Научная статья на тему 'Интеграция информационных ресурсов образовательной среды как основа развития технологий открытого образования и образовательных коммуникаций'

Интеграция информационных ресурсов образовательной среды как основа развития технологий открытого образования и образовательных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / OPEN EDUCATION / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / DISTANT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Н. Г.

В работе описываются принципы построения, структура и основы функционирования открытой информационно-образовательной среды на примере Коллективного центра дистанционного обучения. Рассматриваются также и проблемные вопросы организации такого рода объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of information resources in educational environment as basis for development of technologies of Open Education and educational communications

This paper describes fundamental characteristics, structure and foundations of the educational environment based on the example of the distant learning center with collective digital libraries. It also examines problems connected with establishing organizations of such kind.

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных ресурсов образовательной среды как основа развития технологий открытого образования и образовательных коммуникаций»

Методическое обеспечение

УДК 004.7 ББК 32.973.202

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Н. Г. Малышев, д. т. н., член-корреспондент РАН, президент Тел.: (495) 783-68-18, e-mail: [email protected] Московский университет им. С. Ю. Витте http://www.miemp.ru

This paper describes fundamental characteristics, structure and foundations of the educational environment based on the example of the distant learning center with collective digital libraries. It also examines problems connected with establishing organizations of such kind.

В работе описываются принципы построения, структура и основы функционирования открытой информационно-образовательной среды на примере Коллективного центра дистанционного обучения. Рассматриваются также и проблемные вопросы организации такого рода объектов.

Ключевые слова: открытое образование, информационная образовательная среда, дистанционное обучение.

Key words: Open education, virtual learning environment, distant learning

рокого набора мобильных устройств доступа к глобальной сети.

Проблемными вопросами организации единой информационной образовательной сети мира сейчас являются:

1) стандартизация образовательных программ по направлениям обучения;

2) стандартизация набора компетенций в рамках получаемых специальностей и квалификаций;

3) разработка общих для всех принципов и методов оценки знаний, а также признание результатов этой оценки всеми участниками (клиентами) открытой образовательной среды.

В дальнейшем участниками (клиентами) открытой образовательной среды будем называть учебные заведения и научные организации, являющиеся источниками знаний, а также проводящие работу по оценке знаний каждого обучающегося, например по кредитно-балльной системе, известной в мире. Пользователями открытой образовательной среды являются все люди, обучающиеся на ее основе.

Реализация информационно-образовательной среды возможна в форме Коллективного центра дистанционного обучения, о котором речь пойдет ниже.

1. Коллективный центр дистанционного обучения

В России имеется большой потенциал для роста объема образовательных услуг в режиме дистанционного обучения. Большие

Введение

Процесс глобализации в экономике неминуемо должен привести к глобализации образовательного пространства мира и отдельных стран, развитию информационных образовательных ресурсов, стандартизации и интеграции образовательных программ, обеспечению прямого доступа к учебным

матсриапам и совершенствованию коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса.

Все вышесказанное должно привести к расширению и большему распространению принципов и методов открытого образования, главными императивами которого являются: доступность образования для всех, свобода выбора направлений подготовки, времени и места обучения, непрерывность образования в течение всей жизни, получение знаний в одном или нескольких учебных заведениях.

Ясно, что реализовывать подобные идеи стало возможным в связи с развитием Интернета, совершенствованием компьютерной техники, программного обеспечения и средств телекоммуникаций, появлением ши-

расстояния, интенсивная перестройка экономики, необходимость переподготовки большого числа специалистов и отсутствие достаточного бюджетного финансирования образования позволяют прогнозировать быстрый рост спроса на услуги коммерческого образования, в том числе в режиме дистанционного обучения. Такой прогноз косвенно подтверждается успехом ряда коммерческих учебных заведений в России, благодаря которым начали появляться услуги дистанционного обучения. Очевидно, что и государственные вузы будут поставлены перед выбором: либо также интенсивно включаться в процесс предоставления услуг дистанционного обучения, либо в большей степени проигрывать в соревновании с продвинутыми в этом отношении коммерческими учебными заведениями.

Однако развертывание системы дистанционного образования для любого учебного заведения представляет собой сложную проблему, требующую решения большого числа специфических задач, в том числе решение проблемы финансирования. Затраты на создание системы дистанционного обучения одного учебного заведения можно разделить на следующие направления:

1) создание мощной и надежной резервированной технической платформы дистанционного обучения, включающей в себя сетевое оборудование, серверное оборудование для баз данных с учебными курсами и для административных баз данных, оборудование бесперебойного электропитания;

2) развертывание на созданной технической платформе специфических программных платформ, реализующих разнообразные сетевые сервисы, ориентированные на использование в образовательном процессе и существенно отличающиеся от традиционных систем информационного обслуживания;

3) адаптация существующих и разработка новых учебных курсов в форматах развернутых программных систем образовательного типа с использованием предусмотренных для них авторских инструментальных средств, что обеспечит возможность использования учебных курсов в режиме дистанционного обучения;

4) сертификация отдельных курсов и групп курсов в рамках отдельных специализаций, а также всего множества курсов по каждой специальности для легализации выдаваемых учебным заведением свидетельств и дипломов об образовании;

5) создание службы администрирования процесса дистанционного обучения в рамках технологий администрирования, предусмотренных в развернутых программных комплексах;

6) создание службы поддержки преподавателей, участвующих в подготовке и модификации

учебных курсов, а также участвующих в диалоговом взаимодействии со слушателями в процессе собственно дистанционного обучения;

7) создание службы поддержки слушателей (обучаемых), операторы которой способны по телефону или по электронной почте ответить на любые возникающие у слушателей вопросы в онлайн-режиме с использованием «горячих линий».

Очевидно, что далеко не каждый вуз может найти средства для создания подобных систем. Кроме того, попытки вузов без наличия высокопрофессиональных кадров решить эти проблемы самостоятельно приведут к низкому качеству создаваемых систем и к дискредитации идеи дистанционного образования в целом.

