УДК 378
АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Карпеченко Александра Сергеевна,
заведующая информационно-аналитическим отделом
Калужский колледж информационных технологий и управления,
г. Калуга, Россия za40rus@rambler. ru
В статье описаны результаты оценки уровня информационной компетентности будущего менеджера, проведенной на основе разработанной методики, включающей в себя диагностику сформированности информационного тезауруса и трех основных компонентов информационной компетентности. Предложено осуществлять развитие информационной компетентности за счет внедрения интегративного курса.
Ключевые слова: компетентность; ключевые компетенции;
информационная компетентность.
ANALYSIS OF INFORMATIONAL COMPETENCY LEVEL OF
FUTURE MANAGERS
Aleksandra Karpechenko,
Chief of Information and Analytical Department,
Kaluga College for Information Technologies and Management,
Kaluga, Russia za40rus@rambler. ru
This article describes the results of estimation of future managers ’ informational competency level performed based on the developed method that includes diagnostics of maturity of informational thesaurus and three main informational competency components. It is proposed to carry out development of informational competency through implementation of integrative course.
Keywords: competency; key competencies; informational competency.
Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», одной из которых многие исследователи считают информационную компетентность. Мы, вслед за О.НИоновой, полагаем, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [1].
Проведенный анализ литературы, посвященной информационной компетентности, позволил сделать вывод о том, что информационная компетентность это многоуровневая и многокомпонентная дефиниция. Однако в определении компонентов информационной компетентности исследователи так и не пришли к единому мнению, выделяя от 3 до 7 составляющих. Мы поддерживаем точку зрения, отраженную в работе Х. Лау, написанную с опорой на зарубежные стандарты по информационной компетентности, в которой автор выделяет три ее основных компонента [2, 3]:
1. получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.
2. оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно.
3. использование информации - пользователь применяет/использует информацию точно и творчески.
Особо следует отметить тот факт, что информационная компетентность представляет собой многофункциональную и сложную структуру, компоненты которой находятся в непрерывном развитии и взаимодействии, поэтому она не может быть раз и навсегда зафиксирована в виде эталона или образца поведения, четко обозначенных характеристик сознания и мышления, универсальных форм учебной и профессиональной деятельности, так как она воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально и своеобразно, что отражает личностный подход в педагогической науке. Вместе с тем деятельностный подход актуализирует механизмы внутренней саморегуляции человека и способствует выявлению его индивидуальных предпочтений, установок, ценностей, их активному проявлению в специальных учебных ситуациях.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень сформированности информационной компетентности не может быть сведен только к количественным показателям и результатам измерений (если не рассматривать информационную компетентность только в контексте компьютерной грамотности). Для его качественной оценки необходим глубокий анализ личностной ценностно-смысловой сферы, закономерности которой пока недостаточно изучены в психологии и педагогике, что существенно затрудняет психолого-педагогическую диагностику процесса формирования информационной компетентности.
Оценка уровня информационной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент», проводилось на основе разработанной методики, включающей в себя диагностику сформированности информационного тезауруса студента и трех основных компонентов информационной компетентности. В анкету включены вопросы, связанные с диагностикой информационной активности и мотивации приобретения
информации, эффективности стратегий поиска и оценка ее надежности, сформированности компетенций оценки, организации, использования информации в учебной и профессиональной деятельности и компетенций по передаче и этическому использованию информации.
Для определения степени сформированности информационного тезауруса студентам были предложены вопросы с заданием выбрать правильный ответ из предложенных. Вопросы содержали в себе определения ключевых информационных понятий: информационное общество, информационный
процесс, форум, сайт, информационная революция, интернет, браузер и др. Анализ проведенного анкетирования показал, что 87% студентов имеют достаточно высокий уровень сформированности информационного тезауруса.
Результаты оценки первого компонента информационной компетентности «Получение информации» были следующие. Оценивая активность использования компьютера и Интернета в течение дня, можно сделать вывод о том, что 47% процентов студентов проводят за компьютером 3 часа и более, причем 62% студентов проводят это время в Интернете. При этом следует подчеркнуть, что информационная активность - это тот процесс, в котором реализуются различные по степени устойчивости и развитости информационные потребности, интересы и исследовательские способности личности.
При оценке информационной активности и мотивации приобретения информации возникло некое противоречие: продемонстрировав высокий
уровень информационной активности в качестве основного мотива приобретения информации студенты отмечали «заполнение свободного времени» (38%), «развлечься, получить удовольствие» (35%), «успешно сдать экзамены» (15%), «расширить свой кругозор» (7%), «приобрести новые знания и завоевать авторитет у друзей» (5%), «стать хорошим специалистом» (5%).
