dent: an educational and methodical complex for pupils of 5-7 grades of the general education organizations]. Moscow, RShBA Publ., 2017. 432 p. (In Russ.).
4. Gendina N.I. Razvitie nauchnogo naslediya S.A. Sbitneva v oblasti formirovaniya informatsionnoy kul'tury lichnosti - magistral'noe napravlenie v deyatel'nosti NII informatsionnykh tekhnologiy sotsial'noy sfery Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Development of scientific heritage of S.A. Sbitnev in the field of formation of information culture of the person - the chief direction in activities of Scientific Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere in Kemerovo State University of Culture and Arts]. Nasledie S.A. Sbitneva: uchenogo, pedagoga, novatora: sb. mater. nauch.-praktich. konf., posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya S.A. Sbitneva (Kemerovo, Novokuznetsk, 14-19 marta 2008 goda). [S.A. Sbitnev's heritage: scientist, teacher, innovator: conference thesis, devoted to the 90 anniversary since the birth of S.A. Sbitnev]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2008, pp. 86-103. (In Russ.).
5. Gendina N.I. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: idei i resheniya [Formation of information culture of the person: ideas and decisions]. Stas Andreevich Sbitnev: zhizn', otdannaya lyudyam. Khronika. Vospominaniya. Issledovaniya [S.A. Sbitnev: the life given to people. Chronicle. Memoirs. Researches]. Kemerovo, Kemerovo State Academy of Culture and Arts Publ., 2003, pp. 304-318. (In Russ.).
6. Kontseptsiyafederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya:proekt [Concept of Federal State Educational Standards of the General Education: project]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 39 p. (In Russ.).
7. Pereosmyslivaya obrazovanie. Obrazovanie kak vseobshchee blago?: doklad YuNESKO [Reinterpreting education. Education as general benefit?: report of UNESCO]. Paris, 2015. 104 p. (In Russ.).
8. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya [Federal state educational standards of the general education]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education and Science of the Russian Federation: official site]. (In Russ.) Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTLi/543 (accessed 18.12.2017).
УДК 004.5
СОЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ: НОВЫЙ ЭТАП В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ С. А. СБИТНЕВА
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: nii@kemguki.ru
Колкова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kolkovani@mail.ru
Раскрывается роль профессора С. А. Сбитнева как основоположника Кемеровской библиотечной школы и основателя научного направления по изучению электронных информационных ресурсов. Характеризуются объективные предпосылки необходимости повышения квалификации руководителей библиотек, музеев, архивов в сфере сайтостроения. Отмечаются принципиальные особенности официальных сайтов учреждений культуры. Приводится система критериев оценки качества официального сайта учреждения культуры, которая позволяет оценить качество контента; качество дизайна и эргономических характеристик; качество сервисных характеристик и программной реализации сайта. Обосновывается опасность упрощенного субъективного подхода к созданию официальных сайтов учреждений культуры, ведущего к снижению их качества. Показывается сущность взаимодействия за-
казчика и разработчика официального сайта учреждения культуры на предпроектной, проектной и по-слепроектной стадиях их создания. Приводится перечень важнейших документов, сопровождающих выполнение работ на каждой из стадий создания официального сайта. Представляется способ рационального разделения труда в системе «Заказчик - Разработчик» на предпроектной, проектной и после-проектной стадиях создания официального сайта учреждения культуры. Анализируется деятельность научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры (ранее НИИ ИТ СС КемГУКИ) как научного центра по изучению и разработке официальных сайтов учреждений культуры, а также как участника образовательной программы «Технология формирования цифрового контента институтов памяти». Излагаются разработанные в НИИ ИТ СС КемГУКИ теоретические основы создания официальных сайтов учреждений культуры. Приводится разработанная в НИИ ИТ СС КемГУКИ унифицированная модель концепции создания официального сайта учреждения культуры. Характеризуются особенности разработанной в НИИ ИТ СС КемГУКИ технологии подготовки веб-текстов, основанной на использовании формализованных методов анализа и синтеза информации. Отмечается согласованность разработанных в НИИ ИТ СС КемГИК теоретических постулатов создания официального сайта учреждения культуры и модели его концепции с содержанием подготовленного на международном уровне документа «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации». Излагаются задачи повышения квалификации руководителей учреждений культуры в сфере сайтостроения. Дается характеристика содержания обучения руководителей библиотек, архивов, музеев Кемеровской области по созданию официальных сайтов в ходе краткосрочных курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: электронные информационные ресурсы, официальные сайты, учреждения культуры, С. А. Сбитнев, повышение квалификации, руководители библиотек, музеев, архивов.
