УДК 364.442.24
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 3
Е. В. Кулагина
ИНФОРМАЦИОННО-АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
В статье рассматриваются информационно-аудиовизуальные технологии формирования социальной компетенции на примере социальной работы. Автор убежден в необходимости применения в социальной работе данных технологий для клиентов, принадлежащих самым различным социальным группам. В статье описываются практики социальной работы с использованием информационно-аудиовизуальных технологий с пожилыми и неполными семьями. Автор предлагает рассматривать две перспективы социальной работы с использованием таких технологий: аудиовизуальная социальная работа и информационно-аудиовизуальные технологии, включенные как часть в другие технологии социальной работы. Формирование социальной компетентности клиентов посредством информирования может быть целью нового направления — аудиовизуальной социальной работы. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: социальная компетентность, информационно-аудиовизуальные технологии, технологии социальной работы, пожилые люди, неполная семья.
THE INFORMATION-AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES AND THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE: FURTHER DEVELOPMENT IN SOCIAL WORK
E. V. Kulagina
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
This paper is about the social competence development by information-audiovisual technologies in practice of social work. The author believes that these technologies are by far the most important for the all kinds of social groups. This article describes methods of application these information-audiovisual technologies with seniors and single-parent families. The author supposes future development of audiovisual social work in parallel with others social work practice. The developing of social competence is the pivotal role of the audiovisual social work. Refs 8.
Keywords: social competence, information-audiovisual technologies, technology of social work, seniors, single-parent family.
Исторически сложилось так, что появление интернета и новых аудиовизуальных технологий совпало со становлением профессиональной социальной работы в России. Технологический прорыв задал определенный контекст развития практикам в мировой, а также отечественной социальной работе. Как известно, профессия «социальная работа» официально появилась в 1991 г., и она ориентирована на регулирование социальных проблем, возникших в обществе в связи с переходом страны на новую систему социально-экономических отношений. В связи с изобретением Тимом Бернерсом-Ли интернета в конце 1980-х отмечен технологический прорыв. А уже в 1993 г. изобретенные им интернет-технологии перешли в открытое пользование и вскоре обрели популярность по всему миру. До этих событий в 1983 г. впервые был выпущен первый серийный мобильный телефон, что стало началом развития мобильных технологий [1]. В конце XX в. наша страна встала на путь формирования и развития информационного общества, что в свою очередь повлекло развитие информационных и коммуникационных технологий, открывших новые возможности. Но одновременно это повлекло и возникновение определенных социальных рисков
(цифровое неравенство, компьютерная зависимость, информационная безопасность). В статье информационно-аудиовизуальные технологии рассматриваются как новая возможность, средство формирования социальной компетентности людей на примере социальной работы.
Возникает вопрос об осмыслении природы информационно-аудиовизуальных технологий и о тех причинах, по которым они получили распространение в повседневной жизни, а не только среди представителей сугубо профессиональной среды, как это было всего несколько десятилетий тому назад. В работе К. Э. Разлогова «Новые аудиовизуальные технологии» даётся очень широкое определение того, что называют аудиовизуальным — это, по мнению автора, то, что произведено человеком для человека и охватывает все, что человек видит и слышит. Новые аудиовизуальные технологии — новые технологии в процессах фиксации, продуцирования, распространения и пользования этих продуктов [2]. Однако это определение является слишком широким и не достаточно точным, в особенности для формирования такого качества как социальная компетентность, и необходимо конкретизировать и наполнить новым его содержанием, а также рассмотреть и ряд ограничений, касающихся смыслового содержания. Важно также, чтобы установленные законодательством нормы (авторское право на компьютерные программы, музыку, фотографии, видеозапись, законное использование изображений людей), связанные с производством этих технологий, были соблюдены. А при демонстрации требуется соблюдать законы восприятия информации человеком, а также учитывать общие и специфические потребности каждого человека. Целью применения информационно-аудиовизуальных технологий для формирования социальной компетентности является приобщение людей к общекультурным ценностям, формирование установок на здоровый образ жизни, предоставление компетентных знаний по социальным проблемам людей. Таким образом, существует ряд требований к информационно-аудиовизуальным технологиям для формирования социальной компетентности, которые в свою очередь требуют дальнейшего более детального рассмотрения. В качестве рабочего варианта можно предложить следующее определение: информационно-аудиовизуальные технологии, направленные на формирование социальной компетентности, представляют собой воплощенный в современных технических решениях с соблюдением этических и правовых норм продукт, учитывающий специфические и общечеловеческие потребности людей. Можно сделать предположение, что одной из причин, по которой многие люди попадают в трудную жизненную ситуацию, может быть процесс формирования социальной компетенции. В данной работе не рассматриваются процессы социализации и теоретические основы формирования социальной компетенции, а сделана попытка осмысления некоторых российских практик, а также определения возможных перспектив развития практики применения информационно-аудиовизуальных технологий в современной социальной работе.
