Научная статья на тему 'Информационная функция государства: сущность и основные признаки в теоретических подходах отечественных исследователей'

Информационная функция государства: сущность и основные признаки в теоретических подходах отечественных исследователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / общество / информация / информатизация / функция / информационное общество / информационная функция / информационная сфера / информационное пространство / информационное влияние / информационное воздействие / информационное управление / state / society / information / informatization / function / Information society / information function / information sphere / information space / information influence / information impact / information management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитровский Павел Викторович

В условиях информатизации общества актуален вопрос соотношения государственной деятельности и информации. В отечественной науке количество работ, посвященных исследованию информационной функции государства, не велико. В статье рассмотрены и проанализированы теоретические подходы отечественных исследователей, изложенные в авторских монографиях. Ученые рассматривают информационную функцию как одну из основных функций государства, которая обладает подфункциями, ранее была выражена в дофункциональном состоянии. Через алгоритм «цель — задача — функция» раскрывается понятие, приведены предпосылки формирования, признаки, средства и методы информационной функции. В статье обращено внимание на особенность функции, которая выражена во влиянии на сознание людей через информационное воздействие. Так как информационная функция предполагает управление информационной сферой, рассмотрено соотношение понятий «информационная сфера» и «информационное пространство», приведено определение информационной сферы. В итоге сформулированы существенные характеристики и обобщенное определение информационной функции. Отмечена область, требующая дополнительного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Function of the State: Essence and Main Features in the Theoretical Approaches of Domestic Researchers

In the context of informatization of society, the issue of the relationship between government activities and information is relevant. There are not many works devoted to the study of the information function of the state in domestic science. The paper examines and analyzes the theoretical approaches of domestic researchers, set out in the author’s monographs. Scientists consider the information function as one of the main functions of the state, which has subfunctions that were previously expressed in a pre-functional state. Through the «goal — task — function» algorithm, the concept is revealed, the prerequisites for the formation, signs, means and methods of the information function are given. The paper draws attention to the peculiarity of the function, which is expressed in the influence on people’s consciousness through information influence. Since the information function involves managing the information sphere, the relationship between the concepts of «information sphere» and «information space» is considered, and a definition of the information sphere is given. As a result, essential characteristics and a generalized definition of the information function are formulated. An area requiring further study is noted.

Текст научной работы на тему «Информационная функция государства: сущность и основные признаки в теоретических подходах отечественных исследователей»

ТЕОРИЯ ПРАВА

001: 10.17803/1994-1471.2024.159.2.123-130

П. В. Дмитровский*

Информационная функция государства: сущность и основные признаки в теоретических подходах отечественных исследователей

Аннотация. В условиях информатизации общества актуален вопрос соотношения государственной деятельности и информации. В отечественной науке количество работ, посвященных исследованию информационной функции государства, не велико. В статье рассмотрены и проанализированы теоретические подходы отечественных исследователей, изложенные в авторских монографиях. Ученые рассматривают информационную функцию как одну из основных функций государства, которая обладает подфункциями, ранее была выражена в дофункциональном состоянии. Через алгоритм «цель — задача — функция» раскрывается понятие, приведены предпосылки формирования, признаки, средства и методы информационной функции. В статье обращено внимание на особенность функции, которая выражена во влиянии на сознание людей через информационное воздействие. Так как информационная функция предполагает управление информационной сферой, рассмотрено соотношение понятий «информационная сфера» и «информационное пространство», приведено определение информационной сферы. В итоге сформулированы существенные характеристики и обобщенное определение информационной функции. Отмечена область, требующая дополнительного изучения.

Ключевые слова: государство; общество; информация; информатизация; функция; информационное общество; информационная функция; информационная сфера; информационное пространство; информационное влияние; информационное воздействие; информационное управление.

Для цитирования: Дмитровский П. В. Информационная функция государства: сущность и основные признаки в теоретических подходах отечественных исследователей // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — № 2. — С. 123-130. — DOI: 10.17803/1994-1471.2024.159.2.123-130.

