Научная статья на тему 'Электронное обучение специалистов в системах повышения квалификации'

Электронное обучение специалистов в системах повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов В. Н., Новожилова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение специалистов в системах повышения квалификации»

ДИЭКС - Конструктор диагностических баз знаний

База знаний Источник данных Модель знаний Трансляция Режим

Аналоговые переменные Дискретные переменные

Функции арифметики Текст модели Диагнозы Управляющие рекомендации

А1А: TK50F01< & TK50P01<,B1A,A1B A1B: TK21X01< & TK21P01< & TK22X01< & TK22P01<,A1F,A1C A1C: TK23X01< & TK23P01< & TK24X01< & TK24P01<,A1F,A1D A1D: "обесточивание НТУ СУЗ"

Функции математики

Функции логики

Сообщения транслятора диагностических баз знаний

Рис. 5. Пользовательский интерфейс конструктора диагностических БЗ

Динамический стек технологических систем (ТС) в нештатном состоянии

Имя ТС, дата, время Имя ТС, дата, время Имя ТС, дата, время

Имя вызванной ТС, дата, время возникновения нештатной ситуации

Описание нештатной ситуации в вызванной ТС и время возникновения нештатной ситуации Диагноз - найденная причина возникновения нештатной ситуации, возникшей в вызванной ТС

Прогноз последствий от возникшей нештатной ситуации в ТС

Рекомендуемые управляющие решения - команды управления

Рис. 6. Диагностический интерфейс оператора энергоблока

Рассмотренная в статье технология ДИЭКС позволяет строить экспертные системы диагностики основного оборудования ТЭС и АЭС, работающих в реальном времени. Технология ДИЭКС включена в технологию построения систем интеллектуальной поддержки операторов СПРИНТ [5], которые иногда называют системами верхнего блочного уровня АЭС.

Литература

1. Смутнев В.И., Ревин А.В., Ефрюшкин В.А. Оператор в системе управления АЭС и необходимость оптимизации ин-

формационного обеспечения его деятельности // Электрические станции. 1986. № 5.

2. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справочник; [под общ. ред. А.И. Губинского, В.Г. Евграфова]. М.: Машиностроение, 1993. 528 с.

3. Аварии и инциденты на атомных электростанциях: учеб. пособие для вузов. Обнинск: ОИАЭ, 1992.

4. Информация об аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствиях, подготовленная для МАГАТЭ // Атомная энергия. 1986. Т. 61. Вып. 5. С. 301.

5. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием информации о состоянии природной среды / А.А. Башлыков [и др.]. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 303 с.

УДК 004.853

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В.Н. Кустов, д.т.н. (Удостоверяющий центр Газинформсервис, г. Санкт-Петербург, [email protected]);

Р.Г. Гильванов, к.в.н.; И.В. Новожилова, к.т..н. (Газинформсервис, г. Санкт-Петербург, [email protected], [email protected])

Рассмотрены ключевые вопросы организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области комплексной и информационной безопасности.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, программно-аппаратный комплекс, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

В условиях развития современных технологий все более актуальным становится комплексное обеспечение безопасности критически важных производственных систем и объектов. В первую очередь, это относится к объектам электроэнергетики, национальной транспортной системы, топливной промышленности, являющейся базой для развития российской экономики. Эффективное решение проблем комплексного обеспечения

безопасности производственных систем и объектов требует профессионального кадрового обеспечения, то есть регулярной подготовки, переподготовки и повышения квалификации необходимого числа специалистов самых различных уровней и профилей, обладающих соответствующим объемом актуальных знаний. Повышение квалификации и развитие персонала предприятия или организации должны вестись по нескольким направ-

лениям, ориентированным на разные категории специалистов (руководителей подразделений, аналитиков, инженеров, администраторов и т.д.). Для обеспечения эффективного процесса обучения на рабочем месте актуальным направлением является применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ), правила использования которых устанавливаются приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

В феврале 2012 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В данном законе ДОТ трактуются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов. Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в БД и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих передавать по линиям связи указанную информацию, а также взаимодействовать участникам образовательного процесса.

