Управляемая инфляция
Вышеизложенное поднимает вопрос о соответствующем таргетировании ожидаемой инфляции. Целью такого таргетирования является понижение реальной процентной ставки, достаточное для того, чтобы вернуть экономику к потенциальному выпуску.
Экспансия денежной базы сегодня должна рассматриваться как обязательство к возрастающему предложению денег в будущем. На практике трудно определить, сколько потребуется базовых денег, чтобы добиться роста инфляционных ожиданий и поднять инфляцию. За некоторым неизвестным порогом, после того как экономика выйдет из ликвидной ловушки, дефляция может быть вполне замещена гиперинфляцией. Поэтому обещание центрального банка вообще не снижать денежную базу в будущем не заслуживает доверия. Но и обязательство снизить ее, сделать меньше чем она есть, является достаточно сложным делом. В большинстве случаев спрос на деньги, вероятно, будет радикально сокращаться, требуя решительного уменьшения денежной базы. В этой ситуации поведение центрального банка определяется долей эмиссии в покрытии дефицита бюджета. Но эта доля неизвестна. Проблема ожиданий и доверия появляется вновь. Денежные власти будут либо сужать созданную ими денежную базу, либо сохранят ее и допустят рост инфляции. В современных условиях предпочтительным вариантом П. Кругман считал сохранение низких процентных ставок до тех пор, пока инфляция не снизится до 3-4% [1, c.5].
Литература
1. Кругман П. Преображение Бена Бернанке //Независимая газета, 16.04.2012, №73, С.5.
2. Скидельски, Р. Кейнс. Возвращение мастера. - М., 2011.
3. Buiter Willem H., Panigirtzoglou. Liquidity Traps: How to Avoid Them and How to Escape Them. NBER Working Paper No. 7245, July 1999, pр.1-74.
4. Krugman Paul R., Dominquez Kathryn M., Rogoff Kenneth. It's Baaack: Japan's and the Return of the Liquidity Traps. Brookings Papers on Economic Activity, Vol. 1998, №2, (1998), pр.137-205.
5. Svensson Lars E.O. Escaping from a Liquidity Trap and Deflation: The Foo^roof Way and Others. NBER Working Paper No.10195, December 2003, pр.1-22.
П.А. Новицкий
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК НОВАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Ключевые слова: финансовые рынки, рынок ценных бумаг, онлайновый бизнес, финансовые институты, денежный рынок, фондовый рынок, Форекс, трейдинг, Internet-технологии.
Целью данной работы является изучение развития финансовых рынков с помощью Internet-технологий, выявление основных тенденций и перспектив, которые фор-
© Новицкий П.А., 2013
мируются под влиянием внедрения Шете^технологий в финансовые рынки, а также предложение практического инструментария для оценки эффективности внедрения различных моделей для их дальнейшего развития.
Мировой финансовый рынок - это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал. Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами [1]. Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.
Рынок ценныхь бумаг, отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом, очень сходен с ним способом образования, и значимостью процесса обращения. Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок. Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся амортизационные средства и полученная прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В обществе в целом преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых [2].
Цель финансовых посредников - обеспечить наибольшую привлекательность своих ценных бумаг для инвесторов за счет более удобного срока их функционирования по сравнению с первичными ценными бумагами, диверсификации риска, экспертных и аналитических услуг, экономии на масштабах сделок. В роли финансовых посредников на финансовом рынке выступают финансовые институты, аккумулирующие излишки денежных средств предприятий и населения и финансирующие государство и коммерческие компании. За счет квалифицированного принятия решений и возможности диверсификации риск инвестирования через финансовые институты ниже.
Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования. Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов [3]:
- субъекты рынка;
- биржевой, внебиржевой фондовые рынки;
- органы государственного регулирования и надзора;
- саморегулирующиеся организации;
Инфраструктура рынка:
1) правовая,
2) информационная,
3) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть,
4) регистрационная сеть.
Субъектами рынка ценных бумаг являются [4]:
- эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
- инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанные профессиональными на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников [5]:
1. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.
3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.
Интернет-трейдинг (Internet-trading) - это способ доступа к торгам на валютной, фондовой или товарной бирже с использованием Интернета как средства связи. В последнее время такой способ торговли получил очень широкое распространение. Это вызвано тем, что благодаря повсеместному проникновению Интернета среди частного сектора населения, доступ к торгам на бирже стал вполне доступен многим слоям населения. А с развитием мобильной связи появилась возможность торговать не только со стационарных точек, но и с коммуникаторов, ноутбуков и т.д. Как правило, доступ к торгам предоставляется брокером. Он предоставляет своим клиентам программное обеспечение для связи с биржей для проведения торгов и осуществляет техническую поддержку данной деятельности [6].
