Клоков А.С., Ламонина Л.В., Смирнова О.Б., Сорокин А.Н. К вопросу о возможностях использования свободного и открытого программного обеспечения при обучении бакалавров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00368.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.14
Клоков Александр Сергеевич
Кандидат физико-математических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск as. klokov@omgau. org
Ламонина Людмила Владимировна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск lv. [email protected]
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Сорокин Анатолий Никифорович
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
К вопросу о возможностях использования свободного и открытого программного
обеспечения при обучении бакалавров
Аннотация: В статье дан обзор использования свободного и открытого программного обеспечения в процессе обучения бакалавров.
Ключевые слова: свободное и открытое программное обеспечение, учебная задача, ИКТ, обучение.
Качественная подготовка бакалавров предполагает активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для современных обучающихся, в частности бакалавров, актуальность использования ИКТ при решении различных задач обусловлена тем, что в информационном обществе, насыщенном разнообразной компьютерной техникой, различные задачи решаются с использованием компьютера практически в любой сфере деятельности. Действительно, трудно представить процесс решения научно-технических и исследовательских задач без применения ИКТ (MathCad, MatLab, Maple, AutoCAD и т.д.).
Выбор ИКТ как средства решения учебных задач зависит от ряда факторов, таких как, тип учебной задачи, соответствующее ему программное обеспечение, доступность
программного обеспечения (ПО), финансовые затраты на приобретение соответствующего ПО и другие факторы.
Финансовые затраты на приобретение необходимого программного обеспечения является достаточно мощным критерием выбора соответствующих информационно-коммуникационных технологий. Покупка лицензий совокупности программного обеспечения, которая может потребоваться в образовательном процессе, может привести к немалым финансовым затратам. Это обстоятельство может препятствовать приобретению вузами достаточного комплекса ПО для реализации учебных целей, тем самым снижается качество фундаментальной подготовки бакалавров, например, по математике и информатике и, как следствие, по другим дисциплинам, которые используют математику и информатику как эффективный рабочий инструмент. В таких условиях естественным является поиск альтернативного ПО. Одним из направлений осуществления качественного образовательного процесса, предполагающего активное использование ИКТ, - использование проприетарного (несвободного) программного обеспечения в сочетании со свободным (СПО) и открытым программным обеспечением. Так, многие обучающиеся используются такие антивирусные программы как Avast, Avira Antivir и др., которые относят к свободному и открытому ПО.
Доступность ПО - еще один критерий выбора ИКТ. Это обусловлено тем, что в интернет пространстве имеется большой выбор средств ИКТ, которые относятся к свободному и открытому ПО. Действующая нормативно-правовая база не накладывает каких-либо ограничений на использование в учебном процессе свободного и открытого ПО. К ним можно отнести бесплатные аналоги разных программных продуктов, например, таких как AutoCAD (http://freeanalogs.ru/T-FLEXCAD). Достоинством аналогов программных продуктов является общедоступность.
Вышесказанное позволяет предположить, что использование свободного и открытого программного обеспечения будет только возрастать, следовательно, необходимо проявлять активность в его распространении и применении в учебном процессе.
В преподавании дисциплин (теоретическая механика, информатика, информационные технологии, математика и др.) практикуется применение свободного и открытого ПО и соответствующей ИКТ при решении учебных задач.
Переход на свободное программное обеспечение далек от разрешения. В каждом конкретном случае этот вопрос вузы должны решать отдельно, исходя из наличия IT-специалистов, сообществ преподавателей и программистов, пропагандирующих использование СПО и использующих его, задач, стоящих перед предприятиями, вузами и колледжами, финансирования последних. Что касается отдельных конечных пользователей, то здесь все зависит от их желаний и квалификации. [1]
В настоящей статье освещается опыт применения свободного и открытого программного обеспечения на примере базы знаний WolframAlpha, T-FLEXCAD, Geogebra и другого программного обеспечения.
База знаний Wolfram|Alpha содержит данные о математике, физике, астрономии, химии, биологии, медицине и т.д., База знаний WolframAlpha, находящаяся в свободном доступе в интернете, предоставляет большие возможности для обучающихся при освоении в ходе обучения в бакалавриате таких дисциплин как математика, информатика, физика, теоретическая механика и других. Язык, используемый в базе знаний WolframAlpha, позволяет писать короткие и легко понимаемые обучающимися запросы для выполнения тех или иных математических операций, требующих своего выполнения при решении конкретных задач из различных предметных областей знаний. Например, база знаний WolframAlpha обеспечивает достаточно широкие возможности для осуществления символьных вычислений, решения задач из таких разделов математики, как математический анализ, теория дифференциальных уравнений, алгебра, вычислительная математика и других. Графические возможности этого программного продукта позволяют наглядно представлять в ряде случаев получаемые решения Таким образом обучающиеся могут обходиться без использования такого специализированного лицензионного обеспечения как
MathCad, MatLab, Maple при решении многочисленных задач учебного характера.
