Смирнова О.Б., Ламонина Л.В. Информационно-коммуникационные технологии в контексте практико-ориентированного подхода обучения информатическим дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/731-00316. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147:004
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Ламонина Людмила Владимировна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск lv. [email protected]
Информационно-коммуникационные технологии в контексте практико-ориентированного подхода обучения информатическим дисциплинам
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению, применении информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования компетенций обучающегося в соответствии с ФГОС 3+ ВО.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход обучения, информационно-коммуникационные технологии, учебные задания.
ФГОС 3+ предусматривает усиление прикладного и практического характера высшего образования, актуализирует формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. В связи с этим образовательный процесс в вузе должен учитывать современные требования производства, науки и общественной жизни. Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать выгодные проекты. Удовлетворение этой потребности, а также приобщение будущих специалистов к процессу социального преобразования общества лежит, к примеру, в плоскости практико-ориентированного образования и связана с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различной деятельности будущего специалиста.
Идеи использования практико-ориентированного образования и практико-ориентированного подхода обучения при подготовке бакалавров в педагогической теории и образовательной практике обсуждаются давно (А.А. Вербицкий, Г.К. Селевко, Ф.Г. Ялалов и др.). С точки зрения Ф.Г. Ялалова «компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради профессиональной деятельности». [1, с. 92]. Следуя такой позиции, практико-ориентированный образовательный процесс должен быть направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности с целью формирования профессионально и социально значимых компетенций. Основу его содержания составляет разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Это
1
обеспечивает вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность, что в свою очередь обуславливает формирование опыта деятельности как дидактической единицы. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом [1].
Сформированность профессиональной компетенции характеризуется готовностью обучающегося решать профессиональные (квазипрофессиональные) задачи. Следуя основным положениям практико-ориентированного подхода, считаем, что в содержание информатических дисциплин необходимо органично включать межпредметные связи с будущей профессией. Тогда способами формирования компетенций выступают межпредметная интеграция содержания, интеграция различных видов деятельности, интеграция содержания и личностного опыта обучающихся, что позволяет обучающимся подняться на уровень межпредметного обобщения. При таком подходе обучающиеся на занятиях по информатическим дисциплинам не только учатся решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, но и, в частности, процесс изучения ИКТ происходит через их использование в решении задач.
Практико-ориентированный подход предоставляет возможность совершенствовать процесс обучения информатическим дисциплинам в соответствии с требованиями ФГОС 3+ ВО к профессиональной подготовке обучающихся посредством:
• использования практико-ориентированных технологий,
• применения практико-ориентированных учебных заданий,
• внедрения диагностирующего инструментария практико-ориентированного
характера.
Сегодня существует множество практико-ориентированных технологий, позволяющих оказывать решающее влияние на все этапы образовательного процесса: от предоставления обучающимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения. Примером практико-ориентированной технологии служит технология веб-квеста, которая широко используется при обучении различным дисциплинам [2]. Образовательная технология веб-квеста является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на формирование профессиональных компетенций. Данная технология позволяет осуществить интеграцию ИКТ с максимальным приближения содержания обучения и образовательного процесса к дальнейшей профессиональной деятельности. Веб -квест - это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают обучающиеся, выполняя учебную задачу. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в содержание учебных дисциплин на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебную дисциплину, тему, могут быть и межпредметными. Результатом работы с веб-квестом по информатическим дисциплинам является создание веб-страниц или веб-сайтов. Данная технология используется авторами при изучении информатических дисциплин. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста более предпочтительна (рис. 1).
Рис. 1. Пример создания Google-сайта при работе над веб-квестом
К числу практико-ориентированных учебных заданий, используемых при обучении, относим задания, содержание которых основано на использовании ИКТ в решении профессиональных (квазипрофессиональные) задач. Примером практико-ориентированного задания является задание «Уравнивание теодолитного полигона», которое выполняют обучающиеся инженерных направлений подготовки (21.03.02, 21.03.03, 21.05.01) при изучении темы «Табличный процессор MS Excel». Другим примером практико-ориентированного задания является работа над теоретическим материалом при изучении темы «Текстовый процессор MS Word». Обучающимся предлагается выписать из словарей, учебников определения основных понятий по теме, занести выписанные определения в документ в виде словаря терминов, установив взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными категориями, оформить документ Word, используя указатель, оглавление и пр.
В разнообразных практико-ориентированных учебных заданиях постепенно как бы прорисовывается содержание будущей профессиональной деятельности, что позволяет эффективно осуществлять личностное и профессиональное развитие будущих специалистов.
При выполнении практико-ориентированных заданий по дисциплине информатике обучающиеся формируют портфолио, которое содержит отчет о выполнении практических, контрольных, тестовых и лабораторных работ за определенный период времени (обычно за семестр) и соответствует рабочей программе учебной дисциплины. Портфолио выполняет обучающую, оценочную функции и органично вписывается в диагностирующий инструментарий практико-ориентированного характера. Для оперативного контроля обучающихся по дисциплине эффективно в диагностирующий инструментарий включаются кейс - задания прикладного характера.
Формирование портфолио осуществляется с использованием облачных технологий GoogleApps сервиса Диск. Применение этих технологий в образовательной деятельности предполагает постоянную обратную связь преподаватель - преподаватель, преподаватель -студент, студент - студент, проведение тестирования, организации учебного документооборота [3].
Данная статья не освещает все возможности использования ИКТ в контексте практико-ориентированного подхода обучения информатике. Повышение эффективности подготовки обучающихся к профессиональной деятельности с позиций практико-ориентированного подхода сложный, нелинейный процесс, который предполагает перестройку образовательного процесса в целом, причем предстоящие изменения должны быть достаточно радикальными, так как предстоит изменить содержание образования и его технологическое воплощение в образовательной практике.
Ссылки на источники:
1. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф.Г. Ялалов // Высшее образование в России. - 2008. - №1. - С. 89-92.
2. Смирнова О.Б., Приходько М.А. Развитие логической культуры студентов при обучении математике посредством веб-квестов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-j ournal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/378-00128. - ISSN 2413-4066
3. Степанова Т.Ю., Ламонина Л.В., Гуляс Д.И., Беляков С.А.. Использование облачных технологий в образовательной деятельности: руководство пользователя / Т.Ю. Степанова, Л.В. Ламонина, Д.И. Гуляс, С.А. Беляков. - Омск : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. - 65 с. : ил.
Oksana Smirnova
Senior Instructor
FSBEIЖ Omsk SA U, Omsk
Lyudmila Lamonina
Senior Instructor
FSBEI Ж Omsk SA U, Omsk
Information and Communication Technologies in the Context of a Practice-Oriented Approach Teaching of Information Sciences
Abstract: The article examines the practice-oriented approach to learning, the application of information and communication technologies in the process of formation of professional competence of the individual student in accordance with the FSES 3+ HE.
Keywords: practice-oriented learning approach, information and communication technology, training task.