ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.И.Кирилова
В рамках теоретико-прикладной модели инновационной интегрированной информационной среды профессионального образования объединены и описаны составляющие среду подсистемы: информационно-технологическая, образовательная и профессиональная. Объединение их в целостную систему обеспечивается за счет приоритетной нацеленности на достижение целевых функций среды, в числе которых функции информационного взаимодействия, функции системной интеграции и функции инновационного развития.
Ключевые слова: профессиональное образование, теоретико-прикладная модель, информационная образовательная среда, информационное взаимодействие, системная интеграция, инновационное развитие.
Modelling information environment of professional education. The theoretical-applied models of innovative integrated information environment for professional education combine and describe the components of environment subsystems: information technology, education and professional. Merging them together in an integrated system is achieved through a priority focus on achieving the target function, including functions of information interaction, system integration and innovation development.
Keywords: professional education, theoretical and applied model, the education environment, information communication, system integration, innovative development.
Информационная среда рассматривается с одной стороны с позиции единства субъектных и объектных ее составляющих, а с другой с позиции информативной и функционально-информационной ее сторон. Ориентиры в данном процессе задаются выдвинутыми и обоснованными принципами [1] информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования.
В литературе описаны вопросы планирования и реализации иннова-
ционных процессов [2], в том числе на базе международной образовательной интеграции [3], проблемы взаимодействия образования и производства [4], а также соотношение вузовского и корпоративного обучения [5]. Анализ публикаций и образовательной практики позволил прийти к выводу, что изолированная образовательная среда уже не может обеспечить требуемой эффективности системы профессионального образования. Выделяются три обобщенных составляющих, каждая из
которых характеризуется динамичным инновационным и информационным развитием: информационно-технологическая, образовательная и профессиональная. В данной статье речь идет об интегрированной информационной среде профессионального образования, в которой выделенные составляющие рассматриваются как тесно взаимодействующие друг с другом подсистемы. В результате этих взаимодействий формируется сфера инновационной активности, окружающая обозначенные подсистемы.
Объединение в целостную систему обеспечивается за счет приоритетной нацеленности на достижение целевых функций среды, в числе которых: а) функции информационного взаимодействия, б) функции системной интеграции, в) функции инновационного развития.
Мы разделяем позицию приме -нения современных методов моделирования педагогических систем [6, 7]. Соответственно, пути и способы достижения обозначенных выше целевых функций, раскрывает описанная в данной статье комплексная теоретико-прикладная модель инновационной интегрированной информационной среды профессионального образования. Названные выше подсистемы, составляющие среду, рассматриваются в единстве субъектных и объектных аспектов, а их целевые функции, внутренние и внешние связи и взаимодействия можно проследить в рамках теоретико-прикладной модели инновационной интегрированной информационной среды профессионального образования.
Состав описываемой модели включает инвариантную для всех составляющих номенклатуру структурных компонент, образующих множество под-
систем второго уровня, соответствующих следующим, инфраструктурам информационной среды: федеральная, регионально-отраслевая, институциональная, дисциплинарная и личностная.
Субъекты, информационные ресурсы, а также их функции, объединяемые на уровне федеральной инфраструктуры образовательной среды, нацелены на прогнозируемое развитие, формирование информационной и образовательной политики, безопасности и общих механизмов функционирования информационной образовательной среды.
На уровне регионально-отраслевой инфраструктуры [8], занятые в них субъекты, задействованные информационные ресурсы и выполняемые ими функции нацелены на анализ динамики и обеспечение эффективного формирования информационной и образовательной среды.
На институциональном уровне [9, 10] речь идет об управляемости и результативности функционирования, обеспечиваемую организованными информационными потоками и четко заданной критериальной базой.
Преподаватели и студенты как субъекты, объединяемые на уровне предметно-дисциплинарной инфраструктуры [11], используют информационные ресурсы и выполняют функции, нацеленные на обоснованную дидактическую, методическую, а также активную учебную деятельность.
Субъектно-личностный уровень инфраструктуры связывается с восприятием соответствующих потоков информации, выработке индивидуальных стратегий совершенствования образовательной и самообразовательной
деятельности, информационного, профессионального развития.
