Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства'

Организационно-экономические аспекты эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИТУАЦИЯ НА ОБЪЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА / CONSTRUCTION PRODUCTS / PRODUCT QUALITY / SITUATION ON THE OBJECT OF MANAGEMENT / SITUATION MANAGEMENT / MARKET SEGMENTS / OPTIMUM QUALITY-TO-PRICE RATIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехин Владимир Борисович, Магдиев Абакар Шихабудинович

К одному из перспективных направлений организации эффективного управления качеством строительной продукции в нестабильной окружающей среде, следует отнести формирование логико-лингвистической модели принятия решений, базирующейся на знаниях, представляющих собой структурированное, формальное описание накопленного опыта управления и экспертных данных и формирование на этой основе ситуационной системы управления качеством. В работе определено условие покрытия эталонными ситуациями фактических ситуаций на объекте управления. Определены структура и содержание логико-лингвистической модели ситуационного управления качеством строительной продукции. Предложена организационная структура ситуационного управления качеством строительной продукции. Кроме того, показано, что главным источником увеличения прибыли подрядного строительного предприятия является обеспечение оптимального качества производимых работ, сбалансированного с покупательской способностью потребителей. Предложена методика определения оптимального уровня качества, основанная на сегментации рынка строительной продукции по покупательской способности потребителей и оценке необходимого уровня качества товарной строительной продукции для каждого сегмента с учетом потерь или упущенных возможностей, возникающих при неудовлетворительном качестве производимой продукции. Для определения же объемов производства на каждом сегменте рынка с целью получения максимально возможной прибыли предложено решить оптимизационную задачу в следующей постановке. Полученные таким образом данные позволяют эффективным образом сформировать целевые ситуации, принимаемые за основной ориентир системой управления качеством, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своей производственной деятельности на каждом сегменте рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мелехин Владимир Борисович, Магдиев Абакар Шихабудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business aspects of the efficient quality management of construction products during production

Formation of the logical-linguistic model of decision-making based on the knowledge being a structured formal description of accumulated management experience and expert data as well as formation of the situational quality management system on this basis should be referred to one of the promising organization directions of efficient quality management of construction products in the unstable environment. This report allows determining a condition for coating the actual situations on the object of management by the reference ones. The structure and content of the logical-linguistic model of the situational quality management of construction products have been defined. The organizational structure of the situational quality management of construction products has been proposed. Moreover, it is shown that guarantee of the optimum quality of work in progress, balanced with the purchasing power of consumers is the main source of increase in profits for contract construction company. Technology for determining optimal level of quality based on the segmentation of the construction products market by the consumers'' purchasing power and estimation of the required level of the commercial construction products quality for each segment taking onto account of the losses or missed opportunities arising in the case of the poor quality of production has been proposed. To determine the volumes of production on the each segment of market in order to obtain the maximum possible profit, it is proposed to solve the optimization problem in the following statement. The data thus obtained make it possible to generate by the effective way the goal situations, designated as the guiding principle by the system of quality management, which the construction company should tend to in the process of its production activities on each segment of market.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства»

УДК 69.003.658.152:658.62

Мелехин Владимир Борисович

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»

Россия, Махачкала1 Заведующий кафедрой вычислительной техники Доктор технических наук, профессор Почетный работник науки и техники Российской Федерации

E-Mail: [email protected]

Магдиев Абакар Шихабудинович

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»

Россия, Махачкала Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Организационно-экономические аспекты эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства

Аннотация: К одному из перспективных направлений организации эффективного управления качеством строительной продукции в нестабильной окружающей среде, следует отнести формирование логико-лингвистической модели принятия решений, базирующейся на знаниях, представляющих собой структурированное, формальное описание накопленного опыта управления и экспертных данных и формирование на этой основе ситуационной системы управления качеством.

В работе определено условие покрытия эталонными ситуациями фактических ситуаций на объекте управления. Определены структура и содержание логико-лингвистической модели ситуационного управления качеством строительной продукции. Предложена организационная структура ситуационного управления качеством строительной продукции.

