УДК 005.5:004.418
Э.Б. Хвецкович, М.С. Мазурик Омская гуманитарная академия
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В статье приведены результаты практического исследования современных автоматизированных информационных систем управления учебным процессом вуза. На основе комплексной сравнительной оценки систем сформулированы рекомендации по внедрению.
Ключевые слова: управление учебным процессом, автоматизированные информационные системы, сравнительный анализ, автоматизация управления бизнес-процессами.
Автоматизация ключевых направлений деятельности высшего учебного заведения является одним из приоритетных направлений развития современного вуза [1]. Многообразие и сложная взаимосвязь реализуемых в высшем учебном заведении бизнес-процессов предопределяют функциональные и структурные особенности реализации вузовских автоматизированных систем. С одной стороны, у каждого обособленного подразделения вуза есть свои специфические задачи, что требует создания специализированных программных решений, с другой - необходимо обеспечить тесное взаимодействие обособленных подсистем между собой. Логичным решением проблемы является создание единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) вуза. ЕАИС обеспечивает хранение всей информации в единой базе данных, эффективный обмен информацией между подсистемами и необходимую гибкость благодаря модульной архитектуре. Внедрение именно такой интегрированной системы позволяет существенно повысить эффективность управления вузом в целом.
Центральное место в ЕАИС занимает подсистема автоматизации управления учебным процессом. Специфическими требованиями к данной подсистеме являются:
• жесткая регламентация процедур создания, утверждения и архивного хранения учебной документации;
• требование безусловного соответствия федеральным государственным стандартам;
• значительные информационные потоки документов;
• необходимость регулярного формирования количественных показателей для системы менеджмента качества вуза;
• необходимость оперативного формирования отчетов для органов статистики и надзора.
Актуальность, цели и задачи исследования
Актуальность исследования обусловлена практической потребностью в повышении эффективности управления учебным процессом, а также оперативности и качества расчетно-аналитической работы.
Целью исследования является выработка рекомендаций по выбору на основе теоретического сравнительного анализа и практической тестовой эксплуатации оптимальной по совокупности показателей автоматизированной информационной системы (АИС) управления учебным процессом вуза.
Задачами исследования являются:
• анализ существующих в вузе бизнес-процессов и порождаемых ими потоков документов;
• анализ отечественного практического опыта использования систем автоматизации управления учебным процессом;
• разработка перечня показателей для комплексной оценки АИС управления учебным процессом вуза;
• проведение тестовой эксплуатации систем и формирование по ее результатам экспертных оценок по каждому показателю;
• выбор оптимальной АИС управления учебным процессом вуза для внедрения.
Для решения поставленных задач использовались основные положения теории систем, теории автоматизированного управления, методы моделирования и оптимизации, системный и математический анализ.
Автоматизация учебного заведения
Система управления учебным заведением основывается на управлении процессами, которыми оперирует вуз, а в конечном счете она призвана реализовать улучшение эффективности всех протекающих процессов и качества образования вуза.
Качество образования включает в себя:
• подготовку абитуриентов;
• обеспечение образовательного процесса;
• оценку эффективности подготовки специалистов по итогам временных срезов.
Система контроля качества должна определить:
• показатели, подлежащие контролю (показатели качества), и критерии их оценки;
• формы и методы организации контроля и анализа полученных данных;
• уровни организации контроля (факультет, кафедра, преподаватель, студент);
• порядок организации работы и распределения обязанностей между структурными подразделениями учебного заведения в процессе функционирования системы контроля качества;
• способы повышения и оптимизации показателей качества;
взаимосвязь системы менеджмента качества и системы управления учебным процессом.
Исследование использования автоматизированных систем
в вузах
Создание и внедрение автоматизированных систем управления учебным заведением проводятся во многих вузах России. ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» было проведено исследование [2] использования информационных систем в российских вузах для автоматизации основных направлений деятельности: административно-управленческой, финансово-хозяйственной, учебной и научно-исследовательской - и составлен список вузов, наиболее эффективно внедряющих автоматизированные системы управления.
В рамках исследования были изучены информационные системы государственных и муниципальных вузов, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов.
