УДК 377.5
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF IT-SPECIALISTS TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
С. А. Балунова S. A. Balunova
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье раскрывается сущность и представлена структура информационнообразовательной среды подготовки специалиста в области информационных технологий в системе среднего профессионального образования.
Abstract. The article reveals the essence and the structure of information and educational environment of IT-specialist training in secondary vocational education.
Ключевые слова: инновационная образовательная среда, информационно-средовой подход, информационно-образовательная среда профессионального образования.
Keywords: innovative educational environment, information and environmental approach, information and educational environment of vocational education.
Актуальность исследуемой проблемы. В нынешней экономической ситуации, в условиях глобальной информатизации современного общества стала особенно актуальна проблема качественной профессиональной подготовки IT-специалистов, которая требует разработки новой модели развития профессиональной школы, ее серьезного реформирования на основе прогрессивных информационно-коммуникационных и образовательных технологий. Готовность к изменениям социального пространства, проектирование информационного пространства, «проектирование знаний» - новые задачи IT-специалистов среднего звена, которые определяют своеобразие их компетентностных комплексов, ставят новый цикл задач в сфере информационного образования [4].
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось в течение четырех лет (с 2008 по 2012 г.) на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и охватывало около 200 студентов по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) специализации «Программирование в компьютерных системах». В ходе исследования был использован комплекс теоретических (анализ литературы), эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, учебных результатов, анкетирование, тестирование, интервьюирование), экспериментальных методов и методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Результаты исследований и их обсуждение. Современный этап модернизации среднего профессионального образования характеризуется обновлением содержания подготовки специалистов, приведением его в соответствие с требованиями общества и рынка труда. Особенностью новых государственных образовательных стандартов являются новые методы практикоориентированного обучения через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ студентами, новые подходы к оценке качества подготовки [1]. Структурообразующие компоненты инновационной образовательной среды профессиональной школы составляют следующие инфраструктуры:
1) партисипативно-профессиональное окружение (кроссдисциплинарные технологии обучения, опережающую и дуальную целевую профессиональную подготовку, механизмы целевой контрактной подготовки специалистов, структурно-функциональную интеграцию учреждений профобразования и предприятий отрасли, вариативные формы социального партнерства;
2) проектно-интегративный компонент (вхождение России в мировое образовательное пространство и внедрение основных положений Болонской декларации);
3) информационно-коммуникационный компонент, обуславливающий подготовку информационно ориентированной личности, разрабатывающий информационно-средовой подход к модернизации профессионального образования [5].
Основой информационно-средового подхода является диалектическое понимание управляемых процессов модернизации профессионального образования в современной информационной среде, которая представляет собой совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, использования, создания информации.
Информационно-образовательная среда (ИОС) профессионального образования определяется как совокупность условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование на федеральном, регионально-отраслевом, институциональном, предметном и личностном уровнях информационного взаимодействия субъектов современной образовательной инфраструктуры профессионального образования. В составе понятия информационно-образовательная среда профессионального образования могут быть выделены и раскрыты его сущностные аспекты: а) информационно-средовой, специфика которого заключается в динамичном характере информационных процессов; б) образовательно-средовой аспект, специфика которого заключается в системной интеграции, приводящей к увеличению учебной активности и продуктивной деятельности студентов; в) профес-сионально-средовой аспект, специфика которого заключается в качественном многообразии профессионально-ориентированных и информационных взаимодействий с использованием информационно-коммуникационных технологий [3, 57].
Построение информационно-образовательной среды подготовки IT-специалиста среднего звена в условиях непрерывного образования привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационно-коммуникационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных и построения новых эффективных форм обучения. В основу построения такой среды положен принцип модульности, предполагающий представление отдельного курса как законченного модуля в узкой предметной области. Существуют следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды: целостность, открытость, многофункциональность, организованность, динамичность, технологичность.
Структура информационно-образовательной среды 1Т-специалиста в системе среднего профессионального обучения состоит из: технических и программных средств; информационно-справочной базы; интерактивной поддержки учебного курса; учебного материала дисциплинарного ядра; нормативных документов и образовательных технологий (рис. 1).
