на начальном этапе освоения программы дистанционного курса в выбранной педагогом предметной области. Тем самым повышается качество и эффективность дальнейшего дистанционного обучения.
Распределенность обучения в процессе дистанционного повышения квалификации позволяет расширить образовательное пространство, вовлечь в него педагогов отдаленных от образовательных центров школ, расширить информационное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса (специализированные базы данных, электронные образовательные ресурсы, компьютерные аудио-и видеоматериалы), организовать опосредованное коммуникационное пространство, используя различные ИКТ-сервисы: видеоконференции, форумы, электронную почту, а также 1Р-телефонию для обеспечения интернет-поддержки профессионального развития педагогов.
=10- Литература
1. Городецкая, Н.И. Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс]: [интерактив. метод. пособие] / Н.И. Городецкая, Е.Г. Калинкина // Зарегистрировано ОФАП. М., 2008 г. № ОФАП-11465, № гос. регистрации 50200801955.
2. Калинкина Е.Г. Модели дистанционного повышения квалификации педагогов / Е.Г. Калинкина, Н.И. Городецкая / Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции, Томск, 22-23 ноября, 2009 г. Томск : Изд-во НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», 2009.
3. Калинкина, Е.Г. Формирование информационного общества и развитие ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации / Е.Г. Калинкина // Нижегородское образование. 2009. № 4. С. 4-11.
Развитие информационной компетентности
БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Мамонтова Марина Сергеевна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Статья посвящена особенностям формирования информационной компетентности библиотечного специалиста в процессе профессионального совершенствования.
Высокие темпы научно-технического прогресса, разнообразие и смена «поколений» знаний даже внутри одной профессии выдвигают новое требование, характерное для XXI века - стабильная, систематическая персональная подготовка, адаптация уровня профессионализма специалиста к темпам возрастания количества информации.
Для библиотекарей это особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечно-информационной сферы приобретает информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России.
Формирование высокого уровня информационной компетентности является насущной необходимостью для библиотечного специалиста нашей страны.
Понятие «информационная компетентность» как показатель успешности специалиста вошло в поле внимания исследователей конце 70-х годов ХХ века в США. Теоретическое оформление понятия происходит до сих пор.
Информационную компетентность рассматривают в своих работах многие отечественные (Н.Г. Вит-ковская, И.А. Зимняя, А.Н. Костиков, И.А. Кулантаева, С.В.Тришина, М.С. Чванова и др.) и зарубежные исследователи (Д. Равен, Л.М. Спенсер и др.)
Проблемы подготовки библиотечных специалистов, обладающих информационной компетентностью, вопросы управления уровнем компетентности в библиотечной сфере исследованы в гораздо меньшей степени и представлены трудами С.И. Головко, Б.С. Елепова, Е.М. Крючковой, Г.Б. Паршу-ковой, И.С. Пилко и др.
Под информационной компетентностью Г.Б. Паршукова (5) понимает содержание и степень удовлетворения информационных потребностей личности; знание способов и закономерностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации в пространстве и во времени; умение их использовать в различных сферах своей деятельности.
274
ИТО Марий Эл -2010
H.И. Гендина (1) рассматривает понятие «информационная компетентность» во взаимосвязи с «компьютерной грамотностью», «информационной культурой», которые характеризуют уровень развития личности.
Информационная компетентность, с нашей точки зрения, - это ключевая компетентность библиотечного специалиста, понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессиональной и личностной деятельности. Информационная компетентность библиотекарей включает комплекс знаний и умений, формирование и совершенствование которых необходимо на протяжении всей жизни.
Среди них можно особо выделить:
I. Знание теории информации и информационного поиска, руководящих и нормативных документов, регламентирующих функционирование информации в обществе.
2. Знание философии, социологии и политики информационного общества, а также перспектив его развития в мировом масштабе.
3. Знание теории информации и информационного поиска, рациональных методов поиска, обработки и хранения информации в современных информационных массивах.
4. Владение навыками работы с информацией, представленной в электронном и бумажном виде.
5. Владение навыками организации, проведения массовых мероприятий с использованием телекоммуникационных и информационных технологий.
6. Владение навыками использования телекоммуникационных, масс-медийных и информационных технологий в конкретном библиотечном процессе.
7. Умение организовать самостоятельную работу читателей посредством интернет-технологий.
8. Умение представить необходимую информацию в Интернете и др.