Эффективность использования электронного обучения для повышения квалификации специалистов в целях ликвидации разрыва между существующим и требуемым уровнями их профессиональной подготовки и реализуемых компетенций обусловлена такими факторами, как

- наличие учебных программ дистанционных курсов с различными сроками обучения, доступных для каждого обучаемого независимо от его местонахождения;

- обучение по индивидуальному графику;

- формирование любого количества групп обучаемых;

- составление отчетов работодателю о процессе обучения направленного им сотрудника;

- наличие системы контроля знаний обучаемых (самотестирования, контрольного и итогового тестирования);

- наличие электронной библиотеки;

- экономия временных и финансовых затрат.

Основные вопросы организации электронного обучения

Для реализации образовательных программ в форме электронного обучения или с применением ДОТ должны быть предоставлены возможности для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя

электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме.

Рассмотрим порядок организации дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов службы корпоративной защиты Газпрома.

Повышение квалификации и обучение специалистов в области комплексной и информационной безопасности осуществляются в Центре дистанционного обучения (ЦДО), развернутом на базе «Центра предпринимательских рисков» (г. Санкт-Петербург). ЦДО - это совокупность программно-технических средств, организационных мероприятий и людских ресурсов, обеспечивающих электронное обучение.

Полный цикл электронного обучения, показанный на рисунке 1, включает следующие этапы: создание учебных курсов и сценариев обучения; подготовка упражнений и тестов, учебных материалов в различной форме (публикация курса); составление и модификация расписания, синхронизированного по времени между участниками учебного процесса; реализация сценариев обучения; мониторинг и сбор статистики в процессе обучения; анализ результатов учебной деятельности и подготовка различных видов отчетов.

В состав программно-технических средств ЦДО входят программно-аппаратный комплекс, включающий в себя аппаратные средства, ПО и методическое обеспечение.

ПО программно-аппаратного комплекса ЦДО включает систему дистанционного обучения (eLeaming 3000), платформу для организации полного цикла дистанционного обучения (eLeaming Server) и конструктор разработки электронных курсов (eAuthor CBT). Посредством системы дистанционного обучения осуществляются управление электронным обучением, подготовка учебных курсов и программ обучения, тестирование знаний, отработка практических умений и навыков слушателей, оценка и анализ результатов обучения, управление библиотекой учебных материалов.

Основной формой проведения занятий при электронном обучении является самостоятельная работа слушателей по изучению программы дистанционного курса с помощью электронного учебного пособия, основная часть которого содержит необходимый текст и графические иллюстрации в гипертекстовой форме с мультимедийным сопровождением, контрольные вопросы, промежуточные тесты для самотестирования, глоссарий. Другой, не менее важной формой проведения занятий являются консультации, где слу-

Исходные данные

Медиафайлы курса

4. Регистрация преподавателя

Формирование программы курса и ее содержания

Рис. 1. Этапы процесса дистанционного обучения

шатели дистанционно получают от преподавателя ответы на конкретные вопросы или объяснение определенных теоретических положений и аспектов их практического применения. Эффект присутствия и полноценное взаимодействие между участниками мероприятия обеспечиваются основными возможностями iWebinar для организации web-коммуникаций, такими как чаты, проведение голосований и опросов в режиме реального времени, многосторонние видео- и аудиотрансляции, виртуальные доски, демонстрации презентаций и других интерактивных материалов. Коммуникации между участниками поддерживаются через web-приложение с настраиваемым дружественным интерфейсом. Функция записи iWebinar позволяет значительно сократить время и расходы на подготовку и проведение регулярных семинаров, тренингов и других учебных мероприятий.

Программно-аппаратный комплекс ЦДО

ЦДО состоит из следующих подсистем, обеспечивающих функционирование технологий дистанционного обучения (рис. 2):

- подсистема программно-аппаратной реализации;

- подсистема администрирования, сопровождения и технической поддержки;

- подсистема организационного обеспечения (учебная администрация, преподаватели);

- подсистема методического обеспечения.