Что касается читательских интересов, то, как показало анкетирование, более 70% процентов опрошенных не читаю специализированно литературы по
специальности, так не смогли назвать ни одного печатного издания или Итернет-ресурса.
Изучение посещаемости библиотеки показало, что примерно 65-70% студентов посещают библиотеку более чем 3 раза в семестр, и лишь 2% посещают библиотеку с целью ознакомится с периодикой по специальности (т.е. ознакомится с вновь поступившей литературой по специальности, желая углубить свои знания).
При анализе эффективности стратегии поиска информации и оценке ее надежности было отмечено, что большая часть студентов чаще использует информационно-поисковые системы сети Интернет (72%), чем библиотеки (28%), при этом, не всегда правильно оценивая качество и надежность найденных в Интернете источников информации.
Дополнительно, при оценке мотивационных показателей был использован тест «Психологические и психофизиологические особенности студентов» разработанный В. Смекалом и М. Кучерой, с помощью которого мы определяли приоритетную ориентацию студентов: на себя, на задачу и достижение собственных целей или на общение, коллективную деятельность или сотрудничество.
В результате студенты были распределены на три основные группы по степени развития компонента информационной компетентности «Получение информации». Студенты, показавшие низкий уровень (44%) недостаточно хорошо знакомы с информационными источниками, не владеют приемами постановки собственных целей информационной деятельности. Для студентов этой группы характерны несформированность информационных потребностей и мотивов. Вследствие этого, в их мотивационной сфере преобладают ситуационные мотивы, нечетко выражен информационный интерес. Они недостаточно владеют алгоритмами поиска необходимой информации, испытывают затруднения в ее творческом применении при решении конкретных профессиональных задач.
Студенты, продемонстрировавшие средний уровень (35%) хорошо ориентируются в различных информационных источниках и владеют алгоритмами оптимизированного поиска информации. Они осознанно формулируют свои информационные запросы и понимают важность изучения приемов работы с информацией. Мотивация их информационной деятельности ориентирована на индивидуальный успех и самоутверждение в глазах значимых субъектов. Они стараются решать поставленные перед ними задачи разными способами, проявляют активность и инициативу. Они успешно используют полученную информацию при решении задач, настойчиво борются с трудностями и пытаются предложить свой путь решения различных проблем.
Высокий уровень (21%) демонстрирую студенты, свободно ориентирующиеся в информационных источниках. Они могут достаточно точно сформулировать информационный запрос, испытывают потребность в самопознании, саморазвитии и наиболее полной реализации своих творческих возможностей и индивидуальных способностей в информационной среде. Смыслообразущими мотивами их информационной деятельности являются будущие высокий профессиональные достижения, которые они рассматривают с точки зрения их максимальной полезности для окружающих и общества, имеют свой индивидуальный стиль в работе с информационными источниками.
Результаты диагностики компонента «Оценивание информации» показали невысокий уровень сформированности компетенций оценки и организации информации. Например, ответы на вопрос «Доверяете ли Вы информации полученной из Интернета» распределились следующим образом «доверяю» (35%); «скорее доверяю, чем нет» (25%); скорее не доверяю (15%); не доверяю (15%); затрудняюсь ответить (10%). А при ответе на вопрос «Проверяете ли вы полученную информацию» ответы на вопрос распределись следующим образом «да, проверяю всю полученную информацию» - 25%, «да, проверяю некоторую полученную информацию» - 28%, «не проверяю полученную информацию» 40%, «другое» - 17%.
В процессе диагностики компонента «Оценивание информации» так же были использованы психологические тесты, определяющие индивидуальные особенности мышления, памяти и внимания. Это тест «таблицы Шульте», анализирующий способности передачи переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации, тест Липпмана «Логические закономерности» и тест «Логичность умозаключений», позволяющий определить уровень логического мышления испытуемых, а так тесты, дающие представление о наличии и объеме определенных видов памяти.
В результате студенты были распределены на три основные группы по степени развития компонента информационной компетентности «Оценка информации».
Низкий уровень сформированности компонента «Оценка информации» (57%) продемонстрировали студенты, недостаточно хорошо владеющие методами аналитико-синтетической переработки информации и испытывающие трудности при отборе информации, часто неправильно ее интерпретирующие, не умеющие быстро свертывать и развертывать информацию, достраивать недостающие звенья. У них слабо развита качественная оценка информации и способности к обобщению, систематизации и оцениванию информации.