© Дмитровский П. В., 2024

* Дмитровский Павел Викторович, аспирант кафедры гражданского права и общеправовых дисциплин Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Победы бульвар, д. 5а, г. Орел, Россия, 302028 [email protected]

Information Function of the State: Essence and Main Features in the Theoretical Approaches of Domestic Researchers

Pavel V. Dmitrovsky, Postgraduate student, Department of Civil Law and General Legal Disciplines, Central Russian Institute of Management, the Russian Presedential Academy of National Economy and Public Administartion (Branch) [email protected]

Abstract. In the context of informatization of society, the issue of the relationship between government activities and information is relevant. There are not many works devoted to the study of the information function of the state in domestic science. The paper examines and analyzes the theoretical approaches of domestic researchers, set out in the author's monographs. Scientists consider the information function as one of the main functions of the state, which has subfunctions that were previously expressed in a pre-functional state. Through the «goal — task — function» algorithm, the concept is revealed, the prerequisites for the formation, signs, means and methods of the information function are given. The paper draws attention to the peculiarity of the function, which is expressed in the influence on people's consciousness through information influence. Since the information function involves managing the information sphere, the relationship between the concepts of «information sphere» and «information space» is considered, and a definition of the information sphere is given. As a result, essential characteristics and a generalized definition of the information function are formulated. An area requiring further study is noted. Keywords: state; society; information; informatization; function; Information society; information function; information sphere; information space; information influence; information impact; information management. Cite as: Dmitrovsky PV. Information Function of the State: Essence and Main Features in the Theoretical Approaches of Domestic Researchers. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2024;19(2):123-130. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2024.159.2.123-130.

Существование общества в условиях хранения и обмена большого объема информации подталкивает ученых к теоретическому осмыслению реальности, в которой информация является важнейшим объектом отношений.

Теория постиндустриального общества, предполагающая преобладание сферы услуг над сферой производства, преобразовалась в теорию информационного общества, где информация является определяющим фактором. Появляются новые термины: информационная революция, информатизация, информационная сфера, информационная культура, информационное влияние и т.п.

Становится актуальным вопрос соотношения государственной деятельности и информации. Государство осуществляет деятельность посредством реализации государственных функций. В связи с этим в отечественной науке назрела проблема осмысления государственной функ-

ции, связанной с обработкой информации. Правоведами и политологами были предложены подходы к оценке государственной деятельности в условиях информатизации. Вопрос информационной функции был затронут Л. А. Морозовой и А. Б. Венгеровым, данной проблематике были посвящены исследования И. Ю. Нико-димова, Ю. Г. Просвирнина, А. Н. Васениной, Ю. А. Нисневича.

Проблема выявления сущности и основных признаков информационной функции весьма актуальна, так как ее решение способствует систематизации выводов отечественных авторов, формированию концентрированного подхода к целостному осмыслению исследуемого явления.

Л. А. Морозова упоминала, что «на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства»1. А. Б. Венгеров предположил, что информаци-

1 Теория государства и права : учебник / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. М., 2001. С. 72.

онную функцию «характеризует деятельность четвертой власти — средств массовой информации»2.

Первые теоретические представления отечественных исследователей в области права были развиты российскими учеными в научных монографиях и статьях.

И. Ю. Никодимов, оценивая информационную деятельность государства, указывает, что существуют информационно-коммуникационные процессы, которые по своему содержанию шире понятия «информационные отношения». Помимо связей между субъектами по вопросу производства, распространения и приобретения информации, в свое содержание они включают явления, выходящие за рамки социальной сферы: информационную деятельность в виде производства информации, оказания информационных услуг, подготовки информационных продуктов; технический аспект, проявляющийся в применении технических средств при регулировании движения информации. Деятельность государства по управлению информационно-коммуникационными процессами выражается в реализации информационно-коммуникационной функции. В зависимости от различной комбинации задач и методов работает целый комплекс вспомогательных функций, которые классифицируются на виды: функция информирования, организации поведения, обмена информацией, информационной безопасности. Ученый утверждает, «что значение информационно-коммуникативной функции государства проявляется прежде всего в воздействии на сознание людей»3. Средствами воздействия являются СМИ, а также учреждения образования и культуры.

Ю. Г. Просвирнин отмечает, что на любом этапе развития государства распределение и использование информации является его важнейшей задачей. Информационная функция существовала всегда в качестве функции органов государства.

