ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
13. Носкова, Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов-психологов в процессе обучения // Психология обучения. — 2009. — № 3. — С. 65 — 72.
14. Бобнева, М.И. Указ. соч. — С. 98.
15. Истошин, И.Ю. Указ. соч. — С. 252.
16. Ломов, Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. — М. : Наука, 1990. — С. 10 — 18.
АГАРКОВ Александр Павлович, ассистент кафедры практической психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2009 г.
© А. П. Агарков
УДК 681.3:378 Л. И. МИРОНОВА
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ_______________________________________________
Рассмотрены предпосылки развития информационных технологий в управлении вузом. Исследованы теоретические аспекты управления образованием. Аргументированы ключевые мероприятия создания эффективной корпоративной информационной среды вуза. Ключевые слова: информационная среда, управление вузом, информационные технологии, управление образованием.
Главной целью менеджмента в образовании является обеспечение качества образовательной деятельности, путем рациональной организации процессов, включая управление образованием и эффективное использование кадрового потенциала, развитие технико-технологической базы.
Задачи менеджмента в образовании:
— обеспечение качества образовательных услуг, отвечающих Государственным образовательным стандартам и потребностям основных субъектов образования;
— стимулирование работы преподавателей путем создания для них лучших условий труда; обеспечение непрерывного профессионального роста;
— постоянный контроль за эффективностью образовательной деятельности, координация работы всех подразделений и субъектов образования;
— постоянный поиск и освоение новых видов образовательных услуг и педагогических технологий.
Управление образованием как вид деятельности включает в себя аспекты:
— образовательный — управление учебно-воспитательным процессом, в ходе которого достигается координация научных, материальных и кадровых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей;
— социально-психологический — деятельность по организации и руководству усилиями педагогического коллектива для достижения поставленных целей;
— правовой — структура государственных, политических и экономических институтов, проводимая ими политика и определяемое законодательство в сфере образования;
— организационно-технический — рациональная оценка ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательная разработка стратегии для
достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, проектирование;
— информационный — информационное обеспечение управления, его достоверность, системность, обеспечивающее эффективность и качество принимаемых решений;
— рыночный—действия образовательного учреждения в условиях рынка образовательных услуг.
Рассматривая современный вуз с точки зрения системного подхода, можно выделить следующие принципы менеджмента в образовании:
1. Системность. Вуз — структура взаимосвязанных элементов, вступающих во взаимодействие для достижения общей цели. Система — совокупность взаимодействующих процессов.
2. Наследственность. Вуз содержит в себе не только потенциал будущего, но и наследие прошлого.
3. Изменчивость. Возможность для вуза изменять свое состояние, адаптируясь к трансформации внешней среды и воздействуя на нее.
4. Оптимальность и экономичность. Возможность обеспечить ресурсами создание системы менеджмента качества вуза.
5. Интегрированность с научной и инновационной деятельностью.
Учитывая сказанное выше, можно сформулировать стратегический аспект менеджмента в образовании, который заключается в создании концепции управления образовательным учреждением, опирающегося на кадровый потенциал как основу организации и ориентирующего свою деятельность на запросы потребителей. Такое управление позволяет осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения, адекватные воздействию внешней среды и добиваться конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Для комплексного анализа в управлении вузом выделим во внутренней среде вуза ведущие компоненты:
— педагогический персонал;
— организация административного управления;
— состояние образовательного процесса;
— финансово-хозяйственная деятельность вуза;
— маркетинг образовательных услуг;
— имидж вуза;
— управление качеством процессов и обеспечения.
Согласно позиции И. В. Роберта, одним из аспектов информатизации образования является «...совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением» [1, с. 96].
В контексте сказанного с учетом анализа цели и задач менеджмента образования, а также стратегического аспекта управления образованием на основе процессного подхода можно сделать вывод о том, что все основные задачи управления вузом могут быть решены на основе корпоративной информационной среды (КИС) вуза. При этом система менеджмента качества (СМК) как образовательной, так и управленческой деятельности будет входить в КИС вуза как функциональные подсистемы, а вся их текущая информация будет храниться на информационном портале вуза.
В работах [2, 3, 4]определены требования к корпоративной информационной среде. В рамках проекта Министерства образовании (МО), выполнявшегося в 2000 — 2005 гг., была разработана концепция интегрированной информационной системы МО (ИС МО) [4].
Согласно этой концепции, инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий (ИТ) являются ключевым механизмом, который позволит создать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становится создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза.
На фоне предстоящего сокращения числа вузов, консолидации различных уровней образования под эгидой вузов, сокращения набора и усиливающейся конкуренции успешными будут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеют гибкие бизнес-модели, рассматривают информационные технологии как основу эффективного управления, как средство достижения конкурентных преимуществ и неотъемлемую часть общекорпоративной стратегии. Передовые бизнес-модели и инновации станут главным конкурентным преимуществом вуза в течение ближайших лет. Одновременно с этим возрастет роль информационных технологий, т.к. передовые ИТ-решения будут основным фактором реализации стратегических целей университета, усиления инновационных изменений и укрепления целостности образовательной деятельности как бизнеса.
Если рассматривать любой вуз как систему, то в ней можно выделить три основные «элемента», между которыми существует тесная взаимосвязь, — это
люди, процессы и данные. Тогда под информатизацией вуза будем понимать комплекс мер, направленных на улучшение деятельности университета как системы. Чтобы повысить эффективность университета, нужно комплексно воздействовать на систему в целом — стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную структуру, систему управления, систему оплаты, корпоративную культуру [5, с. 112].