Все данные для анализа были взяты из открытых интернет-источников: сайтов вузов; сайтов разработчиков и продавцов программного обеспечения; сайтов конференций и семинаров, на которых размещена информация о результатах внедрения программных продуктов. Данные, полученные из сторонних для вузов источников, проверены на сайтах вузов (пример сторонних данных - каталог внедрений программных продуктов на платформе 1С).
Общий уровень использования информационных систем по данным направлениям показан на рис. 1.
Лучшие показатели у вузов - в сфере информатизации библиотек, организации учебного процесса, управления персоналом. Несколько хуже обстоят дела с использованием информационных систем для дистанционного обучения и электронного документооборота. Самые низкие показатели - в использовании информационных систем для управления научно-исследовательской работой и стратегического управления вузами.
Рис. 1. Использование информационных систем в вузах (сводные данные)
Рейтинг с учетом географии групп вузов (рис. 2) показал, что самых высоких результатов добились московские и петербургские вузы.
Рис. 2. Рейтинг групп вузов по федеральным округам и двум субъектам РФ
Очень хорошие показатели у приволжских и сибирских вузов. Результаты исследования по вузам, расположенным в Центральном федеральном округе, без учета результата московских вузов, оказались самыми низкими.
Наиболее существенные отличия в уровне использования информационных систем наблюдаются в зависимости от профессионального направления (рис. 3).
Рис. 3. Рейтинг групп вузов по профессиональным направлениям
Степень информатизации напрямую зависит от численности студентов и от бюджета вуза. При небольшом количестве студентов (до 500 человек) и низких бюджетных расходах, не превышающих 500 млн руб. в год, уровень информатизации вуза существенно ниже, чем в вузах с численностью студентов свыше 10 000 человек и уровнем бюджетных расходов более 10 000 млн руб. в год.
Полученные результаты [2] позволяют сделать вывод об общем уровне использования информационных систем в сфере автоматизации деятельности вуза: если представить, что 100% - это состояние полной автоматизации всех участков деятельности всех вузов, то общий усредненный уровень автоматизации примерно равен 40%.
Обзор существующих комплексных «коробочных» решений автоматизации управления учебным процессом вуза
На современном отечественном рынке программных продуктов управления учебным процессом представлено достаточно большое количество решений.
Предварительный анализ решений позволил сформировать шорт-лист претендентов, отвечающих следующим критериям:
1. «Коробочное» решение, внедрение и последующее сопровождение которого может быть осуществлено специалистами ИТ-службы вуза (по этому критерию, например, не попала в перечень претендентов АИС «Naumen University» [8]).
2. Комплексное решение, заявленный функционал которого обеспечивает автоматизацию всей совокупности задач управления учебным процессом (по этому критерию не попали в перечень претендентов многочисленные частные решения, такие как «электронный деканат», «автоматическое расписание», «учет взаиморасчетов со студентами» и т.п.).
Системами, прошедшими предварительный отбор, являются:
• Галактика Управление вузом;
• GS-Ведомости;
• Комплекс программ лаборатории ММИС;
• GiSoft;
• Бит-Авробус.
Представленные системы решают такие задачи, как:
• регистрация абитуриентов и документооборот приемной комиссии;
• учет и ведение личных дел студентов и аспирантов;
• учет и планирование контингента студентов;
• формирование учебной нагрузки;
• мониторинг и анализ успеваемости студентов;
• расчет штатов и распределение учебной нагрузки между преподавателями;
• создание индивидуальных планов преподавателей;
• планирование реализации учебного процесса внутри семестра;
• печать дипломов, приложений и академических справок.
Системы имеют модульную структуру. Таким образом, за автоматизацию каждого из процессов, образующих единый процесс учебной деятельности, отвечает отдельная подсистема.
Состав подсистем пользователь выбирает самостоятельно, однако все модули работают с общей, консолидированной базой данных. Каждая подсистема может работать как самостоятельно, так и в комплексе с другими, автоматически обмениваясь информацией.
Галактика Управление вузом
Корпорация «Галактика» предлагает учебным заведениям систему «Галактика Управление вузом», построенную на базе системы «Галактика ERP».