CREATION OF THE OFFICIAL SITES AND THE PROBLEM OF TARGET PREPARATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE MANAGING STAFF OF THE ORGANIZATIONS OF CULTURE: THE NEW STAGE IN REALIZATION OF THE IDEAS OF S.A. SBITNEV
Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Director of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: nii@kemguki.ru
Kolkova Nadezhda Ivanovna, PhD of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Technology of Automated Data Processing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kolkovani@mail.ru
The paper reveals the role of professor S.A. Sbitnev as a founder of Kemerovo library school and a founder of the scientific direction on a study of electronic information resources. The need of professional development in cultural institutions (libraries, museums, archives) is characterized. In the sphere of a site creation. Basic features of the official sites of cultural institutions are noted. The system of criteria for evaluation of quality of the official site of cultural institutions is given. The danger of the simplified subjective approach to creation of the official sites of cultural institutions leading to decrease in their quality is proved. Activities of Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere in Kemerovo State University of Culture as a scientific center on a study and development of the official sites of cultural institutions and also as participant of the educational program "Technology of digital content of institutes of memory" are analyzed. The theoretical bases of development of the official sites of cultural institutions developed in Scientific Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere in Kemerovo State University of Culture are shown. The unified model of the concept of site development is given. Features of the preparation of web texts based on the
use of the formalized methods of the analysis and synthesis of information developed in Scientific Research Institute are characterized. Coherence of the theoretical postulates of site development and model of its concept contents developed in Scientific Research Institute highlights the document prepared at the international level "Interaction of Websites on Culture with the User. Recommendations." Problems of professional development of heads of cultural institutions in the sphere of a site development are stated. The content of vocational training for heads of libraries, archives, museums of Kemerovo region in site development is presented.
Keywords: electronic information resources, official sites, cultural institutions, S.A. Sbitnev, professional development, heads of libraries, museums, archives.
С. А. Сбитнев - основоположник Кемеровской библиотечной школы и основатель научного направления по изучению электронных информационных ресурсов. С именем профессора С. А. Сбитнева, заслуженного работника культуры РФ, основателя библиотечного факультета Кемеровского государственного института культуры, заложившего основы Кемеровской библиотечной научной школы, связано становление целого ряда направлений научных исследований. Среди них важнейшее место занимали исследования в области создания и интеграции информационных ресурсов, в том числе электронных информационных ресурсов.
Важнейшим постулатом в научном наследии С. А. Сбитнева является идея о том, что информация, не являясь материальной субстанцией, может оказывать огромное влияние на вполне материальные процессы, происходящие в науке, промышленном производстве, в развитии культуры и образования. С. А. Сбитнев был убежден, что информационные ресурсы «должны работать». В этой связи С. А. Сбитнев видел главную задачу и службу информации и библиотек в том, чтобы «эксплуатировать информационные ресурсы, заставить их максимально эффективно работать», то есть раскрыть и довести до пользователей богатство содержания тех информационных ресурсов, которые они хранят. Эти идеи были высказаны С. А. Сбитневым еще в начале 80-х годов ХХ века, но остаются злободневными и сегодня.
