ИСАКОВА Л.Е.
Областной медицинский информационно-аналитический центр,
г. Кемерово
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Организация дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан — сложная задача, успех решения которой зависит от согласованных действий всех участников. Эта согласованность во многом обеспечивается наличием взаимоувязанных информационных технологий у всех участников процесса дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Кемеровский областной медицинский информационно-аналитический центр (КОМИАЦ) разработал и внедрил в Кемеровской области комплекс взаимоувязанных информационных технологий для обеспечения процесса льготного лекарственного обеспечения. Комплекс «ЛЛО-регион» включает системы информационной поддержки льготного лекарственного обеспечения в поликлиниках, аптеках и органах управления здравоохранением, как регионального, так и муниципального уровней. Комплекс обеспечивает информационный обмен с остальными участниками процесса — региональным складом (он взаимодействует с уполномоченной фармацевтической организацией), Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями.
Наличие такого комплекса позволяет обеспечить эффективное участие органов управления здравоохранением в процессе льготного лекарственного обеспечения, необходимое как на этапе формирования заявок на медикаменты, так и на этапе выписки льготных рецептов и отпуска медикаментов.
Необходимо отметить, что в Кемеровской области только федеральные льготники обеспечиваются медикаментами через Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования и уполномоченную фармацевтическую организацию. Что касается региональных льготников (в соответствии с Законом № 122-ФЗ) и лиц, имеющих право на льготы по Постановлению Правительства РФ № 890 от 30.07.1997 г., то они обеспечиваются медикаментами через региональный склад (при закупках из областного бюджета) или через других поставщиков (при закупках из муниципальных бюджетов). Зачастую льготники, в соответствии с Законом № 122-ФЗ, имеют право на льготы по Постановлению № 890 и претендуют на получение бесплатных медикаментов сверх федерального списка.
В связи с этим было решено формировать единую базу льготников и обеспечить единую систему учета выписки и отпуска рецептов в поликлиниках и аптеках. Тем самым, региональный и муниципальные органы управления здравоохранением имеют возможность анализировать «историю» каждого льготника и эффективно управлять процессами формирования заявок и реализации льготных медикаментов.
Не стоит забывать, что льготные категории являются частью населения, прикрепленного к каждой поликлинике, и получают медицинскую помощь наряду с остальными. Сведения о посещениях, которые предусмотрены государственной статистической отчетностью, электронные реестры об оказанных услугах в системе обязательного медицинского страхования формируются для всех прикрепленных. Из этого следует, что льготные категории населения целесообразно «погрузить» в общую базу данных прикрепленного населения и встроить дополнительные функции в систему управления поликлиникой. Именно это решение было реализовано КОМИАЦ.
Поликлиническая система «АРЕНА-SQL» была доработана для работы с льготными категориями населения. Прежде всего, был обеспечен учет льгот, как по Закону № 122-ФЗ, так и по постановлению № 890. На базе системы было создано рабочее место центра организации льготного лекарственного обеспечения. Эти центры были созданы в поликлиниках и обеспечивают ведение и обновление базы льготников, заполнение рецептурных бланков на компьютере, консультации льготников по вопросам льготного лекарственного обеспечения, формирование реестров выписанных рецептов и передачу их в страховые медицинские организации и Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, формирование паспортов участков, отчетных и аналитических форм и др.
Дополнительная сложность реализации ДЛО заключается в том, что выписывать рецепты и формировать заявку необходимо в международных непатентованных наименованиях (МНН), а отпускаются лекарства в торговых наименованиях, именно их знают пациенты и имеют свои предпочтения. Для решения этой проблемы были предприняты следующие шаги: врач выписывает лекарственный препарат по торговому наименованию, а при печати на компьютере оно по
справочнику автоматически заменяется на МНН. Если же данный препарат в настоящее время есть в аптеке для льготного отпуска, то в рецепте формируется торговое наименование. Система позволяет работать в сетевом варианте. В области растет число поликлиник, в которых компьютеры установлены в кабинетах участковых врачей, они сами вводят информацию о посещениях, назначенных препаратах и мгновенно получают напечатанный рецептурный бланк. Безусловно, такой режим работы является оптимальным, но пока он исключение, а не правило. Компьютеризация поликлиник в минимальном варианте (компьютер в регистратуре и рабочее место центра организации льготного лекарственного обеспечения (1 компьютер на 10 тыс. населения) была проведена к началу 2005 года и потребовала больших вложений от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) и Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (ДОЗН).