Кроме того, показано, что главным источником увеличения прибыли подрядного строительного предприятия является обеспечение оптимального качества производимых работ, сбалансированного с покупательской способностью потребителей. Предложена методика определения оптимального уровня качества, основанная на сегментации рынка строительной продукции по покупательской способности потребителей и оценке необходимого уровня качества товарной строительной продукции для каждого сегмента с учетом потерь или упущенных возможностей, возникающих при неудовлетворительном качестве производимой продукции.

1 367009, г. Махачкала, ул. Загородная, дом 26.

Для определения же объемов производства на каждом сегменте рынка с целью получения максимально возможной прибыли предложено решить оптимизационную задачу в следующей постановке. Полученные таким образом данные позволяют эффективным образом сформировать целевые ситуации, принимаемые за основной ориентир системой управления качеством, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своей производственной деятельности на каждом сегменте рынка.

Ключевые слова: Строительная продукция; качество продукции; ситуация на объекте управления; ситуационное управление; сегменты рынка; оптимальное соотношение цены и качества.

Идентификационный номер статьи в журнале 149ТУЫ214

Высокая нестабильность и непредсказуемость экономической среды строительных предприятий, а также существенное влияние на уровень качества производимой товарной продукции большого количества внутренних и внешних возмущающих факторов, требуют такой организации управления процессом обеспечения, а при необходимости и повышения качества строительной продукции, которая позволяет автоматизировать процесс принятия эффективных управленческих решений. В этой связи решение проблемы организации эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства является одной из актуальных проблем современной экономической науки.

К одному из эффективных подходов организации автоматизированного управления качеством следует отнести формирование логико-лингвистической модели принятия решений, базирующейся на знаниях, представляющих собой структурированное, формальное описание накопленного опыта управления и экспертных данных в области обеспечения и повышения качества производимой товарной строительной продукции и формирование на этой основе ситуационной системы управления [1].

В общем случае для организации ситуационного управления качеством производимой строительной продукции, необходимо структурированным образом описать следующие виды ситуаций:

• фоновая ситуация (Scp), складывающаяся в экономической среде строительного предприятия в текущий момент времени. Данная ситуация представляет собой структурированное описание факторов внешней и внутренней экономической среды, оказывающих влияние на уровень качества, выполняемых в текущий момент времени строительно-монтажных работ. Каждая фоновая ситуация представляет собой упорядоченное множество факторов внешней и внутренней среды и обеспечивает возможность учета в процессе принятия решений их возмущающего воздействия на объект управления (качество производимой строительной продукции);

• ситуация на объекте управления (Soy), которая характеризует фактический уровень качества либо промежуточной, либо конечной строительной продукции в текущий момент времени и представляет собой кортеж (упорядоченный вектор) текущих значений показателей ее качества;

• целевая ситуация (Sy), или ситуация отражающая желаемый уровень качества производимой на данный момент времени строительной продукции, представляющая собой кортеж желаемых значений показателей ее качества;

• проблемная ситуация (A S), отображающая различия (недопустимые отклонения) между целевой Sy и фактической Soy ситуациями и представляет собой кортеж отклонений между значениями одноименных показателей в данных ситуациях;

• эталонная ситуация на объекте управления (A SЭ) представляет собой обобщенное описание близких по содержанию и способу устранения различных допустимых проблемных ситуаций на объекте управления. Каждый элемент кортежа в эталонной ситуации определяется заданным интервалом численных значений отклонений соответствующего ему показателя;

• допустимая фоновая ситуация (Sф) характеризует текущее состояние окружающей среды строительного предприятия и определяется упорядоченным множеством действующих в ней факторов;

• эталонная фоновая ситуация окружающей среды (Бэф) или обобщенное описание аналогичных друг другу допустимых состояний экономической среды строительного предприятия.

