электронное
научно-техническое и з л а н и е
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025. ISSN 1994-0408
77-30569/273990 Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности
# 11, ноябрь 2011 автор: Карпеченко А. С.
УДК 378
ФГОУ СПО «Калужский торгово-экономический колледж»
Независимо от уровня развития российского общества, формирование высоко компетентных специалистов рассматривается как один из важнейших показателей благополучия государства. Поэтому подготовка профессиональных кадров для различных сфер деятельности имеет первостепенное значение. Идущий полным ходом процесс модернизации образования обеспечил смещение акцентов с традиционной знаниевой парадигмы образования на компетентностный подход, который, не противопоставляясь традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовскому» и принимая необходимость усиления его практико-ориентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими.
Реализация компетентностного подхода в образовании способствует достижению его основной цели - подготовке конкурентоспособного и квалифицированного специалиста надлежащего уровня и профиля, который свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и способного к высокорезультативной работе по специальности. В связи с этим, согласимся с мнением А. А. Темербековой, которая полагает что «Компетентность - это интегральное качество человека, выражающееся в способности к успешной (эффективной) профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости на основе полученных знаний, умений и способов действий»[5].
Однако кроме компетентностного подхода в педагогике существует достаточное число других подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. При тщательном анализе становится очевидным, что различные подходы не исключают друг друга, хотя некоторые даже развивают, усовершенствуют другие или реализуют разные планы рассмотрения. Для доказательства полиподходности образования И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин используют концепцию четырехуровневого методологического анализа, которая позволяет описать содержание и дать характеристику компетентностного подхода на философском, общенаучном, конкретно-научном и технологических уровнях [1]. Методологический анализ позволяет определить сущность (совокупность связей, отношений, сторон, свойственных компетентности), описать структуру компетентности, выявить факторы, условия формирования и развития компетентности в ходе педагогического процесса, а также определить место самого компетентностного подхода в системе методологического знания педагогической науки и практики. В работах М.Д. Ильязовой компетентность описана и в системе методологического анализа, и с точки зрения различных научных подходов (системного, целостного, генетического, деятельностного, процессуально-результативного, личностного, полисубъектного, антропологического, этнопедагогического, вероятностного) [2].
Мы полагаем, что особое внимание обращают на себя деятельностный и личностный подходы, открывающие большое поле для исследования компетентности, поскольку компетентность это свойство личности, позволяющее ей успешно выполнять профессиональную деятельность.
Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», одной из которых многие исследователи считают информационную компетентность (Н.Н. Абакумова, С.В. Тришина, Л.В. Бурындина, А.В. Хуторской), которую рассматривают как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. Насырова, О.А. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов).
Мы, вслед за О.Н. Ионовой, полагаем, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [3].
Идея информационного образования и повышения уровня информационной компетентности личности связана с вхождением человека в информационное общество и качественными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, происшедшими в результате внедрения новых средств получения, обработки и передачи информации. Возрастание роли информации во всех его сферах привело к переходу от постиндустриального общества к информационному, что повлекло за собой пересмотр понятия «информация», наполнение его новыми смыслами. Этот процесс получил название процесса информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.
Большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность это многоуровневая категория. В разных работах можно встретить разное количество уровней информационной компетентности, которые составляют иерархию уровней. При этом, как правило, каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. По мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенному уровню развития.
В определении перечня компонентов информационной компетентности исследователи так же не пришли к единому мнению, выделяя от 3 до 7 составляющих.
Мы поддерживаем точку зрения, отраженную в работе Х. Лау, написанную с опорой на зарубежные стандарты по информационной компетентности, в которой автор выделяет три основных компонента [4, 6]:
1. получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.
2. оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно.
3. использование информации - пользователь применяет/использует информацию точно и творчески.
Рассмотрим федеральные образовательные стандарты по специальности «Менеджмент» и сопоставим представленные в стандартах общекультурные и профессиональные компетенции с компонентами информационной компетентности.
В результате анализа компетенции стандарта были распределены по компонентам информационной компетентности следующим образом:
1. получение информации:
- бакалавр: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); умеет находить и оценивать ... (ПК-48) и т.д.;
- магистр: владеет способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); владеет способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3) и т.д.
2. оценивание информации:
- бакалавр: умеет анализировать и оценивать ... (ОК-4); ... способен к восприятию, обобщению и анализу информации. (ОК-5); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13); владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического экспериментального исследования (ОК-15); способен к анализу и проектированию ... (ПК-7); способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); способен анализировать взаимосвязи ... (ПК-9) и т.д.
- магистр; владеет способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5); владение методами экономического анализа ... (ПК-6); владение методами стратегического анализа (ПК-7); владеет способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8); владеет способностью обобщать и критически оценивать результаты. выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9) и т.д.
3. использование информации:
- бакалавр: умеет оперировать . знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); способен использовать ... (ПК-11); владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); умеет использовать в практической деятельности информацию, полученную в результате ... исследований (ПК-36); способен анализировать ... и принимать обоснованные решения (ПК-40) и т.д.
- магистр: владеет способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11); владеет способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12); способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14) и т.д.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности.