Появление и развитие Интернета внесли грандиозные изменения в жизнь общества в целом и существенным образом повлияли на библиотечно-информационную сферу, включая создание, интеграцию электронных информационных ресурсов и, прежде всего, сферу сайто-строения. В современной ситуации поставленная С. А. Сбитневым задача «эксплуатировать инфор-
мационные ресурсы, заставить их максимально эффективно работать на пользователя» остается весьма актуальной, будучи перенесенной в область создания официальных сайтов институтов памяти (библиотек, музеев, архивов). Гигантское количество сайтов, созданных, в частности, организациями культуры, вовсе не гарантирует для потребителей надежность предоставляемой информации и удобство использования. Время, когда наличие сайта у библиотеки или музея уже само по себе считалось достижением, давно закончилось. Официальный сайт организации культуры стал источником официальной информации, повседневным рабочим инструментом и для его владельцев, и для пользователей, и для органов управления, органов надзора и контроля. Это обстоятельство обязывает, в первую очередь, именно руководителей организаций культуры владеть профессиональными знаниями, определяющими требования к официальным сайтам в целом и представленной на них информации, в частности - быть способным компетентно управлять процессом их создания.
Объективные предпосылки организации повышения квалификации руководящих кадров учреждений культуры в сфере сайто-строения. Конец 90-х годов ХХ века - начало XXI века характеризуются переходом к массовому созданию сайтов. Важность создания цифрового контента в сфере культуры отмечается в Концепции региональной информатизации: «...рекомендуется обеспечить на региональном уровне доступ граждан к объектам культуры и сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети "Интернет" сайтов и информационных порталов учреждений культуры» [5]. Уникальные особенности интернет-ресурсов закономерно определили стремление учреждений культуры к созданию собственных
сайтов, которые стали важнейшим видом электронных информационных ресурсов для учреждения культуры любого типа. При этом особое значение имеет статус сайта, в соответствии с которым они подразделяются на официальные и неофициальные. «Официальность» сайта учреждения культуры означает, что он представляет собой его официальное представительство в Интернете в виде электронного информационного ресурса, содержащего логически завершенную, полную, хорошо структурированную, достоверную и своевременную (актуальную) информацию, которая в пределах полномочий собственника сайта подлежит распространению в целях развития всех направлений его деятельности и не является предметом правовых и этических нарушений.
Результаты деятельности учреждений культуры по созданию представленного в Интернете цифрового контента могут быть проиллюстрированы сведениями, приведенными в работе «Индикаторы информационного общества: 2016» [3].
Таблица 1
Индикаторы сайтостроения в сфере культуры как предпосылки активизации деятельности по созданию официальных сайтов (по данным на 2014 год)
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что до 100 % реализации показателя «наличие сайта» библиотекам, архивам и музеям, к сожалению, еще весьма далеко. Задача сайтостроения в сфере культуры сегодня - это не только потребность в количественном росте сайтов, но и необходимость обеспечения их надлежащего качества. Однако на практике нередко учреждения культуры как заказчики и будущие владельцы официальных сайтов акцентируют внимание, прежде всего, на самой деятельности по созданию офи-
циальных сайтов, а не ее результатах и их качестве. Именно с позиций повышения качества для многих владельцев актуальной становится работа по модернизации ранее созданных сайтов учреждений культуры.
К числу объективных предпосылок, определяющих кардинальные перемены в организации деятельности по созданию и модернизации официальных сайтов и стимулирующих необходимость повышения квалификации руководителей учреждений культуры в сфере сайтостроения, относятся: повышение государственных требований к оцифровке объектов культурного наследия и развитию удаленного доступа к цифровому контенту; стремительный рост российской интернет-аудитории, ориентированной на получение надежных и достоверных сведений вне географических, временных и иных границ; задачи эксплуатации и постоянного поддержания сайтов в рабочем состоянии в условиях динамично меняющейся социальной и технологической среды.
Система критериев оценки качества официального сайта учреждения культуры. Качество официального сайта - совокупность характеристик официального сайта, определяющих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности пользователей. В настоящее время в теории и практике создания и эксплуатации официальных сайтов принято ориентироваться на четыре группы критериев оценки их качества:
1. Критерии оценки качества контента.
2. Критерии оценки качества сервисных характеристик.
3. Критерии оценки качества дизайна и эргономических характеристик.
4. Критерии оценки качества программной реализации.