Современные социальные службы имеют возможность уже сейчас включать в технологии социальной работы некоторые информационные и аудиовизуальные технологии для решения социальных проблем, таких как преодоление одиночества пожилых людей, информирование населения по вопросам права, преодоление цифрового неравенства, информационное консультирование определенных социальных групп (пожилые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды и т. д.).
В российской теории и практике социальной работы за более чем два десятилетия развития профессиональной деятельности сложились свои подходы к применению информационно-аудиовизуальных технологий. Их развитие и доступность населению ведет к формированию новых информационных потребностей у самого населения, одновременно расширяя поле возможностей для самой социальной работы.
Как известно, социальная работа это междисциплинарная область знания, она включает в себя различные по целям и используемым средствам технологии разрешения социальных проблем [3, 4]. Напомним, что уже традиционными в мировой практике можно считать такие виды помощи в трудной жизненной ситуации как материальная (в различном выражении), оказание медико-социальных услуг, помощь в ведении хозяйства, оформление и восстановление документов, консультирование, ведение переговоров со сторонними организациями, помощь клиентам в адаптации к трудной жизненной ситуации, построение сценария жизненного пути. Особо важной и связанной со спецификой использования информационно-аудиовизуальных технологий является помощь в формировании социальной компетентности клиентов, выражающаяся в формировании социальных навыков, обретении новых знаний, расширении кругозора, активизации внутренних ресурсов личности. Сама практика применения новых аудиовизуальных технологий в социальной работе существенно опережает теоретическое осмысление этого явления. Применение информационно-аудиовизуальных технологий и интернета в социальной работе не только используется практиками, но и востребовано самим населением, в том числе и клиентами социальных служб. Как уже говорилось, требуется активизация работы в области теоретического осмысления возможностей и специфики применения этих новых информационно-аудиовизуальных технологий в социальной работе, поскольку уже есть работы по этой проблематике в смежных науках: медиапедагогике, визуальной антропологии, медицине.
Рассмотрим некоторые аспекты формирования социальной компетентности на примере такой обширной социальной группы как пожилые люди. По данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга», на 01.10.2013 г. в городе проживало 1 245 200 человек пенсионного возраста, что составило около 24% от общей численности населения. Большинством пожилых людей востребованы социальные услуги в нестационарной или полустационарной форме, которые предоставляют комплексные центры социального обслуживания населения. Этими услугами в 1-м полугодии 2013 г. воспользовалось около 300 000 человек [5].
Наряду с развитием традиционных медицинских, бытовых и досуговых услуг, оказываемых пожилым людям, стали развиваться новые формы и технологии работы. Связано это с тем, что именно самой этой обширной социальной группой стали остро востребованы курсы по компьютерной грамотности, в первую очередь для расширения круга пользования сетью Интернет. В Санкт-Петербурге обучение на курсах компьютерной грамотности прошли в 2008 году — 800 человек, в 2009 г. — 1 900 человек, в 2010 г. — 3300 человек, в 2011 г. — 6200 человек, в 2012 г. — 9400 человек, а за 8 месяцев 2013 г. — 5800 человек [5]. Эти цифры говорят о росте потребности в обретении навыков работы с компьютером и ресурсами интернета у населения.
Для удовлетворения растущих информационных потребностей пожилых людей профессионалами в социальной работе стали разрабатываться новые технологии, которые нашли свое частичное отражение в «Энциклопедии социальных практик». Эти технологии предполагают использование сети Интернет. Рассмотрим некоторые примеры обобщенного общероссийского опыта, который приводится в данной книге.