Комплексом программно-аппаратных средств

реализуются интернет-технологии дистанционного обучения, а также защита информационных ресурсов. Аппаратное обеспечение включает почтовый сервер обмена сообщениями, межсетевой экран для защиты компьютерной сети от несанкционированного доступа на основе контроля и

фильтрации проходящих сетевых пакетов в соответствии с заданными правилами и сервер приложений и БД, исполняющий прикладные программы и обслуживающий БД.

При организации процесса дистанционного обучения учитывается поддержка спецификации SCORM (Sharable Content Object Reference Model), позволяющей обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования, международного стандарта обмена учебными материалами AICC (Aviation Industry Computer-Based Training Committee), мультимедийной подсистемы IMS (IP Multimedia Subsystem) и модели данных LOM (Learning Object Metadata) для поддержки повторного использования учебных объектов.

Программно-аппаратный комплекс ЦДО предусматривает возможность гибкого разграничения прав доступа пользователей к хранимой информации. Доступ к информации осуществляется в соответствии с политикой разграничения ролей -администратор, учебная администрация, преподаватель, слушатель. Такой подход обеспечивает защиту хранящейся и обрабатываемой информации. При необходимости могут быть реализованы усиленная аутентификация и криптографическая защита информации для доступа к информационным ресурсам ограниченного использования.

Ключевым элементом ЦДО является подсистема организационного обеспечения технологий дистанционного обучения, управляемая учебной администрацией, включая преподавателей. Данная подсистема обеспечивает согласованную работу всех подсистем ЦДО, связи центра со смежными организациями, управление персоналом ЦДО и регламентирование процесса обучения.

Особое внимание следует уделить методическому обеспечению программно-аппаратного комплекса ЦДО, которое включает учебно-мето-

АРМ администратора

АРМ учебного администратора

Нормативные документы

Программно-аппаратный комплекс ЦДО

Рис. 2. Структура программно-аппаратного комплекса

дические и справочные материалы, упражнения, тестовые вопросы, нормативные документы, необходимые для создания и поддержки в актуальном состоянии библиотеки электронных учебников.

Структура электронного учебника

Для каждого электронного учебного пособия разрабатывается комплект учебно-методических материалов, включающий учебную программу, учебный план, учебно-тематический план, предметный или тематический словарь, методические указания для слушателей по изучению и освоению учебного курса. Учебный план определяет продолжительность теоретического и практического обучения слушателей, состав и последовательность изучения курсов, формы итогового контроля и другие вопросы. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана и определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, а также распределение учебного времени.

Электронный учебник - это самостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения

и информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствии с учебной программой дисциплины с использованием элементов мультимедиатехнологий.

Для организации обучения компанией «Газ-информсервис» разработано, апробировано и внедрено 20 комплектов учебно-методических материалов по вопросам комплексной и информационной безопасности, а также по правилам эксплуатации и технического обслуживания инженерно-технических средств охраны (ИТСО). Например, электронный учебник «Классификатор инженерно-технических средств охраны» (Свид. об офиц. регистр. прогр. для ЭВМ 2010614253, авторы: Р.Г. Гильванов, Г.В. Кузнецова, Е.С. Федо-рец, Н.В. Финогенова, И.В. Новожилова) позволяет осуществлять рациональный выбор комплексов ИТСО для обеспечения надежной защиты объектов от преступных посягательств, проводить сравнительный анализ функциональных возможностей, принципов действия и тактико-технических характеристик комплексов ИТСО и т.д. Особенностями классификатора являются интуитивно понятная навигация по разделам и параграфам, представление материала в удобной для изучения и запоминания эргономичной структурированной форме.

В качестве наглядного примера электронного учебника следует привести интерактивную схему [1], имитирующую интегрированный комплекс безопасности объекта, с помощью которой обучаемый имеет возможность более подробно ознакомиться с каждым элементом защиты комплекса (рис. 3).