Если конкретизировать состав каждой из этих групп критериев оценки официальных сайтов, то основные потребительские свойства официальных сайтов учреждений культуры могут быть представлены следующим образом:
1. Качество контента официального сайта учреждения культуры:
• адекватность и целостность (системность) контента с позиций отражения функций учреждения культуры в соответствии с его типом/видом: как общих для всех типов учреждений культуры,
Наименование объекта сайтостроения Наличие сайтов, %
Учреждения культуры в целом 22,7
Библиотеки, архивы, учреждения клубного типа 19,9
Музеи и учреждения охраны исторических мест и зданий 44,6
так и специфичных, определяемых типом/видом учреждения культуры и категориями его пользователей;
• удовлетворение потребностей заданных категорий пользователей (релевантность, актуальность, полнота, достоверность, логичность структуры и др.);
• оперативность обновления информации.
2. Качество дизайна и эргономических характеристик официального сайта учреждения культуры:
• наличие и единство элементов фирменного стиля учреждения культуры, оптимальность используемой цветовой гаммы, набора используемых шрифтов и пиктограмм;
• простота и дружественность (интуитивная понятность) интерфейса;
• правильность (целесообразность) дизайна и эргономических характеристик с учетом различных категорий пользователей (в том числе людей с физическими ограничениями здоровья);
• качество представления графического материала, звуковой, видеоинформации и др.
3. Качество сервисных характеристик официального сайта учреждения культуры:
• состав сервисов общего профиля в разрезе реализуемых сайтом функций, например, организация навигации, поиск по сайту, форум (дискуссионный клуб, клуб по интересам), интернет-конференция, вопрос-ответ и др.;
• состав сервисов, отражающих специфику деятельности учреждения культуры определенного типа, в разрезе реализуемых им функций.
4. Качество программной реализации официального сайта учреждения культуры:
• надежность функционирования;
• комфортность работы (удобство эксплуатации и обслуживания); доступность (понятность, легкость освоения, ориентация на пользователя-непрофессионала, на людей с физическими ограничениями здоровья);
• мобильность (поддержка платформ различных браузеров, мобильных устройств и др.);
• непротиворечивость в работе с другими программными средствами);
• модифицируемость (возможность внесения различных изменений и доработок);
• совместимость;
• защищенность от несанкционированного доступа;
• возможность реализации различных форм представления информации (объемные изображения, звук, анимация, графика и т. п.).
Данный перечень потребительских свойства позволяет оценивать качество официального сайта учреждения культуры автономно по каждой группе критериев и системно при оценке качества сайта в целом.
Допустимые значения критериев каждой из названных выше четырех групп в настоящее время должны подчиняться двум видам требований. Во-первых, на государственном уровне - требованиям российского законодательства в сфере официальных сайтов. Во-вторых, на международном уровне - рекомендациям, предъявляемым к оценке качества официальных сайтов с позиций принципов качества сайтов объектов культуры [7].
Следует заметить, что отечественная нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы создания и использования электронных информационных ресурсов, в частности, официальных сайтов учреждений культуры, динамично развивается. Так, заказчики и разработчики официальных сайтов учреждений культуры сегодня могут обратиться к федеральному закону, нормативно закрепившему в статье 36.2 принцип «Информационной открытости организаций культуры» и предусматривающему в статье 36.1 предоставление на официальных сайтах информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры [6].
Министерство культуры РФ приказом от 20 февраля 2015 года № 277 сформулировало требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах. В их состав входят требования к контенту, к сервисным характеристикам и программной реализации официального сайта учреждения культуры [8]. Анализ состава требований, приведенных в этом документе, и сопоставление их с составом разработанных в теории и практике сайтостроения требований свидетельствуют об их неполноте. Министерство культуры РФ декларирует в данном приказе требования, которые распространяются лишь на некоторые аспекты качества офи-
циального сайта учреждения культуры. Однако, к сожалению, на практике нередко именно этот избирательный набор требований воспринимается заказчиками и разработчиками официальных сайтов как всеобъемлющий и директивный. Тем самым появляется возможность для субъективного и упрощенного подхода к созданию официальных сайтов, что, в конечном счете, ведет к снижению их качества. Обманчивая простота сокращенного перечня требований, предъявляемых к официальному сайту, на практике оборачивается потерями качества контента создаваемых сайтов и, как следствие, снижением интереса пользователей к сайтам учреждений культуры.
