МИРОНОВА Людмила Ивановна
Кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой математического обеспечения и администрирования информационных систем
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-37 e-mail: [email protected]
Необходимые условия эффективного функционирования
инновационного вуза
Ключевые слова: инновационный вуз; информатизация образования; электронные образовательные ресурсы; корпоративная информационная среда вуза; система менеджмента качества образования; электронный мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса; образовательный портал; электронное портфолио студента и преподавателя; автоматизированная система обработки результатов научных исследований.
Аннотация. Рассматривается понятие инновационного вуза в условиях информатизации высшего профессионального образования. Доказывается, что для эффективной работы инновационного вуза необходимо, чтобы в его структуре функционировали: корпоративная информационная система вуза; система менеджмента качества, встроенная в структуру КИС; электронный мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса, встроенный в структуру СМК; образовательный портал с электронными образовательными ресурсами по всем дисциплинам профессиональных образовательных программ, реализующими разноуровневую подготовку студентов; электронное портфолио студента как карта карьерного роста выпускника вуза; электронное портфолио преподавателя вуза; автоматизированная система обработки результатов научных исследований.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89, в 2006 и 2007 гг. были проведены два конкурсных отбора учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2006 г. победителями стали 17 вузов, в 2007 г. - 40 вузов России. Общий объем финансирования вузов-победителей составил 30 млрд р.
В контексте рассматриваемой проблемы имеет смысл проанализировать критерии, по которым отбирались вузы-победители.
Первый критерий - оценка качества и результативности представленной на конкурс образовательной программы (ОП) [1]. Реализация инновационной ОП должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения; ресурсы, привлекаемые для реализации такой ОП, соответствовать масштабу заявленных ею задач; предполагаемые результаты реализации ОП быть обоснованными и устойчивыми; осуществлена оценка эффективности организационной и финансовой поддержки ОП внешними партнерами вуза; оценены ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах вуза.
Второй критерий - оценка существующего инновационного потенциала вуза, определяемого следующими показателями (в динамике за 3 последних года): эффективность научной и инновационной деятельности; состояние подготовки кадров; интеллектуальный потенциал вуза; обеспеченность инновационной деятельности вуза материальной и информационной базой.
Таким образом, вузы, ставшие победителями конкурса по названным критериям и получившие государственную поддержку инновационного образования, можно счи-
© Миронова Л. И., 2010
тать инновационными. Чем же отличается инновационный вуз от обычного вуза? Прежде всего, система образования в инновационном вузе открыта современным научным исследованиям и современной экономике. Учебный план инновационного вуза содержит такие современные формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве и в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса в инновационном вузе соответствует уровню передовой науки.
Суммируя сказанное, можно дать определение инновационного вуза. Вуз, в котором образовательная деятельность носит инновационный характер, должен реализовывать следующие процессы: разработку новых образовательных программ; использование электронных образовательных ресурсов как одну из современных педагогических технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов; развитие информационной среды вуза; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; разработку студентами реальных проектов в различных секторах экономики. Таким образом, реализация перечисленных процессов позволяет готовить выпускников (бакалавров, магистров, специалистов), способных выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной карьере, т. е. быть конкурентоспособным.
Теперь имеет смысл рассмотреть проблему инновационного вуза с точки зрения информатизации системы отечественного образования. В современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации невозможно не учитывать фактор влияния информационных технологий на сферу высшего профессионального образования.
В настоящее время информатизация образования рассматривается как новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-пе-дагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований. Эти исследования находятся в определенных взаимосвязях и образуют определенную целостность, которая ориентирована на обеспечение сферы образования (высшего профессионального в том числе) методологией, технологией и практикой решения большого круга задач [2. С. 246-248]. Отметим те из них, которые являются определяющими в связи с рассмотрением проблемы инновационного вуза, а именно: методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических тех-нологий применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации; разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем; использование Всемирной сети Интернет в образовательных целях и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций; реализация возможностей компьютерной психологопедагогической диагностики при определении типа личности, ее интеллектуального уровня и развития; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением.
В настоящее время, говоря об инновационном вузе, мы всегда должны помнить и решать сформулированные задачи процесса информатизации отечественного образования.
В качестве резюме высказанной идеи сформулируем и докажем справедливость следующего тезиса: для того чтобы вуз был инновационным, необходимо, чтобы в его структуре функционировали следующие структурные блоки:
1) корпоративная информационная система (КИС) вуза;
2) система менеджмента качества (СМК), встроенная в структуру КИС;
3) электронный мониторинг удовлетворенности участников образо-вательного процесса, встроенный в структуру СМК;
4) образовательный портал с электронными образовательными ре-сурсами (ЭОР) по всем дисциплинам профессиональных образовательных программ (ПрОП), реализующими разноуровневую подготовку студентов;
5) электронное портфолио студента как карта карьерного роста выпускника вуза;
6) электронное портфолио преподавателя вуза;
7) автоматизированная система обработки результатов научных исследований.