Основным технологическим процессом, позволяющий достичь эффекта от информатизации, является улучшение управляемости корпоративными данными и процессами, чего невозможно достичь без создания КИС вуза. Полная корпоративная информационная среда вуза даст возможность управлять знаниями, что позволит:
— развивать инновации;
— улучшать восприимчивость персонала (быстрее решать возникающие проблемы);
— увеличивать производительность труда (сокращать время поиска нужного решения в управлении и объема выполненных работ в учебном процессе);
— развивать компетентность персонала.
Будем рассматривать информатизацию вуза как
процесс перехода к такому состоянию КИС, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами ИТ-решения так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой.
При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов ведется с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.
Вуз как объект информатизации — это организационно-сложное учреждение, имеющее несколько особенностей, отличающих его от другого рода организаций.
1. Современный вуз — это большая иерархическая структура, имеющая удаленные представительства и филиалы с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов (в среднем 30 % студентов и сотрудников меняются за один год).
2. Современный вуз — это организация, имеющая широкий спектр видов деятельности (образовательная, научно-исследовательская, оказание разнообразных платных услуг и т.д.).
3. Современный вуз — это инновационная структура, в которой нововведения происходят достаточно часто и могут приводить к изменениям бизнес-процессов, организационной структуры, функций подразделений, документооборота и т.д.
4. Современный вуз — это открытое образовательное учреждение, которое должно иметь возможность обмениваться информацией с внешним миром.
5. Современный вуз — это демократичная структура, имеющая множество центров влияния, и достаточно сложный механизм выработки управленческих решений.
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер. Можно выделить несколько главных процессов в его деятельности:
— административное управление и управленческий учет;
— финансы;
— управление учебным процессом;
— управление информационными ресурсами;
— собственно образовательный процесс;
— научные исследования и т.п.
Рассмотрим эти процессы более детально.
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
• Процесс административного управления и управленческий учет в вузе включает:
— формирование стратегии развития;
— управление персоналом и организационной структурой;
— управление недвижимостью и помещениями (в том числе ремонтом, строительством и т.п.);
— управленческий учет материальными ресурсами;
— управление доступом в помещения;
— планирование и отчетность работы подразделений;
— документооборот (входящие, исходящие, контроль исполнения поручений, заявки и т.п.);
— управление общежитием;
— интеграция с филиалами вуза, а также взаимодействие с органами управления образованием;
— формирование отчетов различного назначения;
— управление групповой работой над проектами;
— управление взаимодействием с работодателями и с родителями студентов;
— система менеджмента качества как образовательной, так и управленческой деятельности;
— поддержка принятия решений;
— учет заявок и контроль исполнения.
• Учебный процесс:
— проведение учебных занятий;
— контроль знаний студентов;
— обеспечение средств доставки учебно-методических материалов от преподавателя к студенту;
— поддержка ведения курсовых и дипломных работ;
— поиск литературы в библиотечном каталоге и наличие полнотекстовой библиотеки материалов, разработанных преподавателями вуза и полученных из других источников;
— функционирование библиотеки;
— создание мультимедийных материалов;
— организация обмена образовательным контентом между вузами.
• Управление учебным процессом:
— формирование учебных программ и учебных планов;
— приемная комиссия;
— учет контингента студентов;
— расчет учебной нагрузки для кафедр вуза;
— формирование штатного расписания;
— формирование учебных поручений для преподавателей кафедр;
— составление индивидуальных планов преподавателей и контроль их выполнения;
— учет успеваемости;
— формирование индивидуальных учебных планов студентов;
— формирование расписания;
— учет учебно-методического обеспечения дисциплин.
• Процесс управления финансами и управленческий учет:
— расчет заработной платы сотрудников вуза;
— материальный учет;
— управленческий учет материальных ценностей;
— бухгалтерский и налоговый учет;
— учет договорной деятельности;
— начисление стипендии;
— вычисление себестоимости учебных программ;
— финансовый анализ.
• Процесс управления научной и инновационной деятельностью:
— управление аспирантами и докторантами;
— управление работой диссертационных советов;
— учет публикаций, диссертаций, научно-исследовательских работ, грантов, заявок и т.п.;
— поддержка проведения конференций;
— управление качеством научных исследований;
— поддержка обмена научным контентом между вузами;
— поддержка научно-исследовательской работы студентов.
• Процесс управления информационной средой:
— управление учетными записями пользователей информационной среды;
— управление правами пользователей;
— управление доступом к сервисам, предоставляемым Интернетом и электронной почтой;
— управление доступом к проектам через единую точку входа — корпоративный портал;
— управление информационной средой как объединением проектов, компонентов, пользователей, серверов и данных;
— управление качеством данных и информации;
— управление развитием инфраструктуры сети (компьютеры, связь, телекоммуникационное оборудование, серверы);
— обучение персонала.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что информационные технологии являются одним из основных средств, которые позволят вузу повысить эффективность всех сфер деятельности, и поэтому ключевым мероприятием в условиях глобальной информатизации общества в целом и образования в частности становится создание надежной и эффективной корпоративной информационной среды вуза.
Библиографический список
1. Роберт И.В. Философско-методологические, социальнопсихологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования // ИИО РАО. - М., 2008. - 216 с.
2. Материалы по созданию интегрированной информационной среды сферы образования. — Режим доступа : http://www. informika.ru/tex/inftech/iais/
3. Поляков А.А., Смелянский Р.Л., Старых В.А. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России (проект) // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2002. — № 1. — С. 5 — 17.
4. Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. — № 1. — С. 18 — 28.
5. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Корпоративная информационная среда вуза // Владивосток : Дальнаука, 2007. — 307 с.
МИРОНОВА Людмила Ивановна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой математического обеспечения и администрирования информационных систем.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2009 г.
© Л. И. Миронова