труд по созданию технологических знании не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаниИ.
На использование технологии влияют:
- темпы устаревания технологии и замены ее но-вой, более совершенной;
- скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохо-да лицензиата.
Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
- производственный риск;
- коммерческий риск;
- конкуренция со стороны альтернативных техно-логий.
Производственный риск связан с тем, что предпри-ятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зави-сит от степени готовности новой технологии.
Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не все-гда может реализовать
произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сум-му дополнительной прибыли.
Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспор-теров технологии. Ведущая роль в патентовании изо-бретений принадлежит промышленно развитым стра-нам. Первое место по числу заявок на патенты и вы-данных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлека-тельным рынком технологий[4].
Литература:
1. Синавина В. С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 1991.
2. Финансовое управление компанией. / Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1995.
3. Швец М.Ю. Прогнозирование инвестиционной политики -путь к экономической безопасности России и ее регионов // Экономика строительства, № 4, 2001.
4. Маритани Масанори. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 1986
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Давыдов В.Г., зав.каф. д.э.н., профессор, Абдулова З.Ш., аспирант, Дагестанский государственный технический университет
Анализируются основные направления развития систем управления качеством строительной продукции. Предложена ситуационная система управления качеством продукции.
Ключевые слова: качество строительной продукции, управление качеством, ситуационная система управления.
DEVELOPMENT PROBLEMS OF MANAGEMENT METHODS QUALITY OF BUILDING PRODUCTION
Davidov V., Managing chair, the Doctor of Economics, the professor, Abdulova Z. The post-graduate student,
The Dagestan state technical university
The basic directions of development of control systems are analyzed by quality of building production. The situational control system of quality of production is offered.
Keywords: quality of building production, quality management, a situational control system.
Для реализации эффективных принципов регулирования качества строительной продукции необходимы соответствующие механизмы управления. Применительно к системному управлению качеством основной такой механизм определяется совокупностью организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления. В первую очередь данный механизм должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных, целенаправленных управляющих воздействий с учетом многообразных условий и элементов, от которых зависит качество.
Для построения механизмов формирования системы управления качеством и ее реализации следует иметь в виду, что управление качеством заключается в решении основных задач которые, с учетом требований, предъявляемых к системам управления качеством, можно сформулировать следующим образом[1]:
1) обеспечение качественной технической документацией, удовлетворяющей как техническим, так и экономическим аспектам качества строительной продукции;
2) контроль над выполнением установленных требований и норм реализации подрядных проектов, в соответствии с требованиями технической документации;
3) выявление и устранение причин несоответствия качества производимой товарной продукции заданным требованиям на ранних стадиях выполнения строительно-монтажных работ, с определением и наказанием виновников возникновения брака;
4) управление процессом повышения качества и выполнения подрядных работ при минимальных затратах.
Для решения задач первого типа следует разработать общую концепцию обеспечения качества. При этом рассмотренные ранее теоретические основы обеспечения качества строительной продукции тре-
буют тщательного обоснования, продуманного использования и определения целесообразного уровня качества подрядных проектов, а также установление стоимости их реализации в соответствии с ценой рыночного спроса. Это связано с тем, что завышение требований приводит к потере прибылей, а занижение требований - к потере репутации и рынков сбыта (заказчиков подрядных проектов). Для выполнения этой функции необходимо:
1.1) исследовать потребности в проектах различного вида, имеющих различные стоимости, проанализировать жалобы (если они имеются) заказчиков по уже сданным в эксплуатацию проектам, определить на этой основе необходимый уровень качества. Учитывая специфику строительного производства, требования к качеству реализации каждого подрядного проекта могут согласовываться (за счет использования различных отделочных материалов) непосредственно с заказчиками;
1.2) определить вероятный разброс характеристик продукции от заданных значений в производстве путем наблюдений, выявить причины возникновения разброса параметров и провести анализ возможностей предприятия по их устранению;
1.3) добиться, чтобы приемлемый уровень качества был задан ясно и недвусмысленно, исходя из необходимого уровня качества (см.п.1.1);
1.4) проверить чертежи, техническую документацию на материалы и технологические процессы, требования к качеству, чтобы убедиться, что вся эта документация в комплексе задает изготовителю приемлемый уровень качества в соответствии с п. 1.3;
1.5) разработать методы технического и неразрушающего контроля и испытаний, необходимые для достижения приемлемого уровня качества в процессе реализации проекта.