На множестве обозначенных инфраструктур для каждой из составляющих данной системы просматриваются исторически сложившиеся внутренние вертикальные связи, регламентирующие управляемое функционирование образовательной, информационно-технологической и профессиональной подсистем.
Функции информационного взаимодействия обеспечиваются в первую очередь выходом за границы внутрисистемных управляющих воздействий и взаимодействий к межсистемным взаимосвязям и взаимодействиям, которые характерны как для отдельных инфраструктур, так для составляющих системы, и для системы в целом. Роль таких взаимодействий заключается в снятии границ, способствующем более продуктивному распространению инновационного опыта. Таким образом, вертикальные связи управляющего характера дополнены внутрисистемными и внешними взаимосвязями и взаимодействиями. Внутрисистемные связи присущи как информационно-технологической, образовательной так и профессиональной составляющим и обеспечивают обмен информацией между их федеральной, регионально-отраслевой, институциональной, дисциплинарной и личностной инфраструктурами.
Ввиду открытости описываемых подсистем, внутренние взаимосвязи могут переходить во внешний контур. В результате формируются внешние горизонтальные связи, которые призваны обеспечить перспективное развитие за счет распространения и адаптированного использования внешних инноваций, относительно рассматриваемых информационно-технологической,
образовательной и профессиональной подсистем.
Функции динамичного инновационного развития базируются на повышении роли и престижа инновационно-ориентированных личностей, представителей организаций, отраслей и творческих коллективов, развивающихся по схеме «опережения», получивших интересные и полезные для общественной практики результаты, как в рамках инициативных исследовательских проектов, так и проектов, выполненных по целевым программам, заказам, грантам и др.
Функции системной интеграции предполагают для личностей, творческих коллективов, организаций, учреждений, отраслей, регионов возможности поиска и анализа информации, призванного расширить апробацию и внедрение адекватного и эффективного опыта, накопленного в схожих ситуациях. Повышение системности информации в условиях распространения инноваций должно сопровождаться целостным пониманием персонифицированной ответственности во всех аспектах аккумулирования новых знаний и обеспечения на их базе инновационного развития.
Таким образом, условием существования открытой инновационной образовательной среды становится наличие работоспособных и эффективных механизмов регулирования системности, безопасности и ответственности в информационном инновационном пространстве.
Следует ставить вопрос о качественной разработке и своевременном внедрении организационных, правовых, технических, программных и других механизмах и алгоритмах, позволяющих перевести декларируе-
мые возможности информационного инновационного развития в русло педагогической целесообразности и продуктивности за счет качественной определенности, экспертной чистоты и авторского права.
Наиболее значимые проблемы обеспечения системности, построенной на ответственной интеграции инноваций в информационном пространстве, возникающей в процессе и результате создания и распространения в информационной среде инновационных проектов и информации заключается в следующем: а) ответственность разработчиков проектов за обеспечение открытого доступа к инновациям, получившим экономическую поддержку для их распространения и общественной экспертизы, обеспечение достаточного описания для максимального распространения эффективных проектов, б) ответственность организаторов конкурсов проектов за широкое распространение информации о проводимых мероприятиях, снятие ведомственных и других ограничений для разработчиков, ответственность организаторов и экспертов, заключающаяся в профессиональной, корректной, адекватной оценке и сохранении авторского права представленных заявителями работ, в) гражданская ответственность по вопросам неправомерного распространения и использования информации и информационных инноваций, в том числе, ведущихся с нарушением авторского права, г) ответственность по вопросам умышленно сфабрикованных рейтингов и рейтинговых систем, не отвечающих реальной значимости информации и разработок.
Педагогические условия проектирования и реализации информационной среды профессионального образо-
вания строятся с учетом опережающей ориентации и механизма адекватной социальной экспертизы внедряемых инновационных проектов, а также научно обоснованной профессиональной рейтинговой оценки инновационного информационного развития инфраструктур профессионального образования.