Каждая пара ситуаций « А Б, Бф» определяет полную текущую проблемную ситуацию на объекте управления, характеризует текущее качество производимой строительной продукции и влияющие на него факторы окружающей среды. Каждой же паре ситуаций « А Бэ, Бэф», или полной эталонной проблемной ситуации в соответствие ставятся наиболее эффективные организационно-экономические и организационно-технические управленческие мероприятия (УМ), обеспечивающие требуемый уровень качества производимой продукции, определяемый ситуацией Бц. Данные управленческие мероприятия выбираются для реализации в том случае, если на объекте управления возникает текущая полная проблемная ситуация « А Б, Бф», которая покрывается соответствующей им эталонной ситуацией « А Бэ, Бэф».

Следовательно, для принятия управленческих решений каждой паре «эталонная фоновая ситуация и эталонная ситуация на объекте управления» в соответствие ставятся организационно-экономические и организационно-технические мероприятия, позволяющие устранять все покрываемые ею полные фактические проблемные ситуации на объекте управления. Полная эталонная проблемная ситуация покрывает фактическую полную проблемную ситуацию на объекте управления, если:

• содержащиеся в ситуации А Б отклонения попадают в интервалы численных значений отклонений одноименных с ними показателей в ситуации А Бэ;

• ситуации Бф и Бэф характеризуются одними и теми же возмущающими факторами.

Таким образом, логико-лингвистическая модель ситуационного управления качеством строительной продукции представляет собой множество логико-трансформационных правил вывода [2], имеющих следующее содержание:

Если полная текущая проблемная ситуация « АS) Sф»i 1=1,п на объекте управления покрывается полной эталонной проблемной ситуацией «АSэ) 8эф»], ]=1,т, (п>>т), то для ее устранения целесообразно выполнить управляющие воздействия УМ

Другими словами, выбор управленческих мероприятий в данном случае осуществляется по результатам совпадения полной фактической проблемной ситуации на объекте управления с одной из полных эталонных ситуаций, хранящихся в системе управления. Таким образом, в основе ситуационного управления лежит автоматизированный выбор управленческих мероприятий в соответствии с поставленной целью и её рассогласованием с ситуацией, определяющей текущее состояние качества производимой в данный момент времени строительной продукции.

Характерной особенностью ситуационного управления уровнем качества производимой строительной продукции является наличие в контуре управления базы знаний и подсистемы автоматизированного формирования различных ситуаций на основе информации, поступающей из окружающей среды строительного предприятия.

Особую роль в информационном обеспечении ситуационной системы управления играет база знаний. База знаний представляет собой совокупность логико -трансформационных правил вывода, формирующихся по выше описанному принципу. В ней также хранятся целевые ситуации и условия перехода от одной целевой ситуации к другой в случае непредвиденных существенных изменений окружающей среды.

Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, ситуационную систему управления качеством строительной продукции можно представить следующим образом (рисунок 1). Здесь база данных содержит структурированную модель, состоящую из множества допустимых полных эталонных проблемных ситуаций и соответствующих им организационноэкономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в покрываемом ими классе фактических проблемных ситуаций на объекте управления. Цель определяется уровнем качества, которое необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в модель цели управления в этом случае входят характеристики и показатели качества производимых строительно-монтажных работ и строительной продукции, получаемой в результате их проведения. На основании модели качества и внешних условий окружающей среды (например, исходя из спроса потребителей, стоимости продукции и сбалансированным с ней уровнем качества конечной строительной продукции и т.д.) формируется план мероприятий, направленных на обеспечение или повышение качества производимой промежуточной и конечной товарной строительной продукции. Оценка ситуации на объекте управления проводится на основании анализа отклонений фактических и целевых значений показателей качества строящегося объекта. Выбор управленческих мероприятий осуществляется на основе оценки текущей ситуации на объекте управления в соответствии с характером факторов внешней среды, влияющих на качество производимой строительной продукции.