Студенты, показавшие средний уровень (28%) развития компонента «Оценка информации» способны выбрать из потока информации достоверные данные и соотнести их с уже приобретенными знаниями. Оно хорошо владеют навыками аналитико-синтетической обработки информации, имеют широкий кругозор, правильно оценивают качественную сторону информации. На этом уровне у них интенсивно формируется системы интеллектуальных способностей: аналитическое мышление, умение выявлять связи и отношения между отдельными элементными информационного знания, умение обобщать, систематизировать, логически выводить новое знание из уже усвоенного, оценивать полученную информацию с позиции накопленного опыта.
Студенты, продемонстрировавшие высокий уровень (15%) достаточно свободно владеют методами аналитико-синтетической обработки информации. Их характеризует высокий уровень культуры мышления, они быстро и правильно оценивают новую информацию.
В блоке «Использование информации» проводя самооценку, студенты отмечают у себя высокий уровень сформированности умений и навыков работы и информацией, при этом демонстрируя при ответе на контрольные вопросы отсутствие умений и навыков использования имеющихся знаний в новой области.
Необходимо отметить, что при ответах на вопросы было обнаружено противоречие между осознанием значимости информационной компетентности в целом для будущей профессиональной деятельности и отсутствием четких представлений о значимости конкретных умений и навыков работы с информацией.
Оценивать уровень своей информационной компетентности студентам было предложено по трехбалльной системе, где «1» - соответствовало отсутствию данного знания (умения), «2» - соответствовало начальному уровню сформированности данного знания (умения), «3» - соответствовало высокому уровню сформированности данного знания (умения). Результаты показали, что большая часть студентов (62%) оценили свои знания баллом «1», балл «2» поставили 27% студентов, 11% оценили свои знания (умения) на «3» балла.
В результате студенты были распределены на три основные группы по степени развития компонента информационной компетентности «Использование информации».
Студентам, демонстрирующим низкий уровень развития компонента «Использование информации» (62%) присущи недостаточные навыки использования полученной информации для решения поставленных задач. Для них характерно в основной пассивное восприятие норм поведения в
инфорсреде. Отсутствует четкая линия поведения, характерна спонтанна реакция на поступающую информацию.
Студенты, показавшие средний уровень развития компонента «Использование информации» (25%) отражает достаточные умения и навыки использования информации в учебной деятельности. Они способны оценивать собственные действия и чужое поведение в информационной среде с точки зрения социально-принятых ценностных ориентиров.
Высокий уровень демонстрировали студенты (13%), учитывающие при решении информационно-профессииональных задач и оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии, моделирующие и прогнозирующие последствия принятых решений в интересах общества. Их поведение приобретает ярко выраженный индивидуальных характер, который проявляется в ценностном отборе норм и образцов поведения в информационной среде.
Следует подчеркнуть, что компоненты информационной компетентности «Оценивание информации» и «Использование информации» позволяют сформировать у будущего менеджера особый информационный стиль мышления, предполагающий выработку оптимальной реакции на поступающую информацию, формирование умений действовать в условиях избыточной информации, овладение методами аналитико-синтетической переработки информации. Качественно сформированный информационный стиль мышления позволит оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющимися знаниями, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, достраивать недостающие звенья, правильно интерпретировать и использовать полученную информацию для принятия различного рода решений, учитывая при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.
Анализ данных проведенного исследования показал, что уровень информационной компетентности у студентов оказался недостаточно высоким, при том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности.
В качестве рационального способа решения этих проблем мы предлагаем осуществлять развитие информационной компетентности будущих менеджеров за счет внедрения в образовательный процесс интегративного учебного курса, направленного на формирование информационной компетентности. Однако следует отметить, что формирование третьего компонента информационной компетентности «использование информации» так же зависит от освоения всей совокупности дисциплин и модулей, предусмотренных основной образовательной программой.
Литература
1. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования. // Дополнительное профессиональное образование.-2006.-№4(28).
2. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 45 с.
3. Association of College and Research libraries (ACRL) // Information Literacy Competency Standards for Higher Education/ Chicago, 2000.URL: http ://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/ standartds/informationliteracycompetency.cf m (дата обращения 25.04.20110).
Рецензент:
Виноградский Вадим Геннадьевич, проректор по информатизации, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Министерства образования и науки РФ ФГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»