Выделению информационной функции государства способствовало возрастающее значение информации, выразившееся в следующих факторах:

— образование информационного пространства и увеличение объема доступной информации;

— развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;

— внедрение информационных технологий в экономические процессы;

— более высокий уровень образования, науки, техники и культуры;

— актуальность информационной безопасности личности, общества и государства.

Через алгоритм «цель — задача — функция» автор раскрывает понятие явления «информационная функция».

Информатизация общества и государства является одним из условий, которые государству необходимо создать для достижения конституционных целей своего существования. Под информатизацией подразумевается развитие информационных процессов, выраженных в обеспечении технической базы, в усовершенствовании социальных, организационных, экономических и государственно-правовых факторов и средств.

Цели государства в сфере информатизации заключаются в обеспечении субъектов достоверной информацией, а также в систематизации, поддержании и защите информационного пространства. Задачи в сфере информатизации заключаются в построении единой информационной системы, в гарантировании осуществления прав граждан, в развитии и обеспечении безопасности информационной инфраструктуры. Содержание информационной функции государства выражается в задачах.

Исследователь утверждает, что для информационной функции характерны признаки основных функций: выражение сущности современного государства и информационного общества,

2 Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 2000. С. 239.

3 Никодимов И. Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в

современной России : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 152.

служебная роль, основное направление деятельности в виде информатизации общества. В итоге автор приходит к выводу, что «информационная функция государства — это основное направление деятельности государства по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах — экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.»4.

Информационная деятельность государства способствует: развитию информационного пространства; реализации информационных прав граждан; внедрению информационных технологий; обеспечению защиты информации; регулированию информационных отношений и рынка информационных технологий на правовой основе; совершенствованию работы СМИ, а также информационных систем образования и науки.

А. Н. Васенина отмечает, что природа функции государства выражается в его основном направлении деятельности и может быть определена не просто как возможность или право, а обязанность государства выполнять определенные действия.

Ранее информационная функция характеризовалась «дофункциональным состоянием»5 в виде отдельных функций государственных органов.

Наметившиеся тенденции формирования информационного пространства: увеличение объема информации, развитие информационных технологий; влияние информационного пространства на отношения в обществе и на культурные ценности; возрастание проблемы в области обеспечения информационной безопасности — являются объективными и актуальными предпосылками формирования представлений об информационной деятельности как о государственной информационной функции.

По мнению А. Н. Васениной, определить информационную функцию возможно следующим образом: «это обусловленное потребностями социально-политического развития комплексное направление деятельности государственного механизма по обеспечению граждан, их объединений, в целом общества и государства актуальной в конкретный временной период публично значимой информацией посредством ее производства, распространения и контроля в законодательно установленных формах»6.

Признаки информационной функции автор называет ее сущностью и констатирует, что они выражаются:

1) в создании качественного информационного пространства, насыщенного объективными знаниями и информацией;

2) внутреннем контроле информационного рынка, а также в определении главных направлений во взаимодействии с внешними контрагентами. Государство генерирует информацию — создает сведения о явлениях и событиях, контролирует процесс ее создания другими субъектами, осуществляет обработку информации — контролирует распространение информации в обществе. Целью контроля за распространением информации является лояльная оценка обществом деятельности государства;

3) связи и координации деятельности отдельных органов государства, создании автономной системы коммуникаций — базового условия организации публичной политической власти;

4) качестве органичного и неотъемлемого компонента системы функций Российского государства;

5) тесном переплетении информационной функции с образовательной функцией государства, связи с иными функциями государства;

6) реализации на правовой основе, юридической регламентации и юридической значимости последствий.

4 Просвирнин Ю. Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 49.

5 Васенина А. Н. Информационная функция современного российского государства : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 30.

6 Васенина А. Н. Указ. соч. С. 55.

Отдельно отмечено, что информационная функция представляет собой видоизменившуюся идеологическую функцию государства.

Цель информационной функции — управление информационной сферой.

Средства информационной функции определяются характеристиками информационного источника. Это средства массовой информации, информационные письма, обращения, разъяснения, рекомендации, брифинги, интернет-коммуникация.

Приоритетным методом, по мнению автора, является убеждение. Значение конкретной информации предопределяет применяемый метод и способ осуществления информационной функции. Метод классифицируется на принуждение, убеждение и поощрение, способ на запрет, дозволение, позитивное обязывание.