Преимущества системы:
• Надежный инструмент рационального управления: позволяет повысить производительность труда управленческого персонала, исключить дублирование документов; уменьшить объемы бумажного документооборота, повысить оперативность сбора и обработки информации и оперативно формировать отчетность.
• Средство построения системы менеджмента качества и получения соответствующих сертификатов: система имеет сертификат, соответствующий требованиям международного стандарта ISO 9001.
• Возможность создания единого информационного пространства: может создавать и дополнять существующие системы и программы.
• Гибкая поддержка законодательства, внешних и внутренних изменений: помогает учебному заведению организовать учебный процесс в соответствии с требованиями и запросами государства и общества.
Технологические преимущества:
• Возможность работы в двух- и трехуровневой архитектуре.
• Многоплатформенность: Pervasive SQL, MS SQL, ORACLE.
• Инструменты администрирования: разграничение прав доступа и прав на функциональность; запись в журнал действий пользователей; работа удаленных служб в режимах off-или on-line.
Система управления вузом обеспечивает:
• устойчивое развитие вуза и повышение его рейтинга;
• эффективное управление учебным процессом;
• контроль и эффективное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Автоматизация приемной кампании:
• планирование набора абитуриентов;
• регистрация абитуриентов, ведение картотеки личных дел, формирование пакета документов абитуриента;
• планирование расписания вступительных экзаменов и консультаций;
• формирование пакета документов для работы приемной комиссии;
• автоматизированный ввод результатов вступительных испытаний (идентификация по штрих-коду).
Автоматизация учебного процесса:
• ведение картотеки;
• ведение академических групп;
• учет успеваемости и посещаемости;
• формирование приказов.
Автоматизация учебного процесса вуза:
• формирование базового учебного плана в полном соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
• формирование учебных планов по специальностям и планирование потоков учебных групп по видам;
• планирование объемов педагогической нагрузки и руководства всеми видами практик;
• планирование штатов сотрудников по бюджетам, по кафедрам и учебному заведению;
• формирование расписания учебного процесса и сетки занятий на семестр, в том числе индивидуальных, с учетом занятости преподавательского состава и ресурсов аудиторного и лабораторного фондов;
• планирование работы государственной аттестационной комиссии, государственной экзаменационной комиссии; формирование расписания экзаменационной комиссии;
• формирование отчетности и аналитических данных.
Данная система управления вузом представлена на российском рынке ERP-систем и является одной из наиболее дорогостоящих. Система применяется в учебных заведениях с большим аудиторным фондом, множеством филиалов, имеющих достаточное техническое оснащение и материальную базу.
GS-Ведомости
Система «GS-Ведомости» - программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средних профессиональных и высших учебных заведений.
Основные преимущества системы «GS-Ведомости»:
• Модульная архитектура.
• Использование условно-бесплатной СУБД с открытым кодом - FireBird позволяет снизить стоимость приобретения системы, а также стоимость ее внедрения и сопровождения.
• Возможность использования системы в гетерогенной среде, как под операционными системами Windows, так и под Unix/Linux.
• Использование единой базы данных.
• Высокое быстродействие клиентской части благодаря вынесению бизнес-логики приложения на уровень СУБД.
• Простой и интуитивно понятный интерфейс, что позволит освоить систему в рекордно короткие сроки.
• Высокая степень интеграции продукта с основными офисными приложениями, такими, как Word и Excel, что обеспечивает привычные и удобные способы работы с печатными формами и документами.
• Мощный инструментарий для создания отчетов - мастер отчетов на базе генератора отчетов FastReport позволяет создавать отчеты любой сложности.
• Возможность интеграции с 1С и прочими системами автоматизации - выгрузка и загрузка данных через открытые промежуточные форматы.
• Возможность импорта и экспорта данных из/в других систем автоматизации.
• Возможность прямого импорта данных с первичных документов путем сканирования.
• Возможность работы с общероссийским классификатором адресов КЛАДР.
• Богатые возможности по конфигурированию системы под конкретное учебное заведение без привлечения разработчиков и технических специалистов.