Отдельная проблема — это обмен информацией между участниками процесса реализации дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Интенсивный информационный обмен предусмотрен нормативными документами, прежде всего, это отчетные документы и реестры выписанных и отпущенных препаратов. Но обмен информацией между уполномоченными поликлиниками и аптеками носит принципиально иной характер. Поликлинике необходимо ежедневно знать, какими медикаментами располагает аптека, чтобы пациент, по возможности, сразу же получил выписанный препарат.
Таким образом, необходима оперативная, надежная и дешевая связь, доступная для каждого участника, независимо от его территориального расположения. В Кемеровской области этим требованиям сегодня отвечает электронная почта. При покупке компьютеров вся партия была укомплектована качественными модемами, которые могут работать даже с плохими телефонными линиями. Все уполномоченные поликлиники и аптеки были подключены к электронной почте, и техническая часть проблемы была решена. Самым сложным оказалось обучить работников работе с почтой, но и его удалось решить.
В результате, поликлиники ежедневно получают файлы с данными о наличии медикаментов в аптеке, и врачи полностью владеют информацией. Автоматизированная система позволяет врачам «видеть» медикаменты на своих компьютерах и выбирать нужный для выписки, либо, когда компьютера в кабинете нет, консультироваться в центре организации льготного лекарственного обеспечения.
Еще один информационный поток из аптеки в поликлинику — сведения об отпущенных рецептах. Это очень важная информация. Она дает
возможность врачу знать, какими именно медикаментами лечился больной, с какой задержкой их получил и получил ли вообще. Кроме того, она важна при составлении заявки.
В Кемеровской области разработан автоматизированный комплекс формирования заявок, предусматривающий согласованную работу участников процесса ДЛО. Обоснованную заявку может сформировать только участковый врач, владеющий полной информацией о прикрепленных льготниках и хорошо представляющий, с одной стороны, какие медикаменты входят в федеральный перечень для льготного отпуска, а с другой стороны — что сегодня есть в наличии в уполномоченной аптеке, обслуживающей поликлинику.
Исходная месячная заявка формируется врачами в торговых наименованиях на основе анализа состояния здоровья льготных категорий, утвержденных перечней медикаментов для каждой категории, с учетом выписанных рецептов за предыдущий период. Кроме того, врачи учитывают, какие медикаменты были реально отпущены и делают на них акцент. Помимо этого, определенный ассортимент медикаментов заказывается в торговых наименованиях без права замены — пациентам с индивидуальной непереносимостью, которым подобран конкретный препарат. Далее заявки объединяются на уровне поликлиники, и распечатываются в формате, позволяющем руководству поликлиники провести детальный анализ: по каждому заявленному МНН приводится заявка на следующий месяц, количество выписанных и количество отпущенных рецептов. Теперь руководитель имеет возможность обратить внимание врача на несоответствие выписанных и заявленных препаратов.
После корректировки заявки по результатам анализа и согласования с аптеками, она в этом же формате подается в территориальную комиссию по утверждению заявок. В Комиссию входят представители территориальных органов управления здравоохранением и представители уполномоченных аптек. Комиссия рассматривает заявку и либо утверждает, либо возвращает в поликлинику для доработки. После утверждения заявка поликлиники передается в аптеку в электронном формате.
