля.

8. Л.

Ключевые слова: изъятие из общего правила судопроизводства (obstante generaliter, nonobstant la règle générale), право королевского помилования (le droit de grâce royal), грамоты о помиловании (les lettres de rémission), грамоты об освобождении (les lettres d'abolition générale).

Polskaya

THEORY AND PRACTICE OF MEDIEVAL FRENCH LEGAL PROCEEDINGS: EXCEPTIONS TO THE GENERAL RULES OF PROCEDURE

This article analyzes the formation and development of the theoretical foundations of the right of withdrawal from the general rule in the process of strengthening the powers of French monarchy during the XII-XV c. It is based on the content of royal charters of pardon and release, dissemination of which means the expansion of judicial privileges of the king.

Изъятие из общего правила (лат. -obstante generaliter; фр. - nonobstant la règle générale) начинает формироваться во Франции уже начиная с XII в. и оценивается большинством специалистов как отмена

Key words: Exception to the general rules of legal procedure (obstante generaliter, nonobstant la règle générale), a right of royal pardon (le droit de grâce royal), letters of pardon (les lettres de rémission), certificates of exemption (les lettres d'abolition générale).

судебного приговора в виде королевского помилования, освобождения (la rémission, réduction de peine) [3; 6; 8; 13; 16, р. 386402] в качестве легитимного права последнего (le droit de grâce royal) [18] вплоть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.