Научная статья на тему 'Информационная инфраструктура и организация применения ИТ-решений в высшем учебном заведении: инновации'

Информационная инфраструктура и организация применения ИТ-решений в высшем учебном заведении: инновации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
429
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Орлов Александр Сергеевич

Статья содержит описание инновационной ИТ-стратегии ВУЗа на основе комплексной автоматизации его подразделений, которая повышает эффективность управления высшим учебным заведением. Разработанная информационная инфраструктура ВУЗа является системно-технической основой прикладных информационных систем и базируется на современных технологиях построения виртуальных корпоративных вычислительных сетей с использованием стандартов и архитектур, обеспечивающих требуемую производительность, а также взаимосвязь с региональными и глобальными компьютерными сетями. Данная разработка находится на стадии внедрения в Институте образовательных технологий Российской академии образования и Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная инфраструктура и организация применения ИТ-решений в высшем учебном заведении: инновации»

привычными представлениями о себе. Студент абсолютно не готов к развитию Образа Я: «Я не знаю себя таким и мне страшно».

Вторая ситуация характеризуется тем, что «Я- образ» вообще не сформирован: имеется лишь соединение разных аспектов Я. Такая внутренняя бесформенность отражается и во внешней бесформенности: над человеком властвуют эмоции, настроения, сиюминутные решения, общая неорганизованность, новый опыт приносит лишь беспокойство и не способствует внутреннему развитию студента. Он выступает как пассивный член студенческой среды, его интересы не направлены на саморазвитие личности и будущие самореализации.

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов [Текст ]/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, - 2001. - 480 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст ]/ К. А. Абдульханова-Славская, Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - 418 с.

3. Акопов, Г.В., Горбачева, А.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. [ Текст ] / Г.В. Акопов, А.В. Горбачева. - М., 2003. 255 с.

4. Алексеева, А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте [Текст] // А.В. Алексеева, Журнал практического психолога, 1999, - № 1. - С. 3-9.

5. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. [Текст ]/ Н.Р. Битянова. - М.: Флинта. 1998. - 146 с.

6. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст ]// Т.М. Буякас, Вопросы психологии. - 2002. - №2. с. 28 - 39.

7. Педагогическая психология. Под ред. Л. А. Регуш, А.В.Орловой [Текст ]/ - Спб: Питер, 2010. - 416 с.

Информатизация образования

Орлов А. С.

Информационная инфраструктура и организация применения ИТ-решений в высшем учебном заведении: инновации

Инновации в управлении научно-образовательным учреждением на базе информационных технологий (ИТ) являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к

корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям учреждения.

В связи с предстоящим вступлением России в ВТО и связанной с этим глобализацией рынка образовательных услуг формируется набор требований к национальной системе образования. Одним из основных таких требований является способность работы на подвижном, быстро меняющемся рынке образовательных услуг. Такая способность может быть обеспечена в научно-образовательных организациях с процессно-ориентированной структурой управления и автоматизированными бизнес-процессами. Без единой ИТ-стратегии, привязанной к основным задачам учреждения, трудно надеяться на создание эффективной модели управления как учебным, научным и воспитательным процессами, так и ВУЗом в целом.

На протяжении 2008, 2009 гг. в Институте образовательных технологий Российской академии образования в Черноморской гуманитарной академии была разработана и внедрена инновационная ИТ-стратегия ВУЗа на основе комплексной автоматизации подразделений ВУЗа.

Основные стратегические цели информатизации в ВУЗе:

• обеспечить всероссийское лидерство института в области информационных технологий;

• развить новые формы и улучшить качество образовательных услуг;

• повысить отдачу от применения информационных технологий в управлении институтом и обеспечение научного и учебного процессов на основе их согласования со стратегией информатизации, а также путем оптимизации организационных и технологических решений;

• снизить совокупную стоимость владения ИТ-ресурсами за счет улучшения управляемости ресурсами;

• повысить эффективность управления организацией;

• улучшить качество информационных сервисов и их доступность для пользователей;

• снизить возможности для злоупотреблений административно-управленческого персонала в отношении аспирантов и сотрудников на основе внедрения электронного документооборота, контроля исполнения управленческих решений, регламентированного доступа к управленческой, научной и учебной информации;

• повысить экономическую эффективность применения ИТ в институте.

Основные направления информатизации:

• ИТ-инфраструктура: оборудование, линии и каналы передачи данных, вычислительная сеть, системное программное обеспечение.

• ИТ-решения: комплексные проекты на основе ИТ, информационные системы и сервисы, информационные среды.

• Методология применения ИТ: информационные модели бизнес-процессов в институте, методика оценки эффективности применения ИТ, основные

показатели применения ИТ, согласованные с ключевыми показателями результативности деятельности института; корпоративный стандарт на порядок разработки, внедрения и применения ИТ в институте; положения и регламенты.

