Бондарева виктория Борисовна
Заместитель начальника
МУ «отдел образования Ленинского района города ростова-на-дону»
344083, РФ, г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 35 Контактный телефон: (63) 282-02-98 е-таН: [email protected]
Информационная компетентность как инновационно значимый элемент системы образовательного пространства старшеклассников
Аннотация. Рассматривается информационная компетентность, определение понятия о внутренних и внешних исследователях, дается независимый аспект понятия в структуре феноменологического, генетического, социального, культурного, функционального, активно-деятельностного, синергетического, систематического и информативного подходов. Автор предлагает стратегию развития информационной компетентности, указывая на возможные способы ее развития.
Современная ситуация развития гражданского общества характеризуется модернизацией российского образования, ужесточением требований и стандартов с целью улучшения его качества. Образовательный процесс XXI века ориентирован на преобразования в рамках компетентностно-го подхода, где ключевым понятием выступает компетентность как преподавательского состава, так и обучающихся.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. среди тенденций мирового развития отмечает «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности». Полагаем, это связано с тем, что современная информационная среда насыщена множеством
источников информации. Содержание информации, наполняющей эти источники, претерпевает непрерывные и постоянные изменения.
Таким образом, актуальность исследования информационной компетентности определяется:
• постоянными изменениями, происходящими в обществе, появлением и развитием цифровых ресурсов, а также новых средств обработки информации;
• важностью формирования умений оперативно ориентироваться в информационной среде, отбирать и использовать оптимальный комплекс источников информации, эффективно применять новые технологии поиска и обработки информации.
В научных исследованиях и публикациях, посвященных модернизации образования, понятия компетентности и компетенции являются основными. Однако на сегодняшний день они не име-
ют однозначного определения и трактуются в зависимости от позиции авторов.
Под компетенцией понимаем заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.
От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.
Перечень ключевых компетенций, предложенный в документах модернизации российского образования, сводится к следующему:
• овладение общеучебными умениями и навыками;
• воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей деятельности.
• формирование умений учебного сотрудничества, формирование элементов коммуникативной речевой и языковой компетентности.
Изучение феномена информационной компетентности показывает, что, несмотря на интенсивное развитие науки об информационной компетентности, определенной его трактовки не существует. Это объясняется, по мнению Н. Б. Зиновьевой, «многомерностью и сложно-
I-
стью самого феномена, многоаспектностью его рассмотрения и ограниченным временным отрезком его исследования» [1. С. 72].
Ряд авторов информационную компетентность понимают как способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, как умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Информаци онная компетентность рассматривается и как осново полагающий компонент информационной культуры, которая, в свою очередь, является частью общей культуры личности [2-6].
И.А. Зимняя относит информационную компетентность к профессиональной деятельности человека и выделяет в ее составе несколько взаимосвязанных частей [7].
С.В. Тришина определяет информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [8].
При этом информационной компетентности присущи следующие свойства:
• дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
• относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определенном пространственно-временном отрезке;
• структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;
• селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
• аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - ак-
кумуляции, становятся шире, глубже, объемнее;
• самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;
• «полифункциональность» -наличие разнообразных предметно-специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункци-ональной).
С.В. Тришина выделяет также следующие функции информационной компетентности:
• познавательную, направленную на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
• коммуникативную, носителями которой являются семантическая компонента, носители информации;
• адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
• нормативную, проявляющуюся прежде всего как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
• оценочную, предполагающую умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;
• интерактиавную, направленную на активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [8].
В работе Н. Насыровой исходными положениями процесса развития информационной компетентности считаются:
• мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
• совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему совре-
менного информационного общества;
• знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
• опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
• опыт отношений «человек -компьютер» [9].