На рис. 1 показаны взаимоотношения между клиентами Коллективного центра ДО и его пользователями. Клиентами Центра будут государственные и коммерческие вузы, заинтересованные в подготовке и переподготовке своих кадров, корпорации и государственные структуры, а также институты повышения квалификации. Пользователями Центра будут студенты и слушатели, решившие в дистанционном режиме получить дипломы соответствующих вузов, а также сертификаты корпоративных или государственных систем переподготовки кадров. При этом фактически пользователи будут взаимодействовать по сети Интернет с программно-техническим комплексом Центра, на котором будут развернуты образовательные порталы соответствующих учебных заведений. При этом обучаемые могут даже не подозревать о существовании Центра.

Целью создания Коллективного центра дистанционного обучения является существенное снижение ресурсного порога, который должны преодолеть вузы, решившие заняться дистанционным обучением. Такой Центр будет иметь возможность в очень короткие сроки развернуть систему дистанционного обучения для любого вуза на программно-технической платформе Центра.

Специалисты Центра окажут вузам помощь в адаптации их учебных курсов к требованиям и стандартам дистанционного обучения, окажут содействие в сертификации курсов дистанционного обучения, а также обеспечат все виды поддержки преподавателям и учащимся вузов с использованием имеющихся у Центра средств са//-центров и «горячей линии». Кроме того, Центр окажет вузам помощь в маркетинге предлагаемых вузами образовательных услуг, а также в комплектации процесса обучения недостаю-

щими курсами с использованием связей Центра с другими вузами России и с ведущими зарубежными образовательными центрами. При этом вузы, сотрудничающие с Центром, будут избавлены от необходимости непомерных финансовых и интеллектуальных вложений в систему дистанционного обучения, расплачиваясь с Центром за оказанные услуги долей поступлений от слушателей, решивших получить диплом соответствующего вуза в дистанционном режиме.

коммуникационных услуг. В связи с этим весьма вероятно, что организации, обеспечивающие дистанционный характер обучения, должны будут получать лицензии на предоставление телематических услуг связи и сдавать используемый для этого программнотехнический комплекс органам Госсвязьнад-зора, что будет очень сложно сделать для большинства высших учебных заведений.

2. Принципы создания Коллективного центра дистанционного обучения

Концепция создания Центра основывается на следующих базовых принципах его организации и функционирования.

Принцип 1. Предоставление учебным заведениям технологических услуг по организации дистанционного обучения. Имея собственные технические комплексы и передовые образовательные программные платформы, Центр будет на их основе предоставлять государственным и коммерческим учебным заведениям услуги по созданию и поддержанию функционирования образовательных порталов с обеспечением доступа к ним по телекоммуникационным сетям. Так как Центр не будет самостоятельно предоставлять образовательные услуги, т. е. не будет самостоятельно выдавать дипломы или сертификаты об образовании, то он не будет конкурировать с существующими и вновь создаваемыми учебными заведениями.

Принцип 2. Государственное участие и влияние на деятельность Центра. Государство может в приемлемой для него форме участвовать в работе Центра через Министерство образования РФ и/или через другие заинтересованные органы государственного управления, обеспечивая посредством поддержки деятельности Центра модернизацию образования в части скорейшего внедрения передовых систем дистанционного образования.

Принцип 3. Внедрение и пропаганда стандартов на технологии дистанционного обучения. Практическое использование единой программно-технической платформы Центра обеспечит стандартизацию требований к курсам дистанционного обучения, облегчит переход к наиболее передовым методам и средствам дистанционного обучения, будет способствовать совместимости и взаимозаменяемости курсов и методов преподавания.

Принцип 4. Коммерческая направленность деятельности Центра. Создание Центра потребует привлечения значительных инвестиций и обеспечения их окупаемости в приемлемые сроки. Предполагается, что обоснованная в бизнес-плане рыночная «ниша» дистанционного обучения окажется ин-

Клиенты коллективного центра дистанционного обучения

ВУЗЫ Корпорации Госструктуры Институты повышения

квалификации

Службы Коллективного Центра Дистанционного Обучения

Поддержка Поддержка Поддержка Поддержка

администрации преподавателей авторов курсов слушателей

Системы Коллект ивного Центра Дистанционного Обучения

Call -центр Программная Техническая Теле-

образовательная пл атформа ко ммуникационная

пл атформа пл атформа

Студенты вузов Студенты вузов Сотрудники Чиновники

(1-е образование) (2-е образование) корпорации го сструктур

Пользователи Коллективного Центра Дистанционного Обучения

Рис. 1. Взаимоотношения Коллективного центра дистанционного обучения с клиентами и пользователями

Следует также иметь в виду, что услуги по дистанционному обучению представляют собой комбинацию образовательных и теле-

вестиционно привлекательной, а предоставляемые центром услуги будут иметь достаточный, возрастающий во времени платежеспособный спрос.

Принцип 5. Обеспечение контроля за качеством дистанционного обучения. Одной из функций Центра будет организация сертификации используемых при дистанционном обучении отдельных курсов и программ с привлечением видных экспертов по отраслям знаний и по методам преподавания. Центр также будет оказывать помощь в получении коллективных сертификатов качества на курсы и образовательные программы, что повысит престижность и коллективное признание дипломов российских учебных заведений.

Принцип 6. Обслуживание потребностей корпоративного и государственного сектора в переподготовке кадров. Технические и программные средства Центра будут также использоваться для организации переподготовки персонала предприятий и корпораций, а также государственных структур. При этом предусматривается как сотрудничество с отраслевыми центрами по переподготовке кадров, так и непосредственное сотрудничество с крупными промышленными, банковскими и добывающими предприятиями, а также государственными структурами, имеющими собственные подразделения по подготовке кадров.

Принцип 7. Ориентация на интенсивное коллективное сотрудничество в области дистанционного образования. Только крупные учебные заведения России могут в настоящее время самостоятельно осуществлять эффективное коллективное сотрудничество с зарубежными учебными заведениями в области дистанционного образования. Одной из важных задач Центра будет сделать такое сотрудничество возможным для всех учебных заведений страны с целью получения доступа к передовым образовательным технологиям и отдельным курсам, а также для выхода на коллективный рынок образовательных услуг со своими достижениями.

Принцип 8. Региональная распределенность программно-технической платформы Центра. С целью облегчения доступа жителей всех регионов России к передовым технологиям дистанционного образования, а также для обеспечения региональной специфики обучения и включения региональных образовательных достижений в единое образовательное пространство страны, программно-техническая платформа

Центра будет строиться как распределенная система коллективного пользования с функционально полным комплексом возможностей во всех административных центрах федеральных округов, а также в крупных промышленных, научных и образовательных центрах.