С целью оценки уровня информационной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент», было проведено исследование на основе разработанной методики, включающей в себя диагностику сформированности информационного тезауруса студента и трех основных компонентов информационной компетентности.
В анкету были включены вопросы, связанные с диагностикой информационной активности и мотивации приобретения информации, эффективности стратегий поиска и оценка ее надежности, сформированности компетенций оценки, организации и использованию информации в учебной и профессиональной деятельности, сформированности компетенций по передаче и этическому использованию информации.
Результаты исследования показали достаточно высокий уровень сформированности информационного тезауруса -
87%.
Результаты оценки первого компонента информационной компетентности «получение информации» были следующие. Оценивая активность использования компьютера и Интернета в течение дня, можно сделать вывод о том, что за компьютером 47% процентов студентов проводят 3 часа и более, причем 62% студентов проводят это время в Интернете.
При оценке информационной активности и мотивации приобретения информации возникло некое противоречие: продемонстрировав высокий уровень информационной активности в качестве основного мотива приобретения информации студенты отмечали «заполнение свободного времени» (38 %), «развлечься, получить удовольствие» (35 %), «успешно сдать экзамены» (15 %), «расширить свой кругозор» (7 %), «приобрести новые знания и завоевать авторитет у друзей» (5 %), «стать хорошим специалистом» (5 %).
При анализе эффективности стратегии поиска информации и оценке ее надежности было отмечено, что большая часть студентов чаще использует информационно-поисковые системы сети Интернет(72 %), чем библиотеки (28 %), при этом, не всегда правильно анализируя качество и надежность найденных в Интернете источников информации.
Результаты диагностики компонента «оценивание информации» показали невысокий уровень сформированности компетенций оценки и организации информации. Например, ответы на вопрос «Доверяете ли Вы информации полученной из интернета» распределились следующим образом «доверяю» (35 %); «скорее доверяю, чем нет» (25 %); скорее не доверяю (15 %); не доверяю (15 %); затрудняюсь ответить (10 %). А при ответе на вопрос «Проверяете ли вы полученную информацию» ответы на вопрос распределись следующим образом «да, проверяю всю полученную информацию» - 25 %, «да, проверяю некоторую полученную информацию» - 28 %, «не проверяю полученную информацию» 40 %, «другое» - 17 %.
В блоке «использование информации» проводя самооценку, студенты отмечают у себя высокий уровень сформированности умений и навыков работы и информацией, при этом демонстрируя при ответе на контрольные вопросы отсутствие умений и навыков использования имеющихся знаний в новой области.
Так же необходимо отметить противоречие между осознанием значимости информационной компетентности в целом для будущей профессиональной деятельности и отсутствием четких представлений о значимости конкретных умений и навыков работы с информацией.
Отдельную проблему составляет отсутствие умений анализа, обобщения, синтеза, систематизации и категоризации информации, ее критической оценки, препятствующее подготовке качественных информационных продуктов, отражающей результаты учебной деятельности. Следствием этого является стремление заменить креативную деятельность репродуктивной.
В целом, результаты исследования показали невысокий уровень информационной компетентности студентов. Это связано с тем, что информационная подготовка менеджера в системе профессионального образования ведется в рамках учебного процесса и ассоциируется с овладением навыками работы с персональным компьютером. Сложный междисциплинарный целостный процесс формирования информационной компетентности подменяется монодисциплинарным подходом и сводится к обучению компьютерной грамоте, динамическому чтению, основам исследовательской деятельности, алгоритмам поиска в традиционных или электронных каталогах и другим подобным дисциплинам, значимость которых не вызывает сомнения.
В связи с этим сложилась противоречивая ситуациямежду востребованностью в современном обществе информационно-компетентной личности и недостаточным решением проблемы в системе образования; между актуальностью формирования информационной компетентности будущего менеджера в процессе обучения в вузе и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы; между необходимостью формирования информационной компетентности менеджера как функционально и личностно значимого его качества и отсутствием научно обоснованных подходов для целостного решения проблемы.
В качестве рационального способа решения этих проблем мы предлагаем осуществлять развитие информационной компетентности будущих менеджеров за счет внедрения в образовательный процесс интегративного учебного курса, направленного на формирование информационной компетентности. Однако следует отметить, что формирование третьего компонента информационной компетентности «использование информации» так же зависит от освоения всей совокупности дисциплин и модулей, предусмотренных основной образовательной программой.
Литература
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
2. Ильязова М.Д. Компетентностный подход в системе методологического анализа // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 4. - С. 35-42.
3. Ионова О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования. // Дополнительное профессиональное образование.-2006.-.№4(28).
4. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 45 с.
5. Темербекова А. А. Понятийно-терминологический аппарат исследования процесса формирования информационной компетентности учителя // Биоразнообразие, проблемы экологии Горного Алтая и сопредельных регионов: настоящее, прошлое, будущее: материалы междунар. науч. конф. - Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2008. - Ч.1. - С.182-187.
6. Association of College and Research libraries (ACRL) // Information Literacy Competency Standards for Higher Education/ Chicago, 2000.URL: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/standartds/informationliteracycompetency.cfm (датаобращения 25.04.20110).