Так, например, в Самарской области для людей, проживающих в сельской местности, открыт ресурсно-информационный центр с целью создания обширного информационного поля. Задачи центра: обеспечение правового просвещения населения, распространение знаний о правах клиентов и новых видах социального обслуживания в регионе, проведение опросов о социальных потребностях односельчан, социально-правовое консультирование, использование медиа ресурсов для обучения основам компьютерной грамотности, организация доступа к аудио- и видеопрограммам культурного содержания, таким как виртуальный гид по музеям и т. д. [6, с. 242]. Таким образом, работа центра ориентирована на развитие социальной компетентности клиентов. В Вязниковском районе Владимирской области открыты ресурсные центры в центрах социального обслуживания и на их базе открыты клубы «Компьютерный гений», «Виртуальный путешественник», «Happy English». В центрах пожилые люди получают навыки работы с компьютером, члены клуба получают возможность общаться с друзьями и родственниками из других городов с помощью веб-камеры. Для ветеранов специально организовываются телемосты для общения с ветеранами из других городов. Оснащение центров современной техникой позволяет пожилым людям совершать виртуальные путешествия из села в другие города и страны [6, с. 217]. В Москве открыта система онлайн приема посредством программного комплекса «Skype». Технология направлена на снижение изоляции граждан, расширение их круга общения [6, с. 20]. Во многих других центрах социального обслуживания населения проводятся курсы компьютерной грамотности в рамках программ «Университет третьего возраста», «Все в сеть», «Школа активного долголетия» и развивается система информирования граждан о мерах социальной поддержки и оказываемых социальных услугах [6]. Все эти проводимые мероприятия способствуют формированию социальной компетентности пожилых людей.
Были рассмотрены некоторые отечественные практики социальной работы с использованием информационно-аудиовизуальных технологий, направленных на формирование новых информационно-коммуникативных навыков у пожилых людей. Конечно, встаёт вопрос о влиянии интернета на память и мышление пожилых людей, профилактике компьютерной зависимости. Поэтому требуется проведение научных исследований для дальнейшего теоретического осмысления влияния интернета на пользователей пожилого возраста. Попытка такого осмысления была, например, предпринята на конференции «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе», которая прошла в Южно-Сахалинске в сентябре 2013 г. Среди широкого круга обсуждаемых проблем участники коснулись и вопроса о пожилых пользователях Интернета. Участники отметили противоречивый характер социокультурных изменений, порождаемых развитием Интернета, и некоторые выводы по прошедшей конференции важны для практиков социальной работы. Среди них: возникновение феномена нового эскапизма; ухода в виртуальное про-
странство от реальности; изменение способа мышления и ценностных ориентаций людей; усиление культурного разрыва между поколениями, появление цифрового неравенства [7]. Безусловно, пожилым людям необходимо пользоваться ресурсами интернета, для них это — возможность путешествовать, сидя в кресле, общение на расстоянии, способ позабыть об одиночестве. Специалисты по социальной работе должны также учитывать и последствия социокультурных изменений, происходящих под влиянием распространения интернета и других информационных средств, а новые технологии социальной работы следует разрабатывать с учетом специфики пожилых людей (одиночество, дефицит общения, болезненность переживаний, разрыв между поколениями и т. д.).
Стало очевидным, что информационно-аудиовизуальные технологии востребованы и другими группами клиентов социальной работы. Стоит отметить тот факт, что у людей других возрастов (подростки, молодежь, средний возраст) вероятнее всего не стоит вопрос о повышении компьютерной грамотности так остро, как у пожилых людей. А потребность в обретении новых знаний и развитии нужных социальных навыков довольно высока. Для подростков актуальны темы по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, а для молодежи встает вопрос о выборе жизненного пути, подготовке к семейной жизни. В качестве примера рассмотрим формирование социальной компетентности с помощью информационно-аудиовизуальных технологий для такой социальной группы как неполные (монородительские) семьи. Данная социальная группа была выбрана не случайно, так как становится уже очевидным факт увеличения числа детей, которых растит и воспитывает практически только один из родителей. Такая семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, является одной из основных клиентских групп в социальной работе. В социальных службах разработан стандартный комплекс социальных услуг для этой социальной группы. Основными видами оказываемых услуг являются: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги. Однако, с нашей точки зрения, для развития социальной компетентности одиноких родителей этих услуг все же не достаточно. Поэтому в 2012 г. был предложен разработанный в рамках дипломной работы на кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ информационный проект, направленный на повышение социальной компетентности у членов неполной семьи. На сайте Центра социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга в 2012 г. на время проведения исследования был сформирован раздел «Неполным семьям и не только», который включал в себя следующие рубрики, адресованные этим семьям.
• Имею право. В этой рубрике рассматривались вопросы социально-правовой защиты одиноких родителей со стороны государства. Материалы были подобраны исходя из частоты задаваемых вопросов пользователей сайта бесплатной юридической помощи www.ukon.su по определенной тематике.
• Впечатления даром. В этой рубрике представлена информация о бесплатном посещении музеев г. Санкт-Петербурга, так как одной из проблем неполных семей можно назвать экономические затруднения.
• Я все смогу. Эта рубрика создана с целью психологической поддержки одиноких родителей, раскрытию их внутренних ресурсов. В материале рубрики
опубликованы истории людей, которые сами нашли выход из трудной жизненной ситуации и могут послужить хорошим примером для других.