• Богатые возможности по администрированию базы данных, управлению пользователями, назначению прав доступа к информации и ведению протоколов работы отдельных пользователей системы.
• Технология CSU (Centralized System Update), позволяющая обновлять компоненты системы на рабочих местах пользователей по сети, не прибегая к ручному обновлению на каждом рабочем месте.
• Наличие открытого API (Application Programming Interface).
• Низкие системные требования.
Комплекс программ Лаборатории ММИС
Комплекс программ Лаборатории ММИС предназначен для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Его внедрение позволяет комплексно подойти к решению задач, стоящих перед современным образовательным учреждением.
Основные процессы, которые автоматизирует система:
- разработка, проверка и утверждение учебных планов всех уровней образования;
- подготовка учебных планов для процедуры государственной аккредитации;
- учет и планирование контингента студентов;
- формирование учебной нагрузки и списка учебных групп;
- расчет штатов и распределение учебной нагрузки между преподавателями;
- создание индивидуальных планов преподавателей, учет пожеланий преподавателей по рабочему графику в течение недели;
- планирование реализации учебного процесса внутри семестра;
- автоматическое составление расписания на основе распределенной учебной нагрузки и индивидуальных пожеланий преподавателей;
- регистрация абитуриентов и документооборот приемной комиссии;
- учет и ведение личных дел студентов и аспирантов;
- управление движением контингента студентов;
- проведение компьютерного и бумажного тестирования;
- электронный документооборот рейтинговых ведомостей успеваемости;
- мониторинг и анализ успеваемости студентов;
- печать дипломов, приложений и академических справок;
- гибкое управление доступом к системе на основе ролей;
- формирование отчетности;
- публикация информации об учебном процессе в сети Интернет. Внедрение программного комплекса позволяет:
- ускорить процессы за счет использования электронного документооборота;
- повысить оперативность контроля выполнения процессов;
- автоматизировать трудоемкие операции расчета учебной нагрузки, составления расписания, анализа успеваемости и формирования отчетов;
- облегчить подготовку отчетов и статистических данных;
- повысить имидж образовательного учреждения;
- повысить прозрачность процессов и разграничить ответственность сотрудников;
- стандартизировать формы документов в образовательном учреждении;
- обеспечить доступность всей необходимой информации каждому сотруднику. Программный продукт включает в себя следующие информационные подсистемы:
• приемную комиссию;
• деканат;
• электронные ведомости;
• планы;
• авторасписание;
• лабораторный практикум;
• Goslnsp;
• НПО;
• СПО;
• планы СПО;
• диплом мастер.
АСУ ВУЗ "Universys Web Server 3.5"
Программный продукт компании GiSoft создан на основе Web-технологий. Для доступа к программной части продукта используется интернет-браузер и его возможности.
Основные преимущества АСУ ВУЗ "Universys Web Server 3.5":
• широкий диапазон решаемых задач - от интеграции приемной комиссии с сайтом и управлением внутренней логикой образовательного учреждения до организации дистанционного обучения;
• гибкая настройка учебных, административных, хозяйственных, бизнес-процессов образовательного учреждения;
• настройка дизайна и удобство использования системы;
• надежность технологии;
• индивидуальный план внедрения;
• поддержка разработчика;
• аутсорсинг процессов и задач;
• динамичное развитие системы.
Основные функциональные блоки, из которых состоит система:
• автоматизированная приемная комиссия (доступ может быть организован через существующий web-сайт учебного заведения или через отдельный DNS);
• кабинет студента (доступ может быть организован через существующий web-сайт учебного заведения или через отдельный DNS);
• кабинет заказчика (доступ может быть организован через существующий web-сайт учебного заведения или через отдельный DNS).
Программа «БИТ-АВРОБУС: Управление вузом»
Программа «БИТ-АВРОБУС: Приемная комиссия» предназначена для автоматизации всего цикла задач приемной комиссии вуза: регистрация данных абитуриентов, формирование списков допущенных к вступительным экзаменам, экзаменационных ведомостей, плана приема, списков зачисленных, приказа о зачислении, а также предоставление отчетности по итогам работы. Конфигурация «БИТ-АВРОБУС: Подготовительные курсы» предназначена для автоматизации управления обучением на подготовительных курсах вуза.