Заказчик и разработчик официального сайта учреждения культуры: сущность взаимодействия. Создание официального сайта требует от разработчиков весьма широкого набора не только знаний, но и практических умений в сфере разработки логической модели сайта и ее программной реализации [4]. Как правило, учреждения культуры для разработки официальных сайтов привлекают специалистов в области информатики (прежде всего, программистов). Однако, как показывает опыт, ни один программист, не обладая глубокими знаниями предметной области «Культура», включая соответствующие отраслевые разделы «Библиотечное дело», «Музейное дело», «Архивное дело», не может создать полноценный официальный сайт, отвечающий всему комплексу требований к его качеству. Тем самым объективно появляется необходимость активного участия в создании официальных сайтов не только специалистов в области информатики - разработчиков, но и учреждений культуры - заказчиков.
Если говорить о рациональном разделении труда в системе «Заказчик - Разработчик», то действия заказчика на основных стадиях создания официального сайта учреждения культуры могут быть представлены следующим образом:
Предпроектная стадия создания официального сайта
• Анализ функционирования учреждения культуры - объекта сайтостроения.
• Создание информационного образа учреждения культуры - объекта сайтостроения.
• Формирование требований к официальному сайту.
• Разработка (участие в разработке) концепции официального сайта.
• Разработка (участие в разработке) технического задания на создание официального сайта.
• Подготовка заявки на создание официального сайта.
• Заключение договора (контракта) на создание официального сайта.
Проектная стадия создания официального сайта
• Уточнение исходных данных для проектирования сайта, в том числе уточнение цели, состава функций и задач, реализуемых сайтом.
• Согласование промежуточных результатов проектирования сайта, в том числе по:
- составу и структуре контента сайта;
- функциональным сервисам сайта;
- системе навигации сайта;
- дизайну сайта;
- защите информации сайта;
- обеспечивающим подсистемам сайта.
• Согласование и утверждение документации сайта.
• Организация перевода контента сайта на иностранный язык.
Послепроектная стадия создания официального сайта
• Выбор вида хостинга.
• Выбор (участие в выборе) хостинговой компании (провайдера) и взаимодействие с ней.
• Выбор (участие в выборе) доменного имени сайта.
• Участие в тестировании и отладке опытного образца сайта.
• Организация обучения персонала учреждения культуры.
• Организация проведения испытаний сайта.
• Составление плана-графика внедрения сайта.
• Отбор и подготовка исходных материалов для создания сайта.
Формирование (участие в формировании) на основе исходных материалов веб-текстов и других материалов для компоновки контента рубрик и подрубрик сайта.
• Контроль восстановления сайта из резервной копии.
• Участие в выработке решений по продвижению сайта.
• Оценка качества сайта.
• Разработка документации, сопровождающей внедрение сайта: издание приказа о внедрении сайта, оформление акта внедрения сайта и др.
• Принятие решения о частоте обновления сайта.
• Принятие решения о необходимости модернизации сайта.
Как видно из приведенного перечня видов действий, роль заказчика распространяется на выполнение работ, реализуемых на всех стадиях, но доминирующим является его участие на пред-проектной и послепроектной стадиях создания официального сайта.
Активность и плодотворность участия заказчика в создании официального сайта зависит от уровня знаний в этой сфере специалистов и руководящего состава учреждений культуры и, прежде всего - первых руководителей. Отсутствие достаточной профессиональной подготовки в сфере сайтостроения не позволяет руководителям учреждений культуры определенно и однозначно выразить свою позицию как заказчика официального сайта, не дает возможности четко сформулировать требования к проектируемому сайту в соответствии со спецификой своей предметной области (учреждения культуры определенного типа). Эта неопределенность и отсутствие конкретных требований на практике зачастую усугубляются недокументированным типом взаимоотношений между заказчиком и разработчиком, просьбами типа: «Сделайте нам хороший сайт!».