В процессе развития информационной компетентности специалиста Тришина С.В. Выделяет этапы (4):
1. Овладение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
2. Развитие собственных коммуникативных и интеллектуальных способностей.
3. Ведение интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Традиционно выделяют три уровня компетентности: низкий (минимальный), средний (продвинутый), высокий. Вопрос о четком разделении знаний и умений, соответствующих каждому из них остается спорным, но, тем не менее, принято считать, что:
Высокий (творческий) уровень освоения информационной компетентности характеризуется принятием на личностном уровне ценности информационной деятельности человека и общества в целом, отличной ориентацией в информационных потоках, возможностью в полной мере понимать содержание информации, использованием научной организации труда при работе с источниками информации, использованием информации для эффективного решения профессиональных и личных задач, профессионально-социальной адаптацией к быстро меняющейся информационной среде.
Средний (функциональный) уровень характеризуется принятием на личностном уровне ценности информационной деятельности человека, частичной ориентацией в информационных потоках, осознанием содержания информации, владением и использованием начальных навыков научной организации труда при работе с информацией, эпизодическим использованием информационных технологий для решения профессиональных и личных задач.
Низкому (эмоциональному) уровню соответствуют частичное принятие на личностном уровне ценности информационной деятельности человека, отсутствие научной организации труда при работе с информацией, эпизодическое чтение, отвечающее личностным потребностям, отсутствие ориентации в информационном потоке.
Весьма интересным является деление уровней по степени выраженности: негативный уровень; уровень понимания; базовый уровень; уровень опыта; уровень мастерства. Их выделение связано с соответствующими уровнями освоения знания: пониманием, осмыслением, воспроизведением, применением, усовершенствованием.
Представляется, что достаточный уровень информационной компетентности может быть приобретен в результате специально организованного образовательного процесса или в результате самообразования специалиста.
Достижение высокого уровня компетентности напрямую зависит от таких факторов, как наличие беспрепятственного доступа библиотекаря к разнообразным источникам информации, от владения методами работы с информационными технологиями, различными по содержанию и форме и т. д.
Информационная компетентность библиотекаря и информационная компетентность общества -объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
Часто можно встретить такую картину: у библиотекаря нет четко сформированной картины преимуществ и недостатков использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Многие видят в них только отрицательные стороны (восприятие техники как развлечения, отсутствие полезной информации в Интернете). Присутствует также и слабая осведомленность библиотекарей о возможностях информационных технологий: незнание интернет-порталов, сайтов, касающихся профессиональной деятельности; неумение применять компьютер в повседневной практике и т. д. Поэтому существует объективная потребность в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в информационно-библиотечной сфере деятельности; в адаптации системы непрерывного библиотечного образования к новым условиям функционирования библиотечной практики.
Однако на сегодняшний день система подготовки информационно компетентного библиотекаря находится лишь в стадии формирования, а имеющиеся курсы повышения квалификации не отвечают в полной мере потребностям библиотек. Чаще всего в учебных программах упор делается на техническую сторону и мало рассматривается возможность применения интернет-технологий.
Самообразование библиотекаря представляется пока ведущим направлением в развитии информационной компетентности. Оно базируется на осознании потребности в информации, формировании умения выбирать среди большого количества ресурсов те, которые позволяют решить конкретную задачу, знания о том, как получить доступ к необходимой информации, и как новейшие технологии применить в практической деятельности.
Подводя итоги, можно отметить, что в современных условиях развития библиотечного дела информационная компетентность библиотекаря приобретает ключевое значение. Постоянное повышение уровня компетентности ведет к универсализации его профессиональных качеств, способствует пониманию человеком самого себя, своего места в обществе как востребованного профессионала.
Литература
1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. 2-е изд., перераб. М., 2003. 296 с.
2. Головко, С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: науч.-практ. пособие / С.И. Головко. М., 2005. 143 с.
3. Елепов, Б.С. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать / Б.С. Елепов, Е.М. Крючкова // Библиотековедение. 2009. № 3. С. 11-124.
4. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Интернет-журнал « Эйдос». 2004. 22 июня. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm. Загл. с экрана.
5. Паршукова, Г.Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование / Г.Б. Паршу-кова // Распеределенные информационно-вычислительные ресурсы: материалы Х российской конференции с участием иностранных ученых. 2005. 6 октября. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+127+9173. Загл. с экрана.
6. Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования инфор-мационной компетенции специалиста / Т.П. Петухова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 1. С. 116-123.