Научная статья на тему 'Информационно-экономические аспекты формирования ситуационной системы управления качеством строительной продукции в процессе производства'

Информационно-экономические аспекты формирования ситуационной системы управления качеством строительной продукции в процессе производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / QUALITY TO PRODUCT / SITUATION MANAGEMENT / MODEL DECISION MAKING / BUILDING PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилова Ш. Т., Магдиев А. Ш.

В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством строительной продукции в нестабильной окружающей среде. Предлагается один из подходов организации управления качеством строительной продукции в процессе производства на ситуационной основе. Описаны ситуации, используемые для организации системы управления, разработана информационно-экономическая модель ситуационного принятия решений. Сформирована функциональная схемы ситуационной системы управления качеством строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-ECONOMIC ASPECTS OF THE SHAPING SITUATIONAL MANAGERIAL SYSTEM BY QUALITY TO BUILDING PRODUCT IN PROCESS PRODUCTION

In article are considered main problems of quality management to building product in sloppy surrounding ambience. It is offered one of the approaches to organizations of quality management to building product in process production on situational base. The described situation used for organization managerial system, is designed information-economic model situational decision making. It is formed functional scheme situational managerial system by quality to building product.

Текст научной работы на тему «Информационно-экономические аспекты формирования ситуационной системы управления качеством строительной продукции в процессе производства»

ИСМАИЛОВА ШТ.,МАГДИЕВ А.Ш.

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством строительной продукции в нестабильной окружающей среде. Предлагается один из подходов организации управления качеством строительной продукции в процессе производства на ситуационной основе. Описаны ситуации, используемые для организации системы управления, разработана информационно-экономическая модель ситуационного принятия решений. Сформирована функциональная схемы ситуационной системы управления качеством строительной продукции.

Ключевые слова: строительная продукция, качество продукции, ситуационное управление, модель принятия решений.

ВМЛИСУЛ И.Т.,MAGDIEV ЛШ.

INFORMATION-ECONOMIC ASPECTS OF THE SHAPING SITUATIONAL MANAGERIAL SYSTEM BY QUALITY TO BUILDING PRODUCT IN PROCESS PRODUCTION

Abstract. In article are considered main problems of quality management to building product in sloppy surrounding ambience. It is offered one of the approaches to organizations of quality management to building product in process production on situational base. The described situation used for organization managerial system, is designed information-economic model situational decision making. It is formed functional scheme situational managerial system by quality to building product.

Keywords: building product, quality to product, situation management, model decision making.

Высокая нестабильность и непредсказуемость экономической среды строительного предприятия, а также существенное влияние на уровень качества производимой продукции большого количества внутренних и внешних возмущающих факторов, фактически не поддающихся управлению, требует такой организации управления процессом обеспечения, а при необходимости и повышения качества строительной продукции, который позволяет автоматизировать процесс принятия эффективных управленческих решений.

К одному из перспективных направлений организации автоматизированного управления, следует отнести формирование ситуационной модели принятия решений, базирующейся на знаниях, представляющих собой структурированное, формальное описание накопленного опыта управления и экспертных данных [1] в области обеспечения и повышения качество производимой товарной продукции строительства.

В общем случае для организации ситуационного управления качеством производимой строительной продукции, необходимо структурированным образом описать следующие виды ситуаций:

- фоновая ситуация, складывающаяся в экономической среде строительного предприятия в текущий момент времени. Данная ситуация представляет собой структурированное описание факторов внешней и внутренней экономической среды, оказывающих влияние на уровень качества выполняемых в текущий момент времени строительно-монтажных работ. Фоновые ситуации обеспечивают возможность учета в процессе ситуационного управления возмущающих воздействий экономической среды на объект управления (качество производимых строительно-монтажных работ);

- ситуация на объекте управления, которая отражает фактический уровень качества реализуемых на данный момент времени строительно-монтажных работ и представляет собой кортеж (упорядоченный вектор) текущих значений показателей их качества;

- целевая ситуация, или ситуация отражающая желаемый уровень качества производимых на данный момент времени строительно-монтажных работ, которая представляет собой кор-

Исмаилова Ш.Т., Магдиев А.Ш.

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ -СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА -

теж желаемых значений показателей их качества;

- проблемная ситуация отображает различия (недопустимые отклонения) между целевой и фактической ситуациями и представляет собой кортеж соответствующих отклонений;

- эталонная ситуация объекта управления, представляющая собой обобщенное описание близких по содержанию и характеру устранения проблемных ситуаций. Каждый элемент кортежа эталонной ситуации определяется заданным интервалом численных значений отклонений соответствующего ему показателя;

- эталонная фоновая ситуация или обобщенное описание аналогичных друг другу фоновых ситуаций экономической среды.