Рис. 1. Ситуационная система управления качеством производимой строительной продукции

Предложенная система управления работает следующим образом. В качестве целей управления рассматриваются модели требуемого качества производимых строительномонтажных работ, реализуемого цикла строительства. Выбор текущей цели управления осуществляется на основе анализа информации, поступающей от строящегося объекта. На основе данной информации также формируется модель ситуации, определяющей фактическое качество производимых строительно-монтажных работ и фоновая ситуация, отражающая состояние окружающей среды. В системе пополнения знаний автоматизированным образом формируются новые полные эталонные проблемные ситуации и определяются для них эффективные управленческие мероприятия.

Модель ситуации фактического качества производимых работ в анализаторе сравнивается с моделью целевой ситуации требуемого качества производимых работ. Если

между ними наблюдаются только несущественные различия, то никаких мер на объекте управления не предпринимается. В противном случае формируется проблемная ситуация, представляющая собой кортеж различий между желаемым и фактическим уровнем качества выполняемых работ.

Затем формируется полная проблемная ситуация, которая передается в классификатор, где определяется покрывающая ее полная эталонная проблемная ситуация. На основе выявленной эталонной ситуации, определяются управленческие мероприятия, позволяющие устранить различия между целевым и фактическим уровнем качества производства строительных работ в текущий момент времени. Реализация данных мероприятий позволяет получить требуемый уровень качества производимых строительно-монтажных работ, т.е. устранить возникшую проблемную ситуацию. Для этого осуществляется планирование и реализация мероприятий, направленных на достижение требуемого уровня качества производимых строительно-монтажных работ.

По ходу реализации сформированного плана по обеспечению и повышению качества производимых работ проверяется его эффективность для наблюдаемой фоновой ситуации, сложившейся в окружающей среде строительного предприятия. Если по мере изменений, происходящих в фоновой ситуации, проводимые мероприятия по обеспечению и повышению качества производимых строительно-монтажных работ становятся не эффективными, то происходит корректировка сформированного плана и управление вновь передается в подсистему реализации сформированного плана, обеспечивающего повышение качества производимых строительно-монтажных работ.

Следует иметь в виду, что в большинстве практических случаев для достижения цели или подцели управления качеством производимых строительно-монтажных работ может потребоваться проведение не одного, а нескольких шагов управления. Такая необходимость обычно возникает, если для достижения стоящей цели требуется провести полифазные мероприятия, каждая фаза которых сопровождается достижением определенной подцели. Например, когда вначале необходимо провести мероприятия, позволяющие устранить действие возмущающего фактора в фоновой ситуации, а затем выполнить мероприятия, связанные с компенсацией последствий, связанных с его проявлением и т.п.

Особую роль в повышении эффективности ситуационного управления играет формирование целевой ситуации, адекватным образом соответствующей возможностям строительного предприятия и условиям его функционирования^]. Например, рассматривая получение максимально возможной прибыли в виде критерия эффективности функционирования строительного предприятия, важно при формировании целевой ситуации отражающей требуемое качество строительной продукции необходимо правильно учитывать факторы окружающей среды, оказывающие существенное влияние на уровень качества производимой товарной продукции. К основным таким факторам можно отнести [4]:

качество технической документации по реализуемому подрядному проекту; качество применяемых стройматериалов;

численность работников материального производства и их квалификация;

производительность труда;

качество используемой строительной техники.

В этом случае главным источником увеличения прибыли за счет обеспечения оптимального качества производимых работ является квалификация рабочих основных профессий и повышение производительности труда. Рост производительности труда при этом

может быть обеспечен, как за счет капитальных вложений, так и за счет улучшения организации производства.

Причем под оптимальным качеством производимой строительной продукции следует понимать такое качество, которое обеспечивает максимальную прибыль при производстве и потреблении этой продукции. Следовательно, для достижения оптимального качества продукции необходимо проведение глубоких маркетинговых исследований для выявления спроса, возможностей потребителей и прогнозирования процессов их развития, как в ближайшем будущем, так и на длительный период. При этом в процессе оптимизации качества строительной продукции по критерию максимизации прибыли, конкретная потребность в строительной продукции, имеющей определенную стоимость, должна выступать в виде плановых функциональных ограничений в виде равенств[5].