Принцип 9. Обеспечение эффективного и справедливого развития рынка образовательных услуг. Деятельность Центра будет способствовать появлению рекомендаций по обоснованной тарификации образовательных услуг и созданию эффективной системы взаиморасчетов между работающими на этом рынке организациями и их клиентами.

Принцип 10. Стимулирование разработки электронных учебных курсов и материалов. Центр, как правило, будет помогать учебным заведениям использовать имеющиеся у них учебные курсы. В случае если какому-либо вузу будет не хватать курсов для важных программ дистанционной подготовки слушателей, Центр поможет найти недостающие курсы у других российских или зарубежных учебных заведений. В случае отсутствия на рынке образовательных услуг учебных курсов по актуальным областям знаний, Центр выступит заказчиком таких курсов у лучших отечественных или зарубежных экспертов.

Принцип 11. Использование телевизионных технологий дистанционного обучения. В целях создания условий для организации обучения в отдаленных районах, не имеющих качественной телекоммуникационной сети, Центр будет поддерживать использование телевизионных технологий обучения в кооперации с учебными заведениями, обладающими такими формами дистанционного образования.

Принцип 12. Организационной формой Центра будет форма открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества или другая организационная форма, которая обеспечит учредителям и инвесторам, в том числе зарубежным, прозрачность и управляемость Центра, и в перспективе - вывод акций Центра на рынок ценных бумаг.

3. О структуре Коллективного центра дистанционного обучения и путях его создания

По сути, существует три основных технологии передачи знаний на расстоянии:

1) сетевая, использующая сеть Интернет как транспортную среду;

2) телевизионная, транслирующая электронный контент в двух возможных режимах:

• открытом, при котором передающий центр выдает видеосигнал, доступный для просмотра на большой территории вещания любому лицу, имеющему телевизионный приемник;

• адресном, при котором передаваемый цифровой электронный контент кодируется и может быть принят только в том случае, когда телевизионный приемник или компьютер оснащен соответствующим декодером;

3) смешанная, при которой используются обе предыдущие технологии.

Сетевая технология предусматривает возможность организации режима онлайн, а телевизионная, как правило, организует работу в офлайновом режиме. Довольно часто лицо, получающее образование на основе дистанционных технологий, имеет при себе полный набор печатной литературы по избранному направлению подготовки («кейс»), а также соответствующие методики (например, на CD-ROM), которые используются в индивидуальном режиме для углубленного тренинга и тестирования знаний.

Поскольку вопрос организации транспортной среды является чисто техническим и успешно решается при наличии необходимого оборудования, главным для успешной организации дистанционного обучения в настоящее время является:

1) создание технологий дистанционного образования, включая технологию создания электронного контента и технологии процесса обучения;

2) создание электронного контента для обучения по соответствующим направлениям подготовки;

3) организационно-методическое обеспечение процесса обучения на расстоянии для большого числа обучаемых;

4) контроль знаний и их сертификация;

5) контроль финансовых потоков и обеспечение безопасности информации.

Таким образом, всех участников процесса дистанционного обучения можно разделить на следующие группы:

• транспортники - юридические лица, осуществляющие работу телекоммуникационной составляющей процесса обучения, включая обеспечение провайдерских функций в сети Интернет;

• технологи - компании, создаваемые в виде ресурсных центров ДО, на базе которых создаются и эксплуатируются образовательные порталы, электронные библиотеки, медиацентры, телевизионные студии и т. п.;

• авторы контента - компании или отдельные лица, которые изготавливают электронный

контент в рамках стандартов, принятых в работе соответствующих им ресурсных центров ДО;

• преподаватели-методисты - основной персонал образовательного учреждения, ведущего дистанционное образование, организующее процесс обучения и контроль знаний обучаемых;

• тьюторы - преподаватели-консультанты, отвечающие за работу филиалов центра ДО, непосредственно контролирующие ход обучения и оказывающие обучаемым консультационные услуги;

• администраторы - лица, отвечающие за организационно-методическое обеспечение образовательного процесса, его развитие и за контроль финансовых потоков.

Общая схема процесса ДО представлена на рис. 2.

В настоящее время как у нас в стране, так и за рубежом можно наблюдать совмещение функций транспортника, технолога и автора контента в одном лице, проводящем процесс ДО.

Однако такая схема, как правило, не может иметь серьезной перспективы по следующим причинам.

1. Технологи суть ресурсные центры, оказывающие услуги по дистрибуции электронного контента различным авторам, должны быть достаточно независимыми компаниями, чтобы не испытывать давления собственных авторов и создать конкуренцию на рынке производства и продажи электронного контента.

2. Авторы, создающие электронный контент, должны иметь право выбора того технолога, который обеспечит для них более выгодные условия дистрибуции.

Транспортники - провайдеры информационных продуктов - должны быть заинтересованы в клиентской базе и конкурировать между собой с помощью предоставления «технологам» более качественных услуг по минимально возможным ценам.

Таким образом, даже если какое-либо образовательное учреждение захочет создать систему ДО, будет лучше, если транспортники, технологи и авторы контента окажутся независимыми юридическими лицами, проводящими собственную хозяйственную и финансовую политику, ориентированную на снижение собственных затрат и получение максимальной выгоды на рынке.

На наш взгляд, при создании системы ДО следует исходить из принципа экономической целесообразности.

Стоимость современного ресурсного центра ДО достигает 2-5 млн. USD по капитальным затратам и требует эксплуатацион-

ных расходов от 1.0 до 1.5 млн. USD в год (с такие затраты неприемлемы, да и нецелесо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

арендой, например, спутникового канала свя- образны.

зи). Для большинства учебных заведений РФ

■Ь-стуьгьнія ста ДО

Рис. 2. Общая схема процесса дистанционного обучения

Ресурсные центры ДО должны строиться как центры коллективного пользования для групп учебных заведений, предлагая им следующие услуги:

• развитый образовательный портал со всевозможными приложениями;

• программный инструментарий;

• единую базу данных электронного контента (электронную библиотеку) с поисковой системой и эффективной организацией доступа к информации и ее сопровождению;

• дистрибуцию электронного контента и контроль за финансовыми потоками;

• расчеты с авторами контента, провайдерами и обучаемыми.