Между тем в теории и практике проектирования сайтов уже разработаны документы, регламентирующие выполнение работ по созданию официального сайта. Такие документы позволяют заказчику принять обоснованные управленческие решения по созданию официального сайта, четко и однозначно формулировать свои требования разработчикам сайтов. Приведем перечень важнейших документов, сопровождающих выполнение каждой из стадий создания официального сайта.
Предпроектная стадия создания официального сайта: отчет о предпроектном обследовании объекта сайтостроения; концепция сайта;
техническое задание на создание сайта; заявка на создание сайта; договор о создании сайта.
Проектная стадия создания официального сайта: паспорт официального сайта; руководство пользователя; инструкция о порядке подготовки и размещения материалов на официальном сайте; методика подготовки веб-текстов для официального сайта.
Послепроектная стадия создания официального сайта: акт завершения работ; акт приемки в опытную эксплуатацию; акт приемки в постоянную эксплуатацию; план-график работ; приказ о проведении работ; приказ о составе приемочной комиссии; протокол испытаний; протокол согласования.
Такая документированность объективно обусловлена необходимостью перехода от эмпирической деятельности на базе интуиции и здравого смысла, от способа проб и ошибок к научно-обоснованной разработке официального сайта. Научное обоснование сайта воплощается в концепции, определяющей впоследствии стратегию и тактику разработки официального сайта. Практически это требует от заказчика осознанных ответов на такие принципиальные вопросы, как:
• Зачем мы создаем сайт и зачем он может понадобиться пользователям?
• Кому мы адресуем свой сайт? Кто предполагаемые пользователи сайта и каковы их потребности? Интересы каких групп пользователей должны быть приоритетными при создании сайта?
• Что мы должны разместить на сайте, чтобы решить свои проблемы и чтобы пользователи захотели им воспользоваться?
• Где в составе контента сайта наиболее оптимально разместить конкретную информацию?
• Как мы можем организовать сайт, чтобы он давал максимальный эффект, чтобы пользователям было комфортно работать с ресурсом и они могли найти на сайте необходимую информацию?
НИИ ИТ СС КемГИК как организатор инициативных научных исследований и разработок официальных сайтов учреждений культуры. С 2000 года в научно-исследовательском институте информационных технологий соци-
альной сферы ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» (НИИ ИТ СС КемГИК, ранее НИИ ИТ СС КемГУКИ, www.nii. kemguki.ru) ведутся исследования и разработки интернет-ресурсов. Содержание этих исследований получило отражение в сборнике научных статей «Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика» [8]. Обоснование разработки и сущность концепции создания официального сайта учреждения культуры подробно рассмотрены в работе [2].
Научный коллектив НИИ ИТ СС КемГИК разделяет и последовательно реализует в своих разработках идею профессора С. А. Сбитнева относительно необходимости повышения качества электронных информационных ресурсов как ядра их эксплуатационной мощности. Многолетние исследования НИИ ИТ СС позволили разработать теоретические основы создания официальных сайтов учреждений культуры. Центральное место в разработанной теории занимают следующие постулаты:
1. Создание сайта требует последовательного выполнения комплекса работ на предпроектной, проектной, послепроектной стадиях создания официального сайта.
2. Качество сайта в особой мере формируется на предпроектной стадии при разработке его концептуальной модели (концепции сайта и технического задания на создание сайта).
3. Важнейшим средством оптимизации проектирования контента сайта на предпроектной стадии является информационный образ объекта сайтостроения.
4. Разработка официального сайта учреждения культуры должна осуществляться с позиций системного подхода к оценке его качества.
5. Создание официального сайта учреждения культуры должно базироваться на сочетании технологического и творческого подходов.
НИИ ИТ СС разработал унифицированную модель концепции создания официального сайта учреждения культуры. Определение «унифицированная» означает, что такая модель может быть использована при создании официального сайта любого учреждения культуры, независимо от его типа. Представление об этой унифицированной модели дает таблица 2.