При этом каждой паре эталонной фоновой ситуации и эталонной ситуации на объекте управления в соответствие ставятся организационно-экономические и технические мероприятия позволяющие устранять проблемные ситуации, которые покрывает эталонная ситуация на объекте управления на фоне ситуации экономической среды, которая соответствует эталонной фоновой ситуации. Эталонная ситуация на объекту управления покрывает проблемную ситуацию, если содержащиеся в последней отклонения попадают в интервалы ее численных значений одноименных с ними показателей.

Таким образом, информационно-экономическая модель ситуационного управления качеством строительно-монтажных работ представляет собой множество логика трансформационных правил вывода, имеющих следующее представление:

(«фоновая эталонная ситуация»& «эталонная ситуация на объекте управления») ^ «организационно-экономические и технические мероприятия, позволяющие устранить

соответствующие проблемные ситуации»,

где & - обозначает одновременность происходящих событий.

Выбор управленческих мероприятий, в этом случае, осуществляется по результатам совпадения фоновой и проблемной ситуаций экономической среды с одной из пар эталонных ситуаций. Таким образом, в основе организации ситуационного управления лежит автоматизированный выбор организационных и управленческих мероприятий в соответствии с поставленной целью и её рассогласованием с ситуацией, характеризующейся значениями этих показателей, определяющих текущее состояние качества производимых в данный момент времени строительно-монтажных работ.

Характерной особенностью ситуационного управления уровнем качества производимых строительно-монтажных работ является наличие в контуре управления базы знаний и подсистемы автоматического формирования различных ситуаций на основе информации, поступающей из экономической среды строительного предприятия.

Особую роль в информационном обеспечении ситуационной системы управления играет база знаний. База знаний представляет собой совокупность логико-трансформационных правил вывода, формирующихся и организующихся по выше описанному принципу. В ней также хранятся целевые ситуации и условия перехода от одной из них к другой.

При этом, в общем случае организацию процесса ситуационного управления качеством строительной продукции можно представить следующим образом (рисунок 1). Здесь база данных, как уже отмечалось ранее, представляет собой структурированную модель различных классов или эталонных фоновых и эталонных ситуаций на объекте управления в соответствие которым поставлены организационно-экономические и технические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей в покрываемых ими фактических ситуациях. Цель определяется моделью качества (эталоном), который необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в такую модель входят характеристики и показатели качества выполняемых строительно-монтажных работ. На основании модели качества и внешних условий среды (спрос потребителей и т.д.) формируется план мероприятий направленных на обеспечение или повышение качества производимой продукции. Оценка ситуации на объекте управления проводится на основании отклонения фактических и целевых значений показателей качества строящегося объекта. Выбор метода управления происходит на основе оценки ситуации в соответствии с характером факторов, влияющих на качество производимой строительной продукции.

Рис. 1. Ситуационная система управления качеством производимой строительной продукции.

Предложенная система управления работает следующим образом. В качестве целей управления рассматриваются модели требуемого качества производимых строительно-монтажных работ, реализуемого цикла строительства. Выбор текущей цели управления осуществляется на основе информации поступающей от строящегося объекта, на основании которой также формируется модель ситуации, определяющей фактическое качество производимых строительно-монтажных работ и фоновая ситуация.

Модель ситуации фактического качества производимых работ в анализаторе сравнивается с моделью целевой ситуации требуемого качества производимых работ. Если между ними наблюдаются только несущественные различия, то никаких мер на объекте управления не предпринимается. В противном случае формируется проблемная ситуация, представляющая собой кортеж различий между желаемым и фактическим уровнем качества производства работ.

Проблемная ситуация и фоновая ситуация передается в классификатор, где определяется покрывающая их эталонная ситуация, хранящаяся в базе знаний системы управления. На основе выявленной эталонной ситуации, определяются управленческие мероприятия позволяющие устранить различия между целевой и фактической моделью качества производства работ. Реализация данных мероприятий позволяет получить требуемый уровень качества производимых строительно-монтажных работ, т.е. устранить возникшую проблемную ситуацию. Затем осуществляется планирование и реализация мероприятий направленных на достижение требуемого уровня качества производимых строительно-монтажных работ.