Авторы контента могут приглашаться администрацией центра ДО на контрактной основе для создания заказных образовательных продуктов, либо предлагать свои образовательные курсы ресурсному центру ДО для последующей их дистрибуции на рынке образования.

Особая проблема в дистанционном образовании - это проблема предоставления знаний в виде электронного контента.

Довольно часто учебные заведения при создании контента идут по самому простому пути, сканируя учебные материалы и представляя их в виде гипертекстов со всевозможными ссылками и приложениями. Это

весьма неэффективный путь хотя бы потому, что печатный учебник читать легче и дешевле, чем считывать учебные материалы с экрана монитора. Электронный учебник должен быть новым интеллектуальным продуктом, который в сочетании с печатной книгой позволяет обучаемому лучше понять изучаемый курс за счет наличия в его составе:

• «Говорящей головы» - преподавателя, разъясняющего наиболее сложные проблемы изучаемого материала;

• «Анимаций», дающих возможность видеть на экране монитора изучаемые процессы в динамике;

• «Виртуальной лаборатории», позволяющей обучаемому имитировать те или иные процессы и объекты в целях постановки и проведения с ними соответствующих экспериментов;

• «Тренинговых задач», обеспечивающих для обучаемого закрепление получаемых знаний путем решения типовых примеров по избранному курсу подготовки;

• «Тестовой системы» - системы контроля и оценки знаний, позволяющей обучаемому самостоятельно реально оценить состояние своей подготовки по данному предмету.

Такое представление электронных учебников (контента) потребует серьезной работы по их изготовлению. По сути, речь долж-

на идти об индустрии создания электронного контента, когда его можно было бы производить «на конвейере» как, например, телевизор или автомобиль.

В той или иной степени метод создания электронного контента должен быть автоматизирован на тех принципах как, например, автоматизирован процесс создания интегральных микросхем. То есть речь должна идти о создании системы автоматизации

проектирования (САПР) электронного контента.

Такой процесс в общем виде можно изобразить следующим образом (рис. 3). Реализация схемы, изображенной на рис. 3, как, впрочем, и любых других схем и технологий проектирования и создания электронных курсов, потребует разработки и внедрения стандартов на каждый элемент и этап процесса проектирования.

Автор,

технолог

Описание создаваемого электронного курса (учебника) на языке высокого уровня

Автор Постановщик

Аниматор

ТУ-инжснер

Редактор

V-

Базовые модули предметной области знаний

Программные

инструменты

Анимация, ТУ-технологии и т.п.

Рис. 3. Общая схема создания электронного контента

Эти стандарты должны разрабатываться с учетом конкретной программной платформы образовательного портала, на котором будут размещаться соответствующие электронные курсы, а также с учетом избранной среды обучения, обеспечиваемой стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информацией и т. д.

Итак, с учетом сказанного выше Центр дистанционного обучения должен представлять собой структуру, построенную по принципу холдинга и включающую в себя следующие компании (рис. 4):

1. управляющую компанию;

2. ресурсный центр ДО;

3. центр производства электронного контента;

4. учебные заведения, имеющее лицензии Минобразования РФ на право ведения образовательной деятельности;

5. интернет-провайдера электронного контента;

6. ГК-провайдера электронного контента;

7. маркетинговую компанию;

8. центр сертификации.

Таким образом, центр дистанционного обучения должен базироваться на программно-аппаратной платформе с развитой системой телекоммуникаций и размещенным на ней образовательным порталом, представляющим собой базу данных федеральной электронной библиотеки, которая создается коллективными усилиями авторов электронного контента по конкретным направлениям обучения и областям знаний.

Центр ДО, по сути, является основным элементом - «мозгом» единой образовательной информационной среды, обеспечивающим учебной, методической и иной информацией пользователей системы.

Центр ДО должен иметь региональные отделения, построенные по «зеркальному» принципу, что облегчит доступ к информа-

ционным образовательным ресурсам учебным заведениям и пользователям на местах.

Итак, сформулируем основные вопросы, на которые следует ответить перед тем, как

начать создавать систему дистанционного обучения, являющуюся базисом единой образовательной информационной среды.

Рис. 4. Организационная структура Коллективного центра дистанционного обучения

1. Какие типы передачи информации мы выберем для системы ДО?

2. Какую транспортную среду (среды) мы будем использовать в системе ДО?

3. Какие информационные технологии будут использоваться в системе ДО?

4. Какая структура образовательных порталов будет наиболее оптимальной для данной структуры системы ДО?

5. Какую программную платформу следует применить для организации работы образовательных порталов?

6. На какой аппаратной базе должны строиться центры ДО?

7. Какие стандарты должны быть использованы и/или разработаны для построения единой образовательной информационной среды (ЕИОС)?

8. Что такое электронный контент, и как представить учебный курс в электронном виде?

9. Какова структура электронной биб-

лиотеки, и какие приложения необходимо разработать для обеспечения сервиса пользователей?

10. Какие стандарты использовать и/или разработать для представления знаний в электронном виде?

11. Как организовать процесс коллективного пользования образовательными порталами и электронными библиотеками?

12. Как создавать и использовать медиатеки?

13. Как организовать контроль текущих знаний и итоговую аттестацию обучаемых?

Следующий этап связан с экономическим анализом на основе глубокого маркетинга образовательного рынка и собственно проектированием ЕОИС.

На рис. 5-11 показана общая схема реализации идеи создания Коллективного центра ДО в рамках создания единой образовательной информационной среды РФ.

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЙ

Рис. 5. Общая структура построения единой информационной образовательной среды

Комментарии:

1. Электронная библиотека (ЭБ) строится в форме многоуровневого портала, где верхний уровень представляет собой аннотированный каталог ЭБ и маршрутизатор навигационной системы ЭБ со служебной информацией. Второй уровень ЭБ занимают специализированные порталы по областям знаний, каждый из которых создается и поддерживается группой авторов электронного контента, закрепленных за этой областью знаний. На третьем уровне ЭБ располагается методическая и любая другая прикладная информация и программы, обеспечивающие повышение эффективности обучения и максимальный дополнительный сервис для обучаемого.

2. Электронный контент в системе представлен в трех возможных вариантах: сетевом, телевизионном и на CD-ROM (медиатека).