Второй класс задач обычно входит в обязанности ОТК, однако функцию контроля качества в идеальном случае должен осуществлять независимый орган. Для реализации этой функции необходимо:
2.1) подготовить план контроля с указанием тех ступеней технологического прогресса, на которых необходимо проводить контроль, а также методов контроля и применяемого для контроля оборудования;
2.2) проверять строительные машины, механизмы и оснастку с точки зрения их пригодности для выполнения заданных требований к качеству;
2.3) следить за достижением заданного качества в технологических операциях и процессах;
2.4) сличать результаты выполненных подрядных работ с требованиями технической документации;
2.5) принимать или браковать выполненные подрядные работы на различных стадиях строительства зданий и сооружений;
2.6) регистрировать причины и виновников отбраковки;
2.7) перепроверять системы и организацию обеспечения качества поставщиков и субподрядчиков;
2.8) перепроверять продукцию поставщиков и субподрядчиков;
2.9) проверять квалификацию рабочих, выполняющих ответственные строительные работы;
2.10) проверять действенность контролеров;
2.11) проводить контроль качества и приемку готовой строительной продукции.
Контролеры и производственники, естественно, примут все необходимые меры, чтобы исключить причины возникновения брака, когда их можно быстро и явно обнаружить. Однако многие проблемы требуют глубокого анализа, который обычно не могут провести работники, непосредственно связанные с реализацией проекта. Поэтому обычно на предприятии целесообразно создать проблемно - целевую группу по управлению качеством на каждом строящемся объекте. Задачами этой группы является глубокое изучение следующих проблем:
3.1) организация системы быстрой и точной регистрации брака и переделок;
3.2) изучение и регистрация причин брака и переделок;
3.3) передача полученной информации в службы производства, снабжения или поставщикам материалов для принятия мер по устранению недостатков;
3.4) передача полученной информации в проектное бюро для внесения соответствующих изменений в техническую документацию;
3.5) разработка новых методов измерений и неразрушающего контроля в соответствии с данными о дефектной продукции.
Особенно важно проведение всех мероприятий по управлению качеством продукции с минимальными затратами. Хотя меры по повышению качества в заданных пределах уже сами по себе дают значительную экономию, но желательно добиться минимальных затрат при заданном уровне качества. Этого можно достичь лишь в том случае, если рассматривать суммарные затраты на обеспечение качества, как определенную часть в общей себестоимости выполняемых подрядных работ, причем, такую часть, которую можно и нужно сокращать.
Поэтому каждый аспект этой работы надо тщательно готовить и держать под регулярным контролем. Особенно необходимо обратить внимание на проведение следующих мероприятий:
4.1) определение суммарных затрат на управление качеством, т.е. затрат на оплату труда, закупку и содержание оборудования, требуемого для проведения контроля, затраты на брак и переделки, стоимость испытаний;
4.2) выявление этапов, на которых возникает брак, передислокация работников ОТК с тем, чтобы повысить эффективность их работы на особо ответственных участках производственного процесса;
4.3) недопущение превышения затрат на ОТК сверх уровня экономической окупаемости;
4.4) проведение проверки забракованной продукции (результатов, выполненных с браком, подрядных работ) для определения возможностей их условной приемки без переделки;
4.5) разработка технологических процессов, которые расширяли бы возможности обеспечения качества без увеличения затрат;
4.6) разработка более эффективных и механизированных методов производства и контроля, чтобы снизить опасность ошибки;
4.7) сокращение объемов контроля за счет внедрения самоконтроля и ответственности рабочих, а также использование методов выборочного контроля;
4.8) применение методов анализа рабочих операций к работе контролеров.
Для решения рассмотренных задач, связанных с функционированием системы управления качеством строительной продукции можно использовать различные методы управления качеством. Эти методы
представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на объекты управления для достижения поставленных целей в области качества.
В практике управления качеством используются, в основном, экономические, организационно - распорядительские (административные) и социально - психологические методы управления качеством. Обычно для классификации данных методов применяются следующие признаки: мотивы поведения, характер воздействия, основа выбора метода, ограничения при выборе метода (см. табл. 1) [55].
Вместе с тем, нельзя не отметить экономико-математические методы, которые находят широкое применение, как при управлении, так и при обеспечении качества. Особо необходимо также отметить и, так называемые, экспертные методы, которые в последнее время находят все большее применение в системах автоматизированного управления и поддержки качества в сочетании с другими методами управления качеством для повышения их выразительности и функциональных возможностей.
Экономические методы управления качеством реализуются путем выявления и создания экономических условий, побуждающих строительных рабочих и коллективы подразделений строительного предприятия систематически повышать и обеспечивать запланированный уровень качества при минимальных затратах.
В рамках экономического управления качеством необходимо решать следующие задачи:
- управление финансовой деятельностью в области повышения качества;
- внедрение хозяйственного расчета в подразделениях системы управления качеством;
- экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление заказчикам строительной продукции и услуг в соответствии с их требованиями;
- бизнес планирование создания и внедрения нововведений в производство и модернизации выпускаемых видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для этого требований международных стандартов систем качества;
- ценообразование на продукцию и услуги с учетом уровня их качества;
- образование фондов стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;
- применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом производственном этапе, в каждом производственном и функциональном подразделении;
- использование экономических мер воздействия на поставщиков, в зависимости от качества поставляемых ими строительных материалов и конструкций.