Схематично предложенная структура представлена на рисунке.
Пусть мы имеем вуз, удовлетворяющий определению инновационного вуза. Рассмотрим структуру, представленную на рисунке. Рассмотрим каждый ее блок и покажем, что его наличие не противоречит определению инновационного вуза.
1. По определению инновационного вуза в нем должны разрабаты-ваться новые образовательные программы и использоваться ЭОР как одна из современных педагогических технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
В условиях диверсификации образования, когда вузы обрели новые академические свободы, получили возможность реализовывать вариативные и альтернативные образовательные программы, стратегия подготовки специалистов видоизменилась: теперь важно готовить специалистов, учитывая потребности экономической деятельности региона, потребности работодателей, запросы субъектов рыночных отношений. Как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [3. С. 2-31], одним из условий достижения нового качества профессионального образования является повышение эффективности рынка профессионального образования. Эта задача может быть решена средствами информационных технологий. Насыщение образовательного портала новыми электронными ресурсами, реализующими образовательные программы специальностей, востребованных на региональном рынке
труда, расширяет возможности вузов увеличить контингент обучающихся. При этом образовательный процесс будет носить ярко выраженную практическую направленность. Доступ к этим ЭОР может осуществляться через образовательный портал вуза. Возможности информационных технологий таковы, что с помощью них мы можем прорабатывать учебные курсы с разной степенью глубины и детализации, тем самым, создавая условия обучающимся для свободного выбора образовательных маршрутов. Подробно эта технология описана в [4. С. 68-74; 5. С. 75-80]. Поэтому наличие блоков «Образовательный портал» и «Библиотека ЭОР» оправдано, не противоречит пунктам 1 и 2 определения инновационного вуза и позволяет использовать электронные образовательные ресурсы как одну из со-временных педагогических технологий, обеспечивающих студентам возмож-ность выбора учебных курсов, что является признаком инновационного вуза.
2. По определению инновационного вуза в нем должна быть информационная среда. Корпоративная информационная среда - среда, позволяющая управлять всеми процессами, протекающими в вузе (административное управление и управленческий учет, финансы, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования и т. п.). Таким образом, КИС вуза - это надежная и эффективная инфраструктура, обеспечивающая внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшающая управляемость всего комплекса информационных ресурсов вуза.
Комплексный анализ управления вузом позволяет выделить во внутренней среде вуза один из ведущих компонентов управления, а именно: управление качеством образовательного процесса. Эту задачу призвана решать система менеджмента качества (Блок «СМК»), которая должна быть органично вписана в структуру КИС вуза.
Одной из важных задач СМК является выяснение степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса (студентов, выпускников, преподавателей, работодателей). Поэтому наличие в СМК подсистемы, осуществляющей электронный мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса, является абсолютно необходимым элементом. Постоянный мониторинг позволит своевременно определять «слабые» звенья образовательного процесса и осуществлять необходимые корректирующие воздействия с целью повышения его качества. Таким образом, наличие блоков «КИС вуза», «СМК», «Электронный мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса» оправдано и не противоречит пункту 3 определения инновационного вуза.
3. По определению инновационного вуза в нем должны проводиться научные исследования фундаментального и прикладного характера и разрабатываться реальные проекты в различных секторах экономики.
Такая деятельность в вузах проводится в рамках тематики хоздоговоров и различных грантов ведущими преподавателями, научными сотрудниками и аспирантами. К ней, как правило, привлекаются студенты старших курсов, которые в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ выполняют определенные объемы исследовательских работ.
Эта разноплановая научно-исследовательская деятельность требует проведения разного рода экспериментов, результаты которых необходимо подвергать математической обработке. Поэтому наличие в структуре вуза автоматизированной системы обработки результатов научных экспериментов только повысит эффективность научных исследований сотрудников и студентов инновационного вуза. Таким образом, наличие блока «Автоматизированная система обработки результатов научных исследований» также оправдано и не противоречит пунктам 4 и 5 определения инновационного вуза.
4. Главной задачей инновационного вуза является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного достичь успеха в профессиональной карьере.
Обоснуем необходимость блоков «Электронное портфолио студента» и «Электронное портфолио преподавателя» в структуре современного вуза.
Подробный анализ технологии портфолио рассмотрен в [6]. Здесь кратко отметим наиболее важные задачи, которые решает электронное портфолио в контексте инновационного вуза.