В общем случае оптимальное качество нельзя отделить от оптимального количества новой продукции. Однако понятие оптимального качества гораздо шире понятия оптимального количества продукции. Последнее связано со степенью удовлетворения конкретной потребности единицей потребительской стоимости. Первое же связано со всей массой продукции, предназначенной для удовлетворения всего планового объема конкретных потребителей. Определение оптимального качества требует построения соответствующих балансовых моделей оптимизации производства и распределения продукции с учетом спроса и различной покупательской способности потребителей[6].

В общем случае, на основании вышеизложенного, методику для определения оптимального уровня качества с последующим его использованием в ситуационной системе управления с учетом потребностей рынка можно представить следующим образом:

1. Выбрать сегмент рынка, на котором строительное предприятие может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества, опираясь на соотношение цены и качества производимой им товарной продукции. Сформировать на данном сегменте 5 классов потребителей (по аналогии с нечеткими множествами [7]) с одинаковой покупательской способностью внутри каждого класса. Для этого вся шкала допустимого уровня качества производимой продукции для выбранного сегмента, на основе внутреннего разбиения потенциальных потребителей на пять непересекающихся подмножеств по покупательской способности, также разбивается на следующие пять интервалов:

• «минимально достаточное качество» - в основном определяется удовлетворением нормативных технических требований к качеству продукции и ему соответствует наименее платежеспособное множество потребителей выбранного сегмента рынка;

• «допустимое качество» - определяется минимально допустимым качеством плюс рядом архитектурных особенностей строящегося здания, которые определяются второй группой потребителей согласно их финансовым возможностям;

• «среднее качество», данный интервал определяется по средним значениям платежеспособности потенциальных потребителей и, по-видимому, представляет наибольшее их число со средним достатком для соответствующего сегмента рынка;

• «высокое качество», которое определяется покупательской способностью потенциальных потребителей имеющих достаток выше среднего, но ниже максимального для данного сегмента рынка;

• «очень высокое качество», которое характеризуется потребительскими возможностями наиболее доходных слоев потребителей (потребителей бизнес класса) для рассматриваемого сегмента рынка.

2. Провести маркетинговые исследования с целью определения объемов неудовлетворенного спроса потребителей на предлагаемую продукцию для каждого сформированного класса потребителей с примерно одинаковыми покупательскими способностями.

3. Определить для каждого сформированного класса потребителей множество допустимых по качеству и стоимости подрядных проектов, т.е. проектов, имеющих оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции для заданного класса потребителей на рассматриваемом сегменте рынка.

Оптимальное соотношение уровня качества и соответствующей ему цены на каждом сегменте рынка можно определить исходя из следующих соображений. Обозначим через С* максимальную цену, которую может заплатить потребитель за товарную строительную продукцию при соответствующем ее качестве, а через Снк цену продукции, которую может производить строительное предприятие на данном сегменте при соответствующем ее качестве. Тогда упущенные возможности или потери ( Пнк) строительного предприятия из-за низкого качества продукции будут определяться следующим образом:

Обозначим затраты связанные с производством продукции с максимально возможным качеством и фактическим качеством соответственно через З* и Зш .

Тогда внешний экономический эффект Эжя от повышения качества производимой продукции можно представить следующим образом:

Из полученного выражения видно, что если затраты на повышение качества производимой продукции Знк растут быстрее чем рост ее рыночной стоимости, то внешний

экономический эффект снижается и наоборот растет в противном случае. Таким образом, учитывая, что на различных этапах затраты на повышение уровня качества производимой продукции и сам уровень качества растут различными темпами, то можно говорить об оптимальном соотношении цены и уровня качества производимой продукции на различных сегментах рынка. Графически, вышеизложенное можно представить следующим образом (рисунок 2).

