ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
У. Бегимкулов, Ш. Адашбоев Н. Гафурова, С. Доттоев Т. Шоймардонов, И. Эшмаматов
В докладе рассматрываются аспекты создания и внедрения электронной системы сопровождения в реализации принципов непрерывности образовательного процесса. Раскрываются сущность информационно-образовательных электронных ресурсов академического лицея, университета и учреждения повышения квалификации в едином комплексе на примере Национального университета Узбекистана.
Для формирования гармонично развитой необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательных процессов, его модернизация с акцентом на внедрение информационно-коммуникационных технологий. Наиболее перспективным является интенсивное развитие электронных информационно-образовательных ресурсов, которые позволят неограниченному количеству обучающихся, учреждениям и физическим лицам обмениваться информацией. В этом плане разработка и внедрение непрерывной системы электронного сопровождения образовательного процесса является направлением модернизации и развития национального электронного информационно-образовательного пространства. Для внедрения информационнокоммуникационных технологий в учебный процесс нами были разработаны методическое и программное обеспечение информатизации образовательного процесса в академическом лицее, университете и Институте высшей педагогики (входят в состав Национального университета). Таким образом, на примере Национального университета реализован комплексный подход к обеспечению непрерывности образовательного процесса на основе электронного сопровождения в учреждениях среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Своеобразный подход был реализован в академическом лицее № 2 при Национальном университете Узбекистана. Электронная среда сформирована на основе информационно-образовательного сайта, состоящего из: (а) образовательных и воспитательных ресурсов в электронном формате, (б) базы данных об учащихся, (в) ресурсов дистанционного обучения, (г) нормативноправовых документов образовательного процесса, (д) виртуальных кабинетов преподавателей, (е) учебно-методических комплексов, (ж) базы рейтинговых показателей успеваемости учащихся, (з) виртуальной олимпиады по предметам и др. В университете создана инфраструктура, необходимая для развития корпоративной сети, ее наполнения образовательными ресурсами. Электронные ресурсы корпоративной сети Национального университета представляют собой портал, объединяющий информационно-образовательные сайты факультетов. Чтобы все они были одинаково многофункциональны и насыщены большим объемом информации, полезной для самообразования студентов, была разработана единая программная платформа. На информа-
212
ционно-образовательных сайтах есть раздел «библиотека». Сейчас этот раздел наполняется электронными версиями книг и учебных пособий, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом университета. В этих же разделах будут собираться электронные учебники и виртуальные лаборатории. Среди прочего в «библиотеке» размещаются учебно-методические комплексы по каждому вузовскому предмету. В них наряду с программой учебного курса есть тексты лекций каждого занятия, вопросы контрольных работ, рекомендации по использованию дополнительной литературы.
На самостоятельную работу студентов рассчитан раздел дистанционного образования. Его можно использовать для углубленного овладения материалом по определенной теме или курсу. Здесь есть курсы по всем разделам, которые преподаются в университете. Процесс обучения на этих курсах полностью автоматизирован. Система самостоятельно контролирует уровень усвоения материала. Перейти к более высокому уровню или очередной теме курса можно только после успешной сдачи компьютерного тестирования.
В университете разработана и внедрена электронная платформа для размещения учебно-методических комплексов, представляющая собой дидактическую систему для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и студентами. В составе электронного комплекса интегрируются прикладные программные продукты и базы данных в соответствующей предметной области, а также совокупность методических средств и материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс. Структура и содержание учебно-методических комплексов информационно-методического обеспечения полностью детерминированы замыслом, реализуемым в рамках разрабатываемой преподавателем технологии электронного сопровождения. Учебно-методические комплексы могут быть представлены как мультимедиакурсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.
Разработка и внедрение предметных информационно-образовательных порталов создает широкие возможности для повышения качества обучения на основе единого методического обеспечения образовательного процесса, а интеграция разных ресурсов по предмету обеспечивает непрерывность получения знаний. Предметный информационно-образовательный портал представляет собой системное многоуровневое объединение образовательных ресурсов и сервисов. Это система предметных сайтов, выполненных по сходному замыслу и работающих в единых стандартах обмена информацией. Цель предметного информационно-образовательного портала - создание новых стандартов организации и информационного обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования. В целях электронной поддержки непрерывности образования по предмету реализован предметный информационно-образовательный портал по физике. Особенность предлагаемого решения заключается в универсальности платформы размещения учебных материалов, обеспечении мобильности и гибкости процесса передачи знаний на основе предоставления полного набора учебных ресурсов по физике от
213
школьного курса до магистратуры, внедрении системы самоконтроля знаний, умений и навыков. Предлагаемая модель позволяет интенсифицировать учебный процесс и уменьшить аудиторную учебную нагрузку, повысить эффективность использования бюджета времени обучающихся, повысить качество образовательного процесса. Подготовка образовательных ресурсов ведущими специалистами создаёт предпосылки для повышения качества физического образования и в региональных образовательных учреждениях.
Одной из активно разрабатываемых форм повышения квалификации педагогических кадров с использованием электронных информационнообразовательных ресурсов является дистанционная форма повышения квалификации. При организации процессов дистанционного повышения квалификации на первый план выходят педагогические и содержательные стороны. Это и отбор содержания для усвоения, и структурная организация учебного материала, способы работы слушателей с учебным материалом, способы анализа различных видов деятельности и их корректировка, построение новых способов профессиональной деятельности и др. Поэтому разработка и внедрение информационно-образовательных порталов в учреждения повышения квалификации создает широкие возможности для повышения качества на основе единого методического обеспечения образовательного процесса, интеграции разных ресурсов по направлениям, обеспечивает непрерывность получения инновационных знаний. Особенность предлагаемого нами решения заключается в универсальности платформы размещения материалов по повышению квалификации, обеспечении мобильности и гибкости процесса передачи инновационных знаний на основе предоставления полного набора ресурсов, внедрении системы самоконтроля знаний, умений и навыков слушателей. Предлагаемая разработка позволяет интенсифицировать процесс повышения квалификации, повысить эффективность использования бюджетных средств и времени слушателей, повысить качество образовательного процесса. Пользовательский интерфейс разделов обеспечивает наглядное, интуитивно понятное представление структуры размещенной на нем информации, быстрый и логичный переход к разделам и страницам.
Система администрирования портала обеспечивает возможность обновления его основного содержимого без использования программирования и специального кодирования или форматирования текста. Для управления содержимым используется отдельный административный веб-интерфейс, обеспечивающий удаленную работу авторизованных сотрудников (администраторов). Система обеспечивает защиту от несанкционированного доступа и изменения содержимого портала стандартными средствами используемого веб-сервера и операционной системы. Авторизация для пользования ресурсами системы производится по персональному логину и паролю.
Таким образом, разработанные информационно-образовательные ресурсы содействуют методическому обеспечению непрерывности образовательного процесса в едином электронном формате.
214