• ИТ-служба: оргструктура, управление, взаимоотношение с другими подразделениями.

Практика решения задач информатизации в других отраслях и положительный опыт реализации ИТ-стратегии в ВУЗе свидетельствуют, что через решение задач информатизации можно достичь повышения эффективности деятельности учебного заведения как системы. Все мероприятия, направленные на реализацию ИТ-стратегии, были интегрированы в единый проект создания корпоративной информационной среды ВУЗа, под которым понимается комплекс мероприятий по внедрению во все сферы деятельности организации информационных технологий как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. Можно выделить следующие основные задачи, выполнение которых сформировало КИС ВУЗа: формирование организационной структуры информатизации; создание информационной инфраструктуры организации; информатизация учебного процесса аспирантов; информатизация процессов управления организации; информатизация научных исследований и проектов; повышение уровня компетентности персонала в области информационных технологий.

Разработанная информационная инфраструктура ВУЗа является системно-технической основой прикладных информационных систем и базируется на современных технологиях построения виртуальных корпоративных вычислительных сетей с использованием стандартов и архитектур, обеспечивающих требуемую производительность, а также взаимосвязь с региональными и глобальными компьютерными сетями. Компонентами информационной инфраструктуры являются: клиентские и серверные компьютерные платформы, сегменты корпоративной вычислительной сети, среда передачи данных, телекоммуникационное оборудование и каналы связи, системное программное обеспечение, предназначенное для организации взаимосвязи узлов и транспортировки данных.

Мероприятия, направленные на создание информационной инфраструктуры:

• оснащение подразделений вычислительной техникой и периферийным оборудованием;

• проектирование и создание структурированной физической среды передачи данных;

• проектирование, инсталляция и администрирование серверных компьютерных платформ, системного программного обеспечения и коммуникационного оборудования корпоративной вычислительной сети;

• инсталляция телекоммуникационного оборудования и организация каналов передачи данных для взаимосвязи с региональными и глобальными информационными сетями.

Корпоративная информационно-вычислительная сеть является ключевой компонентой инфраструктуры, влияющей на эффективность решения задач информатизации в ВУЗе.

Система управления сетевой инфраструктурой ВУЗа включает описание коммуникационного оборудования, каналов связи, используемых протоколов, настройки виртуальных сетей и настройки политик безопасности. Это описание хранится в обобщенном репозитории метаданных (ОРМД). ОРМД хранит описание КИС на базе функционально-онтологического подхода. Необходимо отметить, что основой описания в ОРМД является описание классов различных областей деятельности организации, в том числе и ИТ-области и взаимоотношений между классами. В рамках онтологического подхода отношения между классами могут носить произвольный характер и иметь характеристики симметричности, транзитивности и инверсности. На основании этих данных (описания коммуникационного оборудования и политик доступа виртуальных подсетей) программы управления корпоративной сетью могут настраивать коммуникационное оборудование в соответствии с установленными правилами безопасности, описанными в ОРМД с помощью классов, отношений, характеристик и объектов.

Определение политик безопасности не ограничивается только управлением виртуальными подсетями. Для предотвращения несанкционированного вторжения в корпоративную сеть снаружи используется межсетевой экран, который также может управляться средствами автоматической установки прав на основании описания в ОРМД. Отношения «Доступ разрешен» могут связывать определенные компьютеры по определенным портам. На основании этих отношений с учетом атрибутов отношений (номер порта) на межсетевом экране программа автоматически устанавливает заданные разрешения. Это позволяет ограничивать доступ не только снаружи во внутреннюю сеть, но и доступ из корпоративной сети к корпоративным серверам. В этом случае установки выполняются не на коммуникационном оборудовании, а на серверах.

На втором этапе построения сетевой инфраструктуры института создана централизованная система управления на основе LDAP-сервера (Light Directory Асеess Protocol). В ИОТ РАО и ЧГА это решение основано на использовании службы каталогов Active Directory (AD).

В процессе проектирования службы каталогов выполняется:

• распределение пользователей и сетевых ресурсов на логическом уровне (выделение доменов, подразделений, групп и т. п.);

• организация и описание в терминах службы физической структуры корпоративной сети (организация контроллеров и их размещение в корпоративной сети, проектирование узлов, проектирование топологии репликации и т. п.).

На третьем этапе развития сетевой инфраструктуры разрабатываются и внедряются процедуры автоматического управления учетными записями пользователей, доступом к ресурсам, файловым серверам, Интернет и почтовой службе. Для этой цели предназначены специализированные службы автоматической регистрации пользователей корпоративной сети и портала института, система управления правами пользователей с автоматическим назначением и изменением прав в зависимости от изменения роли пользователя в институте, системы автоматического создания почтовых адресов, каталогов на файловых серверах. Одним из важных решений на этом этапе является разработка подсистемы актуализации учетных записей пользователей сети и порталов, и их прав в КИС.