«Информационная функция — генеральное направление деятельности всего механизма Российского государства, всей система государственных органов, наделенных властно-принудительными полномочиями по управлению обществом. Включает такие организационно-управленческие подфункции, как сбор, обработка, накопление, хранение, передача, согласование, интерпретация, удаление, изъятие, приостановление, прекращение»7. Информационную функцию невозможно классифицировать на внутреннюю или внешнюю, так как пределы государства ее не ограничивают. Информационная функция может выражаться в различных формах, которым А. Н. Васениной предложена авторская классификация.

Ученый отдельно указывает, что «информационная функция — самостоятельное направление деятельности с четко выраженным предметным объемом. Ее осуществление оказывает воздействие как на поведение отдельных граждан и юридических лиц, так и в комплексе на все общество и государственный механизм»8.

«Особая ценность информационной функции в оказании воздействия на субъектов, на уровне правосознания, чем определяются различные типы их поведения»9.

Отмечено, что информационная функция неотделима от информационной политики.

По мнению Ю. А. Нисневича, «задача государственной власти по формированию и реализации государственной информационной политики определяется как информационная функция государства»10.

Информационная сфера становится важнейшим объектом государственного управления. Причиной трансформации информационной сферы является информация и ее важное значение для общества и государства.

Основная задача информационной политики государства — управление информационной сферой. Информационное управление предполагает регулирование информационных потоков; развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационного рынка; осуществление информационного воздействия.

«Информационное воздействие является эффективным методом информационной политики»11, — резюмирует автор.

Из содержания изложенных концепций следует, что сущность информационной функции заключается в управлении информационной сферой (информационным пространством).

Понимание явлений «информационная сфера» и «информационное пространство» необходимо для единого осмысления концепции информационной функции.

И. Ю. Никодимов отмечает, что «информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества. Информационное пространство является важнейшей составляющей информационной сферы и, в свою очередь, включает такие элементы, как информационные ресурсы и информационную инфраструктуру»12.

7 Васенина А. Н. Указ. соч. С. 46.

8 Васенина А. Н. Указ. соч. С. 70.

9 Васенина А. Н. Указ. соч. С. 75.

10 Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000. С. 102.

11 Нисневич Ю. А. Указ. соч. С. 93.

12 Никодимов И. Ю. Указ. соч. С. 249.

Понятие «информационная сфера» шире, чем понятие «информационное пространство», и включает его в свое содержание.

В действующих нормативных актах возможно обнаружить подходы к определению данного понятия.

Так, согласно модельному закону «О международном информационном обмене» под информационной сферой понимается «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации»13.

Информационную сферу также называют информационной средой. Как следует из Указа Президента РФ от 24.12.2014 № 808 информационная среда — это «совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее — сеть "Интернет"), распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды...»14.

Из изложенного следует, что информационная сфера — система взаимоотношений между отдельными субъектами, где объектом воздействия в виде создания, преобразования, распространения, потребления является информация.

Информационное пространство возможно представить как рассредоточенный набор средств, которые используются при взаимодействии субъектов по поводу информации. К такому выводу подталкивают определения информационного пространства.

В. Н. Лопатин информационным пространством считает «.совокупность информацион-

ных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющую на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета»15.

И. Ю. Никодимов отмечает, что «информационный ресурсы, информационные технологии и информационная инфраструктура в совокупности образуют информационное пространство современного общества»16.

Теоретические подходы дополняет содержание нормативного акта. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры»17.

Таким образом, информационное пространство состоит из информационных ресурсов, технологий и информационной инфраструктуры. Данные элементы создаются субъектами информационной сферы, играют производную и вспомогательную роль в информационной сфере.

Несмотря на то что наблюдается проблема в толковании информационных терминов, трудности в установлении их зависимости и связи, из

13 Модельный закон о международном информационном обмене (принят в г. Санкт-Петербурге 26.03.2002 постановлением 19-7 на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2002. № 29. С. 134-143.

14 Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7753.

15 Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 371.

16 Никодимов И. Ю. Указ. соч. С. 165.

17 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

содержания изложенных определений можно сделать выводы.