В аптеке заявки всех уполномоченных поликлиник автоматически объединяются и корректируются аптекой с учетом остатков медикаментов на складе и темпа отпуска медикаментов, после чего заявка по электронной почте отправляется на региональный склад. Региональный склад, в свою очередь, анализирует представленные заявки, корректирует, объединяет, утверждает в региональном органе управления здравоохранением и передает в уполномоченную фармацевтическую организацию. Такая система позволяет миними-
зировать трудозатраты поликлиник и аптек и контролировать обоснованность заявки на каждом уровне принятия решений.
Теперь об аптечной системе льготного лекарственного обеспечения «АТОЛЛ». Система работает со всеми видами льгот, имеет базу данных льготников, обновляемую Пенсионным фондом через ТФ ОМС, уполномоченную фармацевтическую организацию, региональный склад, а Департаментом социальной защиты — через КОМИАЦ. Система обеспечивает постановку медикаментов на приход, в том числе через электронные накладные. Расход медикаментов учитывается по видам льгот, по источникам финансирования, по категориям населения и остальным параметрам, содержащимся в рецепте. Формируются все финансовые и статистические отчетные формы для всех уровней ответственности — федеральной, областной, муниципальной.
Все уполномоченные аптеки работают с единым справочником медикаментов, который содержит, как составную часть, федеральный перечень с подробной историей — когда медикамент был введен в перечень, изменен, удален. Такая история необходима, поскольку медикаменты по «старому перечню» отпущены и должны учитываться в выходных документах за соответствующий период. Эта же «история» позволяет выводить на экран только текущее актуальное состояние и учитывать его при формировании заявок.
Поддерживается «история» и в справочниках медицинских организаций и врачей. Это тоже жизненно необходимо — одни врачи увольняются, другие начинают работать с определенной даты. ТФ ОМС, проводя медико-экономическую экспертизу, проверяет, работал ли врач в поликлинике в период выписки рецепта.
Аналогичная ситуация с медицинскими организациями — они сливаются, преобразовываются, меняя при этом ОГРНН, «история» и здесь необходима.
Понятно, что ведение всех указанных справочников, а также справочника пунктов льготного отпуска медикаментов требует работы специальной группы, которая и была создана в КОМИАЦ.
Система «АТОЛЛ» проверяет вводимую информацию и сразу сообщает об ошибках. Обеспечена работа с отсроченными рецептами — ведется и распечатывается журнал, выдаются сводные данные. На основе списка отсроченных рецептов аптека может сформировать и отправить по электронной почте на региональный склад заявку «cito». Кроме месячной заявки и заявки «cito», у аптеки есть возможность оперативной заявки в режиме удаленного доступа. В этом режиме аптека получает доступ к текущим остаткам медикаментов на региональном складе и может заказать медикаменты из имеющихся на складе с гарантией доставки в срок до недели.
В целом, комплекс по формированию заявок позволяет обеспечить качество заявок и оперативность исполнения.
Сложная проблема — это работа с неоплаченными рецептами. В соответствии с Методическими рекомендациями Федерального Фонда ОМС, проводится медико-экономическая экспертиза представленных электронных реестров, выписанных рецептов и выборочная очная медико-экономическая экспертиза. Следует отметить, что экспертиза электронных реестров проводится как ТФ ОМС, так и уполномоченной фармацевтической организацией. При этом алгоритмы проверки в разных организациях различаются и периодически усложняются.
Возникает необходимость анализировать причины отказов в оплате и, в обоснованных случаях, направлять неоплаченные рецепты в аптеки для исправления. В остальных случаях требуется принимать решения на уровне области. Например, в Кемеровской области в начале 2005 года, в условиях недостаточных федеральных поставок, было принято решение отпускать федеральным льготникам необходимые медикаменты из областного запаса, муниципальных запасов и собственных запасов аптек. При этом федеральный перечень медикаментов льготного отпуска появился в области 11 января, а до аптек дошел к концу месяца. Понятно, что ими были выписаны и отпущены медикаменты сверх перечня, оплату которых ТФ ОМС не производит, но и аптеки сделать ничего не могут. Существуют и другие причины неоплаты рецептов, требующие анализа и принятия решений на областном уровне. Поэтому ДОЗН КО было принято решение поручить КОМИАЦ принимать электронные реестры от аптек, проводить предварительную экспертизу реестров, выявлять ошибочные и направлять в аптеки для исправления, а также принимать меры по устранению причины возникновения ошибок (дополнительное обучение, усиление автоматического контроля при выписке и вводе рецептов и т.д.).