Продукт входит в линейку «БИТ-АВРОБУС: Управление вузом», которая обеспечивает: оперативный контроль посещаемости и успеваемости учащихся, оплаты обучения, востребованности различных специальностей, плановой и фактической нагрузки преподава-тел ей и кафедр;
работу различных подразделений для исключения повторного ввода информации и связанных с ним ошибок: приемной комиссии, учебно-методического отдела, деканатов, отделения подготовительных курсов;
повышение качества администрирования учебного процесса, а значит, привлекательности вуза для учащихся и партнеров.
Программа решает задачи:
• регистрации анкетных данных абитуриентов - с формированием необходимого пакета документов (расписки, описи, анкета и т.д.);
• регистрации заявлений абитуриентов, при подаче заявления могут учитываться результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), целевые направления и письма направляющих организаций;
• утверждения списка дисциплин, по которым сдаются вступительные экзамены, для каждой конкурсной группы;
• формирования списков рекомендованных к зачислению по результатам испытаний, с учетом наличия у абитуриента льгот при поступлении в вуз, документов с отличием и результатов олимпиад;
• формирования отчетности для анализа данных об абитуриентах, поданных заявлениях и результатах вступительных испытаний;
• создания информационной системы персональных данных любого класса, при этом дополнительная сертификация решения не требуется.
Результаты внедрения:
• повышение достоверности и полноты получаемой информации;
• значительное сокращение трудозатрат на обработку данных;
• более эффективное использование рабочего времени сотрудников;
• обеспечение оперативного доступа к информации и получение отчетности;
• обработка данных и формирование результирующей информации в реальном времени.
Сравнительный анализ АИС управления вузом
При формировании критериев сравнения АИС целесообразно выделить две группы показателей - общие и частные (персональные) показатели. Общие показатели применяются для автоматизированных информационных систем различных отраслей, тогда как частные, или персональные, - в конкретных случаях и зависят от требований организации, в которой внедряется система. В данном случае были сформированы семь общих показателей, основанных на показателях и критериях отбора, предъявляемых к автоматизированным информационным системам, и пять персональных, сформированных на основе анализа требований и задач, предъявляемых Омской гуманитарной академией как высшим учебным заведением.
Общие показатели:
• платформа: единая, адаптируемая для вузов разного масштаба и профиля; возможность интеграции с другими системами;
• бизнес-логика: понимание разработчиком методологических основ бизнес -процессов вуза;
• технологии: открытый код и/или возможность его получения;
• опыт: доказанный опыт успешных внедрений;
• интерфейс: дружественный, интуитивно понятный пользователю интерфейс, возможности и удобство настройки;
• обучение: наличие инструментов для быстрого освоения пользователями и специалистами технической поддержки функций системы;
• поддержка и обслуживание: качественная и понятная документация, оперативная и квалифицированная работа службы поддержки пользователей.
Частные (персональные) показатели:
• модульная структура;
• автоматизация работы приемной комиссии;
• автоматизация работы с контингентом студентов;
• автоматизация учета и анализа успеваемости;
• автоматизация формирования отчетов, справок и приказов.
В исследовании и сравнении информационных систем использовалась как открытая информация из официальной документации, так и данные, полученные в ходе тестовой эксплуатации каждой из систем.
Применялась следующая система выставления оценок в баллах по каждому из показателей:
• 5 баллов - полностью соответствует;
• 4 балла - соответствует с несущественными недостатками;
• 3 балла - выявлены существенные недостатки;
• 2 балла - не соответствует.