3. Финансовая акционерная компания

(ФАК) «Российская информационно-обра-

зовательная сеть» должна создаваться как

инвестиционная компания, привлекающая внебюджетные средства в проекты ЕОИС, и прежде всего в развитие региональной телекоммуникационной среды и создание электронного контента. Для ФАК должны быть созданы условия, обеспечивающие ей коммерческую деятельность для возврата вложенных инвестиций, что показано на рис. 11.

Выводы и предложения:

1. Информатизация системы образования является совершенно актуальной и давно назревшей проблемой в Российской Федерации и не имеет альтернативы.

2. Информатизируя процесс обучения в учебных заведениях, мы, по сути, даем мощный толчок к информатизации других сфер деятельности, особенно в удаленных от центра регионах страны.

3. Построение единой образовательной информационной среды как сложного распределенного объекта требует использования подходов и организации, подобных тем, которые использовались и используются при

Электронная библиотека (ЭБ}

/ Разработчики \

/ \ / электронных \

I Центральный продуктов по \

медиа коллектор. предметным

\ областям знаний /

\ СО-ЯОМ / \ /

Центральная медиатека предметной области

Базовый центр

Центральная ме- базовый центр

диатека предмет-

ной области

Центральная медиатека предметной области

Базовый центр

/

Предметные области знания:

Физика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Химия

История

Абонемент ЭБ

Методическая и др. сопутствующая образовательная информация

Научная информация

Тестовые системы и банк тестовых заданий

Центральный сервер портал

Региональный коллектор

Региональная медиате ка

Региональный коллектор

Региональная медиатека

Региональный сервер

Региональный 1п1ете1-центр ЭБ

Региональный сервер

Региональный Internet-центр ЭБ

CD-ROM + учебники

Учебные заведения (Регионы Российской Федерации)

< >'

Рис. 6. Общая структура функционирования единой информационной образовательной среды

проектировании больших систем (ракетнокосмическая программа, энергетическая система и т. п.)

4. В связи с этим должен быть создан рабочий орган - Совет главных конструкторов ЕОИС во главе с генеральным конструктором, а также Исполнительная дирекция ЕОИС.

5. Стратегию построения и развития ЕОИС должен выработать Межведомственный совет по проблемам информатизации образования во главе с Министром образования и науки РФ.

6. Должны быть созданы экспертные советы по направлениям разработки ЕОИС, включающие специалистов в соответствующих отраслях.

7. Совет главных конструкторов совместно с экспертными советами должен представить Межведомственному совету концеп-

цию построения ЕОИС и технические задания по составным частям системы.

8. После утверждения Межведомственным советом представленных документов Министерство образования и науки РФ должно объявить конкурс на выбор системного интегратора проекта ЕОИС.

9. Системный интегратор должен совместно с Советом главных конструкторов разработать проект ЕОИС и организовать его международный аудит.

10. Проект ЕОИС и аудиторское заключение по нему должны быть представлены на рассмотрение и утверждение Межведомственному совету по проблемам информатизации образования РФ.

11. Утвержденный Межведомственным советом проект ЕОИС становится документом, на основе которого Совет главных конструкторов и экспертные советы подготавливают

Рис. 7. Структура регионального модуля

-----------1 І----------1

Учебные заведення региона

Рис. 9. Структура организации региональной телекоммуникационной сети и сети

связи учебного заведения региона

Рис. 10. Общая структурная схема взаимодействия участников создания КЦДО

Возможные источники дохода от эксплуатации сети

КЦДО

1. Предоставление клиентских услуг 1ЫТЕРМЕТ;

2. 1Р-телефония;

3. Предоставление полного спектра услуг цифровой связи государственным учреждениям банкам и коммерческим организациям;

4. Предоставление услуг кабельного телевидения;

5. Организация электронного документооборота для отраслевых систем и предприятий;

6. Организация платных услуг в сфере образования, повышения квалификации и переподготовки кадров (дистанционное обучение по системе открытого университета);

7. Тестирование знаний и экстернат-образование;

8. Организация платежных систем в ИЧТЕЯМЕТ.

Рис. 11. Примерная схема организации финансирования деятельности КЦДО

требования для объявления конкурса по его исполнению.

12. Министерство образования и науки РФ проводит конкурс и отбирает подрядчиков и исполнителей проекта.

13. После завершения этого этапа Совет главных конструкторов и Исполнительная дирекция ЕОИС совместно с подрядчиками приступают к реализации проекта ЕОИС.

4. О структуре и функциях Коллективного центра дистанционного обучения

Коллективный центр дистанционного образования (далее - КЦДО), по сути, является холдинговой акционерной компанией, целью которой ставится предоставление технологических, методических, телекоммуникационных и других стандартных видов информационных услуг дистанционного обучения следующим субъектам взаимодействия:

1) учебным и научным учреждениям, желающим организовать учебный процесс и предоставлять образовательные услуги на

основе информационных технологий (далее -клиенты КЦДО);

2) лицам, желающим получить образование в учебных заведениях - клиентах КЦДО на основе технологий дистанционного обучения (далее - пользователи КЦДО).

Структура КЦДО показана на рис. і2.

В КЦДО входят:

1) управляющая компания (АО КЦДО);

2) АО «Программно-аппаратная платформа КЦДО»;

3) инвестиционная компания (Фонд КЦДО);

4) маркетинговая компания;

З) сертификационная компания;

Учебные и научные учреждения - клиенты КЦДО

АО ч АО АО

"ВУЗ- КЦДО" Л "ВУЗ- ХЦДО" "ВУЗ- КЦЦО"

/

АО

"Программно-аппаратная платформа КЦДО"

Инвестиционная \ ОАО "Коллективный центр

Компания < 1 дистанционного

/ образования (КЦДО)

(Фонд КЦДО) /

Маркетинговая Сертификацион ЗАО "Учебно- ЗАО

компания ная компания методический и "Региональные

КЦДО КЦДО технологический центр КЦДО" центры КЦДО”

бя:

Рис. 12. Функциональная структура Коллективного центра дистанционного обучения

6) АО «Учебно-методический и технологический центр КЦДО»;

7) АО «Региональные центры КЦДО»;

8) АО «Вуз - КЦДО».

Как видно, основой деятельности всего холдинга является инжиниринговая компания «Программно-аппаратная платформа КЦДО» (далее - Платформа), на базе которой холдинг КЦДО предоставляет своим клиентам и пользователям различные виды услуг.