Соответственно предложенная комплексная практико-ориентирован-ная модель адекватна путям и способам интеграции и инновационного развития профессионального образования. Она построена на основе учета первоочередных для современного этапа модернизации профессионального образования направлений, среди которых разработка терминологического аппарата, теоретических подходов и процедур аккумуляции знаний в информационной среде профессионального образования, систематизации проектирования и реализации электронных образовательных ресурсов в структуре информационной среды, замкнутой на системе стимулирования и регулирования соответствующей индустрии, апробация механизма инновационного информационного развития образовательных инфраструктур в условиях информационной среды, в том числе механизмов и алгоритмов обеспечения персонифицированной ответственности и качественной определенности информационно-образовательной среды профессионального образования.
Таким образом, состав информационной среды профессионального образования раскрывается как совокупность специфических составляющих, рассматриваемых с позиции их интеграции, информационного взаимодействия и инновационного развития: образовательной, информационно-тех-
нологической и профессиональной подсистем. Эти составляющие структурно инвариантны относительно следующих входящих в них и выделенных в данном исследовании инфраструктур: федеральной, регионально -отраслевой, институциональной, предметно-дисциплинарной, субъектно-личностной. В то же время, имеет место уникальное содержательное и функциональное раскрытие каждой составляющей и инфраструктуры модели, соответственно функциям информационных взаимодействий, путям и способам интеграции и инновационного развития. На основе рейтинговой оценки компонентов представленной модели формируются значимые и первоочередные для современного этапа направления проработки, проектирования и реализации организационных, правовых, технических, программных и других механизмов и алгоритмов информационно средово-го подхода к модернизации профессионального образования. Все это способствует продуктивной аккумуляции научного знания в инновационной интегрированной информационной среде профессионального образования.
Комплексная теоретико-прикладная модель информационной среды профессионального образования разработана и в целом реализует эффективную стратегию информационной среды. Этот управляемый процесс строится на научной информационной основе и направлен на саморазвитие объектов и функций соответствующей среды. Модель развития информационного пространства и институциональных структур в информационной среде базируется на базе интеграции педагогических, профессиональных и информационных знаний, их качественной определенности и доступности при адек-
ватном и продуктивном их отражении в образовательных ресурсах. Содержательными критериями адекватности модели поставленным целям выступает обеспечение культуросообразности и исторической обоснованности разрабатываемой совокупности информационных ресурсов. Процессуальными критериями служит продуктивность деятельности в информационной среде и эффективность информационных взаимодействий субъектов, а также адекватность целей этой деятельности очередному шагу перспективного опережающего развития информационно -го сообщества.
Литература:
1. Кирилова Г.И. Принципы инфор-мационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2008. -№ 8. -С. 54-60.
2. Мухаметзянова Г.В., Смирнов В.Н., Клюева О.Р. Теоретико-методологические основы планирования и реализации инновационных процессов в системе СПО в условиях модернизации образования // Казанский педагогический журнал. - 2005. -№ 3. - С. 3-10.
3. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г., Тазутдинова Э.Х. Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 77-84.
4. Мухаметзянова Г.В., Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Са-молдина Л.Н., Сафин Р.С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 5-10.
5. Насибуллин Э.Н. Корпоративное обучение как фактор повышения интеллек-
туального потенциала персонала организации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2010. - Т. 13. - № 2. - С. 250-261.
6. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 7. -С. 2-8.
7. Власова В.К., Кирилова Г.И., Михайлов В.Ю. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -с. 66-74.
8. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной
среде // Информатика и образование. -2008. - № 9. С. 102-104.
9. Насибуллин Э.Н. Автоматизированная система управления средним профессиональным учебным заведением // Ученые записки ИИО РАО. - 2003. - № 8. -С. 243-247.
10. Галеев И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13. - № 3. -С. 285-292.
11. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2008. - Т. 11. - № 4. -С. 297-305.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К. Н. Фадеева
Готовность целесообразно и осознанно использовать ИКТ в профессиональной деятельности является одним из наиболее важных требований, предъявляемых современным обществом к будущим специалистам сферы сервиса. В статье рассмотрено содержание компонентов готовности студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, сфера сервиса, подготовка, компоненты готовности.
Formation of readiness of students of service specialities to use of information and communication technologies. Willingness to intelligently and knowingly use information and communications technology in professional activities is one of the most important requirements for modern societies to future professionals. The article reviewed the contents of the components of readiness of students in service professions to use information and communication technologies.
Key words: information and communication technologies, service sphere, preparation, readiness components.