В психолого-педагогической науке содержательный аспект понятия «компетентность» преобразовывался и определялся в рамках следующих подходов:
• феноменологического -компетентность понималась как следствие особого типа организации предметно-специфических знаний, как первая ступень к индивидуальной одаренности;
• генетического - как результат адаптации человека при взаимодействии с окружающим миром;
• социокультурного - для представителей данного направления компетентность является результатом социализации и воздействия культуры;
• процессуально-деятельностного - компетентность как результат деятельности;
• функционально-уровневого - компетентность как совокупность распределенно-уровневых познавательных процессов;
• синергетического - как условие самоорганизации психической деятельности;
• системного - компетентность как совокупность интегральных характеристик личности. Данный подход дает возможность выявить интегральные свойства компетентности, ее признаки, являющиеся отличительными особенностями объекта;
• информационного - компетентность как отражение процессов переработки информации. Таким образом, информационная компетентность понимается как новая грамотность, куда включены умения активной и самостоя-
тельной обработки информации, принятия неординарных решений в нестандартных условиях с использованием информационных технологий, а также навыки уверенного пользователя персональным компьютером, владение ораторским искусством и всем тем, что связано с публичными выступлениями.
В качестве понятия, смежного с информационной компетентностью, следует рассматривать информационную культуру, которая гораздо шире информационной компетентности. Под информационной культурой чаще всего понимается «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [10].
Информационная культура соотносится не столько с личностью, сколько с обществом. Культурное разнообразие современного мира во многом связано с возможностями доступа к информации, с доступностью современных информационных технологий.
Два социальных института, которые решают проблему информационной «безграмотно-
сти», - образование и культура, т.е. учреждения образования и библиотеки.
Учреждения образования распространяют свою деятельность на детей и молодежь, т.е. население, включенное в систему формального образования, а библиотеки организуют информальную систему (самообразование). Благодаря библиотекам взрослое население получает сравнительно доступный вход в компьютерные (в том числе сетевые) технологии через систему библиотечного обслуживания, удовлетворяющую
самообразовательные потребности личности (информальное образование).
Использование социального института культурологического направления (библиотеки) в решении ликвидации технологического отставания позволит избежать технократического перекоса, характерного для современной России. С одной стороны, молодое поколение переоценивает возможности информационных технологий в системе социальных коммуникаций и порой подменяет реальное общение виртуальным. С другой стороны, использование компьютерных технологий старшим поколением недооценивается. Очень часто старшее поколение не видит огромной коммуникативной роли, которую играет компьютер, возможностей приобщения к культурным ценностям, предоставляемых Интернетом. Сознательное игнорирование этого явления (глобальной сети, компьютерных технологий, виртуальной реальности и т.п.), характерное для людей старшего поколения, является следствием «цифровой некомпетентности».
Полагаем, что развитие социальных институтов (образование и культура) поможет преодолеть информационный кризис современного общества, заключающийся в огромном потоке информации и невозможности ее усвоения отдельным человеком. В данных условиях актуальным становится повышение результативности и управления развитием ключевых компетентностей личности, в том числе информационной компетентности, через систему образования и культуры.
Информационная компетентность является одной из инновационных составляющих, позволяет на качественно новом уровне осваивать новые знания; корректировать и формировать эффективные стратегии развития способностей и умений в определенных видах деятельности; восстанавливать утерянные знания, умения и навыки; контролировать, развивать и оценивать наличный уровень знаний и умений; вырабатывать умения и навыки решения практических задач в избранной предметной области; анализировать и принимать решения в нестандартных проблемных ситуациях. Необходимость реализации данных умений обусловлена потребностью современного школьного образования в новых формах и методах обучения, расширением информационного поля, информационной технологизаци-ей учебного процесса.
Проанализировав и обобщив подходы к определению компетентности, полагаем, что компетентность имеет личностную составляющую, которая связана с социально-культурным развитием личности и общества в целом.
Разработка концептуальных оснований, уточнение существенных характеристик и педагогических условий формирования, структуры и содержания технологии развития информационной компетентности являются
одним из перспективных направлений совершенствования системы педагогического пространства.
С целью реализации поставленных задач необходимо правильно и четко определить критерии информационной компетентности и спроектировать педагогические условия образовательного пространства для их достижения:
• умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ);
• моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности;
• моделирование и проектирование работы коллектива;
• умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационнокоммуникационных технологий;
• использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий.