_Оценка систем по совокупности показателей_
Показатель Оценка систем по 5-балльной шкале
Галактика Управление вузом ОБ- Ведомости ММИС О1Бой Бит-Авробус
Общие показатели
Платформа 5 5 5 5 5
Бизнес-логика 5 4 5 5 4
Технологии 3 3 5 4 4
Опыт 3 4 4 4 3
Интерфейс 5 4 5 4 4
Обучение 3 4 4 4 3
Поддержка и обслуживание 3 3 5 3 4
Частные показатели
Модульная структура 4 5 5 5 5
Автоматизация работы приемной комиссии 4 5 4 5 3
Автоматизация работы с контингентом студентов 5 4 5 5 4
Автоматизация учета и анализа успеваемости 4 4 5 5 4
Автоматизация формирования отчетов, справок, приказов 4 5 5 4 4
Итого 48 50 57 53 47
Выставленные оценки по каждому из показателей, а также общая сумма баллов для каждой из систем представлены в таблице.
Оценка стоимости и рекомендации по внедрению
Для формирования рекомендаций по внедрению АИС существенное значение имеет стоимость систем. Лицензионная политика компаний-разработчиков рассматриваемых систем имеет ярко выраженные отличия. Так, стоимость комплекса программ Лаборатории ММИС не зависит от количества пользователей, получающих право работы в системе (у остальных участников тестирования каждое дополнительное рабочее место требует приобретения дополнительной лицензии). Лицензии на программный продукт компании GiSoft продаются со сроком действия один год (у остальных участников тестирования - бессрочно), поэтому первоначально привлекательно выглядящая стоимость приобретения системы может существенно превысить стоимость конкурирующих программных продуктов за время эксплуатации системы (типичный срок - 7 лет).
С учетом стоимостного фактора (оценка стоимости приобретения систем произведена для 30 пользователей), в результате анализа и сравнения АИС управления учебным процессом по рассмотренным общим и частным показателям, на первом месте - Комплекс программ Лаборатории ММИС. Выбор обоснован наличием всех необходимых функциональных возможностей для управления учебным процессом вуза. Общая стоимость системы, включающая модули «Приемная комиссия», «Деканат», «Электронные ведомости» и «Диплом-мастер», составляет 97 000 руб.
На втором и третьем месте соответственно программные продукты компании GS-Ведомости со стоимостью более 130 000 руб. и компании GiSoft (стоимость лицензии на один год на 30 пользователей - 36 000 руб.).
АИС «Галактика Управление Вузом» и «БИТ-АВРОБУС: Управление вузом» в состоянии «из коробки» уступают конкурирующим продуктам по совокупности показателей и при этом стоят ощутимо дороже (от 240 000 руб. на 30 пользователей).
Заключение
В результате проведенного исследования автоматизированных информационных систем управления учебным процессом вуза получена комплексная оценка представленных на рынке систем по совокупности показателей. Это позволило сформулировать рекомендации по внедрению АИС с учетом функциональных возможностей, удобства использования, стоимости, а также эффективности работы служб поддержки пользователей. Практическое значение результатов исследования заключается в возможности обоснованного взвешенного выбора АИС для достижения максимальной эффективности внедрения. Особое значение рекомендации имеют для региональных негосударственных вузов, в том числе Омского региона, где уровень автоматизации уступает показателям ведущих российских вузов.
Библиографический список
1. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам : аналитич. обзор. - М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. - 126 с.
2. Столяров, Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Д.Ю. Столяров ; под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2009. - 68 с.
3. Галактика Управление вузом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://galsoft.ru/node/70/.
4. ОБ-Ведомости - комплексная автоматизация учебного заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gs-vedomosti.ru.
5. Программные продукты для вузов лаборатории ММИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=78.
6. Автоматизированная система управления учебным заведением (АСУ ВУЗ) Universys WS 3.5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gisoft.ru/UniversysWS.asp.
7. Линейка продуктов «БИТ Управление вузом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.pulsar.ru/1c_vuz/.
8. Naumen University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naumen.ru/solutions/univer-sity/pages/about_solution/implementation.
© Хвецкович Э.Б., Мазурик М.С., 2011
Авторы статьи:
Эдуард Брониславович Хвецкович, кандидат технических наук, доцент, Омская гуманитарная академия; Максим Сергеевич Мазурик, соискатель, Омская гуманитарная академия.
Рецензент - О.Н. Лучко, кандидат технических наук, профессор, Омский государственный институт сервиса.