Портфолио - своеобразная форма аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на результат деятельности (студента, педагога, образовательного учреждения), и самооценивание конечных результатов и достижений. Технология портфолио позволяет учесть различные достижения педагогического коллектива образовательного учреждения, максимально объективно оценить уровень его профессионализма, определить перспективы дальнейшего профессионально-личностного роста каждого студента и педагога и направления развития образовательного учреждения.
Применение технологии портфолио позволяет: активизировать всех участников процесса обучения и воспитания; объединить обучение и воспитание в один неразрывный процесс, обусловливая тем самым успех и взаимную эффективность; объединить воспитание и общение в результате изменения характера общения всех субъектов образовательного процесса, стиля поведения, обмена информацией, взаимодействия, отношений в студенческой группе; интенсифицировать процесс воспитания и самовоспитания как его результат.
Перечисленные широкие возможности технологии портфолио позволяют решать ключевые задачи воспитания студента современного вуза в процессе его профессиональной подготовки в условиях информатизации образования [7. С. 42]: развитие личности студента в контексте формирования его ответственности за успех в жизни, как субъекта общества, готовности прилагать личные усилия для достижения результатов в различных сферах деятельности; организации жизнедеятельности студентов, помогающей каждому из них противостоять негативным влияниям социума и развивать способности оценивания, выбора, рефлексии, ответственности и других качеств, которые позволяют им реализовывать себя, в том числе на основе индивидуальной образовательной траектории; развитие своеобразия, неповторимости личности («самоактуализации») в творческом труде; использование самого образовательного процесса, информационного поиска, освоение факультативных курсов в процессе изучения и применения ЭОР в учебной деятельности как источников личностного опыта; взаимодействие участников образовательного процесса как полноценного межличностного общения на основе использования телекоммуникационных технологий и распределённых информационных ресурсов; формирование информационной культуры, опирающейся на информационную компетентность, способствующую развитию общей культуры студента и формирующую его будущую профессиональную траекторию.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования студентов; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников образовательных учреждений.
Таким образом, основной задачей воспитательной деятельности в условиях информатизации вузовского образования является применение средств ИКТ для решения социально значимых задач и развития самоактуализации личности студента, а именно: умений и стремления к проявлению и реализации своих способностей; развития
креативности личности студента, стремления к высоким достижениям в каком-либо одном или нескольких видах деятельности; становление нравственных норм и способов самоутверждения и самореализации; формирование положительной самооценки, уверенности в собственных силах и возможностях, развитой рефлексии.
Основной смысл учебного портфолио студента - показать все, на что он способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.
Подводя итоги, отметим, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей студентов, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а следовательно, и создания ситуации успеха, что в совокупности является главной задачей инновационного вуза в вопросе подготовки конкурентоспособных выпускников. Электронное портфолио студента, пополняемое за годы учебы в институте, явится залогом его карьерного роста.
Кроме этого, следует отметить, что одной из главных задач педагогиче-ского менеджмента является подготовка конкурентоспособного выпускника вуза. В настоящее время нет окончательного определения этого понятия. Приведем перечень наиболее часто встречающихся характеристик конкурентоспособной личности [8]: компетентность и профессиональная мобильность; целеустремленность и уверенность в своих силах; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и принятию нестандартных решений; достоинство и личная ответственность; способность к риску и защите своих прав и свобод; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Современные студенты, живущие в новой информационной реальности, благодаря возможностям современного компьютера, имеют доступ к внеучебным средствам информации, что приводит к ускорению процесса получения знаний. Современные студенты во много раз больше и намного раньше, чем их родители в свое время, взаимодействуют в самых разных кругах общения, гораздо раньше социализируются. Поэтому модернизация образования, происходящая в настоящее время, должна соответствовать требованиям современности и выпускник современного вуза должен, кроме диплома об окончании вуза, иметь на руках электронное портфолио, в котором зафиксированы все его достижения за годы учебы в вузе. Набор официальных документов, составляющих портфолио студента, должен отражать следующие параметры конкурентоспособного специалиста: профессиональные знания; уровень коммуникативной культуры; стремление к профессиональному росту; способность к рефлексии.
Основное назначение портфолио - помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях, навыках, компетенциях молодых людей - претендентов на место работы. Накапливая свое электронное портфолио за годы обучения в вузе, студент в большей или меньшей степени формирует черты конкурентоспособной личности, создавая тем самым индивидуальную карту своего карьерного роста.
Говоря об инновационном вузе, можно предположить, что в идеале выпускник инновационного вуза должен быть инновационной личностью. Ниже приведены некоторые черты инновацинной личности [9]: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы; наличие творческого (креативного) мышления; способность находить идеи
и использовать возможности их оптимальной реализации; системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений; способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитая способность к рефлексии, самоанализу.
Таким образом, наличие блока «Электронное портфолио студента» в структуре вуза является реальным шагом в стремлении системы вузовского образования к воспитанию инновационной личности и, следовательно, не противоречит определению инновационного вуза.