Реализация экономических методов тесно связана с применением математических методов, позволяющих выполнять все необходимые расчеты и оптимизировать все мероприятия, направленные на повышение качества и регулирование связанных с его обеспечением затрат, в соответствии со спросом потребителей и имеющимися у предприятия ресурсами. На наш взгляд, наиболее перспективным путем развития экономических методов является постановка и решение многокритериальных задач минимизации затрат, связанных с повышением качества для выявления оптимального их сочетания с учетом потенциальных возможностей строительного предприятия. Не менее важным направлением развития экономических методов управления качеством строительной продукции является создание новых и дальнейшее совершенствование уже используемых информационных систем управления качеством.
Применение экономических методов управления качеством в широком масштабе позволяет увеличить спрос, учитывая покупательские способности заказчиков, что соответственно, увеличивает объемы реализации товарной строительной продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий. Объемы продаж увеличиваются не только за счет повышения качества строительной продукции, но и за счет снижения себестоимости и увеличения объемов производства.
Организационно - распорядительские методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.
Для реализации данных методов управления качеством строительной продукции необходимо решить следующие основные проблемы:
- регламентирования (общеорганизационного, функционального,
Таблица 1. Классификация методов управления качеством.
Классификационный Методы управления качеством
признак Организационно- распорядительные Экономические и экономикоматематические
Мотивы поведения Соблюдение требований к качеству и ответственность за качество Материальный интерес Моральный Интерес
Характер воздействия Прямой Косвенный Косвенный
Основной канал воздействия Организационный (регламентирование и т.п.) Экономический Социальный
Основы выбора методов Организационный анализ Т ехнико-экономический анализ Социально- психологические исследования
Ограничения при выборе методов Соответствие правовым нормам и требованиям в области качества Соответствие экономическим законам и нормативам качества Соответствие моральноэтическим нормам
должностного, структурного);
- стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);
- нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);
- инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения);
- распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т.д.).
Среди распорядительных воздействий следует отметить:
- разработку и реализацию политики в области повышения качества, утверждаемой первыми руководителями предприятия;
- разработку и реализацию системы стандартизации, руководств, процедур и другой научно-технической и методической деятельности по управлению качеством;
- разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций;
- подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передового опыта по управлению качеством; обеспечение выполнение целевых программ по качеству.
Особую роль в организационно-распорядительских методах управления качеством играет процесс принятия решений, а, следовательно, и наличие необходимой для этого информации. Таким образом, в системе управления качеством должны использоваться самые эффективные методы принятия решений в различных ситуациях проблемной среды. Для этих целей в системе управления качеством на различных ее уровнях должна создаваться информационная подсистема поддержки принятия решений, строящаяся на основе накопленного опыта функционирования и расширяющаяся по мере пополнения знаний.
Применение организационно-распорядительных методов управления качеством также обуславливает создание совокупности документов или инструкций различного статуса. Обычно к каждому такому документу предъявляются жесткие требования к качеству их содержания, в противном случае данные методы управления не могут полностью реализоваться в практике управления.
Распоряжения могут иметь различный характер и различную степень категоричности. Распоряжения могут содержать или только задания, или задания и инструкции. Во всех случаях распоряжения должны выражаться в четких формулировках.
Распоряжения и инструкции могут быть в различной степени детализированы. Однако следует иметь в виду, что недопустимым является создание как можно более подробных инструкций. Особенно они вредны при необоснованном недоверии к деловым и моральным качествам подчиненных. Ограничение инициативы подчиненных лишает их удовлетворения от работы и, в конце концов, способствует развитию склонности к перестраховке, излишнему формализму и бюрократизму, а это является недопустимым в рыночных условиях хозяйствования.
В самом общем случае к документам по управлению качеством следует предъявлять такие требования, как [3]:
- логическая последовательность, четкость и однозначность изложения информации;
- убедительность аргументации;
- информационная выразительность и минимальная достаточность;
- избирательность с точки зрения достижения цели;
- слабая изменчивость и качественная содержательность;
- структурированность и удобство использования для обработки на ПЭВМ.
Особое место в управлении занимает политика в области качества. Документ, определяющий политику в управлении качеством на строительном предприятии должен быть первичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления. Это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров, ответственных за проведение политики, что, в принципе, становится первоначальным при реализации системного управления качеством.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что приемлемой политикой в области управления качеством может быть признана такая политика, которая положительно отвечает на ряд следующих вопросов:
- является ли она краткой;
- касается ли она каждого работника коллектива предприятия;
- установлены ли в ней стандарты (требования) к качеству работы;
- охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителям продукции и услуг;
- затрагивает ли она проблемы, связанные с поставками стройматериалов, качеством технической документации, ценой проектов, качеством конечных результатов деятельности предприятия.