По ходу реализации сформированного плана по обеспечению и повышению качества производимых работ проверяется его эффективность в фоновой ситуации, сложившейся в экономической среде. Если по мере происходящих в фоновой ситуации изменений, проводимые мероприятия по обеспечению и повышению качества производимых строительно-монтажные работы становятся не эффективными, то происходит корректировка сформированного плана и управление вновь передается в подсистему реализации сформированного плана обеспечения и повышения качества производимых строительно-монтажных работ.

Следует иметь в виду, что в большинстве практических случаев для достижения цели или

Исмаилова Ш.Т., Магдиев А.Ш.

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ -СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА -

подцели управления качеством производимых строительно-монтажных работ может потребоваться проведение не одного, а нескольких шагов управления. Такая необходимость обычно возникает, если для достижения стоящей цели вначале требуется провести полифазные мероприятия, каждая фаза которых сопровождается достижением определенной подцели. Например, когда вначале необходимо провести мероприятия, позволяющие устранить действие возмущающего фактора в фоновой ситуации, а затем выполнить мероприятия связанные с компенсацией связанных с его проявлением последствий.

Особую роль в повышении эффективности ситуационного управления играет формирование целевой ситуации адекватным образом соответствующей возможностям строительного предприятия и условиям его функционирования. Рассматривая получение максимально возможной прибыли в виде критерия эффективности функционирования строительного предприятия, важно при формировании целевой ситуации отражающей требуемое качество строительной продукции с учетом условий окружающей среды необходимо правильно учитывать факторы, оказывающие влияние на уровень качества производимой товарной продукции. К основным таким факторам можно отнести[2]:

- качество технической документации по реализуемому подрядному проекту;

- качество применяемых стройматериалов;

- численность работников материального производства и их квалификация;

- производительность труда;

- качество используемой строительной техники.

При этом главным источником увеличения прибыли за счет повышения качества работ является квалификация рабочих основных профессий и повышение производительности труда. Рост производительности труда при этом может быть обеспечен, как за счет капитальных вложений, так и за счет улучшения организации производства.

Причем под оптимальным качеством производимой строительной продукции следует понимать такое качество, которое обеспечивает максимальную прибыль при производстве и потреблении этой продукции. Следовательно, для достижения оптимального качества продукции необходимо проведение высококачественных маркетинговых исследований для выявления спроса, возможностей потребителей и прогнозирования процессов их развития, как в ближайшем будущем, так и на длительный период. При этом в процессе оптимизации качества строительной продукции по критерию максимизации прибыли, конкретная потребность в строительной продукции, имеющей определенную стоимость, должна выступать в виде плановых ограничений функционального вида.

В общем случае оптимальное качество нельзя отделить от оптимального количества новой продукции. Однако понятие оптимального качества гораздо шире понятия оптимального количества продукции. Последнее связано со степенью удовлетворения конкретной потребности единицей потребительской стоимости. Первое же связано со всей массой продукции, предназначенной для удовлетворения всего планового объема конкретных потребителей. Определение оптимального качества требует построения соответствующих балансовых моделей оптимизации производства и распределения продукции с учетом спроса и различной покупательской способности потребителей[2].

В общем случае, на основании вышеизложенного, методику для определения оптимального уровня качества с последующим его использованием в ситуационной системе управления с учетом потребностей рынка можно представить следующим образом:

1. Выбрать сегмент рынка, на котором строительное предприятие может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества, опираясь на соотношение цены и качество производимой им товарной продукции. Сформировать на данном сегменте 4 классов потребителей с одинаковой покупательской способностью в нутрии каждого класса. Для этого шкала уровня качества производимой продукции для выбранного сегмента, на основе внутреннего разбиения потенциальных потребителей на четыре множества по покупательской способности, разбивается на следующие четыре интервала:

- «приемлемое качество» - в основном определяется удовлетворением нормативных требований к качеству продукции и ему соответствует наименее платежеспособное множество потребителей выбранного сегмента рынка;

- «среднее качество», данный интервал определяется по средним значениям платежеспособ-

ности потенциальных потребителей и, по-видимому, представляет наибольшее их число со средним достатком для соответствующего сегмента рынка;

- «высокое качество», которое определяется покупательской способностью потенциальных потребителей имеющих достаток выше среднего, но ниже максимального для данного сегмента рынка;

-«очень высокое качество», которое характеризуется потребительскими возможностями наиболее доходных слоев потребителей для рассматриваемого сегмента рынка.

2. Провести маркетинговые исследования с целью определения объемов неудовлетворенного спроса потребителей на предлагаемую продукцию для каждого сформированного класса потребителей с примерно одинаковыми покупательскими способностями.