Опыт использования в последние годы базы знаний WolframAlpha в аудиторной и внеаудиторной работе бакалаврами инженерных направлений внушает определённый оптимизм [2, 3, 4].
Особенностью базы знаний WolframAlpha является то, что она позволяет экспериментировать с возможностями языка, на котором записываются запросы для выполнения тех или иных заданий, что очень важно для процесса обучения бакалавров основам использования систем компьютерной алгебры в учебной и исследовательской работе.
На наш взгляд, бакалавры получившие навыки практической работы с базой знаний WolframAlpha без особого труда смогут в дальнейшем в самые короткие сроки освоить специализированные ППО MathCad, MatLab, Maple, если возникнет в этом необходимость.
При решении учебных задач по информатическим дисциплинам, к примеру «Информационные технологии», использовался аналог AutoCAD - T-FLEXCAD.
При формировании компетенций основное внимание необходимо уделять развитию профессиональных навыков, чтобы полученные знания стали базой для дальнейшего самообразования. Внедрение информационных технологий должно быть направлено на поднятие конструктивной активности, стимулирование познавательной деятельности, развитие умений находить, анализировать и систематизировать нужную информацию, в том числе с использованием интернет-ресурсов. Приобретение собственного опыта, в том числе и в профессиональной сфере, ведет к овладению рациональными способами работы с различными материалами, открывает перспективы самообразования. В условиях обновления содержания образования значительное место в учебном процессе занимает одно из интересных направлений - компьютерная графика, которая находит все большее применение в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому умение работать в современных графических средах, эффективное их использование является неотъемлемой частью информационной культуры современного человека.
Владение современными технологиями автоматизированного проектирования является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности инженерно-технического работника в XXI веке. Отечественная промышленность испытывает острую потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах, способных обеспечить ее конкурентоспособность в условиях растущей глобализации экономики. Однако, качество подготовки специалистов в области автоматизированного проектирования часто не соответствует современным требования. [5]
Заключение. Использование СПО в процессе обучения развивает творческую активность бакалавров, способствует формированию информационной компетентности. А также, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, активизировать их познавательную деятельность. Практический опыт использования в ходе обучения ППО и СПО делает выпускников бакалавриата более конкурентноспособными, готовыми к полноценному исполнению должностных обязанностей в своей будущей профессиональной деятельности на высокотехнологичных рабочих местах.
Ссылки на источники
1. Петров, В.Ю. Проблемы использования свободного и проприетарного программного обеспечения [Электронный ресурс] / В.Ю. Петров // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-5. - С. 616-620. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40352 (дата обращения: 04.09.2017).
2. Смирнова, О.Б., Ламонина, Л.В. Информационно-коммуникационные технологии в контексте практико-ориентированного подхода обучения информатическим дисциплинам [Электронный ресурс] / О.Б. Смирнова // Электронный научно-
методический журнал Омского ГАУ - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/731-00316 (дата обращения: 04.09.2017).
3. Клоков, А.С., Сорокин, А.Н. Wolfram Alpha как рабочая среда для студентов, изучающих курс теоретической механики [Электронный ресурс] А.С. Клоков, А.Н. Сорокин // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/463-00208 (дата обращения: 04.09.2017).
4. Попов, С. Д., Сорокин, А. Н., Клоков А. С. Исследование напряженного состояния в точке упругого тела с помощью базы знаний WolframAlpha в курсе «Сопротивление материалов» [Электронный ресурс] / С. Д. Попов, А. Н. Сорокин, А. С. Клоков // Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ - 2017. -№2 (9) апрель -июнь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00353.pdf.(дата обращения: 04.09.2017).
5. Афонин, А.Н., Алисов, А.А. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области автоматизированного проектирования. [Электронный ресурс] / А.Н. Афонин, А.А Алисов. - URL http://www.tflex.ru/pdf/public/1528.pdf (дата обращения: 04.09.2017).
Aleksandr Klokov
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Lyudmila Lamonina
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Oksana Smirnova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Anatoliy Sorokin
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Revisiting the Possibilities of Using Free and Open Source Software in Teaching
Bachelor's Degree Students
Abstract: An overview of the use of free and open source software in the process of training of bachelors provides in this article.
Keywords: the free and open source software, learning task, ICT, training.