Отличительной чертой информатизации в ЧГА и ИОТ РАО является комплексный подход к построению КИС. Этот подход потребовал разработки различных моделей КИС, которые взаимно влияли друг на друга, имели перекрестные связи или могли быть результатом преобразования одной модели в другую. Используемый подход обусловил необходимость описания всех объектов КИС института, в том числе объектов предметных областей, ИТ-области, бизнес-процессов института, включая процессы управления КИС. Объекты разных областей связаны между собой, и эти связи используются при создании управляющих процедур.

На рисунке 1 упрощенно представлена взаимосвязь элементов КИС ИОТ РАО как совокупности инфраструктуры ИТ, данных, приложений, обрабатывающих эти данные, и пользователей, оперирующих этими приложениями.

Основной данной концепцией построения КИС ВУЗа является идея интеграции. Основные аспекты интеграции, которые рассматривались при построении КИС, - это интеграция данных, приложений и бизнес-процессов. Различные информационные системы КИС оперируют одними и теми же данными. При этом они могут работать с этими данными самостоятельно. Так как в ИОТ РАО таких систем много, то любые изменения в структуре данных требуют изменения большого числа приложений. Поэтому концепция интеграции приложений, в которой отдельные задачи выносятся за рамки информационных систем и реализуются в отдельных сервисах, является наиболее привлекательной с точки зрения сопровождения КИС. Это позволяет сосредоточить уникальный код в одном месте. При этом, с одной стороны, уменьшается размер кода, который необходимо поменять в связи с изменениями структуры данных или по причинам изменения условий реального мира, с другой стороны, вновь создаваемые приложения могут использовать уже разработанный код для работы с необходимыми данными.

В концепции применяются методологии функционального, онтологического и объектно-ориентированного подходов для проектирования сложной КИС. При этом функциональный подход используется для проектирования бизнес-процессов (БП), онтологический - для описания предметной области, в том числе и бизнес-процессов, объектно-ориентированный

- для реализации систем на языках программирования. Первой задачей проектирования являлось определение стратегии и цели информатизации, которая согласована со стратегией развития учреждения в целом. Далее определялись показатели достижения цели и мероприятия, которые потребовалось выполнить. Для выполнения мероприятий выделялись БП верхнего уровня, которые допускают разложение на более простые процессы до «элементарных» БП, деление которых дальше невозможно. Дальнейшим этапом проектирования явился анализ выделенных элементарных БП и их обобщение для создания базовых неделимых БП. В последующем БП объединялись для формирования составных БП.

Элементарные БП оперировали определенным набором данных предметной области. После выделения базовых неделимых БП были определены данные предметной области, которые в них задействованы. Выделение терминов

предметной области, описание классов, их атрибутов и свойств выполнялось на основании определения элементарных БП.

Обобщенный репозиторий метаданных позволил реализовать онтологический подход. Он содержит описание классов предметных областей деятельности организации, классов, описывающих бизнес-процессы, классов ИТ-области (серверы, коммуникационное оборудование, базы данных, проекты, серверные компоненты, пользователи, роли и т. п.); отношений между классами и ограничений на атрибуты классов; схем репликаций данных между множествен-ными СУБД КИС; событий, которые позволили организовать репликации, поддержку качества данных и другие процедуры.

Таким образом, принятый подход позволяет управлять коммуникационным оборудованием и серверами на уровне доступа и обеспечения безопасности, пользователями КИС ВУЗа, в том числе пользователями сети, доступом сотрудников, студентов и аспирантов ВУЗов к информационным и другим ресурсам. Кроме того, такой подход реализует управление доступом между компонентами КИС, проектами КИС и данными КИС, обеспечивая репликацию, интеграцию по требованию, накопление в хранилище и качество всех компонентов КИС.

Литература

1. Крюков, В.В., Шахгельдян, К.И. Корпоративная информационная среда ВУЗа: методология, модели, решения [Текст]/В.В. Крюков. - Владивосток: Дальнаука, 2007.

2. Моисеев, В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования [Текст]/В.Б. Моисеев. - Пенза: Изд-во Пенз. тех. ин-та, 2002.

3. Молянинова, О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) [Текст]/О.Г. Молянинова. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2002.

4. Сапронов, А.Г. и др. Инновационная социально ориентированная система образования в университетском комплексе [Текст]/А.Г. Сапронов. - Шахты: ЮРГУЭС, 2008.

5. Владыка, М.В., Ярмоленко, И.В. Инновационная деятельность высших учебных заведений [ Электронный ресурс]/М.В. Владыка, режим доступа: http:/ /conf.bstu.ru/conf/docs/0033/0812.doc [Дата обращения: 15 марта 2010г.]

6. Чаинский, В. Эффективность компании и построение корпоративной системы [Электронный ресурс]/В. Чаинский, режим доступа: http://www. iteam.ru/ publications/it/section_53/article_3 686/ [ Дата обращения: 25 февраля 2010г.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.