Использование e-learning при традиционном обучении

Стандартные предложения

Предложения могут быть использованы как для расширения возможностей обучения традиционным способом, так и для организации полностью онлайнового обучения, а также использования в-learning в промежуточных вариантах обучения.

Мощная образовательная платформа улучшает коммуникацию внутри курса и обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам путем предоставления услуг, сгруппированных по трем вариантам.

S Базовый вариант,

включающий в себя:

- онлайновое расписание, в том числе расценки на различные курсы, информацию о мерах, принятых по результатам сданных зачетов и экзаменов, данные тестирования и прочее;

- календарь, предполагающий рассылку данных, касающихся сроков и условий проведения различных учебных мероприятий;

- службу объявлений, рассылку объявлений и предупреждений непосредственно тем студентам, которых это касается;

- e-mail, обеспечивающий студентам и сотрудникам возможность коммуникации друг с другом вне стен учебного заведения;

- онлайновый лист успеваемости, доступ к данным об успеваемости облегчает студентам дальнейшее совершенствование;

- средства поиска ресурсов в Интернете.

S Вариант, предназна-

ченный для расширения возможностей традиционного обучения, включающий в се-

- средства, представляющие результаты сравнительного анализа ресурсов Интернета и обеспечивающие поиск по ключевым словам;

- средства, дающие возможность продолжения в онлайн-режиме дискуссии, начатой в аудитории, а также приглашения к участию в ней дополнительных участников;

- средства, обеспечивающие возможность сотрудничества в процессе одновременного общего пользования каким-либо

документом неограниченному числу студентов;

- средства, направленные на предоставление преподавателям возможности по совершенствованию курсов за счет доступа к ресурсам признанных авторитетов в области образования и информации;

- онлайновый лист успеваемости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- календарь, предполагающий рассылку данных, касающихся сроков и условий проведения различных учебных мероприятий;

- службу объявлений, рассылку объявлений и предупреждений непосредственно тем студентам, которых это касается;

- онлайновую записную книжку, записи в которой, сделанные в ходе изучения какого-либо вопроса, могут быть доступны преподавателю;

- средства для фиксации данных о потребности в тиражировании или копировании документов и для организации доставки копий в аудиторию.

^ Вариант, объединяющий возможности двух предыдущих, дополненный средствами для создания и использования онлайновых курсов, включающий в себя, помимо вышеуказанных,

- средства интернет-доставки содержания курсов студентам.

Расширение коммуникативного пространства учебного заведения

Данные предложения направлены на расширение и дополнение любого аспекта деятельности учебного заведения за счет онлайновых и коммуникативных возможностей Интернета

Представительство в Сети В одном из вариантов эти предложения включают в себя меры по созданию в Сети представительства учебного заведения, а именно веб-сайта для каждого факультета, кафедры, курса или преподавателя; странички для каждого студента, сотрудника или выпускника.

При создании представительства в Сети набор опций не является строго определенным. Он может и должен быть дополнен, сокращен, изменен и откорректирован для оптимального соответствия поставленным целям.

Стандартный набор опций для части представительства, доступной для публичного посещения, включает:

- анкетирование посетителей для сопоставления целей и задач, стоящих перед ними, с возможностями, предоставляемыми учебным заведением;

- возможность установления онлайнового контакта с потенциальным студентом;

- безопасный вход в систему и меры по обеспечению конфиденциальности полученных данных;

- сведения о необходимых характеристиках компьютера и средства для обновления версий браузера.

Стандартный набор опций для закрытой части представительства, доступной для зарегистрированных посетителей, в т. ч. студентов, преподавателей, сотрудников учебного заведения:

- учет индивидуальных характеристик пользователя, таких как имя, часовой пояс, в котором он проживает, изучаемые курсы;

- доступ к онлайновым книжным магазинам;

- доступ к базам данных библиотек учебного заведения, например, о наличии тех или иных книг, а также адреса их электронной почты;

- централизованная рассылка сообщений;

- онлайновая служба администрирования курсов и поддержки пользователей;

- предоставление сводных данных по различным аспектам, касающимся учебного заведения, студентов или курсов;

- отслеживание и анализ действий незарегистрированных посетителей;

- комплексное администрирование по отдельным направлениям деятельности, департаментам, программам и пр.;

- напоминание о необходимости соблюдать в онлайновом пространстве те же нормы поведения, которые приняты в учебном заведении;

- онлайновое зачисление на обучение;

- средства для проведения студентами самооценки знаний.

Дополнительно представительство может включать следующие опции, направленные на повышение его привлекательности и информативности:

- интерактивный расширенный указатель страниц представительства для предоставления посетителям наиболее полной, детализированной информации о направлениях подготовки учебного заведения, об условиях и размерах платы за обучение, возможности получения финансовой помощи, консультаций преподавателей, возможностей карьерного роста и пр.;

- использование возможностей аудио и видео при презентации учебного заведения и его достижений для усиления эмоционального воздействия на посетителя;

- интерактивный каталог курсов, информирующий посетителя о содержании и количестве предлагаемых курсов, а также о преподавателях;

- анкетирование потенциальных студентов (возраст, образование, пол и пр.) в соответствии с требованиями, установленными в учебном заведении;

- доступ к демонстрационным версиям курсов.

Представительство может также содер-

жать расширенную страничку для онлайновой регистрации и зачисления слушателей, которая

- дает представление о программах, предлагаемых учебным заведением, условиях обучения, включая оплату и сроки, и пр.;

- запрашивает информацию, необходимую для успешной регистрации, например имя посетителя, адрес его электронной почты, пароль для входа в систему и пр.;

- фиксирует выбранный посетителем из предложенных вариант онлайновой оплаты обучения;

- уведомляет посетителя об успешном завершении регистрации и выдает ему указания о последующих действиях;

- преобразует полученные данные в соответствии с требованиями учебного заведения для передачи в базу данных о студентах;

- прочее - в зависимости от задач, стоящих перед учебным заведением.

Портал в Сети

Портал является воплощением духа учебного заведения. Создание портала учебного заведения предоставляет возможность формирования онлайнового сообщества учебного заведения, включающего в себя студенческие союзы, клубы или объединения. Специальные странички содержат информацию о погоде, спорте, событиях в мире и пр.