Таблица 2 Примерный состав параметров и характеризующих их аспектов содержания в составе концепции официального сайта учреждения культуры
Параметр проектируемого сайта Аспекты содержания
Контент • Состав рубрик и подрубрик контента сайта с обоснованием их назначения и логики иерархии. • Результаты оценки релевантности контента сайта типу/виду, функциям учреждения культуры; основным категориям пользователей сайта; собственными функциями и задачами сайта
Дизайн Общая визуальная концепция: цветовая палитра, расположение текста, шрифты, соответствие фирменному стилю заказчика (при его наличии). Формы и способы представления информации на сайте. Структура шаблона страницы сайта. Элементы главной страницы. Элементы Header - блока в верхней части страницы сайта. • Элементы Footer - блока в нижней части страницы сайта
Система навигации • Описание средств системы главной и локальной навигации (если она присутствует на сайте)
Функциональные сервисы • Состав типовых функциональных сервисов, предоставляемых сайтом. • Состав специализированных сервисов, предоставляемых сайтом учреждения культуры
Защита информации • Система мер по защите информации на сайте и организации онлайн-услуг сайта. • Средства защиты авторских прав владельцев информации, размещенной на сайте
Программно- техническая платформа • Состав технических средств и требования к их функциональным и эксплуатационным характеристикам. • Состав средств системного и прикладного программного обеспечения сайта, а также инструментария программирования, включая средства создания html-документов
Разработанные в НИИ ИТ СС КемГИК теоретические постулаты создания официального сайта учреждения культуры и модель его концепции полностью согласуются с разработанным в 2009 году на международном уровне документом «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации» [1]. В соответствии с ним проектирование веб-сайта организации по культуре (музея, архива, отдельной библиотеки, информационного центра или библиотечной сети) - процесс, при котором необходимо учитывать:
• потребности и характеристики пользователей;
• профиль и миссию самой организации;
• особенности организации и ценности, которые эта организация может предложить конечным пользователям.
Требования к уровню подготовки заказчиков официальных сайтов учреждений культуры и организация повышения их квалификации в сфере сайтостроения. В сентябре 2017 года в рамках образовательной программы «Технология формирования цифрового контента институтов памяти» сотрудниками НИИ ИТ СС КемГИК проведено обучение специалистов библиотек, архивов, музеев Кемеровской области в формате краткосрочных курсов повышения квалификации. Целью курсов явилась подготовка руководящих работников учреждений культуры и архивов к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере управления созданием официальных сайтов. Задачи повышения квалификации руководителей учреждений культуры в данной сфере включали:
• формирование готовности руководителя учреждения культуры как заказчика официального сайта оценить конкретную ситуацию, диагностировать подходы к решению проблемы, принять или отклонить предложения разработчика, компетентно контролировать процесс создания сайта и, наконец, охарактеризовать его качество;
• формирование умений разработки ключевых положений концепции официального сайта и технического задания на его создание; освоения подходов к конструированию веб-текстов.
Лекционная часть курсов была ориентирована на приобретение теоретических знаний в таких предметных областях, как:
• Современный понятийно-терминологический аппарат сайтостроения.
• Подходы к определению качества официальных сайтов.
• Достижения отечественного и зарубежного опыта создания официальных сайтов в сфере культуры.
• Методология создания официальных сайтов учреждений культуры.
• Нормативные требования к официальным сайтам.
• Состав стадий, этапов и технологий создания официальных сайтов.
• Требования к документированию работ по созданию официальных сайтов.
• Виды и содержание аудита официальных сайтов.
Практико-ориентированная часть обучения предусматривала закрепление приобретенных теоретических знаний по созданию условно стабильных и динамичных веб-текстов как основы контента сайтов учреждений культуры.
Полученная теоретическая и практико-ориентированная подготовка прежде всего позволила каждому слушателю курсов повышения квалификации увидеть себя и свою роль в многогранном процессе сайтостроения; оценить степень своей готовности к продуктивному диалогу с привлекаемыми к реализации этой деятельности специалистами другого профиля по всему кругу вопросов, решаемых на предпроектной, проектной и послепроектной стадиях; снизить риски принятия оптимальных стратегических решений по созданию официального сайта. В конечном счете открытое мировое информационное пространство сможет пополниться интернет-ресурсами надлежащего качества.