Если причины неоплаты не могут быть устранены на уровне аптек и поликлиник, то КОМИАЦ должен ставить эти вопросы перед ДОЗН. Такая работа осложняется тем, что оплата отпущенных рецептов проводится с большой задержкой (из-за длинной цепочки — КОМИАЦ — региональный склад — уполномоченная фармацевтическая организация — ТФ ОМС, включающий на трех этапах экспертизу). Тем не менее, включение КОМИАЦ в цепочку дополнительного лекарственного обеспечения позволяет повысить оперативность устранения причин неоплаты рецептов и своевременно информировать ДОЗН о ситуациях, что, в свою очередь, дает возможность руководителям принимать обоснованные управленческие решения. Так, по результатам анализа ситуаций
регулярно проводятся областные совещания с руководителями органов управления здравоохранением территорий, руководителями уполномоченных аптек и поликлиник, по электронной почте рассылаются информационные и методические материалы. Следует отметить, что реализация дополнительного льготного обеспечения в значительной степени способствовала введению в здравоохранении области обмена документами с использованием электронной почты.
Остановимся на вопросах обучения и консультирования при реализации льготного лекарственного обеспечения. Обучение работе с компьютерными системами работников аптек и поликлиник КОМИАЦ провел в виде ряда обучающих семинаров. Однако на местах требовалось постоянное системное сопровождение, обновление баз льготников, справочников, программного обеспечения, его установка на новых рабочих местах и настройка.
В соответствии с приказом ДОЗН, во всех территориях были введены должности системных программистов и приняты конкретные специалисты. КОМИАЦ провел первоначальное обучение и постоянно консультирует их по вопросам системного сопровождения. Такой подход позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Кроме того, сотрудники КОМИАЦ консультируют работников поликлиник и аптек по вопросам работы с системами. Это — важный компонент реализации дополнительного лекарственного обеспечения в условиях постоянно изменяющихся справочников медикаментов, отчетных форм и порядка отпуска.
Перейдем к третьей составляющей комплекса «ЛЛО-регион». Это — аналитическая информационная система для органов управления здравоохранением «КОРАЛЛ». Она работает как
на областном, так и на муниципальных уровнях управления. В областную информационно-аналитическую систему еженедельно по электронной почте передаются данные из всех уполномоченных аптек, они содержат сведения о поступлении медикаментов по всем видам ответственности, по отпуску медикаментов и их остаткам. Еженедельно формируются отчетные формы в разрезе территорий и аптек по каждому виду льготы о количестве и сумме отпущенных рецептов, о суммах, на которые поступили медикаменты по каждой льготе и об остатках медикаментов — в ассортименте и суммах. Формируются отчеты об обеспечении медикаментами отдельных категорий населения. Ведется анализ средней стоимости рецепта по видам льгот, отслеживается число обратившихся льготников и анализируется среднее и максимальное число обращений за период и количество рецептов, отпущенных каждому льготнику во всех аптеках области. Имеется возможность получить сведения по льготникам, которым отпущены медикаменты, как по Закону № 122-ФЗ, так и по Постановлению № 890.
Система «КОРАЛЛ» позволяет оперативно проводить весь необходимый для управления льготного лекарственного обеспечения анализ, что дает возможность органам управления корректировать работу уполномоченных поликлиник и аптек. Аналогичная работа проводится в ряде городов области. Там система «КОРАЛЛ» позволяет контролировать медикаментозное обеспечение льготников конкретного города по всем видам льгот за счет всех источников.
В заключение следует отметить, что внедрение программного комплекса «ЛЛО-регион» способствовало успешной реализации Закона № 122-ФЗ и усилению контроля за выполнением Постановления № 890.