Образовательные технологии
1. Интерактивные и традиционные лекции
2. Лабораторные практикумы
3. Самостоятельная работа
4. Семинары, электронные конференции
5. Деловые игры, конкурсы
6. Технология web-портфолио, Case-study
7. Проектная деятельность
Учебный материал дисциплинарного ядра
1. Базовый комплекс специальных и общеинженерных дисциплин
2. Вариативный комплекс дисциплин
3. Материал для курсовой и самостоятельной подготовки
Интерактивная поддержка учебного процесса
1. Контроль; Тестирование
2. Виртуальные лаборатории
3. Дистанционный курс
4. Курсовое и дипломное проектирование
5. Сайты учебного заведения и выпускающей кафедры
6. Блоги преподавателей
7. Творческая площадка вики-портала
Программные средства
Автоматизированные обучающие системы Системы дистанционного обучения Системы управления обучением Системы учета результатов обучения Интегрированные системы
1. Библиотека
2. Словари, глоссарии
3. Справочные материалы
по предметам
4. Персоналии
5. Нормы проектирования
Нормативные
документы
1. Г осударственный образовательный стандарт
2. Учебный план
3. Рабочая программа
Технические
средства
1. Локальные компьютеры
2. Серверы данных
3. Мультимедийное оборудование
4. Средства массовой информации
Рис. 1. Структура информационно-образовательной среды
Специфическими характеристиками методов обучения в условиях ИОС являются субъектная позиция студента, нацеленность на получение индивидуальных образовательных результатов, рефлексивность, коммуникативность, интерактивность. Методы обучения
приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны этапы движения к цели, но сама цель, выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности. ИОС подготовки IT-специалиста позволяет:
- реализовать дидактические возможности кроссдисциплинарных и системноориентированных технологий при помощи ИКТ и современных сетевых сервисов;
- эффективно организовать самостоятельную работу студентов как в аудитории, так и дома, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их познавательной активности и профессиональной компетентности;
- реализовать активную творческую и коммуникативную деятельность на википортале вуза, где совместно с преподавателями студенты пишут вики-статьи, занимаются исследовательской деятельностью, обучаются по программам Intel, обсуждают различные проблемы, участвуют в конкурсах;
- использовать проектно-кейсовую технологию, где студенты, выполняя учебный проект, активно используют сетевые сервисы, совместное редактирование различных online документов, вики, блоги, фото- и видеосервисы, карты знаний, ленты времени, схемы и другие средства визуализации;
- получить квазипрофессиональный опыт при работе с учебным проектом «Фирма», который способствует формированию профессиональных компетенций;
- организовать личностную траекторию развития студента, формируя проектировочные, аналитические, практические, коммуникативные, творческие, социальные умения, навыки самоанализа;
- осуществить дистанционную подготовку по рабочей профессии «Оператор ЭВМ»;
- эффективно подготовится к курсовому и дипломному проектированию;
- своевременно и результативно проводить контроль и рефлексию учебного процесса с помощью тестирования, опросов, общения на форумах и в блогах;
- использовать web-портфолио как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности;
- решить некоторые противоречия традиционного образования (негибкость, излишнюю теоретизированность знания, низкую актуализацию в практической деятельности, отсутствие ориентации на творчество и инновации).
Достижение педагогических целей в работе обеспечивается за счет дидактических функций, закладываемых в ИОС, к которым относятся: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование умения добывать необходимую информацию, оперативный обмен информацией, идеями, планами по проектам, темам, формирование коммуникативных навыков и культуры общения, организация оперативной консультационной помощи [2].
Экспериментальные исследования подтверждают эффективность применения новых информационных технологий на базе ИОС в обучении IT-специалиста в СПО. В ходе экспериментальной работы отслеживались показатели развития у студентов специальности «Программирование компьютерных систем» экспериментальных и контрольных групп (всего 8 групп) профессиональной компетентности. Выводы производились на основе экспертных оценок и на основе самооценки студентов. Данные экспертных оценок свидетельствовали о тенденции к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития профессиональных компетенций у представителей экспериментальных групп по сравнению с таковыми контрольных групп. Самооценка студентов уровня овладения профессиональной компетентностью представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Самооценка уровня профессиональной компетентности студентов
Следует отметить, что в экспериментальной группе только 4 % студентов оценили свой уровень как низкий (в контрольной - 15 %). 43 % всех респондентов считают, что обладают высоким уровнем формирования профессиональной компетентности (из них 35 % - в контрольной), 53 % - средним уровнем (из них 50 % - в контрольной).
Современные методы обучения позволяют смоделировать практическую деятельность будущего 1Т-специалиста, повысить его мотивацию обучения, обеспечить личност-но ориентированный подход, достичь необходимого уровня профессиональной самостоятельности и правильной самооценки.
Резюме. В условиях модернизации системы среднего профессионального образования информационно-образовательная среда при подготовке 1Т-специалиста СПО позволяет качественно улучшить формирование общих и профессиональных компетенций, дает новые возможности для целеполагания, рефлексии, самооценки полученных результатов, создает условия для саморазвития и самосовершенствования. Образование в информационно-образовательной среде - вариативно, каждый студент получает возможность сам построить свою индивидуальную образовательную траекторию в освоении профессии, что является важным условием конкурентоспособности учреждения профессионального образования на рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибова, Л. Н. Проектирование содержания среднего профессионального образования нового поколения / Л. Н. Грибова. - М. : ВгИпУ, 2011. - 99 с.
2. Кечиев, А. Н. Информационно-образовательная среда технического вуза [Электронный ресурс] / А. Н. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский // Cnews. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/ free/edu/ it_russia/ institute. shtml.
3. Кирилова, Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Г. И. Кирилова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 54-60.
4. Лопатина, Н. В. Информационные специалисты XXI века: новые тенденции в профессии и профессиональном образовании / Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. - 2010. - № 2. - С. 26-30.
5. Мухаметзянова, Г. В. Подготовка специалиста в условиях организации инновационной образовательной среды [Электронный ресурс] / Г. В. Мухаметзянова. - Режим доступа: http://raop.ru/content/ Prezidium.2011.10.11.Spravka.doc.