В заключение хотелось бы отметить, что 100-летний юбилей профессора С. А. Сбитне-ва является замечательным поводом для осмысления достижений и пробелов в современной теории и практике создания электронных информационных ресурсов. Отдавая дань уважения С. А. Сбитневу как генератору ключевых идей в сфере информационных ресурсов, активному пропагандисту внедрения автоматизированных технологий в практику работы библиотек, деятельному стороннику повышения квалификации в этой сфере, прежде всего, руководителей как людей, принимающих решения, следует отметить и то принципиально новое, что коренным образом отличает ситуацию в данной сфере от
ситуации конца ХХ века. Если в конце ХХ - начале XXI века, то есть в самом начале эпохи Интернета, в системе повышения квалификации преимущественно решались проблемы психологической подготовки руководителей к созданию цифрового контента, то сегодня ситуация принципиально иная. От руководителей учреждений культуры требуется не столько психологическая, сколько технологическая готовность к созданию
и модернизации электронных информационных ресурсов, включая официальные сайты. От них требуется овладение сложной, но весьма необходимой профессиональной информацией во имя того, чтобы избежать неоправданных рисков в ходе создания официального сайта как полномочного представительства учреждения культуры в интернет-пространстве и надежного информационного ресурса для пользователей.
Литература
1. Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем: рекомендации. - Баку: Центр ПИК, 2012. - 659 с.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно-обоснованной концепции // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 12. - С. 87-104.
3. Индикаторы информационного общества: 2016: стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с.
4. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Технологии создания электронных информационных ресурсов: учеб. пособие. -М.: Литера, 2013. - 360 с.
5. Концепция региональной информатизации [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2014 года № 2769-р // Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2017).
6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации: [утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1; ред. от 28.11.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 18.12.2017).
7. Принципы качества веб-сайтов по культуре: рук. - М., 2006. - 62 с.
8. Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика: сб. науч. тр. - СПб.: ЦОП Профессия, 2015. - 384 с.
References
1. Vzaimodeystvie veb-saytov po kul 'ture s pol'zovatelem: rekomendatsii [Interaction of websites on culture with the user. Recommendations]. Baku, Tsentr PIK Publ., 2012. 659 p. (In Russ.).
2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Aldokhina O.I. Sozdanie effektivnogo ofitsial'nogo sayta ob"ekta kul'tury: ot em-piriki k razrabotke i realizatsii nauchno-obosnovannoy kontseptsii [Development of the effective official site of an object of culture: from empiricists to development and implementation of the scientifically based concept]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 12, pp. 87-104. (In Russ.).
3. Indikatory informatsionnogo obshchestva: 2016: statisticheskiy sbornik [Indicators of information society: 2016: statistical collection]. Moscow, NIU VShE Publ., 2016, 304 p. (In Russ.).
4. Kolkova N.I., Skipor I.L. Tekhnologii sozdaniya elektronnykh informatsionnykh resursov: ucheb. posobie [Technologies of creation of electronic information resources: studies grant]. Moscow, Litera Publ., 2013. 360 p. (In Russ.).
5. Kontseptsiya regional'noy informatizatsii: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 de-kabrya 2014 goda № 2769-r [The concept of regional informatization is approved by the order of the Government of the Russian Federation, on December 29, 2014 No. 2769-r]. Konsul'tantPlyus: spravochnayapravovaya sistema [Consultatnt: Reference Law System]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 18.12.2017).
6. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture: zakon Rossiyskoy Federatsii [Principles of the legislation of the Russian Federation on culture: law of the Russian Federation]. Konsul'tant Plyus: spravochnaya pravovaya sistema [Consultatnt: Reference Law System]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1870/ (accessed 18.12.2017).
7. Printsipy kachestva veb-saytov po kul'ture: rukovodstvo [The principles of quality of websites on culture. Management]. Moscow, 2006. 62 p. (In Russ.).
8. Sozdanie ofitsial'nykh saytov uchrezhdeniy kul'tury i obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik nauchnykh trudov [Creation of the official sites of cultural institutions and education: theory and practice: collection of scientific works]. St. Petersburg, TsOP Professiya Publ., 2015. 384 p. (In Russ.).