• Советы маме. Рубрика адресована одинокой матери, так как наиболее часто встречается все же материнская монородительская семья.
• Полезно кликнуть. В этой рубрике приведены ссылки на интернет-ресурсы с материалами научного характера по психологии, воспитанию, образованию и т. д.
• Хочу знать. Цель данной рубрики — получение сотрудниками центра социального обслуживания населения обратной связи с посетителями сайта и возможности начать с ним работу.
Все эти рубрики были ориентированы на формирование социальной компетентности одиноких родителей. Оценка результативности проекта проводилась на основании интервью с пятью специалистами Центра социальной помощи семье и детям Невского района г. Санкт-Петербурга и количественных показателей частоты посещения пользователями сайта раздела «Неполным семьям и не только». По данным количественных оценок, за период с 20 апреля по 13 мая 2012 г. посетители просмотрели 271 раз 14 страниц раздела «Неполным семьям и не только».
Данные исследования показали следующее распределение количества просмотров по рубрикам раздела в процентном соотношении:
• Имею право — 41%;
• Впечатления даром — 17%;
• Я все смогу — 19%;
• Советы маме — 23%;
• Полезно кликнуть — 24%.
Несмотря на то, что в большей степени посетители сайта проявили интерес к рубрике «Имею право», можно сказать, что все остальные рубрики, формирующие именно социальную компетентность, были в равной степени востребованы посетителями сайта.
В статье в качестве примеров социальной работы с применением информационно-аудиовизуальных технологий были рассмотрены только две группы клиентов социальной работы: пожилые люди и семья. Но социальная работа с людьми с ограниченными возможностями, где возможности информационно-аудиовизуальных технологий полностью могут изменить жизнь человека, например, трудоустройство слепых и слабовидящих людей, заслуживает отдельного рассмотрения и подробного описания.
Чтобы рассматривать дальнейшие перспективы развития информационно-аудиовизуальных технологий в социальной работе, необходимо принять во внимание все возможные варианты этих технологий. Рассмотрим типологию информационно-аудиовизуальных технологий на примере Европейской аудиовизуальной обсерватории, созданной в 1992 г. как некоммерческая межправительственная организация, основной ролью которой является мониторинг аудиовизуального рынка Европы и составление отчетов по развитию кино- и телеиндустрии, а также аудиовизуальных услуг онлайн [8]. Информационно-аудиовизуальные технологии здесь имеют общее название Медиа и скорее сгруппированы по типу производства, распространения и хранения информации: фильм, радиовещание и телевидение; мультимедиа и интернет; видeо и DVD; постер и другое, связанное с медиа. Стоит
отметить, что в социальной работе можно рассматривать все предложенные виды информационно-аудиовизуальных технологий для формирования социальной компетентности клиентов.
В статье в основном рассматривались возможности применения информационно-аудиовизуальных технологий в социальной работе с позитивной стороны. Но на практике встречается ряд серьезных препятствий: это правовые и этические вопросы в использовании изображений, длительная временная дистанция от момента изобретения технического новшества до внедрения в практику, нехватка достоверных данных о влиянии новых технических средств на человека. Но можно сделать вывод, что информационно-аудиовизуальные технологии в социальной работе применять нужно, и в будущем можно предположить развитие двух направлений: применение информационно-аудиовизуальных технологий в составе уже имеющихся практик социальной работы и развитие новой формы — аудиовизуальной социальной работы, целью которой будет формирование социальной компетентности посредством информирования.
Литература
1. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: учеб. пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 с.
2. Новые аудиовизуальные технологии: учеб. пособие / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ. Рос. ин-т культурологии и др. М.: Едиториал УРСС, 2005. 481 с.
3. Келасьев В. Н. Социальная работа: современные вызовы и прогнозируемые решения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2012. Вып. 3. С. 135-144.
4. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность и технологии её формирования в современной России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 3. С. 356-365.
5. Социальная поддержка ветеранов и приравненных к ним лиц и людей старшего возраста. URL: http://gov.spb.ru/helper/social/soc_vet/ (дата обращения: 09.10.2013).
6. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 660 с.
7. На Сахалине представители 46 стран обсудили влияние Интернета на социокультурные трансформаци. URL: http://www.pravo.gov.ru/news/2013.09/news_0505.html?print=true (дата обращения: 09.10.2013).
8. European Audiovisual Observatory. URL: http://www.obs.coe.int (дата обращения: 28.10.2013).
Статья поступила в редакцию 16 апреля 2014 г.
Контактная информация
Кулагина Евгения Владимировна — младший научный сотрудник; e.kulagina@spbu.ru Kulagina Eugeniya V. — scientist; e.kulagina@spbu.ru