Образовательная ситуация демонстрирует потребность и необходимость развития информационной компетентности у школьников. Особенно это является актуальным для учащихся старших классов, для которых проблемы профессионального самоопределения и профессионального роста являются наиболее значимыми на данном этапе. Информационные технологии оказываются мощным оптимизирующим средством, помогающим старшекласснику определить содержательный профиль дальнейшего профессионального обучения, выстроить индивидуальную образовательную траекторию самореализации и самоорганизации. Высокий уровень развития информационной компетентности у учащихся старших классов способствует плавному вхождению в новую образовательную среду, ориентации личности на получение значимого образовательного продукта, актуализации субъектной позиции, нахож-
дению оптимальных для конкретной личности методов и средств профессионального и личностного преобразования (очное, заочное, дистанционное обучение, использование интернет-ресурсов).
Для решения поставленной задачи необходимо:
1 Разработать диагностические методики для определения уровня развития информационной компетентности.
Полагаем, что данные методики должны быть направлены на диагностику информационных, аналитических, прогностических, проективных, организационных, коммуникативных и ориентационных умений. Считаем целесообразным также использование проективного метода и метода портфолио.
2 Создать и апробировать программу развития информационной компетентности.
Основные пути развития информационной компетентности у старшеклассников предполагаем через выполнение следующих задач:
• повышение уровня мотивации учащихся на получение лич-ностно значимого образовательного продукта;
• актуализация субъектной позиции личности;
• развитие комплекса умений, характеризующихся стремлением личности к самообразованию, самообучению, самоорганизации, саморазвитию;
• расширение и углубление собственного опыта, круга интересов, формирование поля творческой самореализации с использованием информационных технологий;
• использование комплекса методов и приемов, стимулирующих развитие когнитивного, рефлексивного, коммуникативного, ценностно-мотивационного компонентов личности;
• моделирование условий, обеспечивающих реализацию техно-
логии развития информационной компетентности.
Методами решения поставленных задач считаем:
• использование творческих заданий;
• вовлечение учащихся в беседу;
• постановку и решение проблемных ситуаций;
• выполнение индивидуальных практических работ;
• уровневые самостоятельные и контрольные работы;
• проектную и экспериментальную деятельность.
В качестве инновационного метода полагаем использование мультимедийных технологий. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности». Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока, в которой:
• образовательный аспект сводится к восприятию учащимися учебного материала, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения;
• развивающий аспект подразумевает развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности учащихся;
• воспитательный аспект сводится к формированию научного мировоззрения, умению четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.
3 Сформировать индивидуальный маршрут обучения.
Таким образом, проблема исследования информационной компетентности заключается в необходимости научной проработки содержания, условий формирования и методов развития. На данном этапе развития образовательного пространства становятся востребованными инновационные технологии развития информационной компетентности, выступающие инструментом самоорганизации, самообучения, саморазвития профессионального и личностного жизненного пространства.
ИСТОЧНИКИ
1. Зиновьева Н.Б. Информационная культура: современные подходы к рассмотрению объема понятия. М., 1999.
2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: сб. метод. материалов. Кемерово, 1999.
3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика,технология формирования: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999.
4. Голунова Л.В. Научно-теоретическое обоснование понятия «информационная грамотность» // Материалы Всерос. науч. конф. «Наука и образование» (г. Белово, 12-13 апреля 2002 г.). Режим доступа: http://belovo.kemsu.ru/conferens/ conferens1/tezis/Sek5_1/26.html#a1.
5. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.
6. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицина А.П. Направления модернизации педагогического образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. Ч. 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
8. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm.
9. Насырова Н. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов // Материалы конф. «Информационные технологии в гуманитарных науках». Режим доступа: http://www.kcn/ru/tat_-ru/universitet/ gum_konf/ot1.htm (май 2000)
10. Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития // Десятая Междунар. конф. «Крым 2003». «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества». Режим доступа: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/. Ц
- ¿.у
■V,
'y-J :
\Ÿ4p-m Wffi