Таким образом, минимальную цену требуемого уровня качества на заданном сегменте рынка можно определить следующим образом:

Следовательно, задаваясь значением желаемой рентабельности и рассматривая его как ограничение на издержки производства, ограниченные сверху качеством вводимых в производство факторов можно определить оптимальное соотношение между качеством и стоимостью производимой продукции для различных сегментов рынка с учетом покупательской способности потребителей товарной строительной продукции.

ЦК = ((СК - СК ) + ЗНК ) ^ тп.

4. Вычислить объемы требуемых ресурсов для реализации подрядных проектов для каждого класса потребителей и сопоставить их с потенциальными возможностями предприятия.

Уровень качества

Рис. 2. Графическое отображение соотношения цены и уровня качества производимой продукции

5. Решить оптимизационную задачу в следующей постановке: с учетом ограничений на имеющиеся у предприятия ресурсы и потенциальные возможности найти такое количество проектов k в каждом i-том классе в соответствии с выявленными ограничениями на спрос kicnp, которое позволяет предприятию получить максимально возможную прибыль при заданных ограничениях на имеющиеся потенциальные возможности и материальные ресурсы:

4

П = X П^г ^ max,

¿=i

4 X"''

Z Pjki - Pj-зад , X j - УЗАД ki - Кспр , i=1 i=1

где П - прибыль, получаемая предприятием при производстве одного объекта для i-того класса потребителей; р- потребности в j-том виде материальных ресурсах в денежном выражении, необходимые для производства одного объекта в i-том классе потребителей; Pj-ЗАД -имеющийся в распоряжении предприятия j-й вид материальных ресурсов в денежном выражении; vij и vзАд - соответственно, трудоемкость производства одного объекта в i-том классе потребителей в денежном выражении (себестоимость за минусом материальных затрат) и производственные возможности строительного предприятия в денежном выражении.

6. Принять полученные таким образом данные в качестве плановых показателей по объемам каждого вида товарной строительной продукции на выбранном сегменте рынка.

После определения различных требований к качеству каждого класса подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и финансовыми возможностями потребителей, возникает необходимость в создании условий, обеспечивающих заданное качество реализации подрядных проектов.

Полученные таким образом данные используются при формировании целевых ситуаций, принимающихся за основной ориентир системой управления качеством, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своей производственной деятельности.

В заключение следует отметить, что предложенный подход организации управления качеством строительной продукции в процессе производства позволяет обеспечить оптимальный уровень качества производимых подрядных работ на различных сегментах рынка с учетом покупательской способности потребителей и получить на этой основе строительному предприятию максимально возможную прибыль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика / [Текст] Д.А. Поспелов. - М.: Наука, 1986. -280 с.

2. Клыков Ю.И. Банки данных для принятия решений /[Текст] Ю.И. Клыков, Л.Н. Горков. - М.: Советское радио, 1980. -208 с.

3. Мелехин В.Б. Методические основы формирования ситуационного управления конкурентоспособностью производственных систем / [Текст] В.Б. Мелехин В.Б., Ш.Т. Исмаилова, М.Ю. Магомедов // Экономическое возрождение России. 2005. №1.

4. Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства /[Текст] А.М. Брячихин. - М.: Стройиздат, 1989. - 230 с.

5. Банди Б. Методы оптимизации /[Текст] Б. Банди. - М.: Радио и связь, 1988. -128

с.

6. Мишин В.М. Управление качеством /[Текст] В.М. Мишин - М.: ЮНИТИ -

ДАНА, 2005. - 463с.

7. Заде Л. Логико - лингвистическая переменная и ее применение для принятия приближенных решений /[Текст] Л. Заде. - М.: Мир, 1976. -168 с.

8. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции/[Текст] Н.И. Новицкий, В.Н.