Обычно портал содержит семь разделов:

1. Главная страница - свод данных, касающихся конкретной группы пользователей и отражающих их потребности в информации. Может включать в себя объявления о предстоящих событиях, планы работ, сообщения о получении письма по электронной почте, предупреждения, ссылки на преимущественно используемые ресурсы Интернета и пр.

2. Страница, отражающая учебный процесс, содержит информацию обо всех инструментах и ресурсах e-learning. В этом разделе содержатся сведения о курсах, по которым идет обучение, и ссылки на вебсайты каждого курса, сведения о департаментах и ссылки на них. Этот раздел содержит средства коммуникации между студентами и сотрудниками учебного заведения. В этом разделе также содержатся:

- сведения об учебных группах;

- сведения о руководствах по обучению и преподаванию;

- агрегированные ссылки на ресурсы Интернета.

3. Общественная страница - страница виртуального сообщества, отражающая вне-

учебную деятельность студентов (спортивную, социальную и т. п.) или сотрудников (общение друг с другом, ссылки на дополнительные источники информации в Интернете и т. п.).

4. Административная страница содержит следующие управляющие опции:

- онлайновая регистрация;

- внесение платы за обучение;

- каталог курсов;

- финансовая информация;

- информация о возможности получения финансовой помощи;

- прочее.

5. Веб-раздел содержит агрегированную информацию о ресурсах Интернета и синдицированные данные, такие как:

- местные, национальные и мировые новости;

- информацию о спортивных событиях;

- сведения о погоде;

- мощную поисковую машину;

- прочее.

6. Страница выпускников содержит сведения, способствующие дальнейшему образованию выпускников, в том числе:

- средства коммуникации с другими выпускниками;

- персональную информацию;

- информацию о деятельности в сфере электронной коммерции.

7. Страница, посвященная покупкам онлайн.

Портал может также содержать опции, привлекательные для спонсоров:

- информацию о партнерах учебного заведения;

- рекламу;

- прочее.

Дополнительно портал может включать следующие опции, направленные на повышение его привлекательности и информативности:

- интерактивный расширенный указатель страниц представительства для предоставления посетителям наиболее полной, детализированной информации о направлениях подготовки учебного заведения, об условиях и размерах платы за обучение, возможности получения финансовой помощи, консультаций преподавателей, возможностей карьерного роста и пр.;

- использование возможностей аудио и видео при презентации учебного заведения и его достижений для усиления эмоционального воздействия на посетителя;

- интерактивный каталог курсов, информирующий посетителя о содержании и количестве предлагаемых курсов, а также о преподавателях;

- анкетирование потенциальных студентов (возраст, образование, пол и пр.) в соответствии с

требованиями, установленными в учебном заведении;

- доступ к демонстрационным версиям курсов.

Портал может также содержать расширенную страничку для онлайновой регистрации и зачисления слушателей, которая

- дает представление о программах, предлагаемых учебным заведением, условиях обучения, включая оплату и сроки, и пр.;

- запрашивает информацию, необходимую для успешной регистрации, например имя посетителя, адрес его электронной почты, пароль для входа в систему и пр.;

- фиксирует выбранный посетителем из предложенных вариант онлайновой оплаты обучения;

- уведомляет посетителя об успешном завершении регистрации и выдает ему указания о последующих действиях;

- преобразует полученные данные в соответствии с требованиями учебного заведения для передачи в базу данных о студентах;

- прочее - в зависимости от задач, стоящих перед учебным заведением.

Предложения по технической поддержке

Предложения дают возможность создать и поддерживать высокий технологический уровень е-learning пространства, который соответствует имиджу и достижениям учебного заведения при традиционном способе обучения.

Предложения направлены на результативное сочетание опыта ведущих технологов в области е-1еагтщ со знаниями преподавателей и администраторов учебного заведения и могут включать в себя организацию следующих служб:

Круглосуточная техническая помощь направлена на обеспечение условий для уверенного и продуктивного использования студентами, преподавателями и администраторами учебного заведения онлайнового образовательного пространства за счет того, что специалисты компании доступны 24 часа в сутки для оказания им поддержки и консультаций;

Служба поддержки учебного процесса ориентирована на помощь учебному заведению в создании целостного и эффективного образовательного пространства;

Группа специалистов компании, являющихся наиболее опытными экспертами в своей области, сопровождает процесс планирования, разработки и использования онлайновых курсов сотрудниками учебного заведения и включает в себя:

- инструкторов по дизайну, которые, используя свои знания в области последних разработок программного обеспечения и мультимедийных приложений, помогают преобразовать традиционный курс в увлекательный, логичный с педагогической точки зрения онлайновый курс, сохранив его целостность. Помощь может быть представлена в виде услуг, сгруппированных следующим образом:

• поддержка курса - разработанный экспертами в области е-learning и бывшими преподавателями комплекс услуг (тренинг и поддержка) по созданию онлайнового курса;

• полная поддержка курса - помимо комплекса услуг по созданию курса, включает в себя услуги по использованию эффективного визуального дизайна, мультимедийных компонентов, возможностей PowerPoint и гиперссылок для используемых в сети курсов и, в расширенном варианте, возможностей JavaScript, Flash и пр. для усиления интерактивности контента;

• анализ курса - всесторонний анализ содержания онлайнового курса и средств его доставки с учетом таких аспектов, как теория обучения, представление содержания, эффективность каждого из разделов курса, представленный в виде объективного и детального отчета, отзывов экспертов и предложений по совершенствованию курса;

• однодневная консультация - разработанный специально для целей совершенствования курсов и программ, разбитый на несколько блоков комплекс услуг, предоставляемый в течение одного дня до восьми слушателям одновременно;

- разработчиков курсов, которые оказывают услуги по технологической поддержке и кодированию в процессе создания онлайновых курсов с учетом следующих аспектов:

• кодировка в формате HMTL;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Basic JavaScript;

• преобразование образов;

• показ слайдов и PPT-преобразования;

• активные серверные страницы;

• средства оценки уровня знаний;

- инструкторов по использованию мультимедийных средств, консультирующих по вопросам использования в процессе создания курса:

• видео- и аудиоклипов, их кодировки для передачи через Интернет, цифровой записи видео- и аудиоматериалов с использованием оборудования компании, их очистки, реставрации и монтажа;

• одновременной презентации слайдов и аудиоматериалов;

• анимационных элементов;

• SMIL;

• Flash;

• анимированных GIFs;

• QTVR интерактивных циклов;

• архивации контента мультимедийных курсов;

• обработки фотоизображений и создания образов.