Информационная сфера, среда и пространство — родственные понятия. Информационная сфера включает в себя элементы информационного пространства и с учетом их содержания система информационной сферы может быть охарактеризована совокупностью следующих составляющих:

— субъекты информационной сферы;

— информационное взаимодействие;

— информация как особый объект отношений;

— информационная инфраструктура;

— информационные технологии;

— информационные ресурсы.

Собирательное определение информационной сферы может быть представлено следующим образом: отдельная от иных видов группа взаимоотношений между субъектами, где информация является объектом, на который осуществляется воздействие в виде создания, преобразования, распространения, потребления с использованием ресурсов и технологий информационной инфраструктуры.

Обобщая изложенные концепции информационной функции, можно выделить ее существенные характеристики:

1. На предшествующих этапах государственного развития информационная функция существовала, но в «дофункциональном состоянии», в виде отдельных функций государственных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Информатизация общества, выразившаяся в агрессивном, лавинообразном, повсеместном использовании всё большего и большего объема информации, в активном развитии информационного пространства, способствовала возникновению объективной необходимости государственного вмешательства в регулирование информационных потоков, что привело к формированию и выделению самостоятельного направления государственной деятельности — информационной функции.

3. Реализация информационной функции представляет собой одно из основных на-

правлений обязательной деятельности государства.

4. Информационная функция не обособлена от других государственных функций, тесно с ними взаимодействует.

5. Информационная функция имеет различные формы реализации, а также облает набором подфункций.

6. Цель информационной функции — управление информационной сферой.

7. Приоритетный метод — убеждение.

8. Средствами информационной функции могут быть СМИ, система образования и науки, культура и др.

9. Информационная функция является преемницей идеологической функции. Особенностью информационной функции является возможность оказывать воздействие на поведение людей.

Приведенные характеристики предполагают следующее определение информационной функции: это ранее существовавшая деятельность отдельных органов государства, которая в связи с информатизацией общества преобразовалась в один из основных видов государственной деятельности, отвечающий современному этапу его развития, данная деятельность выражается в различных формах и направлена на регулирование отдельной группы общественных отношений по поводу создания, преобразования, распространения, потребления информации с использованием ресурсов и технологий информационной инфраструктуры.

Следует заключить, что информационная функция — это сложное современное явление, теоретические подходы к осмыслению которого в отечественной науке сформулированы. При этом, по мнению автора статьи, теоретические исследования представлены недостаточно широко, не всё содержание проблемы раскрыто. Практически в каждой работе ученые обращают внимание, что информационная функция способна оказывать влияние на поведение граждан, однако данное направление не было развито и исчерпывающе изучено.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Васенина А. Н. Информационная функция современного российского государства : дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007. — 218 с.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М. : Юриспруденция, 2000. — 528 с.

3. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство : дис. ... д-ра юрид. наук. — СПб., 2000. — 433 с.

4. Никодимов И. Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2003. — 409 с.

5. Нисневич Ю. А. Информация и власть. — М. : Мысль, 2000. — 207 с.

6. Просвирнин Ю. Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2002. — 357 с.

7. Теория государства и права : учебник / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — М. : Юристъ, 2003. — 592 с.

Материал поступил в редакцию 30 мая 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Vasenina A. N. Informatsionnaya funktsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. — N. Novgorod, 2007. — 218 s.

2. Vengerov A. B. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov. — 3-e izd. — M.: Yurisprudentsiya, 2000. — 528 s.

3. Lopatin V. N. Informatsionnaya bezopasnost Rossii: Chelovek. Obshchestvo. Gosudarstvo: dis. ... d-ra yurid. nauk. — SPb., 2000. — 433 s.

4. Nikodimov I. Yu. Informatsionno-kommunikativnaya funktsiya gosudarstva i mekhanizm ee realizatsii v sovremennoy Rossii: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2003. — 409 s.

5. Nisnevich Yu. A. Informatsiya i vlast. — M.: Mysl, 2000. — 207 s.

6. Prosvirnin Yu. G. Teoretiko-pravovye aspekty informatizatsii v sovremennom rossiyskom gosudarstve: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2002. — 357 s.

7. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / V. K. Babaev [i dr.]; pod red. V. K. Babaeva. — M.: Yurist, 2003. — 592 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.