Алисюк, А.В. Кривенков, Е.Э. Луровская. - М.: Новое знание, 2002. - 367 с.

9. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством/ [Текст] Г.Д. Крылова. -

М.: Издательство стандартов, 1992. -140 с.

10. Аристов О.В. Управление качеством / /[Текст] О.В. Аристов. - М.: Инфра-М, 2006. -240 с.

Рецензент: Рабаданов Аммакади Рабаданович, декан факультета финансов и аудита, доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет».

Abakar Magdiev

Dagestanskiy state technical university Russia, Makhachkala E-Mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir Melekhin

Dagestanskiy state technical university Russia, Makhachkala E-Mail: [email protected]

Business aspects of the efficient quality management of construction products during production

Abstract: Formation of the logical-linguistic model of decision-making based on the knowledge being a structured formal description of accumulated management experience and expert data as well as formation of the situational quality management system on this basis should be referred to one of the promising organization directions of efficient quality management of construction products in the unstable environment.

This report allows determining a condition for coating the actual situations on the object of management by the reference ones. The structure and content of the logical-linguistic model of the situational quality management of construction products have been defined. The organizational structure of the situational quality management of construction products has been proposed.

Moreover, it is shown that guarantee of the optimum quality of work in progress, balanced with the purchasing power of consumers is the main source of increase in profits for contract construction company. Technology for determining optimal level of quality based on the segmentation of the construction products market by the consumers' purchasing power and estimation of the required level of the commercial construction products quality for each segment taking onto account of the losses or missed opportunities arising in the case of the poor quality of production has been proposed.

To determine the volumes of production on the each segment of market in order to obtain the maximum possible profit, it is proposed to solve the optimization problem in the following statement. The data thus obtained make it possible to generate by the effective way the goal situations, designated as the guiding principle by the system of quality management, which the construction company should tend to in the process of its production activities on each segment of market.

Keywords: Construction products; product quality; situation on the object of management; situation management; market segments; optimum quality-to-price ratio.

Identification number of article 149TVN214

REFERENCES

1. Pospelov D.A. Situacionnoe upravlenie: teorija i praktika / [Tekst] D.A. Pospelov. -M.: Nauka, 1986. -280 s.

2. Klykov Ju.I. Banki dannyh dlja prinjatija reshenij /[Tekst] Ju.I. Klykov, L.N. Gorkov. - M.: Sovetskoe radio, 1980. -208 s.

3. Melehin V.B. Metodicheskie osnovy formirovanija situacionnogo upravlenija konkurentosposobnost'ju proizvodstvennyh sistem / [Tekst] V.B. Melehin V.B., Sh.T. Ismailova, M.Ju. Magomedov // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2005. №1.

4. Brjachihin A.M. Upravlenie kachestvom produkcii stroitel'stva /[Tekst] A.M. Brjachihin. - M.: Strojizdat, 1989. - 230 s.

5. Bandi B. Metody optimizacii /[Tekst] B. Bandi. - M.: Radio i svjaz', 1988. -128 s.

6. Mishin V.M. Upravlenie kachestvom /[Tekst] V.M. Mishin - M.: JuNITI - DANA, 2005. - 463s.

7. Zade L. Logiko - lingvisticheskaja peremennaja i ee primenenie dlja prinjatija priblizhennyh reshenij /[Tekst] L. Zade. - M.: Mir, 1976. -168 s.

8. Novickij N.I. Upravlenie kachestvom produkcii/[Tekst] N.I. Novickij, V.N. Alisjuk, A.V. Krivenkov, E.Je. Lurovskaja. - M.: Novoe znanie, 2002. - 367 s.

9. Krylova G.D. Zarubezhnyj opyt upravlenija kachestvom/ [Tekst] G.D. Krylova. - M.: Izdatel'stvo standartov, 1992. -140 s.

10. Aristov O.V. Upravlenie kachestvom / /[Tekst] O.V. Aristov. - M.: Infra-M, 2006. -240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.