Помимо личных, телефонных и онлайновых консультаций и тренингов предполагается проведение семинаров для сотрудников учебного заведения, предоставление им дополнительных информационных и технологических ресурсов, информация о возможности привлечения к работе ИТ-специалистов и пр.;

Служба повышения квалификации преподавателей ориентирована на обучение преподавателей использованию информационных технологий в образовательном процессе и оказание им помощи в создании эффективных онлайновых курсов, ее цель - помощь преподавателям в развитии навыков пользования технологиями и расширении возможностей их применения.

В рамках этой группы услуг предполагается проведение семинаров как в офисе компании, так и в учебном заведении.

По завершении обучения по некоторым из программ этой группы и при условии сдачи экзамена преподаватели могут получить

сертификат онлайнового преподавателя.

Сертифицированные преподаватели учитываются в специальной базе данных, и их услуги могут быть предложены другим учебным заведениям.

Кроме вышеперечисленных, может быть оправдано и создание следующих служб:

• клиентской службы по текущей отчетности и программной поддержке;

• службы онлайновой оценки курсов и других составляющих онлайнового пространства учебного заведения;

• административной службы;

• консультационной службы по программному, организационному и технологическому развитию;

• службы по привлечению слушателей;

• службы по привлечению преподавателей и сотрудников.

Возвращаясь к структуре КЦДО (рис. 12), дадим следующие комментарии.

Центральная Платформа располагается в г. Москве и имеет пять региональных центров - по одному в каждом из федеральных округов Российской Федерации.

Координацию деятельности этих центров осуществляет АО «Региональные центры КЦДО».

В целях изучения и формирования рынка образовательных услуг холдинг создает маркетинговую компанию, которая оцени-

вает спрос на те или иные направления подготовки в различных регионах страны и дает рекомендации клиентам КЦДО по формированию их учебного плана дистанционного обучения. Кроме того, маркетинговая компания отвечает за проведение Р^-кампаний КЦДО и формирует внешнеэкономическую политику КЦДО.

Инвестиционная компания (Фонд КЦДО) создается в целях:

- аккумулирования финансовых средств, идущих на развитие проекта;

- участия в финансировании отдельных программ по совместным договорам КЦДО с клиентами холдинга;

- финансового обслуживания деятельности Платформы и региональных центров КЦДО.

АО «Вуз - КЦДО» создаются на основе учредительных договоров между управляющей компанией КЦДО и каждым конкретным вузом - клиентом КЦДО в целях оказания учебному заведению методической, технологической и финансовой помощи при создании электронного контента по рекомендуемым маркетинговой компанией КЦДО курсам и направлениям подготовки, обеспечивающим процесс дистанционного обучения. Со стороны КЦДО в этой работе принимают участие инвестиционная компания, АО «Учебно-методический и технологический центр КЦДО» и сертификационная компания.

Сертификационная компания КЦДО

отвечает за стандарты (технологические, программные, информационные), принятие для избранной Платформы КЦДО и информационных ресурсов и технологий дистанционного обучения, а также проводит сертификацию всех продуктов, которые вовлекаются в деятельность Платформы КЦДО, на соответствие принятым стандартам.

АО «Учебно-методический и технологический центр (УМТЦ) КЦДО» обеспечивает применение избранных технологий дистанционного обучения и оказывает клиентам КЦДО методические и технологические услуги, облегчающие им внедрение технологий дистанционного обучения в реальный учебный процесс. УМТЦ отвечает за переподготовку и обучение лиц, участвующих в деятельности КЦДО.

АО «Региональные центры КЦДО» по поручению управляющей компании создают программно-аппаратные платформы («зеркальные» ресурсы) в региональных центрах России и обеспечивают их эффективное

функционирование и координацию их деятельности с центральной Платформой КЦДО и другими компаниями, отвечающими за обеспечение технологий дистанционного обучения.

Взаимоотношения между КЦДО и его клиентами и пользователями строятся на договорной основе. Каждый договор определяет количество предоставляемых видов услуг и расценки на них согласно тарифной политике, устанавливаемой КЦДО.

К исключительному ведению Управляющей компании КЦДО относятся:

1) координация деятельности холдинга КЦДО на основе плана стратегического развития технологий дистанционного образования в ЕОИС Российской Федерации;

2) интеграция деятельности КЦДО в мировое образовательное пространство;

3) маркетинговая стратегия и технологи дистанционного обучения;

4) финансовая политика и программа развития КЦДО;

5) тарифная политика;

6) инвестиционная политика;

7) кадровая политика;

8) представление интересов холдинга в международных организациях, органах государственного управления, учреждениях и организациях как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Таким образом, изложенное в этой статье предложение по организации КЦДО является вербальным описанием возможного проекта развития в РФ открытых образовательных систем, в основе которых лежат технологии дистанционного обучения и которые, по мнению автора, могли бы вызвать интерес у руководства Минобрнауки РФ и ректоров высших учебных заведений.

УДК 004.896

ФОРМАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕРВИСОВ И АГЕНТОВ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Ю. Ф. Тельнов, д. э. н., проф., проректор по научной работе Тел.: (495) 442-71-22, e-mail: [email protected] В. А. Казаков, к. э. н., начальник научно-образовательного центра Тел.: (495) 442-80-98, e-mail: [email protected] А. В. Данилов, ст. преподаватель Тел.: (495) 442-24-90, e-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

МЭСИ

http://www.mesi.ru

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 10-07-00672а)

The design features of dynamic intelligent systems for managing business processes based on multi-agent technology and service-oriented architecture are presented in this article. The mechanisms of interaction of the agents that implement the functions of business process management, and services that implement business functions are considered. In particular, ontology-based communication methods are proposed and described.

В статье представляются особенности построения динамической интеллектуальной системы управления бизнес-процессами на основе многоагентных технологий и сервисно-ориентированной архитектуры. Рассматриваются механизмы взаимодействия агентов, реализующих функции управления бизнес-процессами, и сервисов, реализующих бизнес-функции. В частности, предлагаются и описываются способы коммуникации на основе использования онтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.