УДК 378
ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© 2012 Н.Н.Семенова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 15.11.2011
В статье рассматриваются основные механизмы формирования ИКТ-компетенций в системе вузовского образования у будущих педагогов. Уточняется содержание понятия «компетентность» при его применении к решению стратегических задач по формированию информационной компетенции в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентность, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность.
В современной российской действительности происходит необратимый процесс трансформации образовательного пространства, его реформирование и приближение к общемировым стандартам. В связи с этим содержательно объективируется задача необходимости развития компетентностных качеств будущих педагогов. Это, в первую очередь, обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает специфику мышления и чрезвычайную многофункциональность задач, требующую универсальности знаний, умений, навыков. Как известно, компетенции как результат образования предполагают развитие способности к эффективному поведению на рынке труда за счет готовности к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, умения планировать, реализовать, корректировать профессиональную карьеру.
Определяя содержание понятия «компетентность» относительно педагогической деятельности, В.А.Сластенин предлагает под компетентностью учителя понимать «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности»1, что, по его мнению, характеризует его профессионализм. Компетентностный подход в подготовке специалистов требует наличие междисциплинарно-интегрированных требований к результату образовательного процесса. С.В.Тришина и А.В.Хуторской отмечают под компетенцией «наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей
Семенова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры ИКТО. E-mail: semnatnic@gmail. com 1 Сластенин В.А. Реализация новых компетентностных стандартов в образовательном процессе. - М.: 2011. - С.174.
сфере»2. Отметим, что с позиции этого подхода, поставленные цели предполагают формирование у студента некоего набора ключевых компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека3.
Следует отметить, что ключевые компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. При этом они не могут генерироваться в процессе традиционного «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Их формирование происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс, на основе следующих методов: позитивного совершения ошибок; проектного; творчески-проблемного; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие с внешней средой; исследования ролевых моделей; презентации идей и т.п.
Дефиниция «компетенция» в современном образовательном процессе становится все более востребованной, что обусловлено инновационным подходом, в котором извечную триаду знания - умения - навыки нельзя считать достаточной для описания интегрированного результата образовательного процесса. Компетенции и результаты образования это новые бифуркационные точки, «стягивающие» образовательный процесс в комплексное целое. При этом квалификация как явление профессиональной сферы целостно переходит в качестве
2 Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] Режим доступа: http :/ / www.eidos .ru/journal /2004/0622-09.htm (Дата обращения 22.06.2004).
3 Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. -Вольск: 2010 - С. 56.
одной из ключевых групп в структуру компетенции.
Проанализировав имеющиеся в научной литературе классификации компетенций, на наш взгляд, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов: 1) Коммуникативные (понимание текстов, непосредственная работа с информацией, выступление, написание текстов). 2) Информационные технологии (компьютерные - система Интернет, электронная почта, программирование и т.д.). 3) Исследовательские (естественнонаучные и гуманитарные методы исследования).
4) Проектные (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации).
5) Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач). 6) Организационные (координация деятельности людей для достижения целей). 7) Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). 8) Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.). 9) Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»). 10) Решение проблем.
Думается, что для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.
Остановимся подробнее на информационно-коммуникационных технологиях представляющих широкие возможности индивидуализации профессионального образования, так как информационная компетентность сегодня включает в себя владение эффективными способами работы с информацией, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления; умения оценить качество и надежность информации, поступающей из различных источников; готовность к успешному информационному взаимодействию с другими людьми. ИКТ-компетентность является составным компонентом информационной компетентности и понимается, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Как компонент ключевой компетентности в подготовке педагога информационная компе-
тентность предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека (сбор, поиск, хранение, обработка) на основе использования ИКТ. Как компонент базовой компетентности — освоение информационной деятельности, способов использования ИКТ в образовательном процессе, в профессионально-педагогической деятельности педагога4. Как компонент специальной компетентности — обеспечение готовности педагога к использованию различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в предметной методике для выполнения конкретных педагогических действий, решение конкретных педагогических проблем и задач.
Как отмечает В.П.Беспалько, «информационная компетентность — это комплекс мета-предметных умений, которые должны формироваться на протяжении всего процесса развития человека, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования»5.
Отметим, что в современном образовательном пространстве, коммуникативная деятельность педагога утрачивает свой изначальный смысл, поскольку студент, освоив различные приемы работы с информацией, имеет сегодня большие возможности для организации самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, концептуальной задачей педагога является не трансляция теоретических знаний по преподаваемой дисциплине, а создание условий, при которых обучающейся усваивает приемы и методы работы с информацией, учится управлять своей познавательной деятельностью, творчески развивается. Поэтому практическое использование методов и средств информационного взаимодействия в различных сферах социальной практики, в том числе и образовательной (в учебной деятельности, в воспитательной работе, организации дополнительного образования), должно обеспечивать индивидуальное развитие каждого обучающегося.
В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии нами на основе опыта педагогов (с адаптацией к собственной среде) разработана система формирования информационной компетентности, состоящая из четырех взаимосвязанных этапов: 1) освоение инструментальных возможностей ИКТ; 2) освоение педагогических возможностей ИКТ; 3) опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; 4) внедрение ИКТ в образовательную практику.