В эпоху интернет-трейдинга сервис, предоставляемый брокерскими компаниями, изменился в корне. В настоящее время брокер — это, по сути дела, всего лишь технологическая прокладка между трейдером и биржей, провайдер канала связи между компьютером клиента и торговой системой биржи. Брокерский сервис целиком переместился из сферы финансовых услуг в область IT-технологий. Вместе со стремительным снижением стоимости компьютерной техники и каналов связи, стремительно падает и себестоимость услуг брокера. При этом встает закономерный вопрос: почему тарифы брокеров не снижаются? Дело в том, что большая часть издержек брокеров приходится не на саму услугу, а на усилия по её продаже. Основная часть расходов идет на оплату труда многочисленных менеджеров по продажам, специалистов по рекламе, дизайнеров и корпоративных стилистов, маркетологов, консультантов, пиарщиков.
Онлайновая торговля ценными бумагами обладает такими несомненными преимуществами как более низкие транзакционные издержки, мгновенный доступ к рынку, широкий спектр доступных информационных ресурсов. Интернет-трейдинг - это прямой выход к торгам. Любой клиент может видеть рынок на своем компьютере. Услуги онлайнового брокера включают в себя те же услуги, которые предоставляет и обычный брокер, но только взаимоотношение инвестора и брокера происходит с помощью Интернет. Поэтому, в отличие от обычного брокера, онлайновый брокер может оказывать еще и дополнительную услугу - предоставление необходимой инвестору финансовой информации в реальном времени [7]. Удельные затраты на одного клиента у интернет-брокера несравнимо меньше, чем у традиционных посредников, что и позволяет им держать низкую комиссию. Интернет-трейдинг может удовлетво-
рить запросы частных инвесторов, располагающих небольшими средствами, предоставить им возможности самостоятельной работы на финансовых рынках, обстоятельного консультирования и разработки индивидуальных схем размещения их ресурсов.
Таким образом, сильные стороны Интернет-трейдинга - низкий уровень затрат, высокая тарифная конкурентоспособность, доступность, высокая скорость проведения операций. Недостатки - институциональные риски, а также относительно слабая защищенность от технических сбоев и атак хакеров.
Существует два основных способа предоставления брокерских услуг через Интернет [8]:
1. Браузерные системы. Клиент составляет свой инвестиционный портфель непосредственно на Web-сайте компании-посредника, пользуясь при этом обычным Web-браузером. Частному инвестору не требуется специального программного обеспечения. Инвестор имеет доступ к своему брокеру с любого терминала (ПК, мобильного ПК, КПК, сотового телефона), подключенного к Интернету. Такие браузерные системы являются наиболее популярными на Западе. Недостатком является большой объем информации, передаваемый по каналам Интернета.
2. Инсталляционные системы. Клиент устанавливает на своем компьютере специальное программное обеспечение и с помощью него получает информацию и совершает транзакции на финансовых рынках. Пользователь может настроить интерфейс под себя, в реальном времени строить графики, получать только ту информацию, которая ему нужна и т.д. В России сейчас на рынке господствуют инсталляционные системы.
Онлайн-брокеры оцениваются по следующим критериям: удобство и легкость ввода приказов, навигации, дружественность интерфейса; наличие информационных ресурсов, исследований рынка, средств обработки данных, ведения портфеля; качество сервиса в целом; скорость и точность исполнения сделок, контроль текущего состояния ордера; разнообразие предлагаемых инструментов; цена транзакции; суммарная оценка; основные требования к системе Интернет-трейдинга; удобство интерфейса, возможность его гибкой настройки; низкая плата за пользование системой или ее отсутствие; возможность графического отображения данных; доступ к различным торговым площадкам; хорошая скорость передачи и обработки информации; надежность системы; экспорт данных в системы технического анализа и Excel; возможность получения дополнительных пакетов информации [9].
Литература
1. Арсеньев В. Паевые инвестиционные фонды. «Альпина Паблишер», М. 2008
2. Капитан М.Е. Кто есть кто на рынке коллективных инвестиций // М.: Альпина Паблишер, 2009. - 208 с.
3. Макаров А.В. Инвестируем в инвестиционные фонды. - М: Эксмо, 2009. - 96с. (Юр. конс.)
4. Путеводитель по российскому рынку капитала: Иинвестиционные фонды // М.: Коммерсант XXI, Альпина Паблишер, 2011. - 160 с.
5. Антонец О. Выбор фонда // Директор-Инфо. - N 5 (70). - 2009. С.12-16.
6. Перцев А.П. Инвестирование через паевые фонды: нормы законодательства и особенности налогообложения // Рынок ценных бумаг, N 17, 2009 г. С.82-83.
7. Черкасов Д. Курс молодого инвестора // Компания. - 2011. - N 2 (10 февраля).
8. Интернет-ресурс http://www.brocompany.ru/
9. Интернет-ресурс www.financecenter.ru