Для объяснения теоретических положений использована анимационная графика. Включение в состав электронного учебника видеофрагментов для демонстрации базовых правил обеспечения безопасности, а также правил функционирования и работы охранного оборудования является эффективным средством для первичного знакомства с предметом изучения. Для активизации и акцентирования внимания слушателей на отдельные моменты излагаемого материала используется соответствующее аудиосопровождение.

Мультимедийные технологии являются исключительно наглядными и доступными благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных типов информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации.

Система контроля знаний

Все электронные курсы имеют трехуровневую систему контроля знаний (самотестирование, контрольное тестирование по разделам и итоговое тестирование по материалам электронного курса). Различные виды тестовых заданий используются в электронных курсах для тренинга и самоконтроля слушателей в процессе обучения, а также контроля качества изучения учебного материала. Самоконтроль является первичной формой контроля знаний слушателей по изучаемой теме. Для его обеспечения разработана система тестирования знаний, позволяющая не только оценивать знания, но и предоставлять слушателям информацию о

темах и разделах электронного курса, где были допущены ошибки. После самотестирования осуществляются контрольное тестирование слушателей по отдельным разделам электронного курса и итоговое тестирование по курсу в целом. Полученные результаты анализируются преподавателем и системным администратором и записываются в зачетную книжку. Используемое ПО позволяет создавать отчеты по процессу обучения слушателей, доступные для руководителей, направивших сотрудников на обучение.

Контроль посещения слушателем учебного портала и ознакомления с учебными материалами дистанционного курса, с результатами тестирования проводится преподавателем и администратором ежедневно.

По окончании дистанционного обучения и по результатам аттестации (успешного итогового тестирования) слушателям выдается свидетельство о повышении квалификации или профессиональной переподготовке по соответствующей учебной программе [2].

В заключение следует отметить, что рассмотренная методология ДОТ позволяет эффективно осуществлять процесс электронного обучения специалистов в системах повышения квалификации и решать ряд локальных задач современных предприятий и организаций: минимизация затрат на подбор, обучение и развитие персонала, высокий коэффициент возврата инвестиций от проекта по внедрению электронного обучения; возможность обучения сотрудников территориально распределенных филиалов, создание собственной базы знаний компании, управление компетенциями и знаниями сотрудников; автоматизация сложных рутинных кадровых процессов, связанных с подбором, обучением, аттестацией и контролем за уровнем компетенций сотрудников. Грамотное и рациональное применение ДОТ эффективно решает задачи развития, мотивации и мониторинга персонала современных предприятий и организаций.

Литература

1. Гильванов Р.Г., Кузнецова Г.В., Новожилова И.В. Эффективность использования дистанционных образовательных технологий в системах корпоративного обучения специалистов вопросам комплексной и информационной безопасности // Вестн. НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». 2011. № 2 (10). С. 33 37.

2. Гильванов Р.Г., Кустов В.Н. Опыт организации дистанционного обучения для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов службы безопасности газовой отрасли // Безопасность. 2007. № 3 (9). С. 40 45.

ИНТЕГРИРОВАННЫМ КОМПЛЕКС БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА

© ГАЗОН21

©

ГАЗОН-3

(5)

ГОДОГРАФ-СМ-В-1С ©

ВЕРЕСК ©

ГОДОГРАФ-СМ-С1 ©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РУБЕЖ ©

ВОРОТА И КАЛИТКИ ©

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ ©

КАМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЯ ©

Изделие РЛД-СМ-Крокус предназначено для обнаружения движения человека, пересекающего зону обнаружения, образованную электромагнитным полем между передатчиком и приемником, и Формирования извещения о тревоге. Устройство ориентировано на использование в условия*, где предъявляются повышенные требования к дизайну для блокирования подходов к стенам зданий, заграждений, поме щений большой протяженности. Принцип работы основан на создании в пространстве между передатчиком и приемником электромагнитного попя (зоны обнаружения) и регистрации изменения этого поля при его пересечении нарушителем. Особенности: сигнализация о вторжении в охраняемое помещение, обьемная зона обнаружения с регулируемыми | широкий температурный диапазон работы изделия, дистанционный контроль работоспособности изделия

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТУПА

Рис. 3. Пример интерактивной схемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.