3. Определить для каждого сформированного класса потребителей множество допустимых по качеству и стоимости подрядных проектов, т.е. проектов, имеющих оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции для заданного класса потребителей на рассматриваемом сегменте рынка.

Оптимальное соотношение уровня качества и соответствующей ему цены на каждом сегменте рынка или его подсегменте можно определить исходя из следующих соображений. Обозна-

N*-

чим через Е максимальную цену, которую может заплатить потребитель за товарную строи-

Яц

тельную продукцию при соответствующем ее качестве, а через цену продукции, которую

производит строительное предприятие на данном сегменте при соответствующем ее качестве.

Тогда упущенные возможности или потери ( IE ) строительного предприятия из-за низкого качества продукции будут вычисляться следующим образом:

I _ N* -N-

1 IE Е ly IE

Обозначим затраты связанные с производством продукции с максимально возможным качеством и фактическим качеством соответственно через Q* и QE .

у...

Тогда внешний экономический эффект от повышения качества производимой про-

дукции можно представить следующим образом:

N * - NY Е IE

Y EÄI - q - q

QE QIE

Из полученного выражения видно, что если затраты на повышение качества производимой

продукции QE растут быстрее чем рост ее рыночной стоимости, то внешний экономический эффект снижается и наоборот растет в противном случае. Таким образом, учитывая, что на различных этапах затраты на повышение уровня качества производимой продукции и сам уровень качества растут с различными темпами, то можно говорить об оптимальном соотношении цены и уровня качества производимой продукции на различных сегментах рынка. Графически, вышеизложенное можно представить следующим образом ( рисунок 2).

Таким образом, минимальную цену требуемого уровня качества на заданном сегменте рынка можно определить следующим образом:

Ö - E _ ((NE - Ne ) + Qie ) ^ min

Следовательно, задаваясь значением желаемой рентабельности и рассматривая его как ограничение на издержки производства, ограниченные сверху качеством вводимых в производство факторов можно определить оптимальное соотношение между качеством и стоимостью производимой продукции для различных сегментов рынка с учетом покупательской способности потребителей товарной строительной продукции.

4. Вычислить объемы требуемых ресурсов для реализации подрядных проектов для каждого класса потребителей и сопоставить их с потенциальными возможностями предприятия.

Исмаилова Ш.Т., Магдиев А.Ш.

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ -СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА -

Рис. 2. Графическое отображение соотношения цены и уровня качества производимой продукции

5. Решить оптимизационную задачу в следующей постановке: с учетом ограничений на имеющиеся у предприятия ресурсы и потенциальные возможности найти такое количество

к •

проектов в каждом 1-том классе в соответствии с выявленными ограничениями на спрос к ~

N10 г

, которое позволяет предприятию получить максимально возможную прибыль при заданных ограничениях на имеющиеся потенциальные возможности и материальные ресурсы:

4

1 =£ 1Л ^ тах

Е Pvk> < РклА Z vvki < VCAÄ k < k

i=1 i=1 Лг — ЛiNiD

где П - прибыль, получаемая предприятием при производстве одного объекта в i-том классе потребителей; ptj- потребности в j-том виде материальных ресурсах в денежном выражении, необходимые для производства одного объекта в i-том классе потребителей; р^ЗАд - имеющийся в распоряжении предприятия j-й вид материальных ресурсов в денежном выражении; vij и уЗАд - соответственно, трудоемкость производства одного объекта в i-том классе потребителей в денежном выражении (себестоимость за минусом материальных затрат) и производственные возможности строительного предприятия в денежном выражении.

6. Принять полученные таким образом данные в качестве плановых показателей по объемам каждого вида товарной строительной продукции на выбранном сегменте рынка.

После определения различных требований к качеству каждого класса подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и финансовыми возможностями потребителей, возникает необходимость в создании условий, обеспечивающих заданное качество реализации подрядных проектов.

Полученные таким образом данные используются при формировании целевых ситуаций, принимающихся за основной ориентир системой управления качеством, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своей производственной деятельности.

Литература

1. Мелехин В.Б., Исмаилова Ш.Т., МагомедовМ.Ю. Методические основы формирования ситуационного управления конкурентоспособностью производственных систем // Экономическое возрождение России. 2005. №1. С. 69-75.

2. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. -375 с. References:

1. Melehin VB, Ismailov Sh.T., Magomedov MU Methodical bases offormation of situational management of competitiveness of production systems //Economic Revival of Russia. 2005. №1. S. 69-75.

2. Mishin VM Quality management. - M.: UNITY - DANA, 2000. -375 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.