4 Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. № 3. - С.9.
5 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 2010. - С. 211.
Следует отметить, что целевым ориентиром деятельности в рамках предлагаемой системы является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе профессионального образования. Остановимся подробнее на реализации формирования ИКТ-компетенций будущего педагога в системе высшей школы. Как уже отмечалось выше формирование ИК-компетенции будущего педагога предполагает следующие этапы:
1) Освоение инструментальных возможностей ИКТ: направлено на рефлексивное осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека и формирование умений педагогов применять ИКТ как инструмент деятельности. Содержание обучения включает в себя освоение навыков работы с пакетом офисных программ (составление текстовых документов, применение электронных таблиц для вычислений, подготовка презентаций и публикаций), навыков поиска информации в сети Интернет, различных умений обработки информации с помощью ИКТ. Организационной формой обучения могут быть курсы повышения квалификации, спецкурсы, целевые курсы, компьютерные практикумы. В процессе рефлексии, проводимой на занятиях, педагоги обсуждают роль ИКТ в жизни современного человека, осваивают и обобщают вариативные приемы выполнения конкретных действий с применением ИКТ, учатся работать в диалоговом режиме в различных программных средах.
2) Освоение педагогических возможностей ИКТ: направлено на формирование представлений у педагогов о ресурсных возможностях ИКТ для решения педагогических задач. Содержание компонента включает в себя осмысление образовательного потенциала ИКТ, знакомство с их обучающими функциями и ресурсными возможностями для организации познавательной деятельности обучающихся. Поскольку к ресурсным возможностям ИКТ можно отнести и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), создаваемые по различным предметам школьного курса (электронные энциклопедии, мультимедийные учебники, электронные приложения), то педагогу необходимо познакомиться с их содержанием. На основе рефлексивного анализа оценивается степень соответствия ЦОР педагогическим взглядам слушателя, определяется возможность их применения в организации образовательного процесса и проектируется процесс их применения в педагогической практике. Организационной формой обучение могут быть курсы повышения квалифи-
кации, спецкурсы, мастер-классы, постоянно действующие семинары, деловы игры, дистанционные курсы, творчески лаборатории.
3) Опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс: направлено на осознание педагогами готовности к широкому внедрению ИКТ в образовательный процесс. В рамках этого компонента предполагается проектирование учебных занятий с применением обучающих функций ИКТ, реализация разработанных проектов в учебной групп (классе) и рефлексия процессов и результатов применения ИКТ на занятиях. Организационной формой обучения могут быть проблемные и творческие группы, участие педагогов в инновационных проектах, опытно-экспериментальная деятельность, рефлексивные семинары. Так как содержание носит инновационный характер, то для осуществления необходимых процессов необходимо переосмысление педагогом собственных устоявшихся методических стереотипов и деятельностное освоение нового педагогического инструментария. Одним из средств, регулирующих освоение новых и совершенствование имеющихся средств деятельности педагога, является рефлексия. На этапе апробации и экспертизы новшества предметом рефлексии могу быть оно само, инновационные процессы, результаты апробации, факторы, способствующие или противодействующие успешному включению новшества в педагогическую практику. «Мыслительный маршрут» в процессе апробации может состоять из комплекса операций, направленных на осознание и фиксацию информации, полученной от коллективных субъектов (обучающихся, членов методического объединения или творческой группы), а так же собственных мыслей, чувств и действий.
4) Внедрение ИКТ в образовательную практику: направлено на широкое использование педагогами ИКТ в педагогической деятельности. В содержание включаются осмысление педагогом роли и функций ИКТ при изучении конкретного учебного курса, проектирование учебных тем и занятий с применением ресурсных возможностей ИКТ для решения конкретных педагогических задач, непосредственное применение ИКТ в педагогической деятельности. Методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ в педагогическую практику, осуществляется при проведении рефлексивных семинаров, презентации положительного опыта работы педагогов по применению ИКТ на конференциях, мастер-классах, заседаниях предметных методических объединений на школьном и муниципальном уровнях. Далее идет оценка полученного результата: готовность бу-
дущего педагога к совершенствованию или изменению устаревающих конструктов педагогической деятельности, умение выстраивать информационно-образовательную среду, обеспечивающую развитие каждого обучающегося, и умение управлять самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в услови-
ях открытой информационно-образовательной среды учреждения.
Таким образом, анализируя результаты функционирования элементов информационно-образовательной среды вуза, можно констатировать существенное повышение эффективности и качества процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
FEATURES AND MECHANISMS OF INFORMATION COMPETENCE FORMATION OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM
OF HIGHER EDUCATION
© 2012 N.N.Semenova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article reviews the main mechanisms of formation of ICT competences in the system of higher education for future teachers. The concept of «competence» is specified in its application to the solution of strategic tasks in the formation of informational competence in a teacher training university. Key words: competence, information and communication technology, ICT-competence.
Natalia Nikolaevna Semenova, Senior Lecturer, Department of Information and Communication Technologies in the field of Education. E-mail: semnatnic@gmail. com