Особое место в политике по качеству должно занимать взаимодействие с заказчиками и удовлетворение всех требований, предъявляемых ими к строительной продукции.
Социально - психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально - психологическими процессами для достижения целей в области качества. Другими словами, эти методы базируются на изучении и использовании социальных условий труда производственных коллективов и проблемных групп и их влияния на повышение качества строительной продукции.
Для реализации данных методов управления качеством необходимо решить следующие основные задачи:
- разработать способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
- определить формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
- сформулировать приемы улучшения психологического климата
в коллективе, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
- разработать способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
- определить приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллектива, направленных на достижение требуемого качества;
- отработать способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению качества;
- сформулировать приемы вовлечения членов трудового коллектива в управление качеством.
Эффективность социальных методов управления заключается в умении применять социальные и моральные стимулы и материальные поощрения.
Сущность экспертных методов при решении задач управления качеством заключается в усреднении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по решению рассматриваемых проблем.
Наиболее распространенными экспертными методами являются: методы рангов, метод непосредственного оценивания и метод сопоставлений. Эти методы имеют много общего. Общность экспертных методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести организацию экспертного оценивания, проведения сбора мнений экспертов и обработку полученных результатов.
Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это зависит от организации экспертного оценивания, назначения ответственного лица за организацию экспертного оценивания, а также формирование экспертных комиссий.
Недостатком экспертных методов является низкая оперативность принятия решений. К основным преимуществам следует отнести возможность организации принятия решений в неопределенных условиях функционирования. Особое место в экспертных методах управления качеством занимает организация обработки и оценки согласованности экспертных данных. Такая обработка данных проводится, как
количественными способами, так и качественно при работе с содержательной информацией. При наличии численных данных для решения вопросов, имеющих достаточный информационный материал, применяются методы усреднения экспертных суждений. Однако, даже при наличии численных данных, но при неопределенности текущей ситуации, наряду с количественными методами обработки экспертных данных используются методы качественного анализа и синтеза. Мера же согласованности определяется математико-статистическими методами обработки всех имеющихся результатов экспертизы.
Дальнейшее совершенствование экспертных методов организации управления качеством может быть связано с применением нечетких методов представления и обработки данных, базирующихся на понятии лингвистической переменной. Построение нечетких моделей принятия решений позволяет значительным образом сократить объемы перерабатываемой и хранимой информации, а также автоматизировать процесс выбора организационно- управленческих мероприятий, связанных с достижением требуемого качества строительной продукции.
Очевидно, что каждый из рассмотренных методов управления качеством продукции сам по себе не может дать значительного положительного эффекта. Это объясняется многогранностью внешних и внутренних факторов, влияющих на качество строящихся объектов. Только оптимальное сочетание всех методов управления качеством может дать хороший эффект. Таким образом, одной из важнейших проблем управления качеством является выбор менеджером того или иного метода в соответствии с текущей ситуацией проблемной среды, т.е. в основе принятия решений в процессе управления качеством лежит информация о состоянии объекта и качестве выполняемых подрядных работ. Другими словами, в основе управления качеством строительной продукции лежит результат оценки текущей ситуации, отражающей состояние качества строительной продукции на текущий момент времени.
В общем же случае процесс ситуационного управления качеством продукции можно представить следующим образом (см. рис.1.). Здесь база данных представляет собой структурированную модель знаний экспертов по управлению качеством в различных ситуациях. Цель определяется моделью качества (эталоном), который необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в такую модель входят характеристики и показатели качества выполняемых строительно-монтажных работ. На основании модели качества и внешних условий среды (спрос потребителей и т.д.) формируется план по повышению качества продукции и реализации, связанных с этим мероприятий. Оценка ситуации, которая проводится на основании отклонения фактических и целевых значений показателей качества строящегося объекта. Выбор метода управления происходит на основе оценки ситуации в соответствии с характером факторов, влияющих на качество строительной продукции.
Особо следует отметить, что в условиях рынка необходимо преимущественное использование экономических методов управления, остальные методы выполняют функцию регуляторов при достижении поставленных перед строительными организациями экономических целей.
Рис.1.2. Схема процесса ситуационного управления качеством строительной продукции.
Литература:
1.Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. - М.: Издательство стандартов, 1988
2.Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. - М.: Машиностроение, 1980.
3.Глазунов А.В. Документы системы QS -9000/1// Стандарты и качество. №6, 1997.