С блоком «Электронное портфолио преподавателя вуза» ситуация обстоит значительно сложнее.
Результаты социологических опросов, связанных с отношением школьных педагогических работников к инновациям, позволили выделить следующие критериальные параметры типологии инновационности как качества профессионально-педагогической культуры [10], которые представлены в таблице. При этом авторы исследования [10] отмечают, что пик инновационной деятельности попадает в диапазон 6-12 лет педагогического стажа.
Отношение школьных учителей к педагогическим инновациям
Типологическая группа Критериальный параметр (профессионально значимая ценность) % опрошенных
Инноватор Инновация принята как личностно значимая ценность 8,5
Инновационно- ориентированный Инновация принята как личностно значимая ценность и рассматривается в качестве механизма развития системы образования 17,5
Индифферентный Профессионально значимой ценностью выступает необходимость обновления 48
Консервативно- охранительный Профессионально значимой ценностью выступает стабильность, упорядоченность 23
Если посмотреть на возраст педагогических работников вуза, то сразу станет понятно, что их отношение к инновациям сугубо отрицательное и консервативно-охранительная группа составляет около 70%, а остальные группы меньше в несколько раз. Поэтому основная часть педагогических коллективов вузов в силу социальной инерции, сохраняющей действенность стереотипов и культурных норм, испытывают настороженность, а чаще всего отторжение или прямое сопротивление инновационным изменениям. Молодые люди, желающие заниматься преподавательской деятельностью в вузе, встречаются крайне редко. Причина такого положения дел кроется в отсутствии мотивации к педагогической деятельности из-за низкой зарплаты и отсутствия престижа преподавательской работы в глазах молодых людей.
Несмотря на это, проблема требует решения. Одним из вариантов частичного решения этой проблемы может стать создание «Электронного портфолио преподавателя». Процесс наполнения портфолио поможет сдвинуть с мертвой точки вузовских преподавателей и послужить катализатором в процессе формирования инновационного климата в вузе, который впоследствии сможет трансформироваться в инновационный образ жизни [10]. Кроме этого, анализ руководством вуза содержимого портфолио преподавателей может осуществляться в процессе переизбрания преподавателей на новые должности, поскольку электронное портфолио преподавателеля выполняет роль делового досье, где в систематизированном виде хранятся результаты всех видов деятельности педагога. По содержимому портфолио руководство вуза может судить о достижениях преподавателя. Поэтому в процессе подготовки к конкурсному отбору преподавателя портфолио сможет сыграть неоценимую роль. Кроме этого, весьма
целесообразным является фиксирование в электронном портфолио преподавателя педагогических технологий, а также признаков инновационных технологий, которыми владеет преподаватель.
Таким образом, наличие блока «Электронное портфолио преподавателя» в структуре вуза служит процессу формирования инновационного образа жизни и является важным структурным элементом в логической цепочке «информатизация образования - инновационный вуз - инновационный преподаватель - инновационный образ жизни - выпускник как инновационная личность».
В заключение отметим: проведенный анализ доказывает, что наличие в структуре современного вуза корпоративной информационной системы со встроенной в нее системой менеджмента качества и подсистемой электронного мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса; портала с электронными образовательными ресурсами по всем дисциплинам профессиональных образовательных программ, реализующими разноуровневую подготовку студентов; подсистему электронного портфолио студента и преподавателя вуза; автоматизированной системы обработки результатов научных исследований не противоречит определению инновационного вуза, а способствует его прогрессивному инновационному развитию, в результате которого силами инновационного профессионально-педагогического коллектива формируется выпускник как инновационная конкурентоспособная личность.
Источники
1. Как в рамках национального проекта планируется развивать «инновационное образование»? // Сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Режим доступа : www.rost.ru/ projects/education/ed3/ed31/aed31.shtml.
2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педа-гогический и технологический аспекты). М. : ИИО РАО, 2008.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. № 4.
4. Миронова Л. И. Реализация личностно ориентированного образования средствами электронных учебно-методических комплексов // Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях : сб. науч. тр. Между-нар. конф. М. : ИИО РАО, 2008.
5. Миронова Л. И. Интеграция личностно ориентированного и компетентностного подходов средствами ЭОР // Образование и саморазвитие. 2009. № 6(16).
6. Миронова Л. И. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной педагогической технологии в вузе. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.
7. Федосов А. Ю. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
8. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль : Яр. гос. пед. ун-т, 2007.
9. Нохрина И. Г. Развитие творческих способностей как основа подготовки конкурентоспособного специалиста. Режим доступа : www.tisbi.ru/science/vestnik/2000/is-sue4/32.html.
10. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Режим доступа : www